СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа для обучающихся 7 класса по русскому языку
Ростовская область, Егорлыкский район, станица Новороговская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новороговская средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждаю»
Директор МБОУ НСОШ №2
________________________
Приказ №____ от____ 2017г
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
основное общее образование
7 класс
Количество часов: 140 часов (4 часа в неделю)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов, М: Дрофа 2013г
Учитель: Голобородько С.В.
2017 год
Структура рабочей программы
1.Раздел
Пояснительная записка
2. Раздел
Общая характеристика учебного предмета»
3.Раздел
Основное содержание программы 8 класса
4. Раздел
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 8 класса
5.Раздел
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
6.Раздел
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
7 Раздел
Тематическое планирование
8 Раздел
Календарно-тематическое планирование.
9. Раздел
Контрольно-измерительные материалы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
Федерального закона от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
Программы по русскому языку авторского коллектива под редакцией М.М.Разумовской
Сведения о программе.
Цели обучения русскому языку.
Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи организации учебной деятельности:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Обоснование выбора программы
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются специальные часы.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать ее выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать учащимся сходные и сложные темы обобщенно (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличивать (за счет повторения пройденного в сильных классах) количество работ по развитию связной речи.
Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
— отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,— формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
— сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса полностью соответствует исходной программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта и Государственным стандартам по русскому языку. В программу включено изучение таких разделов, как «Язык. Речь. Правописание. Культура речи», «Наречие», «Служебные части речи», «Текст». Большое место отводится изучению употребления разных частей речи и их произношения, что позволяет совершенствовать произносительные и речевые навыки учащихся, овладевать нормами современного русского литературного языка. Продолжается изучение раздела «Речь», где учащиеся знакомятся со стилями и типами речи и их признаками, учатся строить тексты разных стилей и типов.
Изменений в программе нет.
Место и роль предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Количество учебных часов: рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий процесс обучения, рассчитана на 140 часов в 7 классе, в неделю – 4 часа.
Количество плановых контрольных уроков – 19, из них по развитию речи - 10
Формы организации учебной деятельности – традиционный урок, урок-практикум.
Элементы технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании),
развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке
и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
Формирования прочных орфографических и пунктуационных и умений и навыков (в пределах программных требований);
овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Виды и формы контроля:
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Тесты.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Используемый учебно-методический комплект: Русский язык. 7 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа. – 2011 год
Содержание программы.
1. Изменяется ли язык с течением времени? 1ч
Язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Этимология как раздел лингвистики.
Знать: Иметь представление о том, как развивается язык, изменяется с течением времени. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики,
Уметь: Строить небольшое рассуждение на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.
Использовать: пользоваться этимологическим словариком.
2. Язык и речь. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-6 классах. 12ч
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, деловой, язык художественной литературы. Фонетика и орфоэпия. Словообразование знаменательных частей речи. Основные способы образования слов.
Знать: сведения о языковых и речевых средствах, характерных для разных стилей. Способы образования слов с помощью морфем. Основные сведения из области фонетики и орфоэпии.
Уметь: Проводить фонетический разбор слов.
Уметь пользоваться орфоэпическим, этимологическим, орфографическим словариками.
Использовать: Опознавать звукописи в поэтических текстах. Уметь строить связное научное высказывание.
1 контрольная работа.
3. Правописание: орфография и пунктуация. 24ч
Употребление разделительных Ь и Ъ знаков. Ь для обозначения мягкости согласных и как показатель грамматической формы слова. Правописание гласных после шипящих и Ц в словах разных частей речи. Правописание приставок. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание окончаний разных частей речи. Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Дефисное написание слов. Лексическая система языка. Лексическое значение слова. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Части речи. Морфологические признаки синтаксиса. Основные жанры публицистического стиля. Заметка в газету.
Знать: основные разделы орфографии: правила употребления букв, слитно-дефисно- раздельных написаний. Пунктуационные знаки. Правила употребления Ъ и Ь. Правила употребления на письме Ь для обозначения мягкости согласных и определённых грамматических норм. Правило употребления на письме букв о-ё после шипящих и ц. Три группы приставок с учётом правил их правописания. Виды орфограмм в корне слов: чередующиеся гласные, о-е после шипящих, непроизносимые согласные. Знать правописание суффиксов существительных, глаголов, причастий и деепричастий.
