СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по предмету «музыка»

в 1-4 классах

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 21

ГОРОДА КУЗНЕЦКА



Рассмотрена Согласована Утверждаю

на заседании кафедры на Педагогическом совете Директор МБОУ лицея № 21

естественнонаучных МБОУ лицея № 21 города Кузнецка

дисциплин МБОУ города Кузнецка __________ И.В. Рузанова

лицея № 21 г. Кузнецка Пр. № 1 от 30.08.16 Пр. № 46 от 01.09.16

Пр. № 1 от 30.08.16






Рабочая программа

по предмету «музыка»

в 1-4 классах






Составитель:


учитель музыки I квалификационной категории

Сударева Светлана Александровна








2016 г.


I. Планируемые результаты освоения курса музыки в 1-4 классах.

В результате освоения курса музыка 1-4 классов программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего об­разования


Личностные результаты освоения программы должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование творческой активности и познавательного интереса при

решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в

процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;

- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в

соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев

логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со

сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в

соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».




Предметные результаты освоения программы должны отражать:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых

произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.



II. Содержание учебного предмета.

Мир музыкальных звуков


Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.



Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.


Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.


Ритм – движение жизни


Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.



Мелодия – царица музыки


Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.



Музыкальные краски


Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.



Музыкальные жанры: песня, танец, марш


Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.



Музыкальная азбука или где живут ноты


Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).


Я – артист


Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.



Музыкально-театрализованное представление


Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.



2 класс

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды

Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников

Широка страна моя родная

Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

Музыкальное время и его особенности

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.

Музыкальная грамотаОсновы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.


«Музыкальный конструктор»

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).

Жанровое разнообразие в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.

Музыкально-театрализованное представление

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.

3 класс

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Широка страна моя родная

Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.

Хоровая планета

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.

Мир оркестра

Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Музыкальная грамота

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.

Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых партитур различных составов.

Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.

Формы и жанры в музыке

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.


Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Музыкально-театрализованное представление

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.


4 класс

Песни народов мира

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Музыкальная грамота

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.

Оркестровая музыка

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

Музыкально-сценические жанры

Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.


Музыка кино

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

Учимся, играя

Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Музыкально-театрализованное представление

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.



III . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

1 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Мир музыкальных звуков (3 часа)

1

Музыка вокруг нас

1

Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Игра на элементарных музыкальных

инструментах в ансамбле. Пение попевок и простых песен.

2

Музыкальные и шумовые звуки

1

3

Музыка осени

1

Ритм – движение жизни (4часа)

4

Ритм

1

Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.

5

Темп

1

6

Ритмическая партитура

1

7

Народное музыкально-поэтическое творчество

1

Мелодия – царица музыки (4 часа)


8

Душа музыки - мелодия

1

Слушание музыкальных произведений яркого интонационно- образного содержания. Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне.

9

Человеческая речь

1

10

Музыкальная речь

1

11

Зерно интонации

1

Музыкальные краски (3 часа)


12

Лад

1

Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. Исполнение песен, написанных в разных ладах. Игры- драматизации.

13

Отражение в музыке добра и зла

1

14

Отражение в музыке дня и ночи

1

Музыкальные жанры: песня, танец, марш ( 6 часов)

15

Как получается музыка

1

Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация.

16

Марш

1

17

Волшебный мир танца

1

18

Песня

1

19

Встреча музыкальных жанров


1

20

Разучиваем, поем, играем (музыкальное представление)


1

Музыкальная азбука или где живут ноты (5 часов)


21

Где живут ноты?

1

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи.

22

Музыкальная азбука

1

23

Знакомство с оперой

1

24

Знакомство с балетом

1

25

Музыкальная лаборатория

1

Я – артист

Я – артист (4 часа)


26

Музыкальные звуки

1

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; пение с аккомпанементом шумового оркестра; ритмические эстафеты; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».

27

Музыкально- выразительные средства

1

28

Деятельность музыканта в жизни

1

29

Урок-концерт «Музыка о Родине»

1

Музыкально-театрализованное представление (4 часа)

30

Музыкальная кульминация

1

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально- театрализованного представления. Создание музыкального коллектива.


31

Вокальная песня

1

32

Исполнительское развитие

1

33

Урок-концерт «Сочиняем песню»

1



2 класс

Номер урока

Тема / содержание

Характеристика основных видов

деятельности

Кол-во

часов

«Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды»

1


Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

1

2

Марш

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов


1

3

Музыкальная лаборатория

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

1

4

Танец

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов


1

5

Волшебный мир танца

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение


1

6

Песня

1

7

Разучиваем, поём, играем

1

8

Музыкальное представление.

