1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 (с изменениями и дополнениями), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, авторской программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,Т. С. Шмагиной, принадлежащей системе учебников «Школа России», Москва : «Просвещение», 2011.
Цели и задачи изучения предмета.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования:
Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству. Художественного вкуса; уважение к истории, традициям.
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности.
Развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного , прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцовмировой музыкальной культуры.
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов.
В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 33ч ( из расчёта 1 час в неделю -33 учебные недели).
Для реализации данной программы используется комплект учебников и методических пособий УМК «Школа России»:
«Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2011
Пособие для учителя /Сост. Е.Д . Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;
Музыка: Рабочие программы 1-4 классы для общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение , 2011
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В результате изучения предмета «Музыка» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
К концу 1 класса обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных ;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного(хорового и инструментального)воплощения различных художественных образов;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).
Получат возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
- характеризовать персонажей музыкальных произведений;
- выражать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.
II. Содержание учебного предмета «Музыка» 1 класс (33 часа)
Музыка вокруг нас (16час)
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинай торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17час)
Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба – Яга. русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Чудесная лютия ( по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера – сказка. Ничего на свете лучше нету.
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов | Кол-во часов |
1. | Музыка вокруг нас. | 16 |
2. | Музыка и ты. | 17 |
| Итого | 33 |
III. Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 1 класс.
№п/п | Тема урока | Кол- во час | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Тема первого полугодия: «Музыка вокруг нас» - 16ч |
1 | Урок - путешествие. И муза вечная со мной. | 1 | Наблюдают за музыкой в жизни человека. | | |
2 | Урок – экскурсия. Хоровод муз. | 1 | Различают настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. | | |
3 | Урок – игра. Повсюду музыка слышна. | 1 | Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применяют словарь эмоций. | | |
4 | Урок – путешествие. Душа музыки мелодия. | 1 | Исполняют песни, пробуют играть на детских элементарных музыкальных инструментах. | | |
5 | Урок- экскурсия. Музыка осени. | 1 | Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определяют их сходство и различие. | | |
6 | Урок – игра. Сочини музыку. | 1 | Осуществляют первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. | | |
7 | Азбука, азбука каждому нужна. | 1 | Инсценируют песни, пьесы программного содержания, народные сказки. | | |
8 | Музыкальная азбука. | 1 | Участвуют в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | | |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | Закрепляют основные термины и понятия музыкального искусства. | | |
10 | Музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка. | 1 | Знакомятся с элементами нотной записи. | | |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | Выявляют сходство и различие музыкальных и живописных образов. | | |
12 | Музыкальные инструменты: пастуший рожок, варган, гусли, арфа. | 1 | Расширяют запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. | | |
13 | Звучащие картины . | 1 | Подбирают стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. | | |
14 | Разыграй песню. Почему медведь зимой спит. | 1 | Моделируют в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. | | |
15 | Пришло Рождество. Начинай торжество. Родной обычай старины. | 1 | Определяют жизненную основу музыкальных произведений. | | |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | Инсценируют песни и пьесы программного характера. | | |
Тема второго полугодия «Музыка и ты» - 17ч |
17 | Край, в котором ты живёшь. | 1 | Сравнивают музыкальные произведения разных жанров. | | |
18 | Поэт, художник, композитор. | 1 | Исполняют различные по характеру музыкальные сочинения. | | |
19 | Музыка утра. | 1 | Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | | |
20 | Музыка вечера. | 1 | Импровизируют (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. | | |
21 | Музы не молчали. | 1 | Разучивают и исполняют образы музыкально – поэтического творчества(скороговорки, хороводы, игры, стихи). | | |
22 | Музыкальные портреты. | 1 | Разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх-драматизациях. | | |
23 | Разыграй сказку «Баба яга» русская народная сказка. | 1 | Подбирают изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | | |
24 | Мамин праздник. | 1 | Воплощают в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представляют их на выставках детского творчества. | | |
25 | Обобщающий урок. | 1 | Инсценируют песни, танцы, марши из детских опер из музыки к кинофильмам и демонстрируют их на концертах для родителей. Школьных праздниках и т.п. | | |
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | Составляют афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. | | |
27 | Музыкальные инструменты. | 1 | Выражают своё эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений(пение, игра на детских музыкальных инструментах) | | |
28 | «Чудесная лютия» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 | Соотносят характер звучащей музыки с её нотной записью. Передают свои музыкальные впечатления в рисунках. | | |
29 | Музыка в цирке. | 1 | Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | | |
30 | Дом, который звучит. | 1 | Узнают изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов. | | |
31 | Опера – сказка. | 1 | Эмоционально откликаются и выражают своё отношение к музыкальным образам оперы. | | |
32 | «Ничего на свете лучше нету». | 1 | Оценивают собственную музыкально- творческую деятельность. | | |
33. | Обобщающий урок. | 1 | Участвуют в подготовке и проведении заключительного урока- концерта. | | |