Уметь: воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку, находить изученные орфограммы в тексте.
Использовать изученные правила при написании.
1 сочинение, 1 диктант, 1 тест.
4. Наречие 39ч
Какие слова называются наречиями. Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Правописание наречий. Буквы Н, НН в наречиях на о-е, буквы о-е на конце наречий после шипящих. Буквы о-а на конце наречий. Дефис в наречиях. НЕ и НИ в отрицательных наречиях. Буква Ь на конце наречий после шипящих. Произношение наречий. Употребление наречий в речи.
По развитию речи: Рассуждение-размышление. Описание состояния человека. Изложение.
Знать: что такое наречие, разряды наречий по значению. Слова, обозначающие состояние. Способы образования сравнительной и превосходной степени. Знать понятия «словообразовательное гнездо», « Словообразовательная цепочка». Правила правописания наречий.
Уметь: находить наречия в тексте, определять степень сравнения наречия, отличать степень наречия от сравнительной степени прилагательного. Уметь безошибочно писать наречия, между частями которых употребляется дефис. Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя известные правила произношения.
Использовать изученные правила при произношении и написании наречий.
1 изложение, 2 сочинения, 1 контрольная работа, 1 диктант.
5. Типы речи. Служебные части речи. Предлог. 9ч
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Правописание предлогов. (Дефис)
Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. Ошибки, связанные с употреблением предлогов.
Развитие речи: Прямой порядок слов в спокойной монологической речи
«Данное» и «новое» как смысловые части предложения.
Последовательность «данного» и «нового» в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи
Знать: о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличия от знаменательных частей речи. Знать предлог как часть речи. Разряды предлогов по происхождению, приёмы отграничения предлогов от омонимичных частей речи. Какие предлоги пишутся в одно слово или в два, три; через дефис.
Уметь: распознавать предлоги в речи, различать разряды предлогов: производные-непроизводные, простые-составные. Правильно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи. Употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая нормы современного литературного языка.
Устанавливать порядок слов с учётом развития мысли в тексте.
Использовать производные и непроизводные предлоги в речи.
1 изложение, 1 контрольная работа.
6. Служебные части речи. Союз. 11ч
Союз как часть речи
Разряды союзов
Простые и составные союзы. Правописание союзов.
Отличие союзов от созвучных местоимений с предлогами или частицами от наречий с частицами.. Употребление союзов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Союзные слова Отличие союзов от союзных слов
Развитие речи: Описание внешности человека. Строение текста.
Знать: Определение служебной части речи – союза, группы сочинительных и подчинительных союзов, какие значения они выражают,
Уметь: опознавать союзы в предложениях, употреблять союзы в речи, писать их, отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами или наречий с частицами. Уметь применять правила написания союзов. Ставить знаки препинания в осложнённых и сложных предложениях.
Использовать сочинительные и подчинительные союзы при составлении предложений и связных текстов.
1 диктант.
7. Служебные части речи. Частица 14ч
Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц.
НЕ и Ни с отдельными частями речи. Правила употребления и написания частиц ли. же, бы, -то, -ка.
Частицы и приставки НЕ, НИ. Употребление частиц
Смысловая роль частицы в анализируемом высказывании.
Использование частиц в отрывках из художественных текстов.
Произношение предлогов, союзов, частиц.
Правила ударения в предлогах, союзах, частицах.
Правила произношения наиболее употребительных предлогов, союзов частиц.
Знать: особенности частиц как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи. Знать разряды частиц по значению.
Уметь: выполнять морфологический разбор частицы, отличать частицы от других частей речи. Писать частицы не и ни с другими частями речи.
Использовать частицы для в разных стилях речи, обобщённые знания о случаях написания не и ни с разными частями речи. Использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.
1 контрольная работа.
8. Междометия 8ч
Языковые особенности междометий.
Роль междометий в высказывании. Звукоподражательные слова
Омонимия частей речи
Речь: Характеристика человека
Краткая и полная характеристика человека.
Деловая характеристика человека.
Сжатое изложение
Сочинение о человеке. (характеристика и описание его внешности)
Знать, что междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Знать языковые особенности междометий. Наиболее употребляемые междометия
Уметь: определять роль междометий в высказывании, различать омонимичные части на основе семантико-грамматического анализа.
Использовать междометия в своей речи.
1 изложение.
