СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии материков и океанов для 7 класса. Разработана в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Планируемые результаты освоения учебного предмета географии в 7 классе


В результате изучения учебного предмета ученик научится:

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны

мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.










Содержание учебного предмета



Раздел «Введение»

Что изучают в курсе географии Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики

Раздел «Современный облик планеты Земля»

Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие «географическое положение» Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятия «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность»

Раздел «Население Земли»

Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия

Раздел «Главные особенности природы Земли»

Литосфера и рельеф: Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.

Климаты Земли. Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты. Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат

Вода на Земле. Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек.

Озёра. Болота Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши

Природные зоны. Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания.

Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь

Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.


Раздел «Материки и страны»

Африка. Краткая история исследования материка. Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта, Эфиопии, ЮАР.

Австралия и Океания. Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.

Южная Америка. Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран

Антарктида. Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды

Северная Америка. Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.

Евразия. Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору). Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая, Японии. Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии

Раздел «Природа Земли и человек»

Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды. Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки






























Тематическое планирование




№ п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся





1.

ВВЕДЕНИЕ

4

Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой.

Определять структуру курса по содержанию учебника

Составлять перечень источников географической информации.

Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию).

Различать географические описания и характеристики, приводить примеры

2

Главные особенности природы Земли

9


Выделять в геологическом времени этапы развития Земли, основные закономерности (свойства) географической оболочки

Объяснять происхождение материков и впадин океанов.

Определять географическое положение материков, океанов, частей света.

Сравнивать географическое положение этих объектов, устанавливать сходство и различия

Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой.

Давать определения этим понятиям, определения понятиям широтной зональности

Составлять характеристику природной зоны своей местности и её изменений под влиянием хозяйственной деятельности людей

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Современный облик столкновения и расхождения литосферных плит.

Читать карту строения земной коры, космические снимки, аэрофотоснимки

Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере.

Описывать и сравнивать рельеф одного и двух материков.

Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа.

Определять по карте границы .

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Приводить примеры форм рельефа своей местности и их изменений под влиянием деятельности людей

Объяснять роль рельефа в жизни людей. Оценивать роль минеральных ресурсов в хозяйственной деятельности.

Обсуждать проблемы рационального использования полезных ископаемых.

Находить информацию о памятниках литосферы

Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам, главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов , причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов, зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс, размещение климатических поясов согласно закону географической зональности, изменение климата во времени, значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека.

Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы.

Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и оценивать его для жизни людей

Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов.

Составлять описание климата одного из поясов. Анализировать климатические диаграммы.

Описывать и объяснять различия в климате одного из материков, роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей.

Приводить примеры адаптации людей к климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения, роль самого большого природного комплекса в жизни Земли. планеты Земля».

Выполнять тестовые задания

3

Материки и страны

50

Определять географическое положение материка и влияние его на природу.

Составлять характеристику компонентов природы.

Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние климатообразующих факторов на климат материка. Составлять характеристику климата одной из территорий.

Оценивать природные богатства материков

Обсуждать проблемы неумеренного использования природных богатств материка и меры по сохранению природы континента

Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель.

Определять по карте плотности населения особенности размещения, по карте народов — этнический состав населения материка, по статистическим показателям — соотношение городского и сельского населения.

Различать города материка по их функции. Группировать страны материков по различным признакам.

Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах.

Выявлять общие черты природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Составлять описания и характеристики отдельных стран региона, крупных городов. Анализировать экологическую карту, выявлять районы с нарушенной природой. Создавать географический образ стран. Называть памятники культурного наследия человечества.

Подготавливать и обсуждать презентации о странах

4

Природа Земли и человек.


Повторение и обобщение курса.

3

Объяснять причины изменений характера взаимодействия человека и природы по мере развития человечества.

Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

Приводить примеры неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов.

Давать определение понятия «природопользование».

Моделировать на карте основные виды природных богатств материков и океанов.

Доказывать необходимость международного сотрудничества всех стран мира в сохранении природы, а также памятников природного и культурного наследия человечества.

Составлять описание местности, в которой школьник провёл летние каникулы, выявлять её экологические проблемы и пути сохранения и улучшения качества окружающей среды; называть памятники природы и культуры

Доказывать на примерах возрастание роли географической науки в рациональном природопользовании.

Приводить примеры применения учёными-географами традиционных, новых и новейших методов исследования природы Земли, населения и его хозяйственной деятельности

5

Итоговая контрольная работа


1



итого

66





Приложение




Календарно – тематическое планирование



/№

Тема урока

Количество часов

Дата




план

факт


ВВЕДЕНИЕ

4ч.



1.

Что изучает география материков и океанов.


1



2-3.

Основные этапы накопления знаний о Земле. Современные географические исследования


1



4.

