СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по Сонину (Анатомия человека) 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ

Основное общее образование

9 класс

Количество часов___68


Учитель _Спицына Елена Николаевна



Программа разработана на основе программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой

1) Пояснительная записка биология 9 класс биология

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”;

-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 412»;

-Письмом Рособрнадзора от 03.11.2015г.№02-501

-Уставом МБОУ НКСОШ

-Программы основного общего образования по биологии для9 класса « Общая биология » автора Н.И. Сонина

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  основного, общего  образования  направлено  на  достижение  следующих 

целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.



3) Место учебного предмета в учебном плане

2)Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


3) Содержание учебного предмета Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю -  всего 68 часов.

  В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки -  зачеты.

      Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 68часов.С учетом уровня обученности учащихся, сложностью изучаемых тем, лучшего усвоения материала мною изменено количество тематических часов относительно программы

-«Теория Ч.Дарвина» вместо5-3 часа

-«Хим.организация клетки» вместо 2-4 часа:

-«Закономерности наследственности» вместо 20-13 часов

-«Биосфера» вместо5-11 часов

Определение места и роли учебного предмета Согласно действующему Базисному учебному плану, в 9 классе пре­дусматривается изучение биологии.

Количество часов: 68, проверочных работ4 , лабораторных работ4 ,1 практическая работа1

.

Виды деятельности учащихся на уроке

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность и оценивание устных высказываний/текстов биологических законов, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану;

доклад; рецензирование; участие в дискуссии; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Формы организации учебного процесса

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, изучения нового материала. урок -экскурсия, внеклассные мероприятия.


Содержание рабочей программы


Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Проверочные работы

Введение

1



ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

19

2

1

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

15

1

1

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

5



НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

13

1+1

1

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

11


1

ОБОБЩЕНИЕ

4





4) "Календарно-тематическое планирование" (Р.К.Э- темы по экологии и регионального компонент)

Тема урока


Дата

Элементы содержания

Целевые установки. Требования к уровню подготовки учащихся

Основные виды учебной деятельности и виды контроля

МТО


план

факт


1.

Введение Биология как наука о живой природе.


1.09 Дата план

Дата факт

Процессы:

Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация. Роль биологии в практической деятельности людей.

Вводный урок.

Давать определение основным понятиям.

Приводить примеры:

Практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук.

.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.



Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. – 19 ч

Тема 1.1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. -2 ч


Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека -1ч

2.

Признаки живых организмов. Принцип организации жизни на Земле.


6.09

сентября

Основные понятия:

Жизнь

Открытая система

Наследственность Изменчивость

Факты:

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел, единый принцип организации, обмен веществ, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитании.


Давать определение понятию жизнь.

Называть свойства живого.

Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 11.


Таблица: Уровни организации жизни на Земле.


3.

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.



8.09

Сентября

Основные понятия:

Таксон, система, иерархия

Факты:

Уровни организации живой природы.

Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

Видовое разнообразие.


Давать определение термину таксон.

Называть:

Уровни организации живого и элементы, образующие уровень,

Основные царства живой природы

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: Уровни организации жизни на Земле.


Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период -1 ч


13.09



4.

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.



13/09


Основные понятия:

эволюция. Представления Ж.Б.Ламарка

Факты:

Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль».

Учение Ч.Дарвина об

искусственном отборе

Процессы:

Давать определение понятию эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.


Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




Тема 1.3. Учение Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. – 3 ч


20.09



5.

Учение Ч.Дарвина о

естественном отборе.



915.09


Основные понятия:

Наследственная изменчивость

Борьба за существование

Факты:

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Наследственная изменчивость и

борьба за существование – движущие силы эволюции.

Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями среды.

Процессы:

Проявление в природе борьбы за существование

Давать определение понятиям: наследственная изменчивость,

борьба за существование.

Называть:

Основные положения учения Ч.Дарвина о

естественном отборе,

Движущие силы эволюции,


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




6.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. (продолжение)


20.0


Основные понятия:

Естественный отбор

Факты:

Естественный отбор – движущая сила эволюции.

Процессы:

Проявление в природе естественного отбора.

Закономерности:

Положения учения Ч.Дарвина.

Давать определение понятию: естественный отбор.

Называть:

  • Основные положения учения Ч.Дарвина о

естественном отборе,

  • Движущие силы эволюции.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 11.




7.

Формы естественного отбора.


.


22.09


Основные понятия:

естественный отбор

Факты:

Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления.


Процессы:

Естественный отбор.

Давать определение основным понятиям.

