СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса к учебнику Гусаровой на 2016-2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Атон»







Утверждено:

И.о.директора НОЧУ «СОШ «Атон»

_________________А.В.Самойкина

Приказ № ___от «____» ______2016г.

М.П.









Рабочая программа по русский язык

10 класс

(профильный уровень)

Срок освоения программы 2016-2017 учебный год









Составил учитель русского языка и литературы

Кудрявцева Ирина Михайловна



Рассмотрено на педагогическом совете

НОЧУ "СОШ "Атон"

протокол № ____ от «_____»______2016 г.

Согласовано :

заместитель директора по УР

И.М.Кудрявцева

_______________________





г.о. Электросталь Московской области


2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

- приказ Министерства образования Российской федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263);

- проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) от 15.04.2011 г.; разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО; опубликован 19 апреля 2011 г.

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования в объеме 207 часов. В том числе: в Х классе – 35 учебных недель - 105 часов, ХI классе - 34 учебные недели – 102 часа.

Рабочая программа по русскому языку для профильного уровня представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; основное содержание курса; краткое изложение подхода к построению учебных блоков и модулей курса русского языка; распределение тем курса русского языка 10 -11 классов на содержательные учебные блоки и модули (с указанием примерного количества часов на их изучение), требования к уровню подготовки выпускников.

Цели обучения русскому языку на профильном уровне

Изучение русского языка в 10–11 классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;


  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.




































Основное содержание программы


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической

(языковедческой) компетенции


Введение в науку о языке.

Язык как общественное явление.

Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык в современном мире.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Языковая система.

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.

Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфологя. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Система функциональных разновидностей современного русского языка.

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Средства словесной образности.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: орфография и пунктуация.

Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

Русский речевой этикет (в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка).



































Учебно-методическое обеспечение

  1. И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2013.

  2.  Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф,2013.

  3. Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф,2013.

Учебные пособия:

  1. Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф,2007.

  2. Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф,2007.

  3. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Риторика. Методическое пособие. 10-11 кл. . - М.: Вентана-Граф,2008.

  4. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика. Методическое пособие. 10-11 кл. . - М.: Вентана-Граф,2008.

  5. Соловьёва Н.Н. речевое общение, или искусство понимания. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф,2008.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.

  2. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №1. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.

  3. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №2. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.

  4. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №3. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.

  5. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №4. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.

  6. Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №5. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1.  Русский язык10-11 классы. Тесты для учащихся(8компакт-диск) – «Учитель» 2008

  2. www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm 2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL: www.labirint.ru/software/135117/

  3. Как правильно говорить по-русски. Интерактивное учебное пособие, 2007.

  4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2013-2014: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (CD-ROM).

  5. Подготовка к ЕГЭ 2014 на 100 баллов: электронное учебное пособие. - 2 электрон, диск (CD-ROM).

  6. Русский язык 10-11 классы. Тестовый контроль. Компакт-диск проверочных интерактивных тестирований. – «Учитель» ,2009.

 










Календарно-тематическое планирование уроков .


урока

Тематическая разбивка учебного материала

Количество часов

Дата

план.

скорр.

1.

1

Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование (безоценочное). Анализ результатов и составление карты индивидуальных ошибок на последующих уроках.

1

01.09


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1

20



Модуль № 1. Общие сведения о языке:

2.

1

- некоторые гипотезы о происхождении языка



3

05.09


- основные функции языка

3.

2

- взаимосвязь языка и мышления

07.09


- представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков

4.

3

- понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков

08.09


- понятие о единицах и уровнях языковой системы

- разница между языком и речью.

5.

4

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К1- К4. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

1

12.09


Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности:

6.

1

- речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая

2

14.09


7.

2

- характерные различия форм речи

15.09


8.

3

- формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь


2

19.09


9.

4

Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. Подготовка к ЕГЭ. Задания 20, 21.

21.09


10.

5

- формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения

2

22.09


11.

6

Организация групповой дискуссии на актуальную тему.

27.09


12.

7

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К1. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

1

28.09


Модуль № 3. Орфография:

13.

1

- правописание сложных слов.

2

29.09


14.

2

03.10


Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация:

15.

1

- синтаксические единицы


2

05.10


- словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи Подготовка к ЕГЭ. Задание 7.

16.

2

- особенности управления некоторых грамматических форм Подготовка к ЕГЭ. Задание 7.

06.10


17.

3

- общая характеристика типов предложений Подготовка к ЕГЭ. Задание 15.

1

10.10


- порядок слов в предложении

18.

4

- основы русской пунктуации

2

12.10


19.

5

- чужая речь и способы ее пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании

13.10


20.

6

Итоговый контроль по БЛОКУ № 1, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2

17.10


21.

7

19.10


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2

13

Модуль № 5. Становление и развитие русского языка:

22.

- происхождение русского языка

2

20.10


23.

- этапы развития русского литературного языка

24.10


24.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 2. К2. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концепционный. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

1

26.10


Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности:

25.

- признаки текста Подготовка к ЕГЭ. Задание 1, 20.


2

27.10


- способы и средства связи предложений в тексте Подготовка к ЕГЭ. Задание , 20, 23.

26.

- функционально-смысловые типы речи (текстов) Подготовка к ЕГЭ. Задание А 21.

07.11


Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка к ЕГЭ. Задания 20,25

Модуль № 7. Орфография:

27.

- употребление прописных и строчных букв.

2

09.11


28.

10.11


Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация:

29.

- главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое

2

14.11


30.

- типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное

16.11


31.

- согласование подлежащего и сказуемого Подготовка к ЕГЭ. Задание 7, 15.

1

17.11


- тире между подлежащим и сказуемым

32.

- виды односоставных предложений

1

21.11


33.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 2, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2

23.11


34.

24.11


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3

14


Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма:

35.

