СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса к учебнику Гусаровой И.В. на 2016-2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Негосударственное общеобразовательное частное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Атон»





Утверждено:

Директор НОЧУ «СОШ «Атон»

_________________А.В.Самойкина

Приказ № 95/1-од от «31» августа 2016г.

М.П.





Рабочая программа по русскому языку

11 класс

(профильный уровень)

Срок освоения программы 2016-2017 учебный год





Составил учитель русского языка и литературы

Кудрявцева Ирина Михайловна





Рассмотрено на педагогическом совете

НОЧУ "СОШ "Атон"

протокол № 1 от «29»августа 2016 г.

Согласовано :

заместитель директора по УР

И.М.Кудрявцева

_______________________






г.о. Электросталь , 2016 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

- приказ Министерства образования Российской федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263);

- проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) от 15.04.2011 г.; разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО; опубликован 19 апреля 2011 г.

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования в объеме 207 часов. В том числе: в Х классе – 35 учебных недель - 105 часов, ХI классе - 34 учебные недели – 102 часа.

Приоритетным направлением языкового образования в 10 - 11 классах на профильном уровне является углубленно – обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном аспектах.

Углубленное изучение предполагает:

  1. более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;

  2. введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;

  3. рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;

  4. расширение круга сведений линговедческого, этнокультуроведческого содержания;

  5. усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;

  6. моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного, интегрального качества личности.

Этим определяется объем формального образования.

Курс углубленно-обобщающего изучения русского языка в 10 - 11 классах призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделим следующие:

1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

2) формирование культуроведческой компетенции учащихся;

3) формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правил их соединения, умение пользоваться ими в речи.

Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных ее понятий, а также определенные представления об ученых-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.

Культуроведческая компетенция предполагает в первую очередь осознание языка как формы выражения национальной культуры.

Понятие «коммуникативная компетенция» включает в себя:

  • наличие определенных теоретических сведений о языке;

  • наличие определенных знаний языка (орфоэпических, лексических, грамматических

умений и навыков);

  • наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями

общения;

  • наличие знаний и умений организовать речевое общение с учетом социальных

норм поведения.

Таким образом, коммуникативная компетенция, являясь высшей ступенью в иерархии компетенций, представляет собой их нерасторжимое единство, расширяет и углубляет языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

При обучении русскому языку как средству общения в 10 - 11 классах предполагается использовать коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:

  • обучение средствам языка;

  • обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);

  • обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных - аудировании и чтении, продуктивных - говорении и письме);

  • обучение умениям и навыкам общения на языке.

Изучение русского языка в X - XI классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.


Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Место предмета в учебном плане

 В соответствии с учебным планом НОЧУ "СОШ "Атон" и годовым календарным учебным графиком на изучение предмета «Русский язык» отводится в 11 классе 3 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 102 часа.

Преподавание ведётся по учебнику:

Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2015.

Структурно курс русского языка 10-11 классов представлен 16 блоками, внутри которых выделены 64 модуля. Внутри модулей определены содержательные учебные единицы – уроки.


Технологии, методики:

1)проблемное обучение;

2)информационно-коммуникационные технологии;

3)коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава, работа в команде);

4)проектно-исследовательская технология 5) кейс-технология

Формы контроля

1) индивидуальная

2) групповая

3) коллективная


Виды контроля

  • подготовка и защита рефератов, проектов, презентаций по русскому языку,

  • тест;

  • комплексный анализ текста (КАТ), лингвистический анализ текста

  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  • классное и домашнее сочинение по прочитанному тексту (разных стилей);

  • устное высказывание на заданную тему (монолог, диалог, дискуссия; полемика);

  • ответ на проблемный вопрос;

  • развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

  • выразительное чтение (интонационно – ритмическое чтение)

  • поиск информации в источниках различного типа

  • оценка и редактирование текста













































СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Содержание курса

Введение в науку о языке.

Язык как общественное явление.

Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык в современном мире.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Языковая система.

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.

Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Система функциональных разновидностей современного русского языка.

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Средства словесной образности.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа.

Правописание: орфография и пунктуация.

Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.



Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.

Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

Русский речевой этикет (в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка).










































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения русского языка в 10 – 11 классах на профильном уровне выпускник должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.



1. Личностные результаты:

1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;

6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

7) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;

10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.