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору.

Приводить примеры разных форм отбора.

Характеризовать формы естественного отбора.


Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: естественный отбор



8

Ч.Дарвин об искусственном отборе. Лабораторная работа № 1» Изучение изменчивости на сортах культурных растений»


27.09


Лабораторная работа № 1» Изучение изменчивости на сортах культурных растений»

Объяснять причины многообразия домашних животных.


Таблица: искусственный

отбор




4.10



9.

Приспособленность организмов к среде обитания.



29.09


Основные понятия:

Приспособленность вида

Мимикрия

Маскировка

Предупреждающая окраска

Физиологические адаптации

Закономерности:

приспособленность организмов к среде обитания – результат действия естественного отбора.

Раскрывать сущность понятия Результат эволюции- приспособленность организмов к среде обитания.

Называть основные типы приспособлений организмов к внешней среде.


Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




10РКЭ.

Экскурсия в парк «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».


4.10


Изучение приспособленности организмов живущих в Нижнекундрюченском парке к среде обитания





11

Лабораторная работа № 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

6.10


Основные понятия:

Адаптация (приспособленность вида к среде обитания)

Факты: Приспособительные особенности растений и животных.

Закономерности:

приспособленность организмов к среде обитания – результат действия естественного отбора.

Выявлять и описывать приспособительные особенности растений и животных к среде обитания.

Выявлять относительный характер приспособительных признаков организмов.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.



Тема 1.5. Микроэволюция – 3 ч.


18.10



12.

Вид, его критерии и структура.



11.10


Основные понятия:

Вид

Виды – двойники

Ареал

Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический. Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида.

Приводить примеры видов растений и животных.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определения «вид».


Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 55.




13.

Популяция.


13.10


Основные понятия:

Вид

Факты:

Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида.


Выявлять и описывать морфологические особенности культурных растений разных видов.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.



14.

Видообразование.




18.10


Основные понятия:

Микроэволюция.

Факты:

Географическое и экологическое видообразование.

Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения.

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Анализировать содержание определения «микроэволюция».

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




Тема 1.6. Макроэволюция – 3 ч.


8. 11



15

Главные направления эволюции.



20.10


Основные понятия:

Макроэволюция

Ароморфоз

Идиоадаптация

дегенерация

Факты:

Главные направления эволюции: ароморфоз,

идиоадаптация,

дегенерация.

Процессы:


Давать определение основным понятиям.

Называть главные направления эволюции.

Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить примеры ароморфозов,

идиоадаптаций,

дегенераций.

.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы



16.

Биологические последствия адаптаций. Закономерности биологической эволюции.



25.10


Основные понятия:

Параллелизм

Конвергенция

Дивергенция

необратимость

Факты:

Конвергенция – приобретение сходных признаков у разных организмов.

Дивергенция-

приобретение разных признаков у родственных организмов.

Эволюция необратима.

Закономерности:

Необратимость эволюции.

Давать определение основным понятиям.

Называть общие закономерности биологической эволюции.

Описывать проявления конвергенции и

дивергенции.

Отличать примеры конвергенции и

дивергенции.

Доказывать необратимость эволюции.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 11.




17.

Самостоятельная работа №1 «Учение об эволюции органического мира»


27.10


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


Индивидуальные задания.


Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле – 2 ч.


17. 11



18.

Современные представления о возникновении жизни.



18. 11


Основные понятия:

Гипотеза

Коацерваты

пробионты

Факты:

Гипотеза происхождения жизни на Земле А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Процессы:

Давать определение термину: гипотеза.

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать основные направления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной картины мира.


Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 73.



19.

Начальные этапы развития жизни. Биологические этапы.



110. 1


Основные понятия:

Автотрофы

Гетеротрофы

Палеонтология

Прокариоты

эукариоты

Факты:

Этапы развития жизни на Земле: химическая, предбиологическая, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции.


Давать определение основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Описывать начальные этапы развития жизни.

Называть и *описывать сущность гипотез происхождения эукариотической клетки.

Комбинированный урок.Задания

учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: Эволюция живой материи


Тема 1.8. Развитие жизни на Земле – 4 ч.


29. 11



20

Развитие жизни на Земле в архейскую , протерозойскую и палеозойскую эры.



15. 1


Основные понятия:

ароморфоз

Факты:

Растения и животные архея и протерозоя. Ароморфозы архея: появление фотосинтезирующих организмов, первых эукариот, многоклеточности. Ароморфозы

Приводить примеры растений и животных в архее и протерозоеи палеозое., ароморфозы у растений и животных этих эр.


