Шевченко В.С. I КК
- Федерального компонента государственного стандарта основного обшего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03 2004г. «№ 1089(;
- Примерной программы по литературе для основной общеобразовательной школы, 5-9 классы./ Составители Т.А. Калганова, Э.А. Красновский, А.Г. Кутузов, Ю.И. Лысый (М.: Дрофа, 2001);
-Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина) под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008);
- Федерального перечня учебников (УМК учебников по литературе, авторы В.Я. Коровина, В.П. Полухина, В.П. Журавлёв, И.С. Збарский, В.И. Коровин)
Данная программа ориентирована на работу по учебнику-хрестоматии для 9 класса в 2-х частях под редакцией В. Я. Коровиной/ Авторы- составители: В.Я. Коровина, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Журавлёв (М.: Просвещение, 2008)
Программа и учебник к ней ставят цель осмыслить особенности творчества писателей 19 века, на уроках внеклассного чтения приобщить учащихся к чтению современной русской литературы.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования устной и письменной речи учащихся
Учитывая особенности поэтапного и возрастного изучения литературы в общеобразовательной школе, в 9 классе, оказывающимся завершающим для части учеников, изучаются шедевры русской литературы. Обращение к ним не только даёт возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке умений оценивать литературное произведение. В этой связи важным является обращение к «Слову о полку Игореву», «Евгению Онегину» А.С. Пушкина, «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя. Особое место занимают в настоящей программе лучшие образцы русской поэзии 18- 20 веков, формирующие не только литературный вкус и литературное знание, но и воспитывающие чувство национальной гордости за получившие международное признание достижения древнерусской литературы, «золотого века» русской литературы и русской литературы двадцатого столетия.
Этапы развития древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров. История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства. Патриотизм, связь с народным творчеством. Роль «Слова..» в судьбе русской литературы.
М.В. Ломоносов (2 ч)
«Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…Елисаветы Петровны 1747 года». Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.
Г.Р. Державин (2 ч)
«Властителям и судиям», «Памятник». Сочетание начал классицизма и новаторских черт: возвышенного с обыденным. Обличение несправедливости.
А.Н. Радищев (2 ч)
Гражданин, патриот, писатель. «Путешествие из Петербурга в Москву». Право человека на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм.
Н.М. Карамзин (2 ч)
Повесть Карамзина «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Черты сентиментализма.
В.А. Жуковский (2 ч)
Роль Жуковского, поэта и переводчика в приобщении русского читателя к мировой культуре. Русский быт и обычаи в балладе «Светлана».
А.С. Грибоедов (9 ч)
«Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Меткий метафорический язык комедии. Критика о комедии.
А.С. Пушкин (21 ч)
«Евгений Онегин» - роман в стихах. Онегинская строфа. Образы главных героев. Понятие о реализме. Лирика. Одухотворённость, чистота чувства любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
М.Ю. Лермонтов (15 ч)
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Н.В. Гоголь (10 ч)
Поэма «Мёртвые души». Смысл названия. Система образов. Развитие понятия об образе-символе, литературном типе, о сатире. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.
А.П. Чехов (1 ч)
«Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель». «Тоска». Истинные и ложные ценности жизни. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.
И А. Бунин (2 ч)
«Тёмные аллеи». Тема любви в рассказе. «Любовь прекрасна» и «любовь обречена» - понятия каждого рассказа о любви.
А.А. Блок (2 ч)
Лирика. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
С.А. Есенин (4 ч)
Народно-песенная основа лирики поэта. Близость к читателю. Упоение красотой русской природы. Сквозные образы поэзии Есенина.
В.В. Маяковский (2 ч)
Поэт-новато. «Громада – любовь» и «громада-ненависть» в лирике В.В. Маяковского.
М. А. Булгаков (3 ч)
«Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины».
М.И. Цветаева (2 ч)
Необычная музыкальность стиха Цветаевой. Трагедия безвестности при жизни. Фольклорные истоки творчества. Богатство языковой культуры в поэзии Цветаевой.
А. А. Ахматова (2 ч)
Стихи из сборников «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны». Мир поэзии женской души в лирике поэтессы. Тончайший психологизм.
Н.А. Заболоцкий (2 ч)
«Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание». Лирика о человеке и природе. Жажда разглядеть «великое чудо земли».
М.А. Шолохов (2 ч)
«Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.
