СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8 класса.

1 раз в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Осинцевская средняя школа

Чановского района Новосибирской области








Рассмотрена на заседании МО школы Протокол №____ от

от «____» __________2016г.

Руководитель МО

____________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

Аникин И.С.______

от «___» _______ 2016 г.


«Утверждаю»_________

Директор школы

Киселев А.В.


от «__» ______ 2016 г.








Рабочая программа

учебного курса «Информатика и ИКТ»

8 класс





Составитель: Щербакова Т.В.









на 2016 - 2017 учебный год










Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;

-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- приказа Министерства образования. Науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2015 – 2016 учебный год от 01.07.2014 г №1573;

- Учебного плана МБОУ Осинцевской СШ.

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение информатики в 8 классе реализуется по программе расширенного курса в V–IX классах (Количество учебных часов в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 36 часа в год.). УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.








Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

Контроль ЗУН

1

Математические основы информатики

12

5

3

1

2

Основы алгоритмизации

9

6

4

1

3

Начало программирования

14

7

7

2

4

Итоговое повторение

2

1

-

-

5

Итого:

36

18

14

4


Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ – 5,

Практических работ – 19

Компьютерный практикум - 9.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 8 КЛАССЕ


В результате изучения курса информатика и ИКТ 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.


уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Примечание

План

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1. Математические основы информатики (13 часов)

1



Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Знать: математические основы информатики
Уметь:



2



Общие сведения о системах счисления

Система счисления; цифра; алфавит;

Непозиционные системы счисления

Иметь общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления. Знать алфавит римской системы счисления. Уметь переходить из римской системы счисления в десятичную и обратно

промежуточный


3



Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Система счисления с основанием q

Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий



4



Двоичная арифметика

Двоичная система счисления; двоичная арифметика

Уметь выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему.



5



«Компьютерные» системы счисления

«Компьютерные» системы счисления

Понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.



6



Представление чисел в компьютере

Практическая работа «Ввод символов» (Задания 4.1)

«Ввод символов»

Работа на ПК



7



Представление вещественных чисел

Числовая, текстовая, графическая информация

Иметь представление о научной форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой



8



Высказывание


Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение

Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями.

Проверочный тест по теме


9



Построение таблиц истинности для логических выражений

Таблица истинности

Иметь представление о таблице истинности для логического выражения; о свойствах логических операций (законах алгебры логики);



10



Свойства логических операций

Таблица истинности; свойства логических операций

Уметь преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами; навыки анализа и преобразования логических выражений



11



Решение логических задач

Законы алгебры логики.

Иметь навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений;



12



Практическая работа на тему математические основы информатики

Система счисления; двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная система счисления; представление целых и вещественных чисел; высказывание; логическое выражение; таблица истинности; законы логики;

Итоговый

Интерактивный тест «Математиче ские основы информатики »


Тема 2. Основы алгоритмизации (8 часов)

13



Понятия алгоритма

Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость

Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека

Промежуточный


14



Свойства алгоритма

характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма

Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека



15



Способы записи алгоритмов


Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык

Иметь представление о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках.



16



Алгоритмические языки



17



Объекты алгоритмов.


Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица

Иметь представление об объектах алгоритмов (величина).



18



Табличные величины

присваивание, выражение, таблица

Уметь различать постоянные и переменные величины.



19



Основные алгоритмические конструкции

Практическая работа на тему Основы алгоритмизации

Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, формальное исполнение алгоритма, словесное описание, блок-схема, величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы

Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека, о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках, об объектах алгоритмов (величина), алгоритмическом конструировании «Следование», «Ветвление», «Повторение».

Интерактивный тест «Основы алгоритмизации»


20



Тестовые задания для самоконтроля

Тестирование


Тема 3. Начало программирования (15 часов)

21



Алфавит и словарь языка

Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания

Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания

Промежуточный


22



Типы данных, используемые в языке Паскаль

§3.1, вопросы 1-12

РТ: № 120, 121


23



Организация ввода и вывода данных

Служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания

Иметь представление о типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания

§3.2, вопросы 1-12



24



Проверочная работа №2



Компьютерное тестирование


25



Ввод данных с клавиатуры

Служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания

Иметь представление о типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания

§3.3, вопросы 1-7

РТ: № 122-126, 137-139


26



Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа «Обработка графической информации» (Задания 3.1–3.4)


(Задания 3.1–3.4)



27



Целочисленный тип данных

Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных

Иметь представление об условном операторе



28



Символьный и строковый типы данных



29



Программирование разветвляющихся алгоритмов Практическая работа «Обработка графической информации» (Задания 3.5–3.9)

§3.4, вопросы 1-3, 5-10

РТ: № 152, 157, 158,


30



Многообразие способов записи ветвлений

Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления

Иметь представление о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений



31



Программирование циклов с заданным условием продолжения работы


Условный оператор, While (цикл –ПОКА)

Иметь представление о программирование циклов с заданным условием продолжения работы

§3.5 (1,2), вопросы 1-9

РТ: № 156, 160, 162, 165



32



Программирование циклов с заданным условием окончания работы

Язык программирования,

for (цикл с параметром)

Иметь представление о программирование циклов с заданным окончания работы



33



Программирование циклов с заданным числом

Язык программирования, программа, структура программы

Иметь представление о программирование циклов с заданным числом повторений



34



Тестовые задания для самоконтроля

Язык программирования, программа, структура программы

Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль

Тестирование


35



Практическая работа № 4 Практическая работа «Обработка графической информации» (Задание 3.10)

Система счисления, логические выражения, алгоритм, программа

Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль

Итоговый тест на ПК


36



Резерв



Повторение



Учебно-методические пособия для учителя

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

    • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014 г.;

    • Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


5