9 Повторение изученного в 7 классе 18ч
Фонетика. Орфоэпия. Состав слова и словообразование. Лексика и фразеология. Грамматика: морфология и синтаксис. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Стили и типы речи.
Знать: сведения о языковых и речевых средствах, характерных для разных стилей. Способы образования слов с помощью морфем. Основные сведения из области фонетики и орфоэпии. Основные разделы орфографии: правила употребления букв, слитно-дефисно- раздельных написаний. Пунктуационные знаки. Правила употребления Ъ и Ь. Правила употребления на письме Ь для обозначения мягкости согласных и определённых грамматических норм. Правило употребления на письме букв о-ё после шипящих и ц. Три группы приставок с учётом правил их правописания. Виды орфограмм в корне слов: чередующиеся гласные, о-е после шипящих, непроизносимые согласные. Знать правописание суффиксов существительных, глаголов, причастий и деепричастий.
Уметь: Проводить фонетический разбор слов, воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку, находить изученные орфограммы в тексте.
Использовать изученные правила при написании текстов.
1 контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
Определения основных изученных в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Уметь:
Раздел «Речь»
Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.
Раздел «Язык. Правописание»
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
• по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
• по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
• по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
• по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
• по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;
• пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Литература и средства обучения
Учебно-методическое обеспечение.
Русский язык. 7 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа. – 2011 год
Методическая литература:
Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2004.
Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа,2004.
Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской). В 2 частях. Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением \ Авт.-сост.:Т.А.Захарова, И.А.Меховская (и др.). – М.: «Планета», 2011.
Контрольно-измерительные материалы:
Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.7 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы/ К.А.Войлова, В.В. Леденёва, В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова. – М.:Дрофа, 1996.
Тематическое планирование.
№ темы | Тема | Кол-во часов на изучение | Кол-во проверочных и контрольных работ
|
1 | Изменяется ли язык с течением времени?
| 1ч | 0 |
2. | Язык и речь. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-6 классах.
| 12ч | 1 контр.работа |
3 | Правописание: орфография и пунктуация
| 24ч | 3 (сочин., 1 диктант, 1 тест)
|
4 | Наречие | 39ч | 5 (излож., 2 сочин., контр.работа, диктант)
|
5 | Типы речи. Служебные части речи. Предлог.
| 9ч | 2 (1 изложение,1 контр.работа |
6 | Служебные части речи. Союз. | 11ч | 1 диктант
|
7 | Служебные части речи. Частица | 14ч | 1 контр.работа
|
8 | Междометие | 8ч | 1 излож.
|
9 | Повторение изученного в 7 классе | 18ч | 1 контр.работа
|
| Итого | 136 | 15
|
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (140 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Результат обучения | Виды и формы контроля | Домашнее задание | дата | дата | |||
О языке (2 ч.)
|
| ||||||||||
1
|
Изменяется ли язык с течением времени.
| 1 | Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. | Иметь представление о том, как язык развивается, изме- няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. |
Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» | П.1 упр.2у Упр.4п.
|
|
| |||
2 | Этимология как раздел о языке | 1 | Этимология как раздел лингвистики. Этимологические словари. Порядок этимологического разбора. | Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова
| Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст | П.1 |
|
| |||
|
| ||||||||||
3 | Р/Р Что мы знаем о стилях речи | 1 | Повторение и обобщение изученного о стилях. | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану
| Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста
| П.2 у.13 |
|
| |||
4 | Р/Р Что мы знаем о типах речи | 1 | Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану.
| Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста
| П.3 у.17 |
|
| |||
5,6 | Фонетика и орфоэпия. | 2 | Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8 Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.
| Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком.
| Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.
| П.4 23п 24 у
П.4 33п 30 у |
|
| |||
7 | Приём звукописи | 1 | Орфоэпическая норма. Звукопись. | Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа.
| Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). | П.4 40 п. 41у. |
|
| |||
8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.
| 1 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.
| Знать способы образования слов с помощью морфем.
| Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). | П.5 45у 46 п |
|
| |||
9 | Словообразовательная цепочка | 1 |
| Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | П.5 47у 48п |
|
| ||||
10
| Словообразовательные гнёзда | 1 |
| Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком. | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. | П.5 51 у |
|
| |||
11 | Диагностический диктант | 1 |
| Проверить остаточные знания учащихся |
| П.5 55п |
|
| |||
12 | Способы словообразования | 1 | Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком | Разбор слов по составу | П.5 61 у
62п. |
|
| |||
13 14 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.
