УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 21
ГОРОДА КУЗНЕЦКА
Рассмотрена Согласована Утверждаю
на заседании кафедры на Педагогическом совете Директор МБОУ лицея № 21
естественнонаучных МБОУ лицея № 21 города Кузнецка
дисциплин МБОУ города Кузнецка __________ И.В. Рузанова
лицея № 21 г. Кузнецка Пр. № 1 от 30.08.16 Пр. № 46 от 01.09.16
Пр. № 1 от 30.08.16
Рабочая программа
по предмету «музыка»
в 1-4 классах
Составитель:
учитель музыки I квалификационной категории
Сударева Светлана Александровна
2016 г.
I. Планируемые результаты освоения курса музыки в 1-4 классах.
В результате освоения курса музыка 1-4 классов программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование творческой активности и познавательного интереса при
решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в
процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;
- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
II. Содержание учебного предмета.
Мир музыкальных звуков
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
2 класс
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.
Музыкальная грамотаОсновы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.
3 класс
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.
4 класс
Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
III . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
1 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Мир музыкальных звуков (3 часа) |
1 | Музыка вокруг нас | 1 | Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Пение попевок и простых песен. |
2 | Музыкальные и шумовые звуки | 1 |
3 | Музыка осени | 1 |
Ритм – движение жизни (4часа) |
4 | Ритм | 1 | Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям. |
5 | Темп | 1 |
6 | Ритмическая партитура | 1 |
7 | Народное музыкально-поэтическое творчество | 1 |
Мелодия – царица музыки (4 часа) |
8 | Душа музыки - мелодия | 1 | Слушание музыкальных произведений яркого интонационно- образного содержания. Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. |
9 | Человеческая речь | 1 |
10 | Музыкальная речь | 1 |
11 | Зерно интонации | 1 |
Музыкальные краски (3 часа) |
12 | Лад | 1 | Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. Исполнение песен, написанных в разных ладах. Игры- драматизации. |
13 | Отражение в музыке добра и зла | 1 |
14 | Отражение в музыке дня и ночи | 1 |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш ( 6 часов) |
15 | Как получается музыка | 1 | Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. |
16 | Марш | 1 |
17 | Волшебный мир танца | 1 |
18 | Песня | 1 |
19 | Встреча музыкальных жанров | 1 |
20 | Разучиваем, поем, играем (музыкальное представление) | 1 |
Музыкальная азбука или где живут ноты (5 часов) |
21 | Где живут ноты? | 1 | Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. |
22 | Музыкальная азбука | 1 |
23 | Знакомство с оперой | 1 |
24 | Знакомство с балетом | 1 |
25 | Музыкальная лаборатория | 1 |
Я – артист | Я – артист (4 часа) | |
26 | Музыкальные звуки | 1 | Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; пение с аккомпанементом шумового оркестра; ритмические эстафеты; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». |
27 | Музыкально- выразительные средства | 1 |
28 | Деятельность музыканта в жизни | 1 |
29 | Урок-концерт «Музыка о Родине» | 1 |
Музыкально-театрализованное представление (4 часа) |
30 | Музыкальная кульминация | 1 | Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально- театрализованного представления. Создание музыкального коллектива. |
31 | Вокальная песня | 1 |
32 | Исполнительское развитие | 1 |
33 | Урок-концерт «Сочиняем песню» | 1 |
2 класс
Номер урока | Тема / содержание | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов |
«Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды» |
1 | Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | 1 |
2 | Марш | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов | 1 |
3 | Музыкальная лаборатория | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | 1 |
4 | Танец | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов | 1 |
5 | Волшебный мир танца | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 1 |
6 | Песня | 1 |
7 | Разучиваем, поём, играем | 1 |
8 | Музыкальное представление. | 1 |
9 | Обобщающий урок по теме: жанры музыки | 1 |
«Широка страна моя родная» | | |
1 | Музыкальная лаборатория | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение | 1 |
2 | О чем говорит музыка? | 1 |
3 | Что выражает музыка? | 1 |
4 | Музыкальный портрет | 1 |
5 | Изобразительность в музыке | 1 |
6 | Музыкальная лаборатория | 1 |
7 | Разучиваем, поём, играем | 1 |
«Музыкальное время и его особенности» | Индивидуальная Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. |
1 | Куда ведут нас «три кита»? Опера | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
2 | М. Коваль «Волк и семеро козлят» | - Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; | 1 |
3 | Балет | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
4 | Волшебный мир танца | Фронтальная Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации. | 1 |
5 | Симфония | Индивидуальная Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. | 1 |
6 | Концерт | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
7 | Опера и симфония | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; | 1 |
| Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
8 | Музыкальная лаборатория | Фронтальная Понимать особенности музыкального воплощения стих Индивидуальнаяотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации. | 1 |
9 | Марш в опере, балете, симфонии | Индивидуальная Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. | 1 |
10 | Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш? | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
«Музыкальный конструктор» |
1 | Что такое музыкальная речь? | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении | 1 |
2 | Мелодия, темп, лад, регистр | 1 |
3 | Разучиваем, поём, играем | 1 |
4 | Музыкальная лаборатория | 1 |
5 | Средства выразительности в музыке | 1 |
6 | С.Прокофьев «Петя и волк» | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективно музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | 1 |
7 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективно музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | 1 |
8 | Создание музыкальных образов. Обобщающий урок | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. | 1 |
3 класс
Номер урока | Тема / содержание | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов |
Музыкальный проект «Сочиняем сказку». |
