Негосударственное общеобразовательное частное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Атон»
Утверждено:
И.о.директора НОЧУ «СОШ «Атон»
_________________А.В.Самойкина
Приказ № ___от «____» ______2016г.
М.П.
Рабочая программа по русский язык
10 класс
(профильный уровень)
Срок освоения программы 2016-2017 учебный год
Составил учитель русского языка и литературы
Кудрявцева Ирина Михайловна
Рассмотрено на педагогическом совете
НОЧУ "СОШ "Атон"
протокол № ____ от «_____»______2016 г.
Согласовано :
заместитель директора по УР
И.М.Кудрявцева
_______________________
г.о. Электросталь Московской области
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
- приказ Министерства образования Российской федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263);
- проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) от 15.04.2011 г.; разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО; опубликован 19 апреля 2011 г.
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования в объеме 207 часов. В том числе: в Х классе – 35 учебных недель - 105 часов, ХI классе - 34 учебные недели – 102 часа.
Рабочая программа по русскому языку для профильного уровня представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
пояснительную записку;
основное содержание курса; краткое изложение
подхода к построению учебных блоков и модулей курса русского языка;
распределение тем курса русского языка 10 -11 классов
на содержательные учебные блоки и модули (с указанием примерного количества часов на их изучение),
требования к уровню подготовки выпускников.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в 10–11 классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Основное содержание программы
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенции
Введение в науку о языке.
Язык как общественное явление.
Русский язык в Российской Федерации.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система.
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологя. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка.
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности.
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация.
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.
Русский речевой этикет (в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка).
Учебно-методическое обеспечение
И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2013.
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф,2013.
Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф,2013.
Учебные пособия:
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф,2007.
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф,2007.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Риторика. Методическое пособие. 10-11 кл. . - М.: Вентана-Граф,2008.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика. Методическое пособие. 10-11 кл. . - М.: Вентана-Граф,2008.
Соловьёва Н.Н. речевое общение, или искусство понимания. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф,2008.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №1. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №2. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №3. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №4. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. Рабочая тетрадь №5. Практикум по подготовке к ЕГЭ. - М.: Вентана-Граф,2011.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Русский язык10-11 классы. Тесты для учащихся(8компакт-диск) – «Учитель» 2008
www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm 2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL: www.labirint.ru/software/135117/
Как правильно говорить по-русски. Интерактивное учебное пособие, 2007.
Единый государственный экзамен: Русский язык. 2013-2014: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (CD-ROM).
Подготовка к ЕГЭ 2014 на 100 баллов: электронное учебное пособие. - 2 электрон, диск (CD-ROM).
Русский язык 10-11 классы. Тестовый контроль. Компакт-диск проверочных интерактивных тестирований. – «Учитель» ,2009.
Календарно-тематическое планирование уроков .
№ | № урока | Тематическая разбивка учебного материала | Количество часов | Дата |
план. | скорр. |
1. | 1 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование (безоценочное). Анализ результатов и составление карты индивидуальных ошибок на последующих уроках. | 1 | 01.09 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 | 20 | |
Модуль № 1. Общие сведения о языке: |
2. | 1 | - некоторые гипотезы о происхождении языка | 3 | 05.09 | |
- основные функции языка |
3. | 2 | - взаимосвязь языка и мышления | 07.09 | |
- представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков |
4. | 3 | - понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков | 08.09 | |
- понятие о единицах и уровнях языковой системы |
- разница между языком и речью. |
5. | 4 | Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К1- К4. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | 12.09 | |
Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности: |
6. | 1 | - речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая | 2 | 14.09 | |
7. | 2 | - характерные различия форм речи | 15.09 | |
8. | 3 | - формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь | 2 | 19.09 | |
9. | 4 | Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. Подготовка к ЕГЭ. Задания 20, 21. | 21.09 | |
10. | 5 | - формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения | 2 | 22.09 | |
11. | 6 | Организация групповой дискуссии на актуальную тему. | 27.09 | |
12. | 7 | Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К1. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | 28.09 | |
Модуль № 3. Орфография: |
