СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На базе Иланской СОШ № 1, в 2013 году был создан клуб "Патриот".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МБОУ Иланская СОШ № 1


Программа

патриотического

воспитания


«Моё Отечество»


г. Иланский,

Красноярский край


2013 год


Полное название учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Иланская средняя общеобразовательная школа Иланского района Красноярского края

Почтовый адрес

663800

Красноярский край

г. Иланский ул. Ленина, 1.

Номер телефона

8(

Адрес электронной почты


Численность учащихся


Наименование программы

Программа патриотического воспитания

«Мое Отечество»

Основные разработчики

  • Таначева Л.А... – зам директора по ВР

  • Ходос Н.Е.. – учитель истории.

Сроки реализации

2013-2016 г.г.

Паспорт программы



































Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………….……………………………………………..4

  2. Нормативно-правовое обеспечение Программы……………………………………..………5

  3. Управление и участники Программы………………………………...……...………………..5

  4. Материально-техническое обеспечение, финансирование Программы……………………5

  5. Сроки реализации Программы……………………………………………….…………….…5

  6. Этапы реализации Программы ……………………………………………….………………6

  7. Цели и задачи………………………………………………………….……….……………….7

  8. Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:……..…………………………………………………………………………...7

  9. Основные принципы организации Программы……………………………..……………....8

  10. Социо - культурная среда……………………………………………………………………9

  11. Формы реализации Программы….……………….……………………………..………..….10

  12. Тематические блоки….……..…………………………………...……………………………10

  13. Основные направления патриотического воспитания …………………..…………………11

  14. Тематический план работы по патриотическому воспитанию…………….………………12

  15. Предполагаемый результат…………………………………………………………………..21

  16. Оценка эффективности Программы….…..……………………….…………………..….…21

  17. Оценка результатов Программы………………………………….……………………..….21

  18. Заключение ………………………………………………………………………………….. 22

  19. Литература ……………………………………………………………………………………23




























Пояснительная записка.


Главное назначение школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности (привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей)

Настоящая Программа является программой по патриотическому воспитанию школьников МБОУ Иланская СОШ № 1. Она рассчитана на 3 года и предполагает участие детей с 11 лет до 17.

Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию граждан является главной задачей нашей школы.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.


В настоящее время в школе такая система в своей основе сложилась. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является работа школьного музея (материал для музея собирают сами учащиеся), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, походов по родному краю.





Нормативно-правовое обеспечение программы


Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации "Об образовании";

- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"

- Конвенция о правах ребенка;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»

- Устав образовательного учреждения МБОУ Ильинская СОШ;


Управление и участники Программы;


Координация и утверждение Программы - Совет школы;

Управление, разработка и реализация Программы - заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории.

Реализация – учителя-предметники, классные руководители, воспитатель ГПД, руководители кружков

Участники – учащиеся ( человек), учителя, родители, сотрудничающие со школой организации, жители Иланского.


Обеспечение Программы:

Материально-техническая база

Актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, кабинет информатики, , литературы, истории.


Финансирование Программы:

Финансирование Программы осуществляется за счет бюджета школы.


Сроки реализации программы:


2013– 2016 гг.

Программа рассчитана на 3 года




Этапы реализации программы:

I этап: проектный.

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить Программу патриотического воспитания.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.

Разработать систему организации ученического самоуправления.

II этап: практический.

Цель: реализация Программы патриотического воспитания.

Задачи:

Организация работы кружков.

Оформление учебных кабинетов, школьной библиотеки, рекреаций школы

Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров.

Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами.

Проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, обучающихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы.

Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики.

Освещение хода и результатов Программы в СМИ

III этап: аналитический.

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.

Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.

Планирование работы на следующий период.



Цели и задачи Программы.


Цель Программы

– воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.


Основные задачи:

- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;

- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;

- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;

- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

- изучение исторического прошлого родного края;

- формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;

- формирование культуры межнационального общения;

- формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;

- формирование традиций в коллективе;

- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.


Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:


· ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;


· ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ

СВОЕГО НАРОДА;


· ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;


· СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ


· БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Основные принципы организации воспитания:


Принцип открытости.

Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Педагог прислушивается к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела.

Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

Принцип свободы участия.

Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе

задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи.

Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

Принцип сотворчества.

Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.














СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА :


Схема взаимодействия объектов и субъектов воспитания.








ОБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ






МБУК Иланская СОШ



















Формы реализации Программы:


Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции,

проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.







Программа включает в себя следующие тематические блоки и направления:



Блок №4

«Я гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции



.

Блок №3

«Мой край».

Цель: Воспитание национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям жителей Красноярского края



Блок №2

«Моя малая Родина – г. Иланский».

Цель:

Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему



Блок №1

«Я, моя семья и школа»

Цель: воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям






















Духовно- нравственное.

Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.


Историко – краеведческое.

Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае


Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

















Основные направления патриотического воспитания.


Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.


Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.


Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.


Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.


















