МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
НОВО-ЯМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ШВЕДЧИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Рассмотрено на заседании МО « Согласовано» Утверждено приказом № 53 естественно-математического Зам. директора по УВР от 02.09.2017 г
цикла «01» сентября 2017 г. ___________М.М. Глазова Директор школы: ___________
/В.Н. Ткачёв/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
7 КЛАСС
2017-2018 учебный год
Срок реализации – 1 год
Учитель биологии и химии
Глазова М.М.,
1 квалификационная категория
с. Шведчики
2017 г.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Примерной программы основного общего образования по биологии.
Примерной рабочей программы по учебному предмету биология 5–9 кл. авторской линии учебников В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина ( Лапшина В.И. «Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие» В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.)
Авторской программы модуля «Заповедная Брянщина» Н.А. Калиничев, Брянск «Курсив» 2015 г.
Учебно-методический комплект по биологии для 7 класса включает:
- Шереметьева А.М. Биология. 7 класс: учебник в 2- х частях/ А. М. Шереметьева, Д.И. Рокотова – М.: Академкнига/Учебник, 2016. – с. и 144 с.:ил.
- И.С. Зайцева «Биология. Методическое пособие. 7 класс» М.: Академкнига/Учебник, 2015 г. – 63 с.
- Шереметьева А.М. « Биология. 7 класс: рабочая тетрадь»
М.: Академкнига/Учебник, 2016 и последующие годы издания.
- Н.А. Калиничев «Заповедная Брянщина. Экология Учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учреждений Брянской области», Брянск «Курсив», 2013 г.
На изучение учебного предмета «Биология» в 7 классе в соответствие с учебным планом Шведчиковского филиала МБОУ – Ново-Ямской ООШ отводится 70 часов (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БИОЛОГИИ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонациональногонарода России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональногороссийского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательныхинтересов, а также на основе формирования уважительногоотношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательногоотношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочнойи практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятиеценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьи формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий(далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научныхпредставлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологическогомониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования,защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программа в результате освоения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Планируемые результаты освоения курса биологии в 7 классе
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
--- принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;
— различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
— общие признаки жизнедеятельности клеток;
— значение деления клеток;
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий;
— роль бактерий в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
— особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;
— принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
— разнообразие и распространение грибов и лишайников;
— значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и
многообразие;
— разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;
— роль растений в биосфере и жизни человека.
— строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных
растений;
— обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;
— условия, необходимые для прорастания семян;
— способы распространения плодов и семян.
— принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
— особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;
— основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и
хозяйственное значение.
— три группы экологических факторов;
— основные экологические группы растений;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать строение растительной и животной клеткок, рост и развитие,
принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
— характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;
— приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
— отличать грибы от других живых организмов;
— различать съедобные и ядовитые грибы;
— характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
— давать общую характеристику растительного царства;
— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов,
папоротников, голосеменных, покрытосеменных);
— сравнивать представителей разных систематических групп;
— объяснять значение растений в биосфере.
— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;
— сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт
воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и
однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное
опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;
— объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта
минеральных и органических веществ в жизни растений.
— давать характеристику периодов развития семенных растений;
— сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных
систематических групп.
— осуществлять морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.
— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на
растительные организмы;
— определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных природных зонах земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных зон;
— объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества.
— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— наблюдать и описывать различных представителей растительного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о растениях,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
— сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы
на основе сравнения;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды, необходимости
защиты окружающей среды;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска
информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— работать со всеми компонентами текста;
— составлять простые и сложные планы текста;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных
результатов;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы
действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты
— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь
разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным
поступкам и действиям на благо природы;
— соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в
природоохранной деятельности;
— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
— формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим природу;
— развитие эстетического восприятия живой природы;
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать
фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в
усваиваемые знания;
— формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора.
Содержание предмета
Введение (1 час)
Тема 1. Клеточное строение организмов (5 ч)
Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.
Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции основных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.
Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Одноклеточные — организмы, тело которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма. Ткань.
Колонии одноклеточных организмов.
Демонстрация
Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. Наглядные материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.
Лабораторные и практические работы
Химический состав семян.
Исследование свойств некоторых органических веществ.
Строение растительной клетки.
Клетки мякоти плода помидора.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;
— различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
— общие признаки жизнедеятельности клеток;
— значение деления клеток;
Содержание учебного предмета...
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать строение растительной и животной клеткок, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
— характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;
— приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
Тема 2. Многообразие живых организмов.