2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



3. Предметные результаты:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7) владение различными приемами редактирования текстов;

8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

10) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;

11) уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.






Литература и средства обучения


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 11 класс: базовый и углублённый уровни:учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2015


Журналы:

«Русская словесность»

«Русский язык в школе»

Газета «Русский язык»

. www.uchportal.ru

www.openklass.ru

www.zavuch.ru

www.vikipedija.


ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


«Орфография» - Ткаченко

«Пунктуация» - Ткаченко.

Русский язык. Генератор тестов.

Большая детская энциклопедия «Русский язык»

Интерактивный курс «Русский язык» (10-11кл.)

Русский язык для выпускников и абитуриентов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в

письменной речи учащихся. — М.: Прометей, 1997.

  1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика.

Текст. Стили речи: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений.

13-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

  1. Головин Б. Н. Основы культуры речи: [Учеб. для вузов по

спец. «Рус. яз. и лит.»]. 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988.

  1. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика: Кн.

для учащихся 8—10-х кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1988.

  1. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М.:

Междунар. отношения, 1993.

  1. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности:

учеб. для общеобразоват. учреждений, 10—11 кл. 5-е изд., испр. и

доп. — М.: Дрофа, 2001.

  1. Горбачевич К. С. Нормы современного литературного языка.

3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989.

  1. Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика.

— М.: Московский лицей, 1994.

  1. Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике

при изучении частей речи: пособие для учителей. — М.: Просвещение,

1980.


Словари и справочники

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практ.

справ.: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.:

Рус. яз., 2001.

  1. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд.,

стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.

  1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные

цитаты. Образные выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского

языка. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004.

  1. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт

словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип.

— М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русского

языка).

  1. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М.: Рус. яз., 1984. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского

языка: Более 14 000 слов. Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед. —

СПб.: Норинт, 2004.

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка:

совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де

Куртене в современном написании: в 4 т. — М.: ОЛМА Медиа

Групп, 2008.

  1. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка:

Грамматические формы. Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., стереотип.

— М.: Рус. яз., 2003.

  1. Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки:

Большой объяснительный словарь. 4-е изд., стереотип. — М.: Феникс,

2008. (Словари).

10. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка:

А—Я: Пособие для учащихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. —

М.: Просвещение, 2006.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского

языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд.,

доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС,

2008.

11. Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический

словарь русского языка : Произношение, ударение, граммат.

формы: Ок. 65 000 слов. Под ред. Р. И. Аванесова. Рос. акад. наук.

Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. — М.:

Рус. яз., 2000.

12. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический

словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е

изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.

13. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского

языка. 9-е изд. — М.: Рольф, 2009.

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших

14. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический

словарь русского языка: Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.

15. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный

фразеологический словарь русского языка: значение и

происхождение.10-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.







Календарно-тематическое планирование по русскому языку: 11 класс

№ п/п

№ урока

Содержание

(раздел, тема)

Количество

часов

Дата проведения

Примечание

по плану

скор-рект.

1.

1

Введение в курс русского языка 11 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование в формате ЕГЭ (части I и II). Анализ результатов и составление карты индивидуальных ошибок для работы с ними на последующих уроках.

1

02.09



Модуль 25. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МОРФОЛОГИИ

2.

1

Принципы классификации слов по частям речи. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 1, 2

Междометие и звукоподражательные слова как особые части речи.

1

06.09


Модуль 26. ОРФОГРАФИЯ

3.

1

Правописание НЕ со словами различных частей речи.

1

07.09



4.

2

Трудные случаи правописания НЕ со словами разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 18.

1

09.09



Модуль 27. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ

5.

Правильность, богатство, чистота, точность, логичность, уместность речи.

1

13.09



6.

Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры речи. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 25.

1

14.09



7.

Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

16.09



Модуль 28. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

8.

Знаки препинания при междометиях. Знаки препинания в предложениях, осложненных обращениями.


1

20.09



9.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 7.

1

21.09



10.

Анализ контрольной работы

1

23.09



Модуль 29. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

11.

Предлог как служебная часть речи; разряды предлогов по их структуре и значению.

1

27.09



12.

Союз как служебная часть речи; разряды союзов по происхождению, по структуре и по употреблению. Разряды союзов по их синтаксической функции: сочинительные и подчинительные.

Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 15, 18, 20.

1

28.09



13.

Частица как служебная часть речи; разряды частиц по значению.

Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 15, 18, 20.

1

30.09



Модуль № 30. ОРФОГРАФИЯ

14.

Отличие служебных частей речи от соответствующих существительных, местоимений, наречий с непроизводными предлогами и частицами.

Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий.


04.10



15.

Правописание частиц; разграничение частиц НЕ и НИ; особенности правописания оборотов «не кто иной, как»; «не что иное, как»; «никто иной не»; «ничто иное не» во всех падежах.

Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 25, 26.

1

05.10



Модуль 31. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

16.

Употребление предлогов с одним и несколькими падежами; особенности употребления частиц в устной и письменной речи; нормы употребления союзов в простых осложнённых предложениях и в сложных союзных предложениях.

Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 7.

1

06.10



17.

Сочинение-рассуждение на материалах публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

11.10



Модуль 32. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

18.

Вводные компоненты и знаки препинания при них.

Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 17.


1

12.10



19.

Вставные конструкции и знаки препинания при них.

Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 17.

1

14.10



20.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 8.

1


18.10



21.

Анализ контрольной работы.

1

19.10



Модуль № 33. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

22.

Собственные и нарицательные имена существительные, конкретные и неконкретные.

Категория одушевленности-неодушевленности.

1

21.10



23.

Род имен существительных; выражение и способы определения рода, распределение по родам склоняемых существительных, существительные общего рода, колебания в роде имен существительных.

Несклоняемые существительные и определение рода несклоняемых существительных.

1

25.10



24.

Категория числа, категория падежа; трудности в определении падежей.

1

26.10



25.

Типы склонения имен существительных, разносклоняемые имена существительные

1

28.10



26.

Словообразование имен существительных. Переход слов других частей речи в имена существительные. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 23.

1

08.11



Модуль 34. ОРФОГРАФИЯ

27.

1

Правописание окончаний имен существительных. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 10.


1

09.11



Модуль 35. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

28.

Употребление форм имен существительных. Склонение имен существительных- географических названий на – О.

1

11.11



29.

Особенности склонения имен и фамилий.

Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 5.

1

15.11



30.

Сочинение-рассуждение на материалах публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

16.11



Модуль 36. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

31.

Синтаксические функции имен существительных.

1

18.11



32.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 15, 18.

1

22.11



33.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 9.

1


23.11



34.

Анализ контрольной работы.

1

25.11



Модуль № 37. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

35.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Взаимопереход имен прилагательных из разряда в разряд.

1

29.11



36.

Полная и краткая форма качественных имен прилагательных. Степени сравнения качественных имен прилагательных.

Степени качества имен прилагательных; особенности склонения качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

1.

30.11



37.

Словообразование имен прилагательных. Переход имен прилагательных в разряд имен существительных.

1

02.12



Модуль 38. ОРФОГРАФИЯ

38.

1.

Правописание суффиксов имен прилагательных. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 10.

1

06.12



Модуль 39. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

39.

Вариантные формы полных и кратких имен прилагательных. Употребление форм степеней сравнения качественных имен прилагательных.

1

07.12



40.

Сочинение-рассуждение на материалах публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

09.12



Модуль 40. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

41.

Основные синтаксические функции имен прилагательных.

1

13.12



42.

Однородные и неоднородные определения. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 16.

1

14.12



43.

Итоговый контроль по БЛОКУ № 10.

1


16.12



44.

Анализ контрольной работы.

1

20.12



Модуль 41. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

45.

Понятие об имени числительном. Разряды имен числительных по составу и значению

1

21.12



46.

Переход имен числительных в разряд слов других частей речи.

Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 3.

1

23.12



Модуль 42. ОРФОГРАФИЯ

47.


Склонение количественных и порядковых числительных. Правописание числительных.

Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 5, 6, 7.

1




Модуль 43. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

48.


Особенности употребления форм имен числительных.

Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 5, 6, 7.

1




Модуль 44. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

49.


Синтаксические функции имен числительных.

1




50.


Обособленные уточняющие дополнения (ограничительно-выделительные обороты со словами кроме, помимо, исключая, включая и т.п.) и знаки препинания при них.





51.


Итоговый контроль по БЛОКУ № 11.

1





52.


Анализ контрольной работы.

1




Модуль № 45. МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

53.


Разряды местоимений по значению. Особенности склонения местоимений. Переход слов других частей речи в разряд местоимений и местоимений в разряд служебных слов. Словообразование местоимений. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 9,11.

