СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»





Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании ФГОС ООО, Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. «География. Начальный курс. 6 класс», авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин, опубликованной в сборнике Рабочие программы. География. 5-9 классы/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа, 2013, и Стандарта краеведческого образования Ульяновской области.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам «классической» линии издательства «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход наиболее рационален. Учебник «География. Начальный курс.6 класс» продолжает классическую линию учебников, выпускаемых издательством «Дрофа».

Начальному курсу географии предшествуют пропедевтические курсы «Природоведение» («Окружающий мир») в начальной школе и «География. Начальный курс. 5 класс», поэтому при разработке рабочей программы курса была учтена сформированность у учащихся некоторых базовых понятий и умений.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

  • развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

  • развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕМЕТА, КУРСА

    1. ПРЕДМЕТНЫЕ

Выпускник научится:

• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

• описывать погоду своей местности;

• объяснять расовые отличия разных народов мира;

• давать характеристику рельефа своей местности;

• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;


Выпускник получит возможность научиться:

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления;

• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• наносить на контурные карты основные формы рельефа;

• давать характеристику климата своей области (края, республики);


1.2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

1.3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

• определять свое отношение к природной среде;

• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.



1.4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

− определять возможные роли в совместной деятельности;

− играть определенную роль в совместной деятельности;

− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

− выделять общую точку зрения в дискуссии;

− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть методы изучения Земли;

называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»

приводить примеры географических следствий движения Земли.


Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

читать план местности и карту;

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

производить простейшую съемку местности;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.


Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)

ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.


ГИДРОСФЕРА (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.


АТМОСФЕРА (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения

температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.


БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф»,«горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые»,«горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса»,«ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

описывать погоду и климат своей местности;

называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

называть меры по охране природы.


НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Население Земли. Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

составлять описание природного комплекса;

приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

участвовать в совместной деятельности;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

оценивать работу одноклассников;

выделять главное, существенные признаки понятий;

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

классифицировать информацию;

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

опытом участия в социально значимом труде;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

пониманием ценности здорового образа жизни;

основами экологической культуры.

Рабочая программа в полном объёме сохраняет содержание и количество часов на изучение разделов и тем. Количество практических работ – 10.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Изучаемый раздел

Количество часов

В том числе практических работ

Введение

1


Виды изображений поверхности Земли

План местности

Географическая карта


9

4

5


Практикум 1, 2, 3

Практикум 4


Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Биосфера. Географическая оболочка


22


5

6

7

4




Практикум 6

Практикум 7, 8, 9

Практикум 10

Население


3


Всего

35

10




п/п

Дата урока

Тема урока

Количество часов

Практические работы

По плану

Фактически

1



Введение (1 час)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы



2



Понятие о плане местности. Масштаб. Входная диагностика



3



Стороны горизонта. Ориентирование


Практикум 1. Изображение здания щколы в масштабе

4



Изображение на плане неровностей поверхностей земной поверхности


Практикум 2. Определение направлений и азимутов по плану местности

5



Составление простейших планов местности


Практикум 3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки

6



Форма и размеры Земли. Географическая карта



7



Градусная сеть на глобусе и карте



8



Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты



9



Изображение на физических картах высот и глубин



10



Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»


Практикум 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

11



Земля и её внутреннее строение



12



Движение земной коры. Вулканизм



13



Рельеф суши. Горы



14



Равнины суши


Практикум 5. Составление описания форм рельефа

15



Рельеф дна Мирового океана



16



Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана.



17



Движение воды в океане



18



Подземные воды



19



Реки



20



Озёра


Практикум 6. Составление описания внутренних вод

21



Ледники



22



Атмосфера: строение, значение, изучение.



23



Температура воздуха


Практикум 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

24



Атмосферное давление. Ветер.


Практикум 8. Построение розы ветров

25



Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.


Практикум 9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

26



Погода.



27



Климат



28



Причины, от которых зависит климат



29



Разнообразие и распространение организмов на Земле.



