| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Осинцевская средняя школа Чановского района Новосибирской области | |
Рассмотрена на заседании МО школы Протокол №____ от от «____» __________2016г. Руководитель МО ____________________ | Согласовано Зам. директора по УВР Аникин И.С.______ от «___» _______ 2016 г. | «Утверждаю»_________ Директор школы Киселев А.В. от «__» ______ 2016 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ»
10 класс
Составитель: Щербакова Т.В.
на 2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;
-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- приказа Министерства образования. Науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2015 – 2016 учебный год от 01.07.2014 г №1573;
- Учебного плана МБОУ Осинцевской СШ.
Цель изучения учебного предмета
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
Линию алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет, основы сайтостроения).
Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Учебный курс по информатике и ИКТ для 10 класса обеспечивает преподавание дисциплины в средней общеобразовательной школе на базовом уровне. Он разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы изучения дисциплины на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом авторской программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов средней общеобразовательной школы (базовый уровень) Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шеиной Т.Ю.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Большеелховская СОШ» на 2014-2015 учебный год и рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
В авторскую программу Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шеиной Т.Ю. внесено следующее изменение: на один час уменьшено время, предусмотренное на изучение раздела «Информация».
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.
Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин
Базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;
систематизировать и углубить знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
Обучение информатики организовано«по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей) в основной школе, затем в средней школе, на следующей ступени обучения, изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Планируемые результаты изучения информатики
В результате освоения курса информатики в 10 классе на базовом уровне учащиеся будут
знать/понимать
объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
назначение и функции операционных систем.
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Самостоятельные практические работы, ч. |
| Введение | 2 | 2 | | |
2 | Информация | 10 | 5 | 5 | |
3 | Информационные процессы | 6 | 3 | | 2 |
4 | Программирование обработки информации | 18 | 8 | 10 | 1 |
| Итого | 36 | 18 | 15 | 3 |
Содержание дисциплины (36 часа)
Введение (1 ч)
Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса;
- из каких частей состоит предметная область информатики;
- технику безопасности и организацию рабочего места.
Информация (11 ч)
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование.
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации;
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
- что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Измерение информации. Алфавитный и содержательный подход к измерению информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- определение бита с алфавитной точки зрения;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержания сообщения.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов);
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
Представление чисел в компьютере.
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел.
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- определять по внутреннему коду значение числа.
Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере;
- способы представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- способы дискретного (цифрового) представление звука.
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
Информационные процессы (5 ч)
Хранение и передачи информации.
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
Обработка информации и алгоритмы.
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации.
Учащиеся должны уметь:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.
Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
Информационные процессы в компьютере.
Учащиеся должны знать:
- этапы истории развития ЭВМ;
- что такое неймановская архитектура ЭВМ;
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры) ;
- архитектуру персонального компьютера;
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Программирование обработки информации (17 ч)
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование.
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
- система команд компьютера;
- классификация структур алгоритмов;
- основные принципы структурного программирования.
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.
Программирование линейных алгоритмов.
Учащиеся должны знать
- систему типов данных в Паскале;
- операторы ввода и вывода;
- правила записи арифметических выражений на Паскале;
- оператор присваивания;
- структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.
Логические величины и выражения, программирование ветвлений.
Учащиеся должны знать
- логический тип данных, логические величины, логические операции;
- правила записи и вычисления логических выражений;
- условный оператор IF;
- оператор выбора selectcase.
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.
Программирование циклов.
Учащиеся должны знать
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;
- операторы цикла while и repeat – until;
- оператор цикла с параметром for;
- порядок выполнения вложенных циклов.
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
- программировать итерационные циклы;
- программировать вложенные циклы.
Подпрограммы.
Учащиеся должны знать
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
- правила описания и использования подпрограмм-функций;
- правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
- описывать функции и процедуры на Паскале;
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
Работа с массивами.
Учащиеся должны знать
- правила описания массивов на Паскале;
- правила организации ввода и вывода значений массива;
- правила программной обработки массивов.
Учащиеся должны уметь:
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет; элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива.
Работа с символьной информацией.