Царство Бактерии (3 ч)
Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление. Спорообразование. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Образование кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение атмосферного азота. Помощь в питании другим организмам. Образование полезных ископаемых. Бактерии в хозяйственной жизни человека.
Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, передающиеся через воздух; желудочно-кишечные болезни. Бактериальные болезни растений.
Демонстрация
Строение бактериальной клетки. Наглядные материалы, иллюстрирующие значение бактерий в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение бактерии сенной палочки.
Изучение бактерии картофельной палочки.
Изучение молочнокислых бактерий.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий;
— роль бактерий в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Тема 3. Многообразие живых организмов.
Царство Грибы (6 ч)
Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Особенности строения. Строение шляпочных грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и шляпка). Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение грибов. Питание грибов. Грибы-сапротрофы: мукор (белая плесень), дрожжи. Грибы-паразиты: хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибы-симбионты: грибокорень, или микориза. Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов. Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Размножение лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.
Демонстрация
Схемы строения различных представителей царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. Наглядные пособия ≪Съедобные грибы≫, ≪Ядовитые грибы≫. Схемы строения лишайников. Различные представители группы лишайников.
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Выращивание белой плесени мукора*.
Строение дрожжей и плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— особенности строения и основные процессы жизнедея-
тельности грибов и лишайников;
— принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
— разнообразие и распространение грибов и лишайников;
Содержание учебного предмета...
— значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— отличать грибы от других живых организмов;
— различать съедобные и ядовитые грибы;
— характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Тема 4. Многообразие живых организмов.
Царство Растения (13 ч)
Значение растений в природе и жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений: вода, свет, температура. Отличительные признаки растений. Систематика растений. Появление тканей в процессе эволюции. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Органы высших растений. Возникновение органов в процессеьэволюции. Вегетативные и генеративные органы. Развитие вегетативных органов. Растительный организм как целостная система.
Водоросли. Общая характеристика. Особенности строения водорослей. Местообитание и многообразие водорослей. Одноклеточные, многоклеточные водоросли. Зеленые водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Красные водоросли (Багрянки). Бурые водоросли. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Моховидные. Общая характеристика. Листостебельные мхи: кукушкин лен обыкновенный, сфагнум. Роль в биоценозах и практическое значение.
Папоротникообразные — сборная группа высших споровых растений. Общая характеристика. Отдел Плауновидные (Плауны): плаун булавовидный, плаун-баранец. Отдел Хвощевидные (Хвощи): хвощ полевой. Отдел Папоротниковидные (Папоротни-
ки): щитовник мужской. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и происхождение. Класс Хвойные — самый многочисленный класс голосеменных растений. Сосна обыкновенная. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и проис-
хождение. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных:деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения. Однолетние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Рисунки, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Водоросли разных отделов. Представители мхов, плаунов и хвощей. Схема строения папоротника. Древние папоротниковидные. Представители современных папоротниковидных. Схемы строения голосеменных растений. Многообразие голосеменных. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных рас-
тений. Схема многоярусного сообщества.
Лабораторные и практические работы
Одноклеточные зеленые водоросли.
Многоклеточная зеленая водоросль спирогира.
Строение зеленого мха*.
Поглощение сфагнумом воды.
Строение хвоща.
Строение спороносящего папоротника*.
Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое
строение хвои*.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;
— роль растений в биосфере и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменныхпокрытосеменных);
— сравнивать представителей разных систематических
групп;
— объяснять значение растений в биосфере.
Тема 5. Строение и жизнедеятельность
цветковых растений (18 ч)
Корень. Общая характеристика, особенности строения. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Значение корня. Корневое
(минеральное, почвенное) питание. Почва. Плодородие почвы. Удобрения: органические и минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление.
Побег. Общая характеристика, особенности строения. Побеги: вегетативные и цветоносные (генеративные). Почка — зачаточный побег. Почки: закрытые и открытые; вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные,
придаточные. Ветвление. Многообразие побегов по направлению и способу роста стебля, по строению и продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица,
клубень.
Стебель — осевая часть побега: строение и функции. Значение стебля. Строение стебля на примере ветви липы. Лист: внешнее строение и функции. Жилкование листа. Многообра-
зие листьев по форме листовой пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листовая мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые.
Фотосинтез — воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа — обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат фотосинтеза. Газообмен
и испарение воды у растений. Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт воды и минеральных веществ. Транспорт органических веществ. Строение цветка. Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские (пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные, неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цветка. Соцветия: простые, сложные. Цветение. Опыление: самоопыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое опыление. Семя — генеративный орган растения. Строение семян од-нодольных и двудольных растений. Период физиологического покоя. Условия, необходимые для прорастания семян. Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых растений. Посев семян. Подземное и надземное прорастание.