Урок комплексного применения ЗУН

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.



21.

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.



17.11


Основные понятия:

Ароморфоз

Идиоадаптации.

Факты:

Растения и животные в мезозое и кайнозое. Появление теплокровных животных в триасе. Господство голосеменных растений и рептилий в мезозое. Причины вымирания динозавров в конце мезозоя.


Приводить примеры растений и животных в мезозое и кайнозое, ароморфозы у растений и животных этих эр.

*Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.


Урок комплексного применения ЗУН

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




22.

Место и роль человека в системе органического мира.

22.11


Основные понятия:

Антропология

Антропогенез

Движущие силы антропогенеза

Факты:

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас.

Давать определение основным понятиям: антропология, антропогенез.

Называть признаки биологического объекта – человека.

.

Урок комплексного применения ЗУН

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Антинаучная сущность расизма.


Раздел 2. Структурная организация живых организмов – 15ч

Тема 2.1. Химическая организация клетки -4ч



23.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.


.

24.11


Основные понятия:

Микро- и макроэлементы Буферность. Осмос и осмотическое давление.

Факты:

Особенности химического состава живых организмов. Микро- и макроэлементы

И их значение. Неорганические вещества, их роль в организме: вода и минеральные соли.


Давать определение основным понятиям: микро- и макроэлементы.

Приводить примеры микро- и макроэлементов.

Называть неорганические вещества клетки.

Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами.

Характеризовать биологическое значение микро- и макроэлементов, воды и минеральных солей.

Урок изучения и первичного закрепления знаний Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 107.


Объекты:

вода и минеральные соли.


24.

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.


29.11


Основные понятия:

Углеводы, липиды, гормоны.

Факты:

Органические вещества клетки, их роль в организме. Биологическая роль углеводов: энергетическая, строительная, информационная. Биологическая роль липидов: энергетическая, строительная, источник воды, защитная, регуляторная.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.

Называть органические вещества клетки.

Характеризовать биологическую роль углеводов и липидов.

*Классифицировать углеводы по группам. Объекты:

Углеводы и липиды.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




25.

Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты.



1.12

.

Основные понятия:

Белки

*Глобула

Гормоны ферменты

Факты:

Белки – биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Нуклеиновые кислоты – биополимеры. ДНК, РНК. Пространственная структура Нахождение ДНК в клетке Виды РНК и нахождение: Функции нуклеиновых

Давать определение основным понятиям.

Называть функции белков, продукты, богатые белками, вещество – мономер белка.

Характеризовать проявление функций белков, уровни структурной организации белков.

Объяснять причины многообразия функций белков,.

*Описывать процесс денатурации белка.

*

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 112.


Таблица:

Структура белковой молекулы


Тема 2.2. Обмен веществ и энергии.-3ч.



26

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез.

612


Основные понятия:

Хлоропласты, граны, световая и темновая фазы.

Знать основные отличия фаз фотосинтеза. Называть вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Таблица: Фотосинтез


27.

Пластический обмен. Биосинтез белков.

.

8.12


Основные понятия:

Ассимиляция

Диссимиляция

Пластический обмен

Ген

Триплет

Генетический код

Транскрипция

Трансляция

антикодон



Давать определение терминам:

Ассимиляция,

диссимиляция,

ген, триплет, генетический код, транскрипция, трансляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: ген, триплет, генетический код, транскрипция, трансляция.


Урок изучения и первичного закрепления знаний Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: Биосинтез белка.


28.

Энергетический обмен.



13.12


Основные понятия:

Гликолиз

Брожение

дыхание

Факты:

Дыхание. Обеспечение клетки энергией. Биологическое окисление.

Анализировать содержание определений терминов: гликолиз,

брожение,

дыхание.

Перечислять этапы энергетического обмена.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: Энергетический обмен. ,


Тема 2.3. Общие принципы клеточной организации.-7ч.


10. 01



29.

Строение функции прокариотической клетки.



15.12


Основные понятия:

прокариоты

Факты:

Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид.

Значение спор у бактерий. Условия гибели спор.

Процессы:

Спорообразование у бактерий.

Давать определение термину прокариоты.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать и описывать структурные компоненты прокариотической клетки.

Описывать механизм спорообразования.

*Объяснять значение спор в жизни бактерий.

*Доказывать примитивность строения бактерий.

*Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 124.


Таблица: Строение прокариотической клетки.



30.