30



Распространение организмов в Мировом океане



31



Природный комплекс.


Практикум 10. Составление характеристики природного комплекса

32



Обобщение и контроль знаний по разделу "Строение Земли. Земные оболочки"



33



Население Земли



34



Человек и природа.



35



Обобщение и контроль знаний по теме «Население Земли»








































































Календарно-тематическое планирование (6 класс)



Дата

Тема урока

Опорные знания


Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование

По плану

По факту

личностные

метапредметные

предметные





1. Введение (1 час)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы

форма Земли; представление о

Земле в древности; ученые-географы и путешественники; виды движения Земли; смена времен года и дня и ночи.

Ответственное отношение к учению

Умение работать с учебником, ставить учебную задачу

Называть методы изучения Земли, результаты выдающихся путешествий; объяснять понятия: «солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы», приводить примеры следствий вращения Земли

Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца», обозначение на к/к маршрутов великих путешественников, эвристическая беседа

Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, физическая карта полушарий

комплект портретов ученых и путе-

шественников, наглядные пособия, демонстрирующие представления о Земле в древности и

Виды изображений поверхности Земли (9 часов)



2-1. Понятие о плане местности. Масштаб

виды изображений поверхности Земли; сантиметр, метр, километр.

Осознанное и уважительное отношение к одноклассникам в процессе совместной деятельности

Ставить учебную задачу планировать свою деятельность под руководством учителя

объяснять

значение понятий: «план местности», «масштаб»;

называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба;

приводить примеры перевода одного вида

масштаба в другой; читать план местности;

определять (измерять) расстояния на плане.

Анализ текста и иллюстраций учебника, эвристическая беседа. Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить числовой масштаб в именованный

Практикум 1.

атлас «География. 6 класс», циркуль-измеритель, линейка; планшет, рулетка, карандаш (для практической работы), электронное

приложение к учебнику.



3-2. Стороны горизонта. Ориентирование

Стороны горизонта

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве

Работать в соответствии с предложенным планом

объяснять

значение понятий: «азимут», стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять)

направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при

помощи компаса, карты и местных предметов.

Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности Практикум 2.

компас, топографический план,линейка, транспортир.



4.3.Изображение на плане неровностей поверхностей земной поверхности

рельеф, абсолютная

высота, относительная высота, горизонтали.

Ответственное отношение к учению

Работать в соответствии с предложенным планом

объяснять

значение понятий: «рельеф», «относительная высота», абсолютная высота», «горизонталь»; определять по плану местности абсолютную и относительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить

профиль местности.

Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин, крутого и пологого склонов. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины.

план местности, нивелир.



5.4. Составление простейших планов местности

масштаб; ориентирование; условные знаки.

Опыт участия в социально-значимом труде

Участвовать в совместной деятельности

производить

простейшую съемку местности; строить простейший план местности с учетом масштаба.

Составление плана местности методом маршрутной съёмки Практикум 3.

планшет, компас, карандаш, линейка, рулетка, визирная линейка.



6.5. Форма и размеры Земли. Географическая карта

доказательства шарообразности Земли; представления о форме и размерах Земли в древности.

Уважительное отношение к другому человеку и его мнению

Классифицировать информацию, выделять главное, существенные признаки понятий

объяснять

значение понятия «географическая карта»; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт.

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний.

физическая карта полушарий,

глобус, интерактивное наглядное пособие «План и

карта», атлас «География. 6 класс», электронное

приложение к учебнику.



7. 6. Градусная сеть на глобусе и карте

глобус; географические полюса; экватор.

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям

объяснять

значение понятий: «градусная сеть», «меридианы», «параллели»; называть (показывать) эле-

менты градусной сети, географические полюса,объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте.

Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов

атлас «География. 6 класс», глобус, электронное приложение к учебнику.



8. 7. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Градусная сеть

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Работать в соответствии с предложенным планом

объяснять

значение понятий: «географическая широта»,

«географическая долгота», «географические координаты»; определять географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте.

Определение географических координат объектов Практикум 4.