Б.Л. Пастернак (2 ч)
Лирика. Убеждённость в целостности мира. Связать природное и историческое на основании добра и красоты – задача поэзии.
А.Т. Твардовский (3 ч)
«Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Мысль о ненапрасности гибели. Незаметный и высокий героизм воина.
А.И. Солженицын (5 ч)
«Матрёнин двор». Праведница России. Запас сострадания к людям, доброты и достоинства героини – качества, исчезающие сейчас. Отзвук образа героини Солженицына в деревенской прозе Распутина, Астафьева
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Литература» в 8 классе отводится 102 часа, включая 12 уроков развития речи и 5 уроков внеклассного чтения, из расчёта 3 учебных часа в неделю.
- основные теоретические понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм, романтизм, реализм в художественной литературе, психологический роман, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; понятие о повести, представление о жанровых особенностях рассказа, силлабо-тонической и тонической системах стихосложения, виды рифм, способы рифмовки.
- анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанра;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой.
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе и наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, викторина, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- итоговый: анализ стихотворения; письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
№ п/п | Дата | Тема | Тип урока | Целеполагание | Виды деятельности | Домашнее задание |
1 | | Введение (1 ч) Основные этапы развития древнерусской литературы | Урок усвоения новых знаний | Понять её исключительно исторический характер | Составление плана лекции учителя | Конспект лекции |
2 | | Древнерусская литература Историческая основа «Слова о полку Игореве» | Урок усвоения новых знаний | Доказать подлинность исторических событий «Слова…» | Комментированное чтение части 1-ой, беседа | стр. 8-11, читать ч. 2, 3-ю |
3 | | Герои и события в «Слове…» | Урок усвоения новых знаний | Понять роль Игоря, Святослава, автора в идейном содержании поэмы | Анализ «Золотого слова» Святослава, сообщения уч-ся | стр. 11-30, знать композицию поэмы |
4 | | Образ автора | Урок комплексного применения знаний | Представить, каким был автор «Слова…» | Анализ фрагментов текста, ярко выражающих мысли и чувства автора | Устное изложение |
5 | | Р. р. Величие поэмы. Подготовка к сочинению | Урок развития речи | Способствовать выбору темы, подводя итоги изучения «Слова…» | Составление планов сочинений, подбор эпиграфов | Написать сочинение на черновик |
6 | | Р. р. Анализ письменных работ | Урок развития речи | Устранять недостатки стиля | Редактирование сочинений | Работа над ошибками; беловик |
7 | | Русская литература 18 века Понятие о классицизме | Урок усвоения новых знаний | Понимать преемственность, знать новые жанры | Конспект статьи, беседа | стр. 40-41, сжатый пересказ |
8 | | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки 3-х стилей, выделенных Ломоносовым | Конспектирование лекции учителя | Конспект лекции |
9 | | Прославление мира, науки и просвещения в «Оде…1747 года» | Комбинирован- ный урок | Показать то новое, что привнёс Ломоносов в жанр оды | Выразительное чтение, анализ языковых средств | Выучить наизусть отрывок из «Оды…» |
10 | | Г. Р. Державин. Судьба и поэзия | Урок усвоения новых знаний | Преподнести поэта как ревностного слугу российской государственности | Выразительное чтение и анализ «Властителям и судиям», «Памятника» | Чтение и анализ «Памятника» по вопросам на стр.67 |
11 | | Р. р. Три «памятника» в русской литературе | Урок развития речи | Сравнивать личности и творческие достижения Ломоносова, Державина и Пушкина | Заполнение таблицы | Сравнительный анализ по группам стихов: «Я знак бессмертия себе воздвигнул», «Памятник», «Я памятник себе…» |
12 | | А. Н. Радищев. Гражданин, патриот, писатель. | Урок усвоения новых знаний | Подчеркнуть незаурядность, величие, героичность личности | Конспектирование лекции учителя | Конспект лекции знать |
13 | | «Путешествие из Петербурга в Москву» | Урок комплексного применения знаний | Убежденность Радищева в том, что любой человек имеет право на личную свободу | Чтение глав «Медное», «Едрово»; беседа | Обзор глав «Спасская Полесть», «София» |