Эукариотическая клетка. Клеточные органоиды



20.12


Основные понятия:

Органоиды цитоплазма Фагоцитоз и пиноцитоз

Факты:

Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды

Цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клетки.


Распознавать и описывать на таблице основные части и органоиды эукариотической клетки.

Называть способы проникновения веществ в клетку, органоиды цитоплазмы и их функции.

Приводить примеры клеточных включений.

Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой.

Характеризовать органоиды клетки по строению и выполняемым функциям.

Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Описывать механизм пино- и фагоцитоза.


Таблица: Эукариотическая клетка Электронный микроскоп, микропрепараты


31.

Эукариотическая клетка. Ядро.



22.12


Основные понятия:

Хромосомы

Кариотип

Соматические клетки

Гаплоидный и диплоидный набор хромосом

Факты:

Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ, хранение и передача наследственной информации.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра.

Называть и описывать по таблице строение ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения ядра и его функциями.

*Объяснять механизм образования хромосом.

*Определять набор хромосом в гаметах и соматических клетках.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 136.


Таблица: Эукариотическая клетка Электронный микроскоп, микропрепараты


32.

Лабораторная работа №3 «Изучение животной и растительной клеток под микроскопом».



27.12


Факты:

Особенности строения растительной и животной клеток.

Объекты:

Эукариотические клетки растений и животных.


Распознавать и описывать основные части и органоиды клеток растений и животных.

Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Сравнивать строение клеток растений и животных, клеток прокариот и эукариот и делать выводы на основе сравнения.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.

Таблица: Эукариотическая клетка, «Растительная и животная клетка» Электронный микроскоп, микропрепараты


33.

Деление клетки.


.

29.12


Основные понятия:

Митотический цикл

Интерфаза

Митоз

Редупликация

хроматиды

Факты:

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза

Процессы:

Деление клетки

Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митоза.

Описывать процессы, протекающие в различных фазах митоза.

Объяснять биологическое значение митоза.

Анализировать содержание определений терминов.

Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 142.


Таблица: Митоз Электронный микроскоп, микропрепараты


34.

Клеточная теория строения организмов.



10 01


Основные понятия:

цитология

Факты:

Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойства клеток, признаки клеток различных и систематических групп, положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка – живая структура.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 143.




35.

Самостоятельная работа №2 по теме «Клетка»



12 01


Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Индивидуальные задания.


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.-5ч.

Тема 3.1. Формы размножения организмов.-2ч.



36.

Размножение. Бесполое размножение растений и животных.


.


17 01



Факты:

Размножение.

Бесполое размножение и

половое размножение.

Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Формы бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Вегетативное размножение, его виды.

Давать определение понятию «размножение».

Называть основные формы размножения, виды бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами размножения.

Характеризовать сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Урок изучения и первичного закрепления знаний Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 149.


Таблица: Бесполое размножение растений


37.

Половое размножение растений и животных.



1901


Основные понятия:

Оплодотворение

Гаметогенез

Мейоз

Конъюгация

Перекрест хромосом

Факты:

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение.


Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности полового и бесполого размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, оплодотворения, причины наследственности и изменчивости.

*Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов.-3ч.


. 702



38.

Индивидуальное развитие -. Эмбриональный период развития.



24.01


Основные понятия:

Онтогенез

эмбриогенез

Факты:

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Процессы:

Дробление, гаструляция, органогенез.

Давать определение понятий: онтогенез, эмбриогенез.

Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов.

Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов.

Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 161.


Таблица: онтогенез хордовых.


39.

Постэмбриональный период развития.


126.01


Основные понятия:

Постэмбриональный период

Факты:

Постэмбриональный период развития. Формы: прямое и непрямое развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом.


Давать определение понятию: постэмбриональный период развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов.


Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: Постэмбриональный период развития.


40.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.


31.01


Закономерности:

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер)


Выделять общие закономерности развития живых организмов.

Характеризовать сущность биогенетического закона.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с.

тест.



Раздел 4. Наследственность и изменчивость. – 13ч.

Тема 4.1.Закономерности наследования признаков.- 6 ч.



41.

Основные понятия генетики.



2 .02


Основные понятия:

Аллельные гены

Генетика

Генотип

Фенотип

Чистые линии

Факты:

Наследственность и изменчивость – основные свойства живого.

Давать определение основным понятиям темы.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




42.

Законы Менделя (1и 2 законы).



7 .02


Основные понятия:

Гомозигота

Гетерозигота

Доминантный признак

Рецессивный признак

Моногибридное скрещивание

Факты:

Моногибридное скрещивание.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей.