13. | 1 | - правописание сложных слов. | 2 | 29.09 | |
14. | 2 | 03.10 | |
Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация: |
15. | 1 | - синтаксические единицы | 2 | 05.10 | |
- словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи Подготовка к ЕГЭ. Задание 7. |
16. | 2 | - особенности управления некоторых грамматических форм Подготовка к ЕГЭ. Задание 7. | 06.10 | |
17. | 3 | - общая характеристика типов предложений Подготовка к ЕГЭ. Задание 15. | 1 | 10.10 | |
- порядок слов в предложении |
18. | 4 | - основы русской пунктуации | 2 | 12.10 | |
19. | 5 | - чужая речь и способы ее пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании | 13.10 | |
20. | 6 | Итоговый контроль по БЛОКУ № 1, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2 | 17.10 | |
21. | 7 | 19.10 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2 | 13 |
Модуль № 5. Становление и развитие русского языка: |
22. | -
| - происхождение русского языка | 2 | 20.10 | |
23. | -
| - этапы развития русского литературного языка | 24.10 | |
24. | -
| Подготовка к ЕГЭ. Задание 2. К2. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концепционный. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | 26.10 | |
Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности: |
25. | -
| - признаки текста Подготовка к ЕГЭ. Задание 1, 20. | 2 | 27.10 | |
- способы и средства связи предложений в тексте Подготовка к ЕГЭ. Задание , 20, 23. |
26. | -
| - функционально-смысловые типы речи (текстов) Подготовка к ЕГЭ. Задание А 21. | 07.11 | |
Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка к ЕГЭ. Задания 20,25 |
Модуль № 7. Орфография: |
27. | -
| - употребление прописных и строчных букв. | 2 | 09.11 | |
28. | -
| 10.11 | |
Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация: |
29. | -
| - главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое | 2 | 14.11 | |
30. | -
| - типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное | 16.11 | |
31. | -
| - согласование подлежащего и сказуемого Подготовка к ЕГЭ. Задание 7, 15. | 1 | 17.11 | |
- тире между подлежащим и сказуемым |
32. | -
| - виды односоставных предложений | 1 | 21.11 | |
33. | -
| Итоговый контроль по БЛОКУ № 2, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2 | 23.11 | |
34. | -
| 24.11 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3 | 14 | |
Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма: |
35. | -
| - возникновение и дальнейшее использование славянской письменности | 2 | 28.11 | |
- из истории русской графики |
36. | -
| - состав алфавита и принцип русской графики | 30.11 | |
- из истории русской орфографии |
- принципы русской орфографии |
Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы фиксации информации: |
37. | -
| - виды речевой деятельности: говорение, письмо, чтение, слушание. | 2 | 01.12 | |
38. | -
| Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К3. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 05.12 | |
39. | -
| - способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование. | 2 | 07.12 | |
40. | -
| Практическое занятие по конспектированию, реферированию, аннотированию текстов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 25 | 08.12 | |
Модуль № 11. Орфография: |
41. | -
| - правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 10. | 2 | 12.12 | |
42. | -
| 14.12 | |
Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация: |
43. | -
| - второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство | 2 | 15.12 | |
44. | -
| - употребление дефиса при одиночном приложении | 19.12 | |
45. | -
| - типы неполных предложений | 1 | 21.12 | |
- тире в неполном предложении |
- нечленимые предложения |
46. | -
| Итоговый контроль по БЛОКУ № 3, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2 | 22.12 | |
47. | -
| | |
48. | -
| Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. К4. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 1 | | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4 | 21 | |
Модуль № 13. Лексика и фразеология: |
49. | -
| - сущность слова как лексической единицы | 1 | | |
- типы лексических значений слова |
- способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха |
50. | -
| - лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омоформы, омографы | 1 | | |
- паронимия Подготовка к ЕГЭ. Задание 5. |
51. | -
| - синонимия Подготовка к ЕГЭ. Задание 22. | 1 | | |
- антонимия Подготовка к ЕГЭ. Задание 22. |
52. | -
| - формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков | 2 | | |
53. | -
| - освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы | | |
54. | -
| - лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова – историзмы и архаизмы, неологизмы Подготовка к ЕГЭ. Задание А22. | 1 | 20.01 | |
55. | -
| - лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и ограниченной сферы употребления | 2 | 25.01 | |
- диалекты русского языка, диалектная лексика |
56. | -
| - специальная лексика – термины и профессионализмы | 26.01 | |
- эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности |
57. | -
| Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 1 | 27.01 | |
58. | -
| Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов | 2 | 15.02 | |
59. | -
| - типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения Подготовка к ЕГЭ. Задание 22. | 16.02 | |
- классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности |
Модуль № 14. Функциональные стили речи: |
60. | -
| - межстилевая и стилистически закрепленная лексика | 1 | 17.02 | |
- стили письменной речи: |
- научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текста научного стиля. |
61. | -
| - официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. | 2 | 20.02 | |
62. | -
| Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. | | |