14 | | Н. М. Карамзин. Личность, творчество, судьба | Урок усвоения новых знаний | Подчеркнуть просветительский характер личности | Изучающее чтение и беседа по статье учебника | стр. 75-78, сообщения по группам |
15 | | Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» | Урок комплексного применения знаний | Новизна позиции автора в том, что его внимание сосредоточено на внутреннем мире | Чтение повести и анализ по вопросам на стр. 103 | стр. 85-102, характеристика героев (по группам) |
16 | | Шедевры русской литературы 19 века Романтизм В. А. Жуковский. Судьба и личность | Урок усвоения новых знаний | Показать сложность личной жизни и многообразие творчества | Составление плана статьи, выразительное чтение | стр. 114-120, 132-139 |
17 | | Элегии и баллады | Урок усвоения новых знаний | Знать, что Ж. развил жанр немецкой баллады, сформировал каноны русской балады | Сообшение со чтением фрагментов | Сопоставит. анализ баллад «Людмила» и «Светлана» |
18 | | А. С. Грибоедов. Становление личности писателя | Урок усвоения новых знаний | Знать о единстве идеалов с декабристами и расхождении во взглядах на пути их осуществления | Рассказ учителя, изучающее чтение статьи учебника | Сообщение «Любовь поэта» |
19 | | Загадка «Горе от ума» | Урок усвоения новых знаний | Открыть историю признания таланта автора обществом | Комментарий учителя, знакомство с действующими лицами | Читать д.1, особенности конфликта |
20 | | Анализ 1 действия комедии | Урок применения знаний | Роль композиции в раскрытии характеров | Выразительное чтение и комментарий | Читать д. 2, чтение по ролям |
21 | | Анализ 2 действия | Урок применения знаний | Раскрыть взаимоотношения Фамусов – Чацкий - Софья | Чтение по ролям, беседа | Читать д. 3, инсценировать диалоги Софьи и Чацкого, Чацкого и Молчалина |
22 | | Анализ 3 действия | Урок усвоения новых умений и навыков | Раскрыть суть противоречий между Чацким и Софьей | Аналитическое чтение фрагментов | Д. 4, анализ эпизода |
23 | | Анализ 4 действия | Урок применения знаний | Показать суть развязки комедии | Выразительное чтение монологов | Инсценирование финала комедии |
24 | | Жанровое своеобразие комедии | Комбинирован – ный урок | Выявить взаимосвязь сюжета и композиции | Сопоставление, выводы , обобшения | Задания по группам |
25 | | Р. р. Подготовка к сочинению | Урок развития речи | Выбрать тему, определить её границы | Составление плана, подбор эпиграфа | Написать черновик |
26 | | Р. р. Подготовка к сочинению | Урок развития речи | Проверять выполнение микротем в сочинении | Корректирование черновика | Написать, отредактировав сочинение, беловик |
27 | | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицей. | Урок усвоения новых знаний | Показать обусловленность проявления гениальности | Составление хронологической таблицы, чтение стихов «19 октября» 1825 г. | Сообщения по карточкам, наизусть «К Чаадаеву» |
28 | | Вольнолюбивая лирика. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «Анчар», «К морю» | Урок комплексного применения знаний | Понимать идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики поэта | Выразительное чтение наизусть; построение высказывания; ответы на вопросы; изучающее чтение текстов | Ответ на вопрос «Какова эволюция темы свободы?»; индивид. сообщения о друзьях Пушкина |
29 | | Дружба и друзья в лирике Пушкина разных пет | Комбинирован – ный урок | Уметь выражать отношение к прочитанному | Выразительное чтение «И. И. Пущину», «19 октября», «Арион», «Во глубине сибирских руд» | Ответ на вопрос «Что, по мнению поэта, несёт дружба человеку?», сообщение «После ссылки» |
30 | | Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» | Комбинирован – ный урок | Связать отношение к власти в стихотворениях разных лет в монологическое высказывание на указанную тему | Выборочное чтение отрывков из оды «Вольность», «Деревни», «К Чаадаеву»; анализ стихотворения «Анчар» | Наизусть «Анчар», сообщения на темы «Натали», «Болдинская осень» |