Плод — генеративный орган покрытосеменных растений. Строение плода: околоплодник и семена. Сухие плоды: односеменные и многосеменные. Сочные плоды: односеменные
и многосеменные. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Видоизменения побегов. Строение вегетативных и цветочных почек. Простые и сложные листья. Листорасположение. Строение цветка. Многообразие соцветий. Строение семени. Многообразие плодов.
Лабораторные и практические работы
Корневой чехлик и корневые волоски*.
Строение почек.
Видоизменения побегов*.
Макроскопическое строение стебля.
Микроскопическое строение стебля.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Строение цветка.
Строение семени двудольных растений*.
Строение семени однодольных растений.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений;
— обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;
— условия, необходимые для прорастания семян;
— способы распространения плодов и семян.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;
— сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;
— объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений.
Тема 6. Размножение растений (8 ч)
Размножение как одно из основных свойств живой материи. Бесполое размножение (спорообразование и вегетативное размножение). Половое размножение. Чередование бесполого и полового размножения. Чередование полового и бесполого поколений.
Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение мхов. Жизненный цикл кукушкиного льна. Размножение папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского. Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки сосны. Опыление. Оплодотворение. Созревание семян. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Формирование пыльцевых зерен. Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение. Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.
Демонстрация
Схема чередования полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных водорослей. Жизненный цикл кукушкиного льна. Жизненный цикл щитовника мужского. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
— особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;
— основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику периодов развития семенных растений;
— сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных систематических групп.
Тема 7. Многообразие цветковых растений (9 ч)
Классы покрытосеменных растений. Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные: семейства Злаки, Лилейные, Луковые. Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется специализацией растениеводства в конкретной местности).
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных культур.
Лабораторные и практические работы
Строение шиповника.
Строение пшеницы (ржи, ячменя).
Распознавание наиболее распространенных растений своей
местности, определение их систематического положения*.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— осуществлять морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.
Тема 8. Экология и развитие растительного мира (6 ч)
Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы. Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания.
Растительные сообщества, их структура. Ярусность в растительных сообществах. Смена растительных сообществ. Растительный покров и природные зоны. Типы растительности:
тундра, леса, степи, пустыни, луга, болота, водные сообщества. Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление водорослей, выход растений на сушу, появление и развитие семенных растений. Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы — дело всех людей планеты. Красная книга. Охраняемые территории.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие растения разных экологических групп и природных зон. Изображения растений, занесенных в Красную книгу.
Экскурсии
Природное сообщество и человек.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— три группы экологических факторов;
— основные экологические группы растений;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы;
— определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных
природных зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных зон;
— объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего человечества.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— наблюдать и описывать различных представителей растительного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
— сравнивать растения изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— приводить доказательства взаимосвязи растений и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— работать со всеми компонентами текста;
— составлять простые и сложные планы текста;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты
— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим природу;
— развитие эстетического восприятия живой природы;
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— формирование уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Итоговая контрольная работа (1 час)
Тематическое планирование
по разделам учебника «Биология. 7 класс»
(70 ч, 2 ч в неделю)
№ п/п | Раздел. Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт |
| Введение (1 час) | | | |
1. | Введение. Вводный инструктаж по ТБ на уроках биологии БК. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина» | | | |
| Клеточное строение организма ( 5 часов) | | | |
2. | Химический состав клетки Лабораторная работа №1 «Химический состав семян» Лабораторная работа №2 «Исследование свойств некоторых органических веществ» | | | |
3 | Строение клетки Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки» Лабораторная работа №4 «Клетки мякоти помидора» | | | |
4 | Жизнедеятельность клетки | | | |
5 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. БК. Категории ООПТ и заповедные объекты Брянщины | | | |