глобус, атлас «География.

6 класс», карта полушарий, интерактивное на-

глядное пособие «План и карта», электронное

приложение к учебнику.



9.8. Изображение на физических картах высот и глубин

абсолютная высота; отметки

высоты; горизонтали.

Коммуникативная компетентность в сотрудничестве с одноклассниками

выделять главное, существенные признаки понятий

определять

по карте абсолютную и относительную высоту то-

чек и глубину морей.

Определение по картам высот и глубин объектов

глобус, атлас «География.

6 класс», карта полушарий.



10.9. Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»



Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу одноклассников


Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласами.

план местности, карта полушарий, атлас «География. 6 класс», глобус, рабочие тетради (задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ).

Строение Земли. Земные оболочки (22 часа)

Литосфера (5 часов)




11. 1.Земля и её внутреннее строение

литосфера, внутреннее строение Земли.


Работать с текстом и нетекстовыми компонентами, классифицировать информацию

объяснять

значение понятий: «литосфера», «земная кора»,

«горные породы», «полезные ископаемые»; называть и показывать на схеме составные части

литосферы; называть отличия материковой и

океанической земной коры; называть особенности образования горных пород различных

групп; приводить примеры горных пород.

Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различных по происхождению

электронное приложение к учебнику, атлас «География. 6 класс», таблица «Строение Земли», коллекция горных пород и минералов, интерактивное наглядное пособие «Литосфера».



12.2. Движение земной коры. Вулканизм

внутреннее строение Земли;

магма.


Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях

объяснять

значение понятий: «землетрясение», «очаг магмы», «лава», «сейсмический пояс», «гейзер»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой;называть методы изучения земных недр; опре

делять по карте сейсмические районы мира.

Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка и влияние природных катастроф на деятельность населения и способов их предотвращения.

электронное приложение к учеб-

нику, атлас «География. 6 класс», таблицы «Землетрясение», «Строение вулкана», интерактивное наглядное пособие «Литосфера».



13.3. Рельеф суши. Горы

рельеф; абсолютная и относительная высота местности.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования

Классифицировать информацию по заданным признакам

объяснять

значение понятий: «рельеф», «горы»; работать

с контурной картой; классифицировать горы по высоте; приводить примеры гор и показывать их на географической карте; составлять

краткую характеристику гор по плану.

Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяжённости и высоты; высочайших горных систем на разных материках.

атлас «География. 6 класс», кар-

та полушарий, электронное приложение к учеб-

нику.



14. 4.Равнины суши

рельеф; горные породы.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования

Классифицировать информацию по заданным признакам

объяснять

значение понятия «равнина»; классифицировать равнины по высоте; называть и показывать крупнейшие равнины мира; работать

с контурной картой; составлять краткую ха-

рактеристику равнин по плану.

Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяжённости. Сравнение полезных ископаемых равнин и гор. Практикум 5.

атлас «География. 6 класс», кар-

та полушарий, электронное приложение к учеб-

нику.



15.5. Рельеф дна Мирового океана

особенности строения материковой и океанической земной коры; шкала глубин

и высот.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования

Работать с текстом и нетекстовыми компонентами

объяснять

значение понятий: «материковая отмель», «мате-

риковый склон», «глубоководный океанический

желоб», «срединно-океанический хребет»; называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана; называть методы изучения Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять

их взаимосвязь с тектоническими структурами.

Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов

карта полушарий, карта океанов,

атлас «География. 6 класс».

Гидросфера (6 часов)



16.1 Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана.

значение воды для жизни живых организмов; океаны.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования

Выделять главные существенные признаки понятий

объяснять

значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «ост-

ров», «полуостров», «соленость»; объяснять

процесс мирового круговорота воды; называть и

показывать части Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану.

Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на к/к океанов, крупных внутренних и внешних морей.

электронное приложение к учебнику, карта полушарий, мультимедийное наглядное пособие «Гидросфера».



17. 2. Движение воды в океане

волны; приливы и отливы.