1




Модуль 46. ОРФОГРАФИЯ

54.


Правописание отрицательных и неопределенных местоимений. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 11,13.

1




Модуль 47. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

55.


Особенности употребления форм некоторых местоимений. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 6, 7.

1




56


Сочинение-рассуждение на материалах художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1




Модуль 48. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

57.


Синтаксические функции местоимений. Понятие сравнительного оборота.

1




58.


Знаки препинания при сравнительных оборотах и др. конструкциях с союзом КАК.

1




59.


Итоговый контроль по БЛОКУ № 12.

1





60.


Анализ контрольной работы.

1




Модуль 49. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

61.


Глагол как часть речи. Понятие об инфинитиве.

1.




62.


Категория вида глагола. Категория залога глагола. Глаголы переходные и непереходные; возвратные и невозвратные.

1.




63.


Сочинение-рассуждение на материалах художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1




64.


Категория наклонения. Особенности употребления наклонений глаголов. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 6.

1




65.


Категория времени глагола. Особенности употребления категории времени глаголов.

Категория лица. Особенности выражения лица глаголов.

1




66.


Безличные глаголы. Спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Словообразование глаголов. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 11.

1




Модуль № 50. ОРФОГРАФИЯ

67.


Правописание глаголов. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 9, 10, 11

1




Модуль 51. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

68.


Особенности употребления форм глаголов. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 4.

1




Модуль 52. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

69.


Синтаксические функции глаголов.

1




70.


Знаки препинания при обособленных приложениях. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 16, 22.

1




71.


Итоговый контроль по БЛОКУ № 13.

1





72.


Анализ контрольной работы.

1




Модуль 49. ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

73.


Понятие о причастии. Две точки зрения ученых-лингвистов на причастие как на особую форму глагола и как самостоятельную часть речи. Действительные и страдательные причастия

1




74.


Особенности образования причастий; краткая форма страдательных причастий.

1




75.


Склонение причастий. Переход причастий в категорию имен существительных и прилагательных. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 10, 11, 22.

1




Модуль № 54. ОРФОГРАФИЯ

76.


-Н-/-НН- в суффиксах страдательных причастий , кратких прилагательных и наречий (обобщение).

1




77.


Правописание действительных и страдательных причастий. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 14,20.

1




Модуль 55. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

78.


Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 7.

1




Модуль 56. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

79.


Синтаксическая функция причастий.

1




80.


Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 5, 16, 25.


1




81.


Итоговый контроль по БЛОКУ № 15.

1





82.


Анализ контрольной работы.

1






Модуль 57. ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

83.


Понятие о деепричастии. Две точки зрения лингвистов на деепричастие. Вид деепричастий. Образование деепричастий. Переход деепричастий в разряд других частей речи.

1




Модуль 58. ОРФОГРАФИЯ

84.


Правописание суффиксов деепричастий; обобщающее повторение правописания суффиксов глаголов и причастий.

1




Модуль 59. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

85.


Особенности употребления форм деепричастных оборотов.

1




86.


Сочинение-рассуждение на материалах художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1




Модуль 60. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

87.


Синтаксические функции деепричастий. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Подготовка к ЕГЭ: отработка задания 16.

1




88.


Итоговый контроль по БЛОКУ № 16.

1





89.


Анализ контрольной работы.

1




Модуль 61. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

90.


Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Степени качества наречий. Словообразование наречий.

1




91.


Переход наречий в разряд слов других частей речи. Слова категории состояния.

1




Модуль 62. ОРФОГРАФИЯ

92.


Правописание суффиксов наречий.

1




93.


Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных сочетаний.

1




Модуль 63. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

94.


Особенности употребления форм наречий. Трудности постановки ударения в наречиях. Подготовка к ЕГЭ: отработка заданий 3, 4, 6.

1




95.


Сочинение-рассуждение на материалах художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1




Модуль 64. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

96.


Синтаксические функции наречий.

1




97.


Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них.

1




98.


Итоговый контроль по БЛОКАМ № 7- 16 в формате ЕГЭ.

1




99.


Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

1




100.


Обобщение и систематизация изученного материала; подготовка к ЕГЭ.

1




101.


Обобщение и систематизация изученного материала; подготовка к ЕГЭ.

1




102.


Обобщение и систематизация изученного материала; подготовка к ЕГЭ.

1