31 | | Тема любви в лирике Пушкина | Комбинирован – ный урок | Знать адресатов любовной лирики; понимать богатство любовной лирики | Беседа по содержанию стихов «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии», «Мадонна», «Я вас любил» | Продолжить фразу: «Любовь для Пушкина – это…»; наизусть стихотворение о любви; сообщения «Петербург», «Последние годы жизни поэта» |
32 | | Тема творчества в лирике А. С. Пушкина | Комбинирован – ный урок | Составление тезисного плана на тему о назначении поэта и поэзии | Задания по группам: 1-я – «Дельвигу», 1817; «Послание цензору», 1822; «Свободы сеятель пустынный», 1823; 2-я – «Пророк», 1826; 3-я – «Арион», 1827, «Поэт», 1827; «Поэт и толпа», 1828; 4-я – «Поэту», 1830; «Эхо», 1831, «Я памятник себе…», 1836 | Наизусть «Я памятник себе воздвиг…», анализ с использованием информации учебника на стр. 192-195 |
33 | | Р. р. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» | Урок развития речи | Знать время создания, особенности эпохи, понимать идейное содержание, уметь строить высказывание | | |
34 | | Поэмы А. С. Пушкина | Урок усвоения новых знаний | Показать особенности жанра поэмы под пером А. С. Пушкина | Беседа по вопросам после чтения фрагментов поэм – от «Руслана и Людмилы» до «Медного всадника», русского варианта романтической поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы») | Пересказ статьи на стр. 195-198, ответы на вопросы 1-8 |
35 | | Внеклассное чтение Драматический жанр в творчестве А. С. Пушкина | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить сведения по трагедии «Борис Годунов», познакомить с одной из «маленьких трагедий» «Моцарт и Сальери» | Сообщения уч- ся по прочитанным пьесам Пущкина; составление тезисного плана лекции учителя; чтение фрагментов; инсценирование | Читать трагедию «Моцарт и Сальери», стр. 199-209; ответ на вопрос «Что сближает Моцарта и Сальери и что разъединяет?» |
36 | | Общая характеристика романа «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни» | Урок усвоения новых знаний | Показать, в чём сущность реализма; познакомить с историей создания, ролью посвящения к нему | Лекция учителя; ответ на вопрос: «Можно ли завершение работы над романом назвать поэтическим подвигом?»; знакомство с «онегинской строфой» | Выучить определение «реализма», рассказать об истории создания романа и об «онегинской строфе» |
37 | | Комментирован- ное чтение 1 главы романа | Урок применения знаний | Показать историческую и общественную обусловленность характера Онегина, причины его разочарования в жизни | Беседа о смысле эпиграфа к 1-ой главе; чтение главы; анализ по вопросам | Выразительное чтение наизусть 1,2 строфы; ответы на вопросы |
38 | | Комментирован – ное чтение 2 главы | Урок применения знаний | Раскрывать особенности изображения поместного дворянства, смысла сопоставления Онегина и Ленского, Татьяны и Ольги | Чтение и сопутствующий комментарий 2 главы; беседа и выводы | Прочитать 3 главу; объяснить смысл эпиграфа к ней; индивидуальное сообщение «Интересы и занятия дворянской женщины» |
39 | | Комментирован – ное чтение 3 главы | Урок применения знаний | Раскрыть в письме Татьяны глубину и значительность личности героини | Анализ главы ; беседа по вопросам | Прочитать 4 главу; ответить на вопросы: а) как отнёсся Онегин к письму Татьяны? б) что мешает героям быть счастливыми? |
40 | | Сюжет и композиция 4 главы | Урок применения знаний | Подчеркнуть контраст между счастливой любовью Ольги и участью Татьяны | Беседа; запись выводов в тетради | Читать 5 главу; индивидуальное сообщение на тему «Народные приметы 5 главы» |
41 | | Комментирован – ное чтение 5 главы | Урок применения знаний | Обозначить завязку трагического конфликта | Беседа по вопросам; создание сопоставительной таблицы ( сон Татьяны – именины) | Прочитать 6 главу; индивидуальное сообщение «Дуэль» |
42 | | Комментирован- ное чтение 6 главы | Урок применения знаний | Раскрыть торжество пошлости в разрешении конфликта | Слово учителя об эпиграфе к главе; ответы на вопросы; самостоятельная письменная работа «Два варианта судьбы Владимира Ленского» | Закончить письменную работу; прочитать 7 главу |
43 | | Комментированное чтение 7 главы | Урок применения знаний | Показать, как меняются судьбы героев | Ответ на вопрос «К кому относятся слова эпиграфа?»; запись главных тезисов о Москве | Прочитать 8 главу и ответить на вопрос «Возможно ли было счастье Татьяны и Онегина?» |
