Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор»
Шатурского муниципального района Московской области
Утверждена
приказом по школе № ____ о/д от «___»________________ 201___ г.
Рабочая программа
учебного предмета «География»
для 5 класса
(базовый уровень)
на 2017-2018 учебный год
Составитель Осокина О.А.,
учитель географии
п. Туголесский Бор
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа поселка Туголесский Бор» Шатурского муниципального района Московской области, программы по георафии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2014 г.
Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.
География. Начальный курс. 2014 г.
Выбор данной программы обусловлен следующими факторами:
- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС ООО к уровню подготовки обучающихся;
- программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета «География», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся;
- программа направлена на восприятие пропедевтического курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Основное содержание программы
Что изучает география 5 часов.
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты;
Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Обобщение и повторение изученного в 5 классе (2 ч)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «География» в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор» в 2017/2018 учебном году отводится 34 часа в год ( 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов на изучение |
1 | Что изучает география | Мир, в котором мы живем | 1 |
Науки о природе | 1 |
География-наука о Земле | 1 |
Методы географических исследований | 1 |
2 | Как люди открывали Землю | Географические открытия древности и Средневековья | 1 |
Важнейшие географические открытия | 1 |
Открытия русских путешественников | 1 |
3 | Земля во Вселенной | Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 |
Соседи Солнца | 1 |
Планеты – гиганты и маленький Плутон | 1 |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 |
Мир звезд | 1 |
Уникальная планета – Земля. | 1 |
Современные исследования космоса. | 1 |
4 | Виды изображений поверхности Земли | Стороны горизонта | 1 |
Ориентирование | 1 |
План местности и географическая карта. | 1 |
5 | Природа Земли | Как возникла Земля | 1 |
Внутреннее строение Земли | 1 |
Землетрясение и вулканы | 1 |
Путешествие по материкам | 2 |
Вода на Земле | 1 |
Воздушная одежда Земле | 1 |
Живая оболочка Земли | 1 |
Почва-особое природное тело | 1 |
Человек и природа | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № по теме | Тема урока | Основные формируемые понятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Оснащение (оборудование) урока | Контроль | Дата проведения урока | Примечания |
план | факт |
Что изучает география 5ч |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ при работе в учебном кабинете ИОТ-025-2014. Мир, в котором мы живем. | Живая и неживая природа; явления природы и их виды. | Работа с учебником. Чтение текста. Ответы на вопросы. | Плакат-схема «Живая и неживая природа» | ПР№1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы | 04.09.2017 | | |
2 | 2 | Науки о природе | Виды естественных наук | Работа с учебником. Чтение текста. Ответы на вопросы | ММ презентация «Науки о природе» | | 11.09.2017 | | |
3 | 3 | География – наука о Земле. | Рельеф, горные породы, Мировой океан. | Работа с учебником. Работа с коллекцией «Минералы и горные породы. Ответы на вопросы | Фрагмент фильма «Минералы и горные породы» | | 18.09.2017 | | |
4 | 4 | Методы географических исследований. | Метод. Виды методов исследования | Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы | ММ презентация | | 25.09.2017 | | |
5 | 5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом. | | | 02.10.2017 | | |
Как люди открывали Землю 5 ч |
6 | 1 | Географические открытия древности и Средневековья. | Географические открытия | Работа с картой: формирование умений правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника | Карта « Великие открытия» | | 09.10.2017 | | |
7 | 2 | Важнейшие географические открытия. | Кругосветное путешествие | Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации. | Фильм «Открытие Антарктиды» | | 16.10.2017 | | |
8-9 | 3-4 | Открытия русских путешественников | Виды путешествий | Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников» | Фильм «Хождение за три моря» | | 23.10.2017 13.11.2017 | | |
10 | 5 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом. | | ПР№2. Как люди открывали Землю. | 20.11.2017 | | |
Земля во Вселенной 9 ч |
11 | 1 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Вселенная | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя | | | 27.11.2017 | | |