63. | -
| - публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля. | 2 | 24.02 | |
- стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. |
64. | -
| - стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности | | |
- лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание А11. |
Модуль № 15. Орфография: |
65. | 1 | - правописание приставок ПРИ- / ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. Задание 3. | 1 | | |
Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация: |
66. | -
| - общая характеристика сложных предложений | 2 | | |
- сложносочиненные предложения Подготовка к ЕГЭ. Задание 15. |
67. | -
| - знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Подготовка к ЕГЭ. Задание 15. | 09.03 | |
68. | -
| Итоговый контроль по БЛОКУ № 4, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2 | | |
69. | -
| | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5 | 17 | |
Модуль № 17. Фонетика: |
70. | -
| - предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки | 1 | 15.03 | |
71. | -
| -артикуляционная классификация согласных звуков | 1 | 16.03 | |
72. | -
| - артикуляционная классификация гласных звуков | 1 | 21.03 | |
73. | -
| - выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация | 1 | 22.03 | |
74. | -
| - звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. | 1 | 23.03 | |
75. | -
| Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 1 | | |
Модуль № 18. Нормы русского литературного языка: |
76. | | - понятие языковой нормы | 1 | 04.04 | |
- формирование орфоэпических норм |
- признаки «старшей» орфоэпической нормы |
77. | -
| - орфоэпические нормы в области произношения сочетаний звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах - акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание 4. | 2 | 05.04 | |
78. | -
| Комплексный анализ текста | 07.04 | |
Модуль № 19. Орфография: |
79. | -
| - употребление мягкого знака после шипящих согласных | 3 | | |
- употребление разделительных Ъ и Ь знаков |
80. | -
| - правописание приставок на З - / С -; чередующиеся гласные в этих приставках Подготовка к ЕГЭ. Задание 9. | | |
- правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную Подготовка к ЕГЭ. Задание 8,9. |
81. | -
| - правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением Подготовка к ЕГЭ. Задание 8. | | |
- правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости |
Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация: |
82. | -
| - общая характеристика сложноподчиненных предложений, виды придаточных предложений Подготовка к ЕГЭ. Задание 18. | 3 | 18.04 | |
83. | -
| - знаки препинания в сложноподчиненных предложениях Подготовка к ЕГЭ. Задания А24, А25. | 19.04 | |
84. | -
| - типы соподчинения / подчинения в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями Подготовка к ЕГЭ. Задание 18. | 21.04 | |
85. | -
| Итоговый контроль по БЛОКУ № 5, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2 | | |
86. | -
| | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6 |
Модуль № 21. Морфемика и словообразование: |
87. | -
| - основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс | 3 | 28.04 05.05 | |
- классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие |
- нулевые морфемы |
88. | -
| - основа слова | 10.05 | |
89. | -
| - изменения в морфемном составе слова | | |
- морфемный анализ слова |
90. | -
| - способы словообразования | 2 | | |
- морфологические способы образования |
91. | -
| - неморфологические способы образования | | |
- процессы, сопровождающие словообразование |
- словообразовательный анализ слова Подготовка к ЕГЭ. Задание 13. |
92. | -
| Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 1 | | |
Модуль № 22. Русский речевой этикет: |
93. | 1. | - национальная специфика этикета | 1 | | |
- правила и нормы речевого этикета в начале общения |
- правила и нормы речевого этикета в процессе общения |
- правила и нормы речевого этикета при завершении общения |
Модуль № 23. Орфография: |
94. | -
| - правописание чередующихся гласных в корнях слов Подготовка к ЕГЭ. Задание 8. | 3 | | |
95. | -
| - правописание О – Ё после шипящих и Ц в разных морфемах Подготовка к ЕГЭ. Задание 8-11. | | |
96. | -
| - правописание И – Ы после Ц в разных морфемах | | |
- правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова |
Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация: |
97. | -
| - бессоюзные сложные предложения Подготовка к ЕГЭ. Задание 19. | 3 | | |
98. | -
| - знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях Подготовка к ЕГЭ. Задание 19. | | |
99. | -
| - сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание 19. | | |
100. | -
| Итоговый контроль по БЛОКАМ № 1 – 6 в формате ЕГЭ, анализ его результатов и определения способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2 | | |
101. | -
| | |
102. | -
| Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 1 | | |
Резервные часы |
103. | -
| Обобщение и систематизация изученного материала. | 3 | | |
104. | -
| Обобщение и систематизация изученного материала. | | |
105. | -
| Обобщение и систематизация изученного материала. | | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка в 10 – 11 классах на профильном уровне выпускник должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Личностные результаты:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
7) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Предметные результаты:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7) владение различными приемами редактирования текстов;
8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
10) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;
11) уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.