44 | | Татьяна и Онегин в 8 главе | Урок применения знаний | Понять, как решаются проблемы счастья в романе | Беседа по вопросам; составление композиционной схемы романа | Наизусть отрывок о Татьяне |
45 | | Итоговый урок по роману | Урок обобщения и систематизации знаний | Подготовить учащихся к сочинению | Тестирование; определение границ темы сочинения ; подбор эпиграфов | Выбор темы сочинения или проекта |
46-47 | | Контрольное сочинение по роману «Евгений Онегин» | Урок развития речи | | | Сообщение «Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова» |
48 | | М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта | Урок усвоения новых знаний | Привлечь внимание к загадке личности, сложности времени | Лекция учителя; чтение стихов поэта; сообщение; запись в тетрадь мотивов творчества | Конспект лекции; читать «Смерть Поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал»; анализ |
49 | | Судьба М. Ю. Лермонтова и судьба его поколения | Комбинирован – ный урок | Уметь анализировать стихотворение «Дума» по плану; понимать его идейный смысл | Выразительное чтение стихов «Парус», «Нет, я не Байрон…», «И скучно, и грустно…», «Я жить хочу! Хочу печали», «Предсказание» | Ответ на вопрос «В чём причина духовной опустошённости человека лермонтовского поколения?» |
50 | | Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова | Урок применения знаний | Передать суть раздумий поэта о судьбах Родины, о её природе | Комментированное чтение стихов «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия…» | Выучить наизусть стихотворение «Родина»; анализ в тетради; индивидуальные задания по карточкам |
51 | | Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова | Урок применения знаний | Знать адресатов любовной лирики; уметь обосновывать суждения о любовной лирике поэта | Выразительное чтение стихов «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…», «Нищий». «Молитва», «Нет, не тебя так пылко я люблю»; сообщения об адресатах любовной лирики | Ответ на вопрос «Можно ли считать любовную лирику поэта поэтическим дневником?»; наизусть одно из стихотворений о любви; сообщение об истории создания «Пророка» |
52 | | Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова | Урок применения знаний | Понимать идейный смысл стихов о назначении поэзии, отличие от пушкинского взгляда на проблему | Сопоставление двух «Пророков»; обращение к ранее прочитанным стихам: «Смерть Поэта», «Поэт», «Кинжал»; сообшение | Наизусть «Пророк»; анализ по плану |
53 | | Р. р. Письменный анализ стихотворения | Урок развития речи | Учить следовать плану анализа | Написание чернового варианта | Переписать анализ на чистовик; подготовить индивид. сообщение «Смысл названия романа «Герой нашего времени» |
54 | | Замысел, смысл названия и проблематика романа «Герой нашего времени» | Урок усвоения новых знаний | Понимать термины: композиция, сюжет, фабула; формулировать проблемы романа | Слово учителя; сообщение уч-ся; ответ на вопрос: «Какова, по-вашему, основная проблема романа?» | Чтение повести «Бэла»; -каким предстаёт в ней Печорин? -черты характера Максима Максимыча |
55 | | Анализ повести «Бэла» | Комбинирован- ный урок | Показать особенности композиции этой части, роль самохарактеристики героя; понять характер Максима Максимыча | Выборочное чтение; сжатый пересказ; беседа по вопросам | Прочитать повесть «Максим Максимыч»; ответ на вопрос: -привлекает читателя в Печорине или вызывает осуждение? |
56 | | Анализ повести «Максим Максимыч» | Комбинирован – ный урок | Понимать смысл смены рассказчиков: сначала Максим Максимыч, потом условный автор, публикатор дневника Печорина | Беседа по вопросам; создание таблицы, помогающей понять переживания Максима Максимыча и Печорина | Чтение и анализ «Предисловия» к «Журналу Печорина» и повести «Тамань»; индивидуальное задание «Какова роль пейзажа в повести «Тамань»? |
57 | | Анализ повести «Тамань» | Комбинирован – ный урок | Раскрыть черты характера Печорина, проявляющиеся в повести: интерес к людям, умение сострадать | Слово учителя, беседа по вопросам, выборочное чтение | Чтение повести «Княжна Мери»; сообщение «Что читает Печорин перед дуэлью?»; карточка «Печорин и Грушницкий» |
