СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 8 класса по УМК Босовй Л.Л.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

    1. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г.  № 1089);

  3. Федеральный базисный учебный план (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г.  № 1312);

  4. Авторская программа: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Устав МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»;

  6. Учебный план МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» на 2017-2018 учебный год;

7. Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год.

Изучение информатики в 8 классе реализуется за счет школьного компонента в количестве 1 час в неделю (34 час в год). В данном классе происходит апробация УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса (ФГОС) – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

  1. Общая характеристика учебного предмета

  2. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

  3. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

    1. Содержание учебного предмета

Математические основы информатики 13ч.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Учащиеся должны знать:

  • сущность непозиционных и позиционных систем счисления;

  • правила перевода чисел из десятичной в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) системы счисления и обратно;

  • основные логические операции.

Учащиеся должны уметь:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Основы алгоритмизации 10ч.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Учащиеся должны знать:

  • смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;

  • свойства алгоритмов;

  • термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;

  • способы записи алгоритмов;

  • основные алгоритмические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

Начала программирования 10ч.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Учащиеся должны знать:

  • назначение языков программирования;

  • структуру и запись программ на языке Паскаль;

  • правила записи основных операторов языка Паскаль;

  • способы вызова вспомогательных алгоритмов;

  • этапы решения задачи на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате освоения курса информатики в 8 классах учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;

  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • Критерии оценки знаний

  • Критерии и нормы оценкиспособы и средства проверки и оценки результатов обучения

  • Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие  средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.

  • Критерии и нормы оценки устного ответа

  •             Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  •             Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  •             Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  •             Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.


  • Критерии и нормы оценки практического задания

  •             Отметка «5»:

  • а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

  • б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  • в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

  •             Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  •             Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  •             Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  •  

  • Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

  • Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

  • Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.


  •  Перечень ошибок

  • Грубые ошибки

  • 1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

  • 2. Неумение выделять в ответе главное.

  • 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.

  • 4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

  • 5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

  • 6. Небрежное отношение к ЭВМ.

  • 7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.

  • Негрубые ошибки

  • 1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

  • 2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

  • 3. Нерациональный выбор решения задачи.

  • Недочёты

  • 1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

  • 2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • 3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • 4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  • 5. Орфографические  и пунктуационные ошибки

    1. Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов


общее

теория

практика

1

Математические основы информатики

13

10

3

2

Основы алгоритмизации

10

6

4

3

Начала программирования

10

2

8


Итоговое повторение.

1

0,5

0,5


Итого:

34

18,5

15,5








Контрольные работы

Дата


1 четверть

-



2 четверть

1



3 четверть

1



4 четверть

1



ГОД

3



Календарно-тематическое планирование

по информатике на 8 класс на 2017-2018 учебный год

Номер

урока

Дата

Тема урока

Виды, формы контроля

Тема «Математические основы информатики» - 13 часов.

1.


Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.


2.


Общие сведения о системах счисления


3.


Двоичная система счисления. Двоичная арифметика


4.


Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления


5.


Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q


6.


Представление целых чисел


7


Представление вещественных чисел


8.


Высказывание. Логические операции.


9.


Построение таблиц истинности для логических выражений


10.


Свойства логических операций.


11.


Решение логических задач


12.


Логические элементы.


13.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа.

Тематический тест.

Тема «Основы алгоритмизации» - 10 часов.

14.


Алгоритмы и исполнители


15.


Способы записи алгоритмов


16.


Объекты алгоритмов.


17.


Алгоритмическая конструкция следование


18.


Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления


19.


Неполная форма ветвления.


20.


Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы


21.


Цикл с заданным условием окончания работы


22.


Цикл с заданным числом повторений


23.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Контрольная работа

Тематический тест.

Тема «Начала программирования» - 10 часов.

24.


Общие сведения о языке программирования Паскаль


25.


Организация ввода и вывода данных


26.


Программирование линейных алгоритмов


27.


Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.


28.


Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.


29.


Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.


30.


Программирование циклов с заданным условием окончания работы.


31.


Программирование циклов с заданным числом повторений.


32.


Различные варианты программирования циклического алгоритма.


33.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа.

Тематический тест.

34


Итоговый урок.




Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 8 класса


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).