1

9

Обобщающий урок по теме: жанры музыки


1

«Широка страна моя родная»




1

Музыкальная лаборатория

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение

1

2

О чем говорит музыка?

1

3

Что выражает музыка?

1

4

Музыкальный портрет

1

5

Изобразительность в музыке

1

6

Музыкальная лаборатория

1

7

Разучиваем, поём, играем



1

«Музыкальное время и его особенности»


Индивидуальная

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


1

Куда ведут нас «три кита»? Опера

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

2

М. Коваль «Волк и семеро козлят»

- Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;


1

3

Балет

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

4

Волшебный мир танца

Фронтальная

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.


1

5

Симфония

Индивидуальная

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


1

6

Концерт

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

7

Опера и симфония

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;


1


Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.



8

Музыкальная лаборатория

Фронтальная

Понимать особенности музыкального воплощения стих Индивидуальнаяотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.


1

9

Марш в опере, балете, симфонии

Индивидуальная

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


1

10

Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш?




Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

«Музыкальный конструктор»


1

Что такое музыкальная речь?

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные),

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм

Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении

1

2

Мелодия, темп, лад, регистр

1

3

Разучиваем, поём, играем

1

4

Музыкальная лаборатория

1

5

Средства выразительности в музыке

1

6

С.Прокофьев «Петя и волк»

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективно музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

1

7

Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективно музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

1

8

Создание музыкальных образов.

Обобщающий урок

Размышлять о музыкальных образах Отечества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.


1



3 класс

Номер урока

Тема / содержание

Характеристика основных видов

деятельности

Кол-во

часов

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».


1

Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

1

2

Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различатьпесенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

1

3

Танцевальность

1

4

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

1

5

Песенность

1

6

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

1

7

Маршевость.

1

8

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

1

9

Песенность, танцевальность и маршевость.

Обобщение.

1

«Хоровая планета»


1

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении

(пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

1

2

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

1

3

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

1

4

Выразительные и изобразительные интонации.

1

5

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

1

6

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

1

7

Интонация – основа музыки. Обобщение

1

Развитие музыки.

1

Знакомство с понятием развитие музыки.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать .

1

2

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

1

3

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.


1

4

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

1

5

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

1

6

Знакомство с понятием кульминация

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения


1

7

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве



1

8

Ладово-гармоническое развитие музыки.

1

9

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

1

10

Обобщение по теме «Развитие музыки».

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1


Мир оркестра


1

Одночастная форма произведения.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

1

2

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

1

3

Знакомство с формой рондо.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

Участвовать в музыкальной жизни школы, города;

1

4

Вариационная форма построения музыки.

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

1

5

Средства построения музыки – повторение и контраст.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1

6

Общие представления

о музыкальной жизни Пензенской области.

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

1

7

Обобщение по теме «Построение музыки».

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1

8

Итоговое обобщение и повторение.

Урок-концерт.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1



4 класс.



Номер урока

Тема / содержание

Характеристика основных видов

деятельности

Кол-во

часов

Песни народов мира


1

Музыка моего народа.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1

2

Русская народная песня.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1

3

Русская народная и композиторская музыка.

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.


1

4

Частушки.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1

5

Жанры русских народных песен

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.



6

«Русский шаг» в солдатской песне

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения


1

7

Русские народные инструменты.

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве




1

8

Особенности композиторской музыки.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1

9

Лаборатория музыки. Обобщение

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

1


1

Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнение.

1

2

Молдавская народная музыка

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.


1

3

Музыка народов Закавказья

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы

1

5

Музыка Славянских народов

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы

1

6

Взаимосвязь композиторской и народной музыки.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнение.

1

7

Песни о Днепре-реке.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

1

8

Лаборатория музыки. Обобщение.


Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

1

Музыкально-сценические жанры


1


Музыкальный язык.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

2

Разучиваем, поём песню и размышляем.

Фронтальная

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.


1






Индивидуальная

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


3

Взаимопроникновение музыкального языка.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

4

Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;


1

5

Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

6

Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского.

Фронтальная

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.


1

7

Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.

Индивидуальная.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


1

8

Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

9

Музыкальный язык – интернационален.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;


1






Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


10

Обобщение тем четверти.

Фронтальная

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.


1

Композитор-исполнитель-слушатель.


1

Композитор-исполнитель-слушатель.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

2

Дети как исполнители.

Дети как слушатели.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;


1

3

Дети как композиторы

Индивидуальная

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


1

4

Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1

5

Песни весны.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;


1

6

Музыка всегда со мной.

Индивидуальная

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


1

7

Музыка всегда со мной.

Индивидуальная.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


1

8

Обобщение тем четверти и года.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


1