58 | | Анализ повести «Княжна Мери» | Комбинирован – ный урок | Уметь составлять характеристику героя на основе текста и через самооценку | Анализ сцены дуэли: нравственное превосходство героя; ответ на вопрос: « Что побудило Печорина отказаться от лучшей половины души, сделаться «нравственным калекой?» | Ответ на вопрос: «Почему Печорин отверг «тихие радости и спокойствие душевное?» Индивидуальная работа по карточкам: «Печорин и Вернер», «Печорин и Мери», «Печорин и Вера» |
59 | | Печорин и его двойники | Комбинирован – ный урок | Показать, в чём близок Печорин с Вернером и Грушницким и что отличает их | Сообщения по карточкам; комментарии и дополнения учителя; чтение размышлений Печорина от 3 июня, 11 июня, 3 июля | Прочитать повесть «Фаталист»; подробно пересказать сцену пленения казака с изменением лица |
60 | | Анализ повести «Фаталист» | Комбинирован – ный урок | Понять философскую концепцию повести | Беседа по вопросам: «Свободен ли человек или его судьба предопределена?» «Почему современный человек не способен к великим жертвам?» «Можно ли назвать повесть «Фаталист» эпилогом романа?» | Прочитать отрывок из статьи Белинского о романе Лермонтова; письменно ответить на вопрос: «Почему именно повесть «Фаталист» - разгадка всего романа?» |
61- 62 | | Р. р. Сочинение по «Герою нашего времени» | Уроки развития речи | Подвести итог изучению романа в творческой письменной работе | Выбор темы и определение её границ; подбор эпиграфа; написание черновика | Переписать в чистовик; подготовить сообщения по Гоголю |
63 | | Н. В. Гоголь. Судьба писателя | Урок усвоения новых знаний | Знать основные факты жизненного и творческого пути | Сообщения уч-ся; сравнительная таблица «Мир Тараса Бульбы и мир Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича»; чтение стихотворения Некрасова, посвящённого Гоголю | Прочитать и сжато пересказать понравившуюся повесть из сборников «Вечера…», «Миргород», «Петербургские повести», комедию «Ревизор» |
64 | | Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» | Урок усвоения новых знаний | Показать преемственность темы «маленького человека», отношение автора к герою | Лекция учителя; выборочное чтение текста; беседа по вопросам | Проанализиро- вать поведение героя после решения сшить шинель, обладания ею и потери обновы |
65 | | Изменения в характере Башмачкина | Урок применения знаний | Раскрыть роль значительного лица в трагедии Башмачкина, смысл фантастической концовки повести | Сравнение «Медного всадника» Пушкина и «Шинели» Гоголя; беседа по домашнему заданию | В чём ирония автора в отношении к Башмачкину и значительному лицу? Индивидуальное задание «Кто такие «мёртвые души?» |
66 | | «Мёртвые души»- поэма о «небокоптителях»» | Урок усвоения новых знаний | Раскрыть замысел автора, смысл названия поэмы | Лекция с элементами беседы, с привлечением критики, «Авторской исповеди» Гоголя; анализ 1 главы | Работа по карточкам: образ Манилова (2 глава), образ Коробочки (3 глава), образ Ноздрёва (4 глава), образ Собакевича (5 глава), образ Плюшкина (6 глава) |
67 | | Галерея образов помещиков | Урок комплексного применения знаний | Понимать способы создания образов помещиков, приёмы сатирического изображения действительности | Беседа по карточкам; комментарий учителя | Читать главы 7, 8, 9, 10; сообщение «Какое отношение к действию поэмы имеет «Повесть о капитане Копейкине»? |
68 | | Губернский город в поэме. Анализ глав 1, 7, 8, 9, 10 | Комбинирован – ный урок | Раскрыть масштабы изображения чиновничьего мира | Лекция учителя, беседа; выборочное чтение и пересказ | Прочитать главу 11 и ответить: «Что общего у Чичикова с другими героями?» |
69 | | Образ Чичикова. Анализ 11 главы | Урок усвоения новых умений и навыков | Выявить типические черты характера героя, эволюцию Чичикова | Ответ на вопрос домашнего задания; пересказ «Отцовский завет и его исполнение» | Ответить письменно: «Кто он? Стало быть, подлец?» |
70 | | Души живые в поэме | Урок комплексного применения знаний | Понимать, как происходит эволюция автора от сатирика к пророку | Лекция с элементами беседы; комментированное чтение текста | Наизусть отрывок о дороге |