- возникновение и дальнейшее использование славянской письменности



2

28.11


- из истории русской графики

36.

- состав алфавита и принцип русской графики

30.11


- из истории русской орфографии

- принципы русской орфографии

Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы фиксации информации:

37.

- виды речевой деятельности: говорение, письмо, чтение, слушание.


2

01.12


38.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К3. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

05.12


39.

- способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.


2

07.12


40.

Практическое занятие по конспектированию, реферированию, аннотированию текстов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25

08.12


Модуль № 11. Орфография:

41.


- правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 10.


2

12.12


42.

14.12






Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация:

43.

- второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство

2

15.12


44.

- употребление дефиса при одиночном приложении

19.12


45.

- типы неполных предложений

1

21.12


- тире в неполном предложении

- нечленимые предложения

46.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 3, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2

22.12


47.



48.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К4. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

1



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4

21


Модуль № 13. Лексика и фразеология:

49.

- сущность слова как лексической единицы

1



- типы лексических значений слова

- способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха

50.

- лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омоформы, омографы

1



- паронимия Подготовка к ЕГЭ. Задание 5.

51.

- синонимия Подготовка к ЕГЭ. Задание 22.

1



- антонимия Подготовка к ЕГЭ. Задание 22.

52.

- формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков

2



53.

- освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы



54.


- лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова – историзмы и архаизмы, неологизмы

Подготовка к ЕГЭ. Задание А22.

1

20.01


55.

- лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и ограниченной сферы употребления

2

25.01


- диалекты русского языка, диалектная лексика

56.

- специальная лексика – термины и профессионализмы

26.01


- эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности

57.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

27.01


58.

Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов

2

15.02



59.

- типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения Подготовка к ЕГЭ. Задание 22.

16.02


- классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности

Модуль № 14. Функциональные стили речи:

60.

- межстилевая и стилистически закрепленная лексика

1

17.02


- стили письменной речи:

- научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текста научного стиля.

61.

- официально-деловой стиль, его разновидности и особенности.

2

20.02


62.

Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.



63.

- публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля.

2

24.02


- стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения.

64.

- стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности



- лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание А11.

Модуль № 15. Орфография:

65.

1

- правописание приставок ПРИ- / ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. Задание 3.

1



Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация:

66.

- общая характеристика сложных предложений

2



- сложносочиненные предложения Подготовка к ЕГЭ. Задание 15.

67.

- знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Подготовка к ЕГЭ. Задание 15.

09.03


68.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 4, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2



69.



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5

17


Модуль № 17. Фонетика:

70.

- предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки

1

15.03


71.

-артикуляционная классификация согласных звуков

1

16.03


72.

- артикуляционная классификация гласных звуков

1

21.03


73.

- выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация

1

22.03


74.

- звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.

1

23.03


75.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1



Модуль № 18. Нормы русского литературного языка:

76.


- понятие языковой нормы

1

04.04


- формирование орфоэпических норм

- признаки «старшей» орфоэпической нормы

77.

- орфоэпические нормы в области произношения сочетаний звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах

- акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 4.

2

05.04


78.

Комплексный анализ текста

07.04


Модуль № 19. Орфография:

79.

- употребление мягкого знака после шипящих согласных

3



- употребление разделительных Ъ и Ь знаков

80.

- правописание приставок на З - / С -; чередующиеся гласные в этих приставках Подготовка к ЕГЭ. Задание 9.



- правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную Подготовка к ЕГЭ. Задание 8,9.

81.

- правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением Подготовка к ЕГЭ. Задание 8.



- правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости

Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация:

82.

- общая характеристика сложноподчиненных предложений, виды придаточных предложений Подготовка к ЕГЭ. Задание 18.

3

18.04


83.

- знаки препинания в сложноподчиненных предложениях Подготовка к ЕГЭ. Задания А24, А25.

19.04


84.

- типы соподчинения / подчинения в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями

Подготовка к ЕГЭ. Задание 18.

21.04


85.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 5, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2



86.



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6

Модуль № 21. Морфемика и словообразование:

87.

- основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс

3

28.04

05.05


- классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие

- нулевые морфемы

88.

- основа слова

10.05


89.

- изменения в морфемном составе слова



- морфемный анализ слова

90.

- способы словообразования

2



- морфологические способы образования

91.

- неморфологические способы образования



- процессы, сопровождающие словообразование

- словообразовательный анализ слова Подготовка к ЕГЭ. Задание 13.


92.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1



Модуль № 22. Русский речевой этикет:


93.

1.

- национальная специфика этикета

1



- правила и нормы речевого этикета в начале общения

- правила и нормы речевого этикета в процессе общения

- правила и нормы речевого этикета при завершении общения

Модуль № 23. Орфография:

94.

- правописание чередующихся гласных в корнях слов Подготовка к ЕГЭ. Задание 8.

3



95.

- правописание О – Ё после шипящих и Ц в разных морфемах Подготовка к ЕГЭ. Задание 8-11.



96.

- правописание И – Ы после Ц в разных морфемах



- правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова

Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация:

97.

- бессоюзные сложные предложения Подготовка к ЕГЭ. Задание 19.

3



98.

- знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях Подготовка к ЕГЭ. Задание 19.



99.

- сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 19.



100.

Итоговый контроль по БЛОКАМ № 1 – 6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2



101.



102.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1



Резервные часы

103.

Обобщение и систематизация изученного материала.

3



104.

Обобщение и систематизация изученного материала.



105.

Обобщение и систематизация изученного материала.






Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения русского языка в 10 – 11 классах на профильном уровне выпускник должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.


1. Личностные результаты:

1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;

6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

7) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;

10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.



2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



3. Предметные результаты:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7) владение различными приемами редактирования текстов;

8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

10) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;

11) уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.