Учащиеся должны знать:
- правила описания символьных величин и символьных строк;
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
Календарно-тематический план 10 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | примечание |
План | Факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Введение 1 |
1 | | | Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | Элементы окружающего мира. Действия с ними. Отличия вещества и энергии от информации. Роль информации в современном мире. | Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики. | | |
Информация 10 |
2 | | | Информация. Представление информации, языки, кодирование | Что такое язык представления информации. Виды языков. Кодирование и декодирование. | Знатьчто такое язык представления информации; какие бывают языки УметьКодировать и декодировать информацию. | | |
3 | | | Практическая работа «Представление информации» | | | | |
4 | | | Измерение информации. Алфавитный подход | количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах | Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.. | | |
5 | | | Измерение информации. Содержательный подход | Вероятностный подход к определению информации. Вероятность события. Примеры равновероятных и неравновероятных событий. | Знать:сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации Уметь:решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) | | |
6 | | | Практическая работа «Измерение информации» | Решение задач на определение количества информации с использованием алфавитного подхода | решать несложные задачи на измерение информации, с использованием содержательного и объемного подходов. | Тестирование | |
7 | | | Представление чисел в компьютере | | | | |
8 | | | Практическая работа «Представление чисел в компьютере» | | | Работа на ПК | |
9 | | | Представление текста, изображения и звука в компьютере | | | Работа на ПК | |
10 | | | Практическая работа «Представление текста, изображения и звука в компьютере» | | | Работа на ПК | |
11 | | | Практическая работа «Представление текста, изображения и звука в компьютере» | | | Работа на ПК | |
Информационные процессы 5 часов |
12 | | | Хранение и передача информации. «Обработка информации и алгоритмы» | Носители информации. История их развития. Современные типы носителей информации. Их основные характеристики. Объем информации на носителе. | Знать: современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики Уметь: | | Определение понятий. Задача 7 на стр.46. |
13 | | | Практическая работа «Обработка информации и алгоритмы» | Виды обработки информации, исполнитель обработки, алгоритм обработки, алгоритмическая машина, свойства алгоритма | Учащиеся должны знать: основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации; что такое "алгоритмические машины" в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной | Тестирование | |
14 | | | Автоматическая обработка информации | Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации Алгоритмические машины. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Машина Поста. | знать: уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста | | |
15 | | | Информационные процессы в компьютере | Решение задач на кодирование информации, измерение информации (алфавитный и содержательный подход),задача на вычисление скорости передачи данных, пропускной способности канала связи, объема переданной информации, задача на составление программы для машины Поста. | Знать: понятия «кодирование» и «декодирование» информации Уметь: | | |
16 | | | Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера» | | | Работа на ПК | Выполнение проекта |
Программирование 17 |
17 | | | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | Алгоритм, объект моделирования, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритма. | Учащиеся должны знать: понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритмов. | | |
18 | | | Программирование линейных алгоритмов | | Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями | | |
19 | | | Практическая работа «Программирование линейных алгоритмов» | Линейный алгоритм | Учащиеся должны уметь составлять программы на линейный алгоритм. | Вопросы после § | |
20 | | | Логические величины и выражения, программирование ветвлений | | Учащиеся должны уметь составлять программы на ветвление. | | |
21 | | | Практическая работа «Программирование ветвлений» | | | Задания после § | |
22 | | | Практическая работа «Программирование ветвлений» | | | | |
23 | | | Программирование циклов | | | | |
24 | | | Практическая работа «Программирование циклов» | | | Работа на ПК | |
25 | | | Практическая работа «Программирование циклов» | | | Работа на ПК | |
26 | | | Подпрограммы | | | | |
27 | | | Практическая работа «Подпрограммы» | | | | |
28 | | | Работа с массивами | | | | |
29 | | | Практическая работа «Массивы» | | | | |
30 | | | Типовые задачи обработки массивов | | | | |
31 | | | Практическая работа «Массивы» | | | | |
32 | | | Работа с символьной информацией | | | | |
33 | | | Практическая работа «Работа с символьной информацией» | | | | |
34 | | | Практическая работа «Работа с символьной информацией» | | | | |
35 | | | Повторение. Подготовка к тестированию | | | | |
36 | | | Итоговое тестирование. | | | Тестирование | |
Материально-техническое обеспечение предмета
Перечень оборудования
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки, микрофон).
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники с микрофоном).
Интерактивная доска
Проектор.
Локальная сеть.
Программные средства и цифровые образовательные ресурсы
Операционная система Windows 7.
Офисное приложение MicrosoftOffice 2013.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://sc.edu.ru/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
http://www.fcior.edu.ru/
Список литературы
1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю.Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ресурс]: 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя. 2013