| | Заключительный урок по поэме «Мёртвые души» | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить теоретические знания, закрепить практические навыки анализа | Конкурс на лучшего чтеца; эвристическая беседа; тестирование | Подготовиться к сочинению |
71-72 | | Р. р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя | Урок развития речи | Подвести итог изучения творчества писателя | Выбор темы сочинения, написание чистовика | |
73 | | А. П. Чехов «Тоска». Эволюция образа маленького человека | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности художественной манеры писателя | Викторина по рассказам писателя; ответы на вопросы: -какова основная тема рассказа? - в чём причина одиночества героя? | Прочитать статью «Штрихи к портретам писателей» и ответить на вопросы |
74 | | Литература 20 века. И. Бунин «Тёмные аллеи» | Урок усвоения новых знаний | Понимать своеобразие личности и творчества писателя | Сообщение ученика; чтение статьи Михайлова и обсуждение; знакомство с историей рассказа и чтение | Найти рассказы Бунина о любви, прочитать и сопоставить с «Тёмными аллеями» |
75 | | Своеобразие темы любви в рассказах Бунина | Урок комплексного применения знаний | Раскрыть трагический характер любви в рассказах писателя | Сообщения уч-ся о рассказах «Солнечный удар», «Чистый понедельник» | Сообщение о личности А. Блока; выразительное чтение стихов |
76 | | Личность А. Блока, талант поэта | Урок усвоения знаний | Знать основные этапы жизни; уметь выразительно читать и анализировать стихи | Сообщение о Блоке; чтение «Стихов о Прекрасной Даме | Стр. 49-62, наизусть одно из стихотворений |
77 | | Анализ стихотворения | Урок комплексного применения знаний | Уметь анализировать поэтическое произведение | Анализ стихотворений «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца и без краю» | Анализировать «О, я хочу безумно жить» |
78 | | С. Есенин. Личность и судьба поэта | Урок усвоения новых знаний | Знать факты биографии; воспоминания современников | Чтение статьи; составление плана; пересказ | Учить наизусть и выразительно читать стихи «Вот уж вечер», «Край ты мой заброшенный» |
79 | | Внеклассное чтение Стихи, которые я люблю | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь интонационно правильно читать стихи | Выразительное чтение стихов; ответы на вопросы | Анализ стихотворения |
80-81 | | Р. р. Сочинение | Уроки развития речи и контроля | Написать сочинение на одну из тем: «Мой Есенин», «Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая», «Любимые строки из стихов Есенина» | Отбор материала к темам; работа над черновиком, потом чистовиком | |
82 | | В. В. Маяковский. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» | Урок усвоения новых знаний | Раскрыть своеобразие личности поэта, его творчества | Изучающее чтение статьи учебника; выразительное чтение стихов, поиск средств выразительности | Ответ на вопрос: «Как вы поняли смысл стихотворения «Послушайте!?» |
83 | | Внеклассное чтение. Чтение неизвестных стихов Маяковского | Урок обобщения знаний | Помочь понять, что за внешней видимостью лирического героя скрыто нежное сердце | Выразительное чтение; поиск средств выразительности | Знать наизусть стихотворение Маяковского; обосновать свой выбор |
84 | | Судьба М. А. Булгакова: легенда и быль | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с личностью писателя, работать над словом Булгакова | Чтение повести «Собачье сердце»: почему нас не удивляют фантастические превращения? | В чём смысл финала повести? |
85-86 | | Анализ содержания повести | Урок усвоения навыков и умений | Охарактеризовать образы главных героев | Выборочное чтение и сжатый пересказ | Подготовить сообщение «Поэт милостью божьей»; найти тексты стихов Цветаевой |
87-88 | | М. Цветаева. Судьба и личность | Комбинирован – ный урок | Раскрыть неповторимость поэтического голоса Цветаевой | Сообщение; чтение стихов; анализ | Наизусть «Стихи о Москве» |
89 | | Анна Ахматова: верность самой себе | Урок усвоения новых знаний | Понять величие личности поэтессы | Изучающее чтение статьи; составление плана; чтение стихов | Рассказ по плану об Ахматовой или наизусть любимые стихи |