6 | Проверочная работа по теме «Клеточное строение организма» Входной контроль. БК. ООПТ Брянщины международного и федерального значения | | | |
| Многообразие живых организмов Царство Бактерии (3 часа) | | | |
7 | Царство Бактерии. Общая характеристика бактерий | | | |
8 | Бактерии в природе и жизни человека | | | |
9 | Бактерии – возбудители опасных заболеваний | | | |
| Многообразие живых организмов. Царство Грибы (6 часов) | | | |
10 | Общая характеристика грибов: строение и размножение Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» Лабораторная работа №6 «Строение дрожжей и плесневого гриба мукора» | | | |
11 | Питание грибов | | | |
12 | Грибы съедобные и ядовитые. Выращивание грибов. Лабораторная работа №7 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» БК. Растения и грибы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» | | | |
13 | Лишайники. Лабораторная работа №8 «Изучение таллома лишайника» | | | |
14-15 | Урок развивающего контроля по темам «Многообразие живых организмов. Царство бактерии. Царство Грибы» | | | |
| Многообразие живых организмов. Царство Растения (13 часов) | | | |
16 | Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. | | | |
17 | Значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений. БК. Животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» | | | |
18 | Отличительные признаки растений. Систематика растений. | | | |
19 | Ткани растений | | | |
20 | Органы высших растений. Растение как целостный организм | | | |
21 | Общая характеристика водорослей. | | | |
22 | Многообразие и значение водорослей. Лабораторная работа №9 «Одноклеточные зеленые водоросли» Лабораторная работа № и10 «Многоклеточная зеленая водоросль спирогира» | | | |
23 | Отдел Моховидные. Лабораторная работа № 11 «Строение зеленого мха» Лабораторная работа №12 «Поглощение сфагнумом воды» | | | |
24 | Папоротникообразные. Лабораторная работа № 13 «Строение хвоща» Лабораторная работа №14 «Строение спороносящего папоротника» | | | |
25 | Отдел Голосеменные растения Лабораторная работа №15 «Внешнее строение побегов сосны и ели» | | | |
26 | Отдел Покрытосеменные | | | |
27-28 | Урок развивающего контроля по теме «Многообразие живых организмов. Царство Растения» | | | |
| Строение и жизнедеятельность цветковых растений (18 часов) | | | |
29 | Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Лабораторная работа №16 «Корневой чехлик и корневые волоски» | | | |
30 | Минеральное питание корней | | | |
31 | Побег: строение и ветвление. Почки. Лабораторная работа № 17 «Строение почек» | | | |
32 | Стебель - осевая часть побега: строение и функции. Лабораторная работа № 18 «Макроскопическое строение стебля» Лабораторная работа № 19 «Микроскопическое строение стебля» | | | |
33 | Лист: внешнее строение и функции. Многообразие листьев. | | | |
34 | Внутреннее строение листа Лабораторная работа № 20 « Строение кожицы листа» | | | |
35 | Видоизменения листьев. Листорасположение. Листопад. Лабораторная работа №21 «Видоизменения побегов» | | | |
36 | Фотосинтез – воздушное питание растений | | | |
37 | Газообмен и испарение воды у растений. | | | |
38 | Транспорт минеральных и органических веществ в растении | | | |
39 | Строение цветка. Многообразие цветков. Лабораторная работа №22 «Строение цветка» | | | |
40 | Симметрия и формула цветков. | | | |
41 | Цветение и опыление. | | | |
42 | Семя: строение и многообразие Лабораторная работа № 23 «Строение семени двудольных растений» Лабораторная работа №24 «Строение семени однодольных растений» | | | |
43 | Прорастание семян | | | |
44 | Плоды. Распространение плодов и семян | | | |
45-46 | Урок развивающего контроля по теме: «Строение и жизнедеятельность цветковых растений» | | | |
| Размножение растений (8 часов) | | | |
47 | Значение размножения. Типы размножения | | | |
48 | Размножение водорослей | | | |
49 | Размножение мхов и папоротников | | | |
50 | Размножение голосеменных растений. Лабораторная работа № 25 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели)» | | | |
51 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | | | |
52 | Рост и развитие растений | | | |
53-54 | Урок развивающего контроля по теме «Размножение растений» | | | |
| Многообразие покрытосеменных растений (9 часов) | | | |
55 | Классы покрытосеменных растений | | | |
56 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные). | | | |
57 | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные (Розовые). Лабораторная работа №26 «Строение шиповника» | | | |
58 | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые | | | |
59 | Класс Двудольные. Семейство Бобовые (Мотыльковые) | | | |
60 | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые) | | | |
61 | Класс Однодольные. Семейство Злаковые (Злаки). Лабораторная работа № 27 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» | | | |
62 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные, Луковые. | | | |
63 | Проверочная работа по теме «Многообразие покрытосеменных растений» Итоговый контроль | | | |
| Экология и развитие растительного мира. ( 6 часов+1 к.р.) | | | |
64 | Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. БК. Государственные природные заказники регионального значения | | | |
65 | Основные экологические группы растений. БК. ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское полесье». | | | |
66 | Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ. БК. ООПТ комплексного и гидрологического природного значения | | | |
67 | Растительных природных зон БК. ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения | | | |
68 | Основные этапы развития растительного мира | | | |
69 | Охрана растений и растительных сообществ. БК. Дендрологические и ботанические сады | | | |
70 | Урок развивающего контроля. Итоговый контроль | | | |