1 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | 1 |
2 | Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. | Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров; различатьпесенность, танцевальность и маршевость в музыке; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке; импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки; осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. | 1 |
3 | Танцевальность | 1 |
4 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | 1 |
5 | Песенность | 1 |
6 | Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | 1 |
7 | Маршевость. | 1 |
8 | Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. | 1 |
9 | Песенность, танцевальность и маршевость. Обобщение. | 1 |
«Хоровая планета» |
1 | Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные по смыслу интонации; Определять жизненную основу музыкальных интонаций; воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение); анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы; приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | 1 |
2 | Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. | 1 |
3 | Интонация – выразительно-смысловая частица музыки | 1 |
4 | Выразительные и изобразительные интонации. | 1 |
5 | Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи. | 1 |
6 | Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | 1 |
7 | Интонация – основа музыки. Обобщение | 1 |
Развитие музыки. |
1 | Знакомство с понятием развитие музыки. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать . | 1 |
2 | Композиторское и исполнительское развитие музыки. | 1 |
3 | Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. | 1 |
4 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | 1 |
5 | Развитие музыки в процессе работы над каноном. | 1 |
6 | Знакомство с понятием кульминация | Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения | 1 |
7 | Интонационно-мелодическое развитие музыки. | Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве | 1 |
8 | Ладово-гармоническое развитие музыки. | 1 |
9 | Развитие музыки в произведениях Э. Грига. | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. | 1 |
10 | Обобщение по теме «Развитие музыки». | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
| Мир оркестра |
1 | Одночастная форма произведения. | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. | 1 |
2 | Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. | 1 |
3 | Знакомство с формой рондо. | Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; Участвовать в музыкальной жизни школы, города; | 1 |
4 | Вариационная форма построения музыки. | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | 1 |
5 | Средства построения музыки – повторение и контраст. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
6 | Общие представления о музыкальной жизни Пензенской области. | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | 1 |
7 | Обобщение по теме «Построение музыки». | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
8 | Итоговое обобщение и повторение. Урок-концерт. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
4 класс.
Номер урока | Тема / содержание | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов |
Песни народов мира |
1 | Музыка моего народа. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
2 | Русская народная песня. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
3 | Русская народная и композиторская музыка. | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. | 1 |
4 | Частушки. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
5 | Жанры русских народных песен | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. | |
6 | «Русский шаг» в солдатской песне | Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения | 1 |
7 | Русские народные инструменты. | Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве | 1 |
8 | Особенности композиторской музыки. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
9 | Лаборатория музыки. Обобщение | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | 1 |
|
1 | Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнение. | 1 |
2 | Молдавская народная музыка | Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации. | 1 |
3 | Музыка народов Закавказья | Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы | 1 |
5 | Музыка Славянских народов | Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы | 1 |
6 | Взаимосвязь композиторской и народной музыки. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнение. | 1 |
7 | Песни о Днепре-реке. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 |
8 | Лаборатория музыки. Обобщение. | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | 1 |
Музыкально-сценические жанры |
1 | Музыкальный язык. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
2 | Разучиваем, поём песню и размышляем. | Фронтальная Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации. | 1 |
| | | | | Индивидуальная Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. |
3 | Взаимопроникновение музыкального языка. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
4 | Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; | 1 |
5 | Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
6 | Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского. | Фронтальная Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации. | 1 |
7 | Африканские народные мотивы в музыке К.Караева. | Индивидуальная. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. | 1 |
8 | Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
9 | Музыкальный язык – интернационален. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; | 1 |
| | | | | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
10 | Обобщение тем четверти. | Фронтальная Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации. | 1 |
Композитор-исполнитель-слушатель. | |
1 | Композитор-исполнитель-слушатель. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
2 | Дети как исполнители. Дети как слушатели. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; | 1 |
3 | Дети как композиторы | Индивидуальная Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. | 1 |
4 | Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |
5 | Песни весны. | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; | 1 |
6 | Музыка всегда со мной. | Индивидуальная Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. | 1 |
7 | Музыка всегда со мной. | Индивидуальная. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. | 1 |
8 | Обобщение тем четверти и года. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1 |