| 2 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | П.5 69п. 77у. |
|
| |||
15
| Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии.
| 1 |
| Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор. | Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии | П.5 78у. ЗСП-2 |
|
| |||
16-17
| Способы и средства связи предложений в тексте | 2 |
| Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Аналитическая работа с текстом | 79у 80п
П.6 81
|
|
| |||
18-19 | РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437
| 2
|
| Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля | Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 | П.6 ЗСП-3 94(1) |
|
| |||
20 | Правописание: орфография и пунктуация. | 1 | Повторение правил правописания | Владеть орфографическим словарем. | Объяснительный диктант | П.7 87-88у 92п. |
|
| |||
21 | . Буквы Ъ и Ь. | 1 | Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка | Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. |
| П.7 94 |
|
| |||
22 | Буквы О и Ё после шипящих и ц. | 1 | Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании | Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | П7 96у. 97п. |
|
| |||
23-24 | Правописание приставок. | 2 | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. | Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.
| П.7 102у. 103п.
106п. ЗСП-4 |
|
| |||
25 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тематический тест. (15мин.)
Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | П.7 109п. 114у |
|
| |||
26
| Орфограммы в суффиксах слов | 1 | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.
| Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. | П.7 119у 120п. |
|
| |||
27 | Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов. | 1 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.
| Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тренировочные упражнения по алгоритму. | П.7 |
|
| |||
28-29 | Орфограммы в окончаниях | 2 | Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться.
| Контрольное списывание. | П.7 131п 132у
134п ЗСП-5 |
|
| |||
30-31 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
| 2 | Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. | Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.
| Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | П.7 138п 142у
141п. 144у |
|
| |||
32 | Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.
| 1 | Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
| Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление.
| Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | П.7 143п |
|
| |||
33 | Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | 1 | Правописание: орфография и пунктуация | Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении
| Работа в парах с блок-схемой по теме | П.7 147у 148п |
|
| |||
34 | Рубежная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями
| 1 | Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях.
| Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж. | Диктант с дополнительными заданиями |
|
|
| |||
35 | Словарное богатство русского языка.
| 1 | Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | П.8 154у. 155п |
|
| |||
36-37 38 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 3 | Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | Объяснительный диктант | П.9180у.
181п. |
|
| |||
39-40 | РР Стили речи. Публицистический стиль речи. | 2 | Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля. | П.10 192 п. 181у.
П.11 197п. Дом.сочинение |
|
| |||
41 | Какие слова являются наречиями. | 1 | Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ | Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. | П.12 186П ЗСП-7 |
|
| |||
42-43 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 2 | Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. | Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.
| Аналитическая работа с текстом | 205
П.13
|
|
| |||
44-45 | Разряды наречий по значению. | 2 | Разряды наречий по значению. | Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. | П.14 206(2)
П.14 209у 208
|
|
| |||
46 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 |
|
|
| П.14 214у |
|
| |||
47-48 | Степени сравнения наречий. | 2 | Образование степеней сравнения наречий. | Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употр. наречия как средство связи частей текста, для уточнения различн смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнител и превосходной степени | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | П.15 219 План разбора |
|
| |||
49 | Р/Р Сочинение по картине «Материнство» | 1 | Композиция сочинения- |
| Сочинение | План разбора наречий |
|
| |||
50-51-52 | Словообразование наречий. | 3 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.
| П.16 223п 224у
П.16 228п 226у.
П.16. 230п 240у |
|
| |||
53 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся | Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. | Задания, УМК, с.231 | П.16 239п 240у |
|
| |||
54-55 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 2 | Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ.
| Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | П.17 244у 245п.
П.17 246п 251у |
|
| |||
56 | Не в наречиях на –О, -Е. | 1 | Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е | Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.
| Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно? | П. 18 256у 257п |
|
| |||
57 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. | Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. | Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | П.18 260п 261у |
|
| |||
58-59 | РР Рассуждение-размышление. | 2 | Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения.
| Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте. | Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Создание небольшого текста-рассуждения. | П.19 262п |
|
| |||
60 | Рубежный диктант | 1 | Проверить знания учащихся |
| диктант | 271у 266п |
|
| |||
61 | Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». | 1 |
|
| сочинение |
|
|
| |||
62 | Буквы –О, -А на конце наречий. | 1 | -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания. | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | П.20 277 |
|
| |||
63-64 | Дефис в наречиях. | 2 | Дефис в наречиях. повторение: дефис в местоимениях | Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. | Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)
| П.21
281п 283у |
|
| |||
65-66 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 2 | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Распределительный диктант. Аналитическая работа с текстом. | П.22 288п
289п |
|
| |||
67 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | 1 | Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. | Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.
