РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
учебный предмет
2017 – 2018 учебный год
учебный год
7 класс ( 5 часов в неделю, 175 в год )
класс, количество часов в неделю
Рабочую программу составила: Дмитриенко В.П.
учитель русского языка
и литературы
Программа разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов Т.А.Ладыженской (выходные данные: Русский язык. Методические рекомендации. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2012) Соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 г
Обеспечена учебниками: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов , Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык» 7 класс :Москва, «Просвещение», 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по русскому (родному) языку для основных школ1 и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)2
Учебный план МБОУ Ильинская СОШ на 2017-2018 учебный год
Образовательная программа МБОУ Ильинская СОШ
УМК:
1 Учебник . Русский язык. 6 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016
2.Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. 5-9 классы авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, С.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2011
3.Дидактические материалы. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М., Подстреха Н.М. и др. – М.: Просвещение, 2016
4.Методические рекомендации. 5, 6 классы. Автор: Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 2015
5.Поурочные разработки. 7, 8, 9 классы. Авторы: Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. . – М.: Просвещение, 2011
6. Уроки русского языка (методическое пособие). 5, 6, 7 классы. Автор: Богданова Г.А. . – М.: Просвещение, 2011
Федеральный базисный план отводит 140 часов для образовательного изучения русского языка в 7 классе из расчёта 4 часов в неделю. Образовательная программа МБОУ Ильинская СОШ отводит 175 часов для изучения русского языка в 7 классе из расчёта 5 часов в неделю.
Настоящая рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 часов в год (35 учебных недель в год).
Основные цели изучения русского языка в основной школе
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:
Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
Формировать и развивать умения:
адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля (выступление, статья, интервью);
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Главной особенностью программы является ее направленность на:
достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
осмысления его основных закономерностей
усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
навыков самостоятельной учебной деятельности
самообразования, речевого самосовершенствования
успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
-
Курс отличается:
ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
идею метапредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
-
Главной особенностью программы является ее направленность на:
достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
осмысления его основных закономерностей
усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
навыков самостоятельной учебной деятельности
самообразования, речевого самосовершенствования
успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
-
Курс отличается:
ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
-
Программа реализует:
идею метапредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 7 классе
Содержание тем учебного курса
1.
Русский язык как развивающееся явление
1
Русский язык как развивающееся явление
2.
Повторение изученного в 5—6 классах
9ч
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
3
Тексты и стили речи
4ч.
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
4
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
32ч.
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ёпосле шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
5
Деепричастие
12ч.
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
6
Наречие
29ч.
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е ии в приставках неи ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-о и -е. Описание действий. Буквыoи eпосле шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
7
Учебно-научная речь
3ч.
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад
8
Категория состояния
7ч
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния
9
Служебные части речи 54ч.
Предлог
13ч.
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
10
Союз
17ч.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
11
Частица
20ч.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни.Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.
12
Междометие
4ч.
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
13
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
19ч.
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика.
Планируемые результаты изучения
предмета «Русский язык»
в 7 классе
Личностные
1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него;
3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
4) стремлению к речевому самосовершенствованию;
5) пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира
2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения;
3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния
4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике
Метапредметные
1. Аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации;
2. говорение и письмо:
• опреелять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);
• создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
• соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
1.Сохранять и передавать информацию,, полученную в результате чтения;
2.Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
3.Сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
4.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
5.Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
6.Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
7.Применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
8.Владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
9.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Предметные
1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
2.Находить и исправлять орфографические ошибки.
3.Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи.
1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
3.Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
2)овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
4) проведения многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
6) осознания эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Способы контроля и оценивания
образовательных достижений обучающихся
I. Оценка предметных результатов
Русский язык. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.
Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Русский язык. Оценка письменных работ
I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
в словах-исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в написании собственных имен нерусского происхождения;
в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Система оценивания ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации.
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или
1 грамматическая ошибки
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
В работе допущены существенные отклонения
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или
3 орф. и 5 пунк., или
7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
степень самостоятельности учащегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Система оценивания тестовых заданий
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
Отметка «2» – от 0 до 50 %
Отметка «3» – от 51 % до 70 %
Отметка «4» – от 71 % до 85 %
Отметка «5» – от 86 % до 100 %
II. Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов в 5-9-х классах является результат школьного портфолио учащего
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 7 классе
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Повторение изученного в 5-6 классах (11 часов) |
-
| Русский язык как развивающееся явление | 1 | 2.09. | |
-
| Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | 4.09 | |
-
| Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | 4.09 | |
-
| Лексика и фразеология | 1 | 6.09 | |
-
| Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | 6.09 | |
6-7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова | 2 | 9.09 11.09 | |
8-9 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 2 | 11.09 13.09 | |
10 | Диагностическая контрольная работа | 1 | 13.09 | |
11 | Р/Р Сочинение описание картины ИИ Бродского «Летний сад осенью» | 1 | 16.09 | |
ТЕКСТЫ И СТИЛИ (5 часов) |
12 | Текст | 1 | 18.09 | |
13 | Стили литературного языка | 1 | 18.09 | |
14 | Диалог как текст. Виды диалогов | 1 | 20.09 | |
15 | Публицистический стиль | 1 | 20.09 | |
16 | Р/Р Сочинение- рассуждение «Всегда ли положительно влияние технического процесса на окружающую среду» | 1 | 23.09 | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (85 час) |
Причастие (35 часов) |
17 | Причастие как часть речи | 1 | 25.09 | |
18-20 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 3 | 25.09 27.09 27.09 | |
21 | Причастный оборот | 1 | 30.09 | |
22 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | 2.10 | |
23 | Р/Р Подготовка к сочинению. Описание внешности человека | 1 | 2.10 | |
24 | Р/Р Сочинение. Описание внешности человека | 1 | 4.10 | |
25 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Действительные и страдательные причастия | 1 | 4.10 | |
26 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | 7.10 | |
27-28 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | 9.10 9.10 | |
29-30 | Действительные причастия прошедшего времени | 2 | 11.10 11.10 | |
30-31 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | 14.10 16.10 | |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | 16.10 | |
33 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | 18.10 | |
34 | Р/Р Подготовка к выборочному изложению | 1 | 18.10 | |
35 | Р/Р Выборочное изложение | 1 | 21.10 | |
36-37 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и в отглагольных прилагательных | 2 | 23.10 23.10 | |
38-39 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 2 | 25.10 25.10 | |
40 | Контрольная работа №1 (диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие») | 1 | 28.10 | |
41 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 30.10 | |
42 | Морфологический разбор причастия | 1 | 30.10 | |
43-44 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 2 | 1.11 1.11 | |
45-46 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 2 | 13.11 13.11 | |
47 | Повторение изученного материала по теме «Причастие " | 1 | 15.11 | |
48 | Тестовая работа по теме «Причастие» | 1 | 15.11 | |
49 | Р/Р Подготовка к сжатому изложению | 1 | 18.11 | |
50 | Р/Р Сжатое изложение | 1 | 20.11 | |
Деепричастие (13 часов) |
51 | Деепричастие как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | 1 | 20.11 | |
52 | Деепричастие как часть речи. | 1 | 22.11 | |
53-54 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 | 22.11 25.11 | |
55 | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | 27.11 | |
56 | Контрольная работа № 2 ( диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие») | 1 | 27.11 | |
57 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 29.11 | |
58 | Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида | 1 | 29.11 | |
59 | Р/Р Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» | 1 | 2.12 | |
60 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | 4.12 | |
61 | Повторение изученного материала по теме «Деепричастие» | 1 | 4.12 | |
62 | Тестовая работа по теме «Деепричастие» | 1 | 6.12 | |
63 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании. | 1 | 6.12 | |
Наречие (28 часов) |
64 | Наречие как часть речи | 1 | 9.12 | |
65 | Смысловые группы наречий | 1 | 11.12 | |
66-67 | Степени сравнения наречий | 2 | 11.12 | |
68 | Морфологический разбор наречий | 1 | 13.12 | |
69-70 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е | 2 | 13.12 16.12 | |
71-73 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | 3 | 18.12 18.12 20.12 | |
74-75 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е | 2 | 20.12 23.12 | |
76 | Контрольная работа № 3 ( диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие») | 1 | 25.12 | |
77 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 25.12 | |
78-79 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 2 | 27.12 27.12 | |
80 | Р/Р Описание действий (домашнее сочинение) | 1 | 10.01 | |
81 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | 10.01 | |
82-83 | Буквы о и а на конце наречий | 2 | 13.01 15.01 | |
84-85 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | 15.01 17.01 | |
86-87 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | 17.01 20.01 | |
88-89 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 2 | 22.01 22.01 | |
90 | Повторение изученного материала по теме «Наречие» | 1 | 24.01 | |
91 | Тестовая работа по теме «Наречие» | 1 | 24.01 | |
Учебно-научная речь (3 часа) |
92 | Учебно-научная речь | 1 | 27.01 | |
93 | Отзыв | 1 | 29.01 | |
94 | Учебный доклад | 1 | 29.01 | |
Категория состояния (6 часов) |
95 | Категория состояния как часть речи | 1 | 31.01 | |
96 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | 31.01 | |
97 | Контрольная работа № 4( диктант с грамматическим заданием по теме «Категория состояния») | 1 | 3.02 | |
98 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 5.02 | |
99 | Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения | 1 | 5.02 | |
100 | Р/Р Сжатое изложение | 1 | 7.02 | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (65 часов) |
Предлог (16 часов) |
101 | Предлог как часть речи | 1 | 7.02 | |
102 | Употребление предлогов | 1 | 10.02 | |
103-104 | Производные и непроизводные предлоги | 2 | 12.02 12.02 | |
105 | Простые и составные предлоги | 1 | 14.02 | |
106 | Морфологический разбор предлога | 1 | 14.02 | |
107 | Р/Р Подготовка к сочинению- рассуждению | 1 | 17.02 | |
108 | Р/Р Сочинение- рассуждение | 1 | 19.02 | |
109-111 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 3 | 19.02 21.02 21.02 | |
112 | Повторение изученного материала по теме «Предлог» | 1 | 24.02 | |
113 | Тестовая работа по теме «Предлог» | 1 | 26.02 | |
114 | Повторение изученного материала по теме «Предлог» | 1 | 26.02 | |
115 | Контрольная работа № 5 ( диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог») | 1 | 28.02 | |
116 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 28.02 | |
Союз (20часов) |
117 | Союз как часть речи | 1 | 3.03 | |
118 | Простые и составные союзы | 1 | 5.03 | |
119-120 | Союзы сочинительные и подчинительные | 2 | 5.03 7.03 | |
121-122 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 2 | 7.03 10.03 | |
123 | Сочинительные союзы | 1 | 12.03 | |
124 | Подчинительные союзы | 1 | 12.03 | |
125 | Морфологический разбор союза | 1 | 14.03 | |
126 | Тестовая работа по теме «Союз» | 1 | 14.03 | |
127 | Правописание союзов | 1 | 17.03 | |
128-129 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 2 | 19.03 19.03 | |
130 | Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения | 1 | 31.03 | |
131 | Правописание союзов | 1 | 2.04 | |
132 | Р/Р Сжатое изложение | 1 | 2.04 | |
133 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | 4.04 | |
134 | Повторение сведений о предлогах и союзах | 1 | 4.04 | |
135 | Контрольная работа № 6 ( диктант с грамматическим заданием по теме «Союз» ) | 1 | 7.04 | |
136 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 9.04 | |
Частица (21 час) |
137 | Частица как часть речи | 1 | 9.04 | |
138 | Разряды частиц | 1 | 11.04 | |
139-140 | Формообразующие частицы | 2 | 11.04 14.04 | |
141-142 | Смыслоразличительные частицы | 2 | 16.04 16.04 | |
143-144 | Раздельное и дефисное написание частиц | 2 | 18.04 18.04 | |
145 | Морфологический разбор частицы | 1 | 21.04 | |
146 | Тестовая работа по теме «Частица» | 1 | 23.04 | |
147-148 | Отрицательные частицы не и ни | 2 | 23.04 25.04 | |
149 | Р/Р Сочинение-рассказ по данному сюжету | 1 | 25.04 | |
150-151 | Различение приставки не- и частицы не | 2 | 28.04 30.04 | |
152-153 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | 2 | 30.04 2.05 | |
154-155 | Повторение изученного материала по теме « Частица» | 2 | 2.05 5.05 | |
156 | Контрольная работа № 7( диктант с грамматическим заданием по теме «Частица») | 1 | 7.05 | |
157 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 7.05 | |
Междометие (8 часа) |
158 | Междометие как часть речи | 1 | 12.05 | |
159-160 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 2 | 14.05 14.05 | |
161-162 | Повторение изученного материала по теме «Междометие» | 2 | 16.05 16.05 | |
163 | Тестовая работа по теме «Междометие» | 1 | 19.05 | |
164 | Р/Р Подготовка к выборочному изложению | 1 | 21.05 | |
165 | Р/Р Выборочное изложение | 1 | 21.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ (7 часов) |
166 | Разделы науки о русском языке .Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | 1 | 23.05 | |
167 | Фонетика. Графика. Лексика и фразеология | 1 | 23.05 | |
168 | Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. | 1 | 26.05 | |
169 | Синтаксис и пунктуация | 1 | 28.05 | |
170 | Итоговая контрольная работа за курс русского языка 7 класса | 1 | 28.05 | |
171 | Анализ контрольной работы | 1 | 30.05 | |
172 | Подведение итогов года | 1 | 30.05 | |
173 | | | | |
174 | | | | |
175 | | | | |