Давать определение основным понятиям темы.

Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков.

Воспроизводить формулировки 1-го и 2-го законов Г.Менделя.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, неполного доминирования.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять схему скрещивания,

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 185.


Таблица: 1и 2 законы Менделя


43.

. 3-й закон Менделя –




9 .02


Основные понятия:

Дигибридное и полигибридное скрещивание

Факты:

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов – 9:3:3:1

Процессы:


Закономерности:


Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия проявления закона независимого наследования.

Анализировать содержание схемы наследования при дигибридном скрещивании.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по генотипу фенотип и наоборот, вероятность проявления признака в потомстве.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 186.


Таблица: Таблица: 3 закон Менделя


44.

Генетика пола.

.

.

14.02


Основные понятия:

Гетерогаметный пол

Гомогаметный пол

Половые хромосомы

аутосомы Сцепленное наследование генов.

Факты:

Наследственность – свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследственные заболевания, сцепленных с полом.

Процессы:

Наследование признаков, сцепленных с полом.


Давать определение основным понятиям темы.

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Объяснять причину соотношения полов 1:1,

Причины проявления наследственных заболеваний.

Определять по схеме число гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве.


Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 192




45.

Генотип как система взаимодействующих генов.



16.02

Февраля

Основные понятия:

доминирование

Факты:

Генотип – система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие.

Влияние количества генов на проявление признаков.

Давать определение терминам.

Приводить примеры взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер неаллельного взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия генов.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 195.




46.

Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач. «



21.02


Закономерности:

Закономерности наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании; анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленным с полом.

Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Решать простейшие генетические задачи.

Урок комплексного применения ЗУН

Простейшие генетические задачи.



Тема 4.2. Закономерности изменчивости. - 4ч.


1603



47.

Наследственная.(генотипическая)изменчивость.


.

28.02


Основные понятия:

Геном

Изменчивость

Мутации

Мутаген

полиплоидия

Факты:

Изменчивость – свойство живого. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.

Давать определение основным понятиям.

Называть основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную

изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды и свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 200


Таблица: Наследственная изменчивость.


48.

Фенотипическая (модификационная) изменчивость


.

2.03


Основные понятия:

*Вариационная кривая

Модификация

Норма изменчивости

Факты:

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. модификационная изменчивость

Давать определение основным терминам.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Характеризовать модификационную изменчивость.


Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 203


Таблица: Модификационная изменчивость.


49.РЭК

Практичесая работа №1 «Изучение изменчивости.Построение вариационного ряда и вариационной кривой».


7 03

Марта

Факты:

Проявление наследственной и ненаследственной изменчивости.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости.


Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.



50.

Самостоятельная работа №3 «Наследственность и изменчивость»


1403

Марта

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


Индивидуальные задания.


Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. – 3ч.



51.

Селекция. Центры многообразия и происхождения живых организмов.



16.03

Марта

Основные понятия:

Селекция. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Факты:

Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции


Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры сортов растений и пород животных.

Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, значение для селекционной работы

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 206


Таблица: Центры происхождения культурных растений


52.

Методы селекции растений и животных.



21.03

Марта

Основные понятия:

*Гетерозис

Гибридизация

Мутагенез

Порода

сорт

Факты:

Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор.

Давать определения основным понятиям.

Называть методы селекции растений и животных.

Приводить примеры сортов растений и пород животных.

Характеризовать методы селекции растений и животных.


Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.




53.

Селекция микроорганизмов.



23.03


Основные понятия:

Биотехнология

штамм

Факты:

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии и

Давать определения основным понятиям.

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Анализировать и оценивать роль генетики для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии и т.д.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника



Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. – 11ч.

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции.- 7ч.


18.04


54.

Структура биосферы.



4.04


Основные понятия:

биосфера

Факты:

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.


Давать определение понятию биосфера.

Называть признаки и свойства, структурные компоненты, границы биосферы.

Характеризовать живое, биокосное, биогенное и косное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: Структура биосферы


55.

Круговорот веществ в природе.


6.04


Основные понятия:

Биогеохимические циклы

Биогенные элементы

микроэлементы

Факты:

Круговорот веществ и превращение энергии в природе. Многократное использование биогенных элементов.

..

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать биохимические циклы воды, азота, углерода, фосфора.

Объяснять значение круговорота веществ в природе.

Характеризовать сущность круговорота веществ в природе, роль живых организмов в жизни планеты и обеспечения устойчивости биосферы.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.