| Лингвистический рассказ | П.23 291п. |
|
| |||
68-69 | Употребление наречий в речи | 2 | Употребление наречий в речи. | Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями.
| Работа с текстами художественного стиля. | П.24 294п 295у
298у 301п. |
|
| |||
70-71 | Произношение наречий. | 2 | Произношение наречий. | Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.
| Работа с орфоэпическим словарем. | П.25 304п. 307у
П.12-25 296 |
|
| |||
72 | Повторение и обобщение по теме «Наречие».
| 1 | Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений. | Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор.
| Редактирование текста. Творческое списывание. | 312, 311 по выбору |
|
| |||
73 | РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках». | 1 | Изложение «Поговорим о бабушках». | Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.
| Изложение. Методические рекомендации: с. 149 | 308у 310п |
|
| |||
74 | РР Описание состояния человека (№1) | 1 | Текст со значением описания состояния человека. | Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.
| Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. | П.26 318у |
|
| |||
75 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний. | Диктант. Метод рекомендации: с.151 | 324п 323у |
|
| |||
| |||||||||||
76 | Предлог как часть речи. |
1 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. | Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. | Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | П.27 326п. 327у |
|
| |||
77 | РР Описание состояния человека (продолжение, №2) | 1 | Описание состояния человека | Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой гл, наречий, сущ; писать этюды, отражающие состояние человека | Составление текста-описания человека | П.26 325у 332п |
|
| |||
78 | Р/Р Контрольная работа Сочинение «Как я в первый раз…» | 1 |
|
| сочинение |
|
|
| |||
79 | Разряды предлогов. |
1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов. | Знать разряды предлогов. | Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.
| П.27 337п 338у |
|
| |||
80 | Правописание предлогов. | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.
| Уметь правильно писать предлоги | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | П.28 342у 340п |
|
| |||
81 | Правописание производных предлогов. | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.
| Уметь правильно писать производные предлоги | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | П.28 344у 343п |
|
| |||
82 | Произношение предлогов. | 1 | Работа с текстами. | Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | П.29 345п 346у |
|
| |||
83 | Употребление предлогов в речи | 1 | Употребление предлогов в речи. Работа с текстами. | Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | П.29 353у 351п |
|
| |||
84-85 | РР Порядок слов в спокойной монологической речи.
| 2 | Ан. Соч.-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, форм. умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной мон. речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Форм. умения использовать в речи нерасчленяемые предложения | Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их посл-сть в спокойной мон. речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной мон. речи. Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое. Уметь испол. в речи нерасчленяемые предложения в спокойной мон. речи | Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466). Редактирование текста. | П.30 357п 358у
362п 364у |
|
| |||
86-87-88 | РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 3 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений. Уметь замечать обратный порядок слов Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.
| Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478) | П.31 371у 372п
П.31 373у 374п
П.31 376 |
|
| |||
|
|
|
| Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.
| Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478). |
|
|
| |||
|
| ||||||||||
89 - 90 |
Союз как часть речи. Разряды союзов. |
2 | Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме. | Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употр. союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» | П. 32 386у 388п
П.32 390п 387у |
|
| |||
91 - 92 | Правописание союзов. | 2 | Формировать умение пра- вильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных мест. с предлогами. | Тест 10 мин. Осложненное списывание | П.33 395 по вариантам 396у
П.33 402п. 403у |
|
| |||
93 - 94 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 2 | Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов. | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | П.34 408п 409у
П.34 410п. 412у |
|
| |||
95-98 | Р/Р Описание внешности человека | 4 | Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты
| Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения.
| Аналитичекая работа с текстом: №508. 509. Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение Аналитическая работа с художественным текстом произведения. | П.35 421п 426п 435у 439п 441у |
|
| |||
99 | Р/Р Сочинение по картине, описание внешности человека | 1 |
|
|
| сочинение |
|
| |||
100 | Рубежный диктант | 1 |
|
|
| диктант |
|
| |||
Частицы (9) |
|
| |||||||||
101-102
| Частица как часть речи. Разряды частиц. | 2
| Частица как часть речи. Разряды частиц. | Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. | П.36 447п 448у
П.36 450 |
|
| |||
103-104-105 | Правописание частиц. | 3 | Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово.