История создания карт. Практическая работа №1 «Чтение и анализ карт атласа».


1




Главные особенности природы Земли

9ч.



5.

Состав и строение литосферы.


1



6.

Особенности рельефа Земли. Практическая работа №2
«Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли».


1



7.

Климатообразующие факторы.


1



8.

Распределение тепла и влаги у поверхности Земли.


1



9.

Климатические пояса. Практическая работа №3 «Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте».


1



10.

Гидросфера.


1



11.

Биосфера. Географическая оболочка.


1



12.

Биосфера. Географическая оболочка.


1



13.

Главные особенности природы Земли.

1




МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ

50ч.




АФРИКА

11ч.



14.

Африка. Географическое положение и история исследования. Практическая работа №4 «Описание географического положения материка».


1








15.

Особенности форм рельефа Африки.


1



16.

Климат.


1



17.

Внутренние воды.


1



18.

Природные зоны. Практическая работа №5 « Характеристика ПЗ Африки по картам».

1



19.

Население.


1



20.

Страны Северной Африки. Практическая работа №6 « Характеристика страны».


1



21.

Центральная и Западная Африка.


1



22.

Восточная Африка.


1



23.

Южная Африка.


1



24.

Обобщение по теме « Африка».

1




Австралия и Океания

4ч.



25.

Австралия. Географическое положение, история исследование материка. Практическая работа №7 «Сравнение географического положения Африки и Австралии».


1



26.

Особенности компонентов природы Австралии. Практическая работа №8«Установить черты сходства и различий
климатических поясов и природных зон Австралии и Африки».


1



27.

Население Австралии.


1



28.

Океания.


1




Южная Америка

6ч.



29.

Южная Америка. Географическое положение и история исследования. Практическая работа №9 «Сравнить географическое положение материков Южная Америка и Африка, найти черты сходства и различия в их ГП».


1



30.

Особенности форм рельефа материка.


1



31.

Особенности климата. Внутренние воды материка. Практическая работа №10
«Дать описание реки Южной Америки».


1



32.

Природные зоны.


1



33.

Население. Практическая работа №11 «Характеристика природы страны и населения».


1



34.

Страны Южной Америки. Обобщение по теме.

1




МИРОВОЙ ОКЕАН

3ч.



35.

Мировой океан. Практическая работа №12 « Обозначение на к/к маршрутов научных экспедиций в 4-х океанах мира. Обозначение на карте 1-2 объектов путешествий, чьими именами названы объекты».

1



36.

Тихий и Атлантический океаны.

1



37.

Индийский и Северный Ледовитый океаны. Практическая работа №13 «Характеристика одного из океанов Земли».


1




Антарктида

2ч.



38.

Антарктида – особенности географического положения и истории исследования. Практическая работа №14 «Обозначение на к/к географических объектов береговой линии Антарктиды и научных станции».


1



39.

Природа Антарктиды.


1




СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

8ч.



40.

Северная Америка. Географическое положение и история исследования. Практическая работа №15 «Обозначение на контурной карте объектов береговой линии Северной Америки».


1



41.

Особенности форм рельефа.


1



42.

Климат. Практическая работа №16 «Характеристика особенностей климата Северной Америки».



1



43.

Внутренние воды.


1



44.

Природные зоны.


1



45.

Население и страны ( США и Канада).


1



46.

Страны Латинской Америки. Практическая работа №17 «Характеристика одной из стран (по контурной карте)».


1



47.

Обобщение знаний и умений по теме «Северная Америка».

1




ЕВРАЗИЯ

15ч.



48.

Географическое положение и история исследования.

Практическая работа №18 «Особенности географического положения Евразии  и его влияние на природу материка».


1



49.

Современный рельеф и полезные ископаемые.


1



50.

Климат. Практическая работа №19 «Характеристика климата места по климатограмме».

1



51.

Крупнейшие речные системы и озера.


1



52.

Природные зоны. Практическая работа №20 « Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40º с. Ш.».


1



53.

Население и страны. Практическая работа №21
«Нанести на контурную карту крупнейшие страны Евразии».


1



54.

Зарубежная Европа.

1



55.

Восточная Европа.

1



56.

Южная Европа.

1



57.

Зарубежная Азия (Юго-Западная и Центральная).

1



58.

Восточная Азия (Япония и Китай).

1



59.

Страны Южной и Юго-Восточной Азии.

1



60.

Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия).

Практическая работа №22 «Описание страны».

1



61.

Итоговый урок по теме «Евразия».

1



62.

Обобщение знаний по разделу «Материки и океаны».

1




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

3ч.



63.

Закономерности развития географической оболочки.

1



64.

Взаимодействие природы и общества.

Практическая работа №23 « Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира».


1



65.

Обобщение знаний по теме.

1



66.

Итоговая контрольная работа

1




Резерв 3 часа