Тематический план работы по патриотическому воспитанию:


Месяц

Неделя

Блок

Тема

Мероприятия по всем направлениям патриотического воспитания

Ответственные

Июнь

I Неделя

«Я, моя

семья и

школа».

«Мой второй дом –Иланская школа».

Урок «Его имя носит наша школа»,«Иланская школа (о педагогическом составе, их заботе о детях- помочь ребенку осознать себя УЧЕНИКОМ.

Экскурсия «Здравствуй, школа».

Игра «Будем дружить»

Экскурсия в школьный музей

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу)


Зам. дир. по ВР

Учитель истории

II Неделя

«Моя малая Родина – Иланский».

«Прошлое и настоящее родной земли».

Беседа о прошлом родного города

Экскурсия в районный музей - познакомить с экспозицией «Вехи истории родной земли». Изготовление стенда «Мой Иланский».

Конкурс рисунка «Мы рисуем свой городок»

Игра «Знаешь ли ты свой край?».

Акция «Сделаю свой город чище»

Зам. дир. по ВР

Учитель истории

III Неделя

«Я гражданин России».

«Я россиянин».

Беседа о государстве - «Российская Федерация».

Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране).

Час поэзии «Стихи о Родине»

Рисование русской березы (символ страны).


Зам. дир. по ВР

Учитель истории



сентябрь


I Неделя

«Я, моя

семья и

школа».

«Моя семья».

Поздравление бабушек и дедушек с праздником (День пожилого человека).

Беседа о взрослых членах семьи, и их родителях - закреплять представления о семье, уточнить знания о старших членах семьи (бабушках, дедушках), чем они занимались, где они жили, воспитывать уважение к старшим

«Любовь к Родине начинается в семье».

Развлечение «Из бабушкиного сундучка».

Творческие рассказы детей на тему «Моя семья».

Изображение семейного древа.

Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных».

Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов

Зам. дир. по ВР

Учитель истории

II Неделя

«Моя малая Родина –г. Иланский».

«Иланский– земля хлеборобов».

Рассказ педагога о сельских тружениках. Иланского района

Встреча с ветеранами труда «Хлеб всему голова»

Подготовка к празднику «День работника сельского хозяйства»


Зам. дир. по ВР

Учитель истории

III Неделя

«Я гражданин России».

«Как возникла Россия.

Символика страны - герб,

флаг, гимн».

Беседа о прошлом России, истории ее возникновения - проявлять интерес к прошлому России, познакомить с историей возникновения.

«Герб, флаг России» час информации

Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”.

Зам. дир. по ВР

Учитель истории

октябрь

I Неделя

«Я, моя

семья и

школа».

«Семья и родной дом».

Знакомство с семейными традициями и праздниками. Чтение поговорок и пословиц о семье и о родном доме.

Составление рассказов детьми «Традиции и любимые занятия моей семьи» (совместно с родителями).

Семейный проект «Родословное древо».

Сбор материала и оформление "Книги памяти» в классах.

Зам. дир. по ВР, Учитель истории


II Неделя



«Я гражданин России».

«Я гражданин своей страны»

Круглый стол по теме «Что значит быть гражданином своей страны?»

Фотовыставки «Мы – дети твои, Россия»


Зам. дир. по ВР

Учитель истории

Декабрь

III Неделя

«Я, моя

семья и

школа».

«Мои права и обязанност».

Беседа о правах и обязанностях ребенка «Что я знаю о своих правах?» – способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.



Зам. дир. по ВР

Учитель истории

I Неделя

«Моя малая Родина – город Иланский».

«Я люблю эту землю».

Беседа о флоре и фауне нашего хутора - дать представление о растительном и животном мире.

Фотовыставка «Растения и животные родного края».

Экскурсия по родному краю

Составление фотоальбома «Времена года. Родной городок».

Акция «Покорми птиц»

Зам. дир. по ВР

Учитель истории

II Неделя

«Я гражданин России».

«Москва – столица России. Герб Москвы».

Рассказ педагога о столице, объяснить символику герба Москвы.

Рассматривание картин с видами Москвы (Кремль, Красная площадь).

Слушание песен о Москве.

Конкурс- презентация «Сердце России»

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

Февраль

III Неделя

«Я, моя

семья и

школа».

«Папа, мама, я – спортивная семья!».

Творческие рассказы мальчиков о настоящих мужчинах.

«Поделки для пап и дедушек».

Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья!».

Зам. дир. по ВР, учитель истории.


I неделя

«Красноярский край».

«Защитники Отечества»

Круглый стол «Армия – время возмужания» (встреча с выпускниками школы, отслужившими в РА).

Урок мужества «Они сражались за Родину»

Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!», «А, ну-ка, парни!»

Акция «Ветеран живёт рядом» (Поздравление ветеранов ВОв),

Акция «Помощь солдатам»


Зам. дир. по ВР, учитель истории.

II Неделя

«Я гражданин России».

«Сильны и могучи богатыри славной Руси».

Беседа «Кто такие богатыри?»

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

Рассказ приглашенного воина- выпускника школы о службе в Армии.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

Март


I Неделя

«Я, моя

семья и

школа».

«Женщина -мать».