90 | | Внеклассное чтение по творчеству поэтов серебряного века | Урок обобщения и систематизации знаний | Активизировать интерес к сокровищам русской литературы | Работа над культурой устного высказывания | |
91 | | Н. А. Заболоцкий: жестокость самоанализа | Урок усвоения новых знаний | Показать трагичность судьбы поэта | Изучающее чтение стихов; беседа по прочитанному | Наизусть «Можжевеловый куст» |
92 | | Практикум. Анализ стихотворения «Завещание» | Урок комплексного применения знаний | Обучать анализу поэтического текста | Выразительное чтение; поиск средств выразительности, загадок содержания | Стр. 152, в. 2; сообщение о Шолохове |
93 | | М. А. Шолохов и его роль в литературе | Комбинирован – ный урок | Понять, чем дорого русскому человеку имя и творчество писателя | Чтение и обсуждение рассказа «Судьба человека» | Какое чувство вызвал у вас рассказ Шолохова? (монологическое высказывание) |
94 | | Образ Андрея Соколова в рассказе | Урок обобщения знаний | Показать на примерах поступков героя, что это настоящий человек | Выборочное чтение и пересказ; рассуждение (поиск доказательств) | Какие произведения Шолохова вам ещё знакомы? |
95 | | Борис Пастернак: свой путь в литературе | Урок усвоения знаний | Раскрыть особенности миропонимания Пастернака | Составление плана биографии; чтение и анализ стихов | Анализ стихотворения «Перемена» |
96 | | Р. р. Анализ стих. «Быть знаменитым некрасиво» | Урок комплексного применения знаний | Показать нравственную красоту лирического героя | Построчный анализ; составление плана будущего сообщения | Написать чистовик |
97 | | А. Т. Твардовский: роль в поэзии советского периода | Урок усвоения знаний | Помочь понять, что таланту могут открыться многие двери | Лекция учителя; чтение стихов и комментарии | Рассказ «Как Твардовский в юности целью в жизни избрал литературу» |
98 | | Талант поэта в произведениях о войне | Комбинирован- ные уроки | Раскрыть на примере «Василия Тёркина» и «Я убит подо Ржевом…» новизну подхода к военной теме | Выразительное чтение; беседа по вопросам | Сообщение «Саша Твардовский в детстве» или наизусть выучить тронувшее вас стихотворение |
99 | | А. И. Солженицын. Личность и судьба писателя | Урок усвоения новых знаний | Показать на примере биографии писателя глубину натуры и стойкость в достижении цели | Составление плана лекции учителя; беседа | Прочитать «Матрёнин двор»; рассказ о писателе по плану |
100 | | Анализ рассказа «Матрёнин двор» | Уроки комплексного применения знаний | Раскрыть смысл повествования о Матрёне | Выборочное чтение эпизодов, показывающих неподдельный интерес и любовь повествователя к Матрёне | Ответить на вопросы: «Почему Матрёна не ценила так материальные блага, как ценим их мы?» «Почему так одинока Матрёна, несмотря на её готовность всегда прийти на помощь другим?» |
101 | | Внеклассное чтение. Писатели 20 века о маленьком человеке | Урок обобщения и систематизации знаний | Раскрыть на примере героев Шукшина, Распутина, Белова внутренний мир маленького человека | | |
102 | | Итоги изучения литературы в 9 классе | Урок обобщения и систематизации знаний | Готовиться к изучению литературы 2-ой половины 19 века | Беседа | Напутствие на лето |
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2003.
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе, 9 класс. М.: ВАКО, 2011.
Савина Л.Н. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные планы. Волгоград: изд-во Гринина А.Е. 2001.
Аленькина С.Н. Русская литература первой половины XIX века. 9класс. Санкт-Петербург: Паритет, 2001.
Карпов И.П, Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. 5-11 классы. В 2 книгах. М.; Московский лицей, 2003.
Корниенко Н.Г. Изучение творчества А.И.Солженицына в школе. Методические рекомендации. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
Харитонова О.Н. Интеллектуальные игры на уроках литературы. Воронеж: ВОИПКРО, 1996.
Михайлова И.М. Тесты. Литература. 9 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
И.А. Крылов
М.Ю. Лермонтов
В.В. Маяковский
Н.А. Некрасов
А.С. Пушкин
Л.Н. Толстой
И.С. Тургенев
А.П. Чехов
М.А. Шолохов
Альбом «А.С. Пушкин»
CD Произведения А.С. Пушкина читают артисты Малого театра
CD Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс»