РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Алгебра и начала математического анализа» 10-11 классы
Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год
Автор программы: Щербакова Тамара Григорьевна, учитель математики, высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10-11 составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (в ред. от 07.06.2017).
2. Авторской программы Ш.А.Алимова «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 классы Программы общеобразовательных учреждений « Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы», - М. «Просвещение», 2010. Составитель Т. А. Бурмистрова.
3.Данная программа реализована в учебниках: Ш.А.Алимова «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 классы, - М. «Просвещение», 2010
Изучение математики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: Алгебра, Функции, Уравнения и неравенства, Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики, вводится линия Начала математического анализа.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение алгебры и начал математического анализа на базовом уровне среднего (полного) общего образования отводится 201 часа (102 часа в 10 классе, 99 часа в 11 классе).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен иметь знания:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
Уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Функции и графики
Уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Начала математического анализа
Уметь:
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Уравнения и неравенства
Уметь:
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения , их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание учебного предмета
Алгебра
корни и степени. корень степени n 1 и его свойства. степень с рациональным показателем и ее свойства. понятие о степени с действительным показателем. свойства степени с действительным показателем.
логарифм. логарифм числа. основное логарифмическое тождество. логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. десятичный и натуральный логарифмы, число е.
преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
основы тригонометрии. синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. радианная мера угла. синус, косинус, тангенс и котангенс числа. основные тригонометрические тождества. формулы приведения. синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. синус и косинус двойного угла. формулы половинного угла. преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. преобразования простейших тригонометрических выражений.
простейшие тригонометрические уравнения. решения тригонометрических уравнений. простейшие тригонометрические неравенства.
арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
функции
функции. область определения и множество значений. график функции. построение графиков функций, заданных различными способами. свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). графическая интерпретация. примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
обратная функция. область определения и область значений обратной функции. график обратной функции.
степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.
вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. графики дробно-линейных функций.
тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
показательная функция (экспонента), ее свойства и график.
логарифмическая функция, ее свойства и график.
преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
начала математического анализа
понятие о пределе последовательности. существование предела монотонной ограниченной последовательности. длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
понятие о непрерывности функции.
понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. уравнение касательной к графику функции. производные суммы, разности, произведения, частного. производные основных элементарных функций. применение производной к исследованию функций и построению графиков. производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.
понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. первообразная. формула ньютона - лейбница.
примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. примеры применения интеграла в физике и геометрии. вторая производная и ее физический смысл.
Уравнения и неравенства
решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. решение иррациональных уравнений.
основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. равносильность уравнений, неравенств, систем. решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. решение систем неравенств с одной переменной.
использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. метод интервалов. изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. интерпретация результата, учет реальных ограничений.
элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
табличное и графическое представление данных. числовые характеристики рядов данных.
поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. решение комбинаторных задач. формула бинома ньютона. свойства биномиальных коэффициентов. треугольник паскаля.
элементарные и сложные события. рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. понятие о независимости событий. вероятность и статистическая частота наступления события. решение практических задач с применением вероятностных методов.
Учебно - тематический план 10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| Повторение | 5 |
| Действительные числа | 11 |
| Степенная функция | 10 |
| Показательная функция | 10 |
| Логарифмическая функция | 14 |
-
| Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений | 13 |
| Тригонометрические формулы | 21 |
| Тригонометрические уравнения | 13 |
| Повторение материала и решение задач | 5 |
Учебно - тематический план 11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| Повторение курса «Алгебра и начала анализа 10 класс» | 4 |
| Тригонометрические функции | 14 |
| Производная и ее геометрический смысл | 16 |
| Применение производной к исследованию функций | 16 |
| Интеграл | 13 |
| Комбинаторика | 10 |
| Элементы теории вероятностей | 9 |
| Итоговое повторение курса алгебры и начала анализа | 20 |
Учебно-методический комплекс
Программа, автор | Класс | Учебник, издательство | Пособие для учителя | Пособие для учащихся | Контрольно-измерительные материалы |
Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра». 10-11 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова, Автор программы Ш.А. Алимов. | 10 - 11 | Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразова. Учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М. Просвещение, 2011. | Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс. Книга для учителя. - М. Просвещение, 2008. Авторы: М.И.Шабурин, М.В.Ткачева и др. | "Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 класса- М. Просвещение, 2008. Авторы: М.И.Шабурин,М.В.Ткачева и др. | «Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты для10- 11 класса - М. Просвещение, 2009. Авторы: М.И.Шабурин, М.В.Ткачева и др. |
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п | Название электронного образовательного ресурса | Вид электронного образовательного ресурса | Ресурсы сети Интернет |
1 | Uroki.net | Разработки уроков Презентации | http://uroki.net/ |
2 | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | Разработки уроков Презентации | http://festival.1september.ru/ |
3 | Портал готовых презентаций | Презентации | http://prezentacii.com/ |
4 | Сообщество взаимопомощи учителей | Разработки уроков Презентации | http://pedsovet.su/ |
5 | Презентации по математике, алгебре и геометрии | Презентации | http://zznay.ru/ |