Беседа о мамах - воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине-матери, стремление помогать ей.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

Изготовление подарков для мам, бабушек.

Заучивание песен и стихотворений о маме.

Выставка рисунков «Портрет мамы».

Концерт для мам, бабушек.

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

II Неделя

«Моя малая Родина – Иланский».

«Есть женщины в русских селеньях»


Встреча с вдовами участников ВОВ, женщинами - участниками ВОВ, ветеранами труда.

Мини концерты на дому.

Пополнение районного музея материалом о замечательных женщинах нашего района.

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

III неделя

«Наш край».


«Весна в родном крае»

Беседа «Природа рядом со мной»

Экскурсия «Живой мир нашего края»

Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного края».

Акция «Кормушка»

Весенние народные праздники (игры)

Зам. дир. по ВР, учитель истории

IV Неделя

«Я гражданин России».

«Страна, в которой мы живем. Природа России».

Беседа о природе России - дать знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать.

Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств России.

Народные праздники.

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

Апрель

I Неделя

«Я, моя

семья и

школа».


«Традиционная русская семья, её обычаи и традиции»


Беседа «Русские народные праздники –Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.»

Знакомство с русской кухней и обычаями стола.

Знакомство с народными играми, развлечениями, гуляниями,

посиделками.

Семейные посиделки «За чашкой чая»

Выставка – ярмарка семейного творчества «Крепка семья – крепка Россия»


Зам. дир. по ВР, учитель истории.

II Неделя

«Моя малая Родина – Иланский район»

«История улиц».

Экскурсия по улицам Иланский.

Творческие рассказы детей об истории своей улицы.

Рисование «Моя улица».

Изготовление макета по правилам дорожного движения.

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

III неделя

«Наш край».

«Наши

космонавты»


Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине,

о космонавте – земляке Корзун В.

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Рассуждения «Если бы ты встретил в космосе инопланетян?».

Конкурс рисунков «Космический мир»


Зам. дир. по ВР, учитель истории.


IV Неделя

«Я гражданин России».

"Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить!"


Круглый стол «Мы наследники Великой Победы»

Акции «Жить, чтобы помнить!»

Фотовыставка «Ветеран»

Сбор материала и пополнение школьного музея.

Конкурс сочинений, стихов «Я вижу МИР»

Участие в военизированной игре «Зарница».


Зам. дир. по ВР, учитель истории.

Май


I Неделя

«Я, моя

семья и

школа».

«Война в истории моей семьи»

Рисование «Ваш подвиг будет жить в веках!».

Совместно с родителями сбор материала о героях своей семьи (ветеранов войны, участников трудового

фронта).

Конкурс рассказов о бабушках и дедушках «Героическая молодость»

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

II Неделя

«Моя малая Родина –Иланский».

«Этот День Победы».

Встреча с ветеранами ВОВ на празднике посвященному Дню Победы, слушание рассказов о войне, вручение «фронтовых» писем в треугольниках.

Экскурсия в школьный музей

– расширение знаний о подвигах односельчан в годы войны.

Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края.

Прослушивание фронтовых песен.

Экскурсия к мемориалу Славы и Вечному огню, возложение цветов – воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.

Акция «Букет ветерану»

Вахта памяти

Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать”

Зам. дир. по ВР, учитель истории.

III неделя

«Наш край».

«На пороге взрослой жизни»

Конкурс рисунков и поделок «Моя школа в ХХI веке»

Операция «Родной школьный двор»

Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

«Последний звонок»

Фотовыставка «История моей школы»

Классные часы «Дорога в жизни», «Моя профессия».





Зам. дир. по ВР\, учитель истории.

IV Неделя

«Я гражданин России».



«Я – житель планеты Земля»

Акция «Береги природу – наш дом»

Круглый стол «Я – житель планеты Земля»

Конкурс плакатов, рисунков по экологии «Наша зеленая планета»

Экскурсии в лес, на природу

«День здоровья» на природе

Зам. дир. по ВР, учитель истории.


Предполагаемый результат:


  1. Ознакомление детей с историей родного края, традициями и культурой.

  2. Воспитание у детей любви к своей малой Родине.

  3. Развитие чувства патриотизма.

  4. Наличие у детей экологических знаний.

  5. Сплочение детского коллектива.

  6. Развитие активности детей, их творческих способностей.

  7. Сбор материала для школьного, районного музея.



Оценка эффективности Программы


Оценка эффективности Программы патриотического воспитания "Мое Отечество" обеспечивается:

- через публичный доклад школы, "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования;

- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях;

- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;

- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве муниципального общеобразовательного учреждения Ильинская средняя общеобразовательная школа;

- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы;

- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах патриотической направленности.


Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:

Широта охвата объектов воспитания;

Целенаправленность;

Системность;

Содержательность;

Инновации.


Заключение:


Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.






















ЛИТЕРАТУРА:



  1. Конституция Российской Федерации

  2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

  3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»

  4. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ

  5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23

  6. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17

  7. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

  8. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219

  9. Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.

  10. Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.

  11. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.









20