12 | 2 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Система мира | Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» | ММ-презентация «Изучение Вселенной» | | 04.12.2017 | | |
13 | 3 | Соседи Солнца | Планеты земной группы | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя. | Плакат «Солнечная система» | | 11.12.2017 | | |
14 | 4 | Планеты – гиганты и маленький Плутон | Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон. | Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника | Плакат «Солнечная система» | | 18.12.2017 | | |
15 | 5 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника | Плакат «Солнечная система» | | 25.12.2017 | | |
16 | 6 | Мир звезд | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. | Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел | Карта созвездий | | 15.01.2018 | | |
17 | 7 | Уникальная планета – Земля. | Благоприятная температура. Вода. Воздух. Почва. | Сравнение особенностей планет земной группы. | Плакат «Солнечная система» | | 22.01.2018 | | |
18 | 8 | Современные исследования космоса | Первый космонавт. | Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В.В.Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос А.А. Леонов | Фильм «Первый полет» | | 29.01.2018 | | |
19 | 9 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником. | Плакат «Солнечная система» | | 05.02.2018 | | |
Виды изображений поверхности Земли 4ч |
20 | 1 | Стороны горизонта | Горизонт. Стороны горизонта. | Отработка основных и промежуточных сторон горизонта | Компас | | 12.02.2018 | | |
21 | 2 | Ориентирование | Ориентирование . | Ориентирование по компасу и местным признакам. | Компас | ПР№3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты | 19.02.2018 | | |
22 | 3 | План местности и географическая карта | План местности. Географическая карта. | Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. | Различные виды карт | | 26.02.2018 | | |
23 | 4 | Обобщение знаний по разделу « Виды изображений поверхности Земли.» | | Ориентирование по плану и географической карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности | Презентация « Виды изображений поверхности Земли.» | ПР№4. Самостоятельное построение простейшего плана | 05.03.2018 | | |
Природа Земли 10 ч |
24 | 1 | Как возникла Земля | Гипотеза | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. | ММ-презентация «Как возникла Земля» | | | | |
25 | 2 | Внутреннее строение Земли | Горные породы. Минералы. | Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя. | Модель «Внутренне строение Земли» | | 12.03.2018 | | |
26 | 3 | Землетрясение и вулканы | Землетрясение. Вулканы. | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов. | Модель вулкана | | 19.03.2018 | | |
27 | 4 | Путешествие по материкам | Материк | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. | Физическая карта мира | | 09.04.2018 | | |
28 | 5 | Вода на Земле | Гидросфера. Мировой океан. | Работа с контурной картой: обозначение материков и океанов Земли | ММ презентация «Вода на Земле» | | 16.04.2018 | | |
29 | 6 | Воздушная одежда Земле | Атмосфера. | Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока. | Плакат «Строение атмосферы» | | 23.04.2018 | | |
30 | 7 | Живая оболочка Земли | Биосфера. | Работа с учебником | ММ презентация «Биосфера» | | 30.04.2018 | | |
31 | 8 | Почва-особое природное тело | Почва. | Анализ текста учебника | Коллекция «Почва. Состав почвы» | | 07.05.2018 | | |
32 | 9 | Человек и природа | Воздействие человека на природу. | Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов. | Тест «Человек и природа» | | 14.05.2018 | | |
33-34 | 10-11 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом. | | | 21.05.2018 | | |
Перечень
учебно-методического и материально-технического обеспечения
УМК:
- программа по географии на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2014 г.
- учебник под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.
География. Начальный курс. 2014 г., «Дрофа».
- дидактические материалы и т.д.
Дополнительные материалы:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой,
Н.П. Неклюковой «Начальный курс
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет-ресурсы:..
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Используемое оборудование:
- ноутбук
- проектор
-экран
-телевизор
-видеомагнитофон
-DVD-плеер
-колонки для воспроизведения звука
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол № _____ от «___»_______________ 2017г.
заседания ШМО учителей естественно-математического цикла
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР _____________М.В. Аникина
01.09.2017г.