Таблица: Круговорот веществ в природе


56

Экологические факторы.



11.04

Апреля

Основные понятия:

Абиотические факторы

Биотические факторы

Ограничивающий фактор

Трофический уровень

Пищевая сеть

Пищевая цепь


Давать определение основным понятиям.

Приводить примеры разных экологических факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность организмов к действию экологических факторов.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.



57. РКЭ

Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.



13.04

Апреля

Основные понятия:

Популяция

Биоценоз

экосистема

Факты:

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Пространственная и морфологическая структура экосистемы. Популяция – элемент экосистемы.

Давать определение понятиям.

Называть компоненты биогеоценоза, признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных экосистем.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.


Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 230


Таблицы: Биогеоценоз дубравы и водоёма


58

Пищевые связи в экосистемах.



18.04

Апреля

Факты:

Среда – источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы.

Биотические факторы.

Взаимодействие факторов среды. Пищевые связи в экосистемах. редуценты.

Составлять схемы пищевых цепей.

Объяснять направления потока вещества в пищевой сети.

Характеризовать роль организмов в потоке веществ и энергии.

Комбинированный урок

Таблица: Пищевые связи в экосистемах.


59.

Биотические факторы взаимоотношения между организмами.



20 04

Апреля

Основные понятия:

Конкуренция

Хищничество

Симбиоз

паразитизм

Факты:

Формы взаимоотношений между организмами разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Давать определение основным понятиям.

Приводить примеры разных типов взаимоотношений между организмами.

Определять формы взаимоотношений.

Характеризовать разные типы взаимоотношений.

Анализировать содержание рисунков учебника.

Комбинированный урок.

Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 268



60

РКЭ

Изучение и описание экосистем своей местности.



25.04

Апреля

Факты:

Состояние экосистемы своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в экосистеме»

Объекты:

Любая экосистема своей местности.


Изучать процессы, происходящие в экосистемах.

Характеризовать экосистемы своей местности.

Определять отдельные формы взаимоотношений между организмами в конкретной экосистеме.

Анализировать состояние экосистемы.

Урок комплексного использования ЗУН.

Выполнение лабораторной работы и выводы к ней.

Экскурсия в парк


Тема 5.2. Биосфера и человек – 4ч.


18 05


61. РКЭ

Природные ресурсы и их использование.



27 04

мая

Основные понятия:

Агроэкосистема

Природные ресурсы

Факты:

Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые).

Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования в Усть-Донецком районе.

Давать определение терминам.

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов.

Называть признаки агроэкосистемы.

Сравнивать агроэкосистемы и экосистемы и делать выводы на основе их сравнения.

Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.

Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 273




62 РКЭ.

Роль человека в биосфере. Антропогенные факторы.

4 05


Основные понятия:

Антропогенные факторы

Факты:

Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; загрязнение пресных вод, Основные предприятия загрязнители Ростовской области

Называть антропогенные факторы воздействия на биосферу.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах.

*Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения.

*Предлагать пути решения экологических проблем. Сохранение биологического разнообразия

Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.

Вопросы учебника с. 281

Сообщения учащихся.



63РКЭ

Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана природы.


.


11.05


Основные понятия:

Безотходные технологии

Очистные сооружения

Заповедники

Красная книга

интродукция

Факты:

Охрана природы и рациональное природопользование.

Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Охрана природы в Ростовской области

Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.



Таблица: Охрана природы и рациональное природопользование.


64.

Самостоятельная работа №4 «Основы экологии»


16.051

Мая

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Индивидуальные задания.





Обобщение.(4 часа)



65

Становление современной теории эволюции.

18мая

Мая

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел, единый принцип организации, обмен веществ, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитании.

Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.



66

Клетка- структурная и функциональная единица живого.

23мая

Мая

Органические вещества клетки, их роль в организме. Биологическая роль углеводов: энергетическая, строительная, информационная. Биологическая роль липидов: энергетическая, строительная, источник воды, защитная, регуляторная. Свойства липидов: образование воды и энергии при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде.


Таблица: Клетка Электронный микроскоп, микропрепараты


67

Закономерности наследственности, изменчивости.

25мая

Мая

Изменчивость – свойство живого. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.


Таблица: Таблица: 1, 2 и 3 законы Менделя


68

Экология. Взаимодействие организма и среды обитания

30 мая

Мая









СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ НКСОШ

от 31.08.2017г. №1

Руководитель МС

______________ / /



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Калашникова О.И. /

31.08.2017г