| Знать случаи употр, на письме частиц не и ни с отд. частями речи. Уметь объяснять их правоп. и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употр и написания частиц ли, же, бы, -то, -Кка. Разгран. частицы и приставки не-, ни-, верно их писать. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | П.37 452у
П.37 |
|
| |||
106-107 | Употребление частиц в речи. | 2 | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. | Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений | Составление текста с употреблением частиц. | П.38 467у 471п
Повтор.п.36-38 |
|
| |||
108 | Произношение предлогов, союзов и частиц | 1 | Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц | П.39 472 480 |
|
| |||
109
| Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | Проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами | Уметь правильно писать наречия, предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами
| диктант | Повтор. П27-40 |
|
| |||
| |||||||||||
110-111 | Междометие. | 2 | Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.
| Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). | П.40 484п
П.40 493у 494п |
|
| |||
112-113 | Звукоподражательные слова. | 2 | Дать понятие о данной категории слов. | Знать отличие звукоподражательных слов от междометий. Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно читать предложения со звукоподражаниями. | Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. | П.40 495п 501у
П.40 498у 499п |
|
| |||
114 115 | Омонимия разных частей речи. | 2 | Закрепить умение различать омонимичные формы и правильно писать их. | Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа.
| тест 15 мин. | П.41 505 у 510п
П.41 511у 514п |
|
| |||
116 | РР Характеристика человека | 1 | Дать представление о характеристике. Формировать умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении | Знать отличие краткой характеристики от полной. Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной. | Составление текста-характеристики человека | П.42 517у 514 |
|
| |||
117 | РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению.
| 1 | Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять в нём микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию. | Уметь отбирать материал для сжатого изложения.
| Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. |
|
|
| |||
118 | РР Сжатое изложение «О Чехове». Контрольная работа | 1 | Сжатое изложение «О Чехове». | Уметь применять разные способы сжатия текста
| Сжатое изложение «О Чехове». | Повтор. П.41-42 525у |
|
| |||
119 | Р/Р Характеристика человека . Подготовка к сочинению. Обобщение по теме. | 1 | Подготовка к сочинению. | Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных |
| П.42 526 |
|
| |||
120 | Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) | 1 |
| Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных | сочинение | Повтор. П.4 527у |
|
| |||
| |||||||||||
121-122 | Повторение изученного по фонетике и орфоэпии | 2 | Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора. | Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транскрипции, делать фонетический разбор слов | Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. Тест 20мин (УМК). | Повт. П.4 531у 528п
Табл. С. 283-285 |
|
| |||
123 - 124 | Повторение. Состав слова и словообразование. | 2 | Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями. | Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку, восстанавливать ее звенья.
| Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. Тест 10 мин | 539
542у 545п. |
|
| |||
125-126 | Повторение. Лексика и фразеология. | 2 | Повторить понятия - лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы | Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм.
| Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем | П.5 повтор. 542у 546п
554 |
|
| |||
127-128 | Грамматика, морфология и синтаксис. | 2 | Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение. | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена
| Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579). | 559 п.9
Повтор. виды разбора |
|
| |||
129 | Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи. | 1 | Итоговая проверка знаний по всем разделам | Уметь выполнять задания по всем изученным разделам
| Задания в тестовой форме (УМК) |
|
|
| |||
130- 131 | РР Повторение по разделу «Речь» | 2 | Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов. | Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостояте в тексте. | Аналитическая работа с текстом: №601. На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды (602) | П.10,11,19,26 –повтор. 559
П.30,31,42 556 |
|
| |||
132-133 | Орфография. Пунктуация. | 2 | Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить умение | Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания. | Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Сл. диктант: №594 Творческая работа (№598) | 566п . 567у
Повтор. П.27-29 570 |
|
| |||
134-135 | РР Стили и типы речи. | 2 | Стили и типы речи.
| Знать признаки стилей и типов речи. Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу. | Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600) | П.10,11,19 572 569 |
|
| |||
136-140 | Повтор и обобщ. изуч. в 7 кл | 2 | Обобщение знаний | Знать материал изученный в 7 классе | Рассуждение на лингвистическую тему | П.26 35 573 |
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Н СОШ ___________
от _________2017 года № 1
____________ ____________2017 года