Осознание единства географического пространства

Сравнивать объекты по заданным критериям

объяснять

значение понятий: «волна», «прилив», «отлив»,

«океаническое течение»; объяснять особенности движения вод в Мировом океане.

Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на к/к тёплых и холодных течений.

электронное приложение к учебнику, карта полушарий, мультимедийное наглядное пособие «Гидросфера».



18.3. Подземные воды


Патриотизм, любовь к своей местности

Искать и отбирать информацию в учебнике

объяснять

значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы»,

«грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»; называть меры по охране подземных вод.

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии

электронное приложение к учебнику, мультимедийное наглядное пособие «Гидросфера».



19.4. Реки

море, река.

Основы экологической культуры

Планировать свою деятельность под руководством учителя

объяснять

значение понятий: «река», «исток», «устье»,«речная долина», «речная система», «водосборный бассейн», «режим реки», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад»; называть и показывать на географической карте крупнейшие реки мира; работать с

контурной картой; составлять краткую характеристику реки по плану; называть меры по охране рек.

Описание реки своей местности по плану. Обозначение на к/к наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяжённых и полноводных рек, каналов.

электронное приложение к учебнику, карта полушарий, атлас «География.

6 класс», мультимедийное наглядное пособие

«Гидросфера».



20.5. Озёра

река, озеро.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования

Сравнивать объекты по заданным критериям

объяснять

значение понятий: «озеро», «карст», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «водохранилище»; называть и показывать крупнейшие озера мира; приводить примеры озер различного

происхождения; составлять краткую характеристику озера по плану; называть меры по охране озер.

Обозначение на к/к крупных озёр и водохранилищ. Сравнение озер различного происхождения. Описание озера или водохранилища. Практикум 6.

электронное приложение к учебнику, карта полушарий, атлас «География.

6 класс», мультимедийное наглядное пособие

«Гидросфера




21.6. Ледники

изменение температуры воздуха с высотой.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровне

Выделять главные признаки понятий

объяснять

значение понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота»; определять с помощью карты снеговую границу; показывать ледники на географической карте; работать с контурной картой.

Обозначение на к/к крупных покровных и горных ледников, границ зоны многолетней мерзлоты на территории России. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты.

электронное приложение к учебнику, карта полушарий, атлас «География.

6 класс», мультимедийное наглядное пособие

«Гидросфера».

Атмосфера (7 часов)



22.1. Атмосфера: строение, значение, изучение.

атмосфера, планеты Солнечной

системы.

Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Работать с рисунками, текстом

объяснять

значение понятия «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть

методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану.

Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем.

электронное приложение к учебнику, наглядное пособие «Строение атмосферы»,

атлас «География. 6 класс».



23. 2.Температура воздуха

солнечная энергия; движение

Земли вокруг Солнца и вокруг оси.

Осознание целостности природы Земли

Работать с текстом и нетекстовыми компонентами

объяснять

значение понятий: «амплитуда температуры воз-

духа», «средняя температура воздуха»; измерять (определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха

за сутки, месяц, год

Выявление зависимости между географическим положением и температурой воздуха в пределах территории. Расчёт средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Практикум 7.

электронное приложение к учебнику, термометр, настенное наглядное пособие

«Календарь погоды».



24.3. Атмосферное давление. Ветер.

атмосфера; состав атмосферы.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её с охранения

Работать в соответствии с предложенным планом

объяснять

значение понятий: «атмосферное давление», «ветер»; объяснять причину возникновения ветра

и особенности циркуляции атмосферы; измерять (определять) атмосферное давление и на-

правление ветра; строить розу ветров.

Измерение атм. давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение темп-ры и давления над сушей и морем днём и ночью. Практикум 8.

электронное приложение к учебнику, барометр, карта полушарий, атлас «География. 6 класс».



25. 4.Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

облака; осадки.

Доброжелательное отношение к мнению других людей

Сравнивать явления по заданным критериям

объяснять

значение понятий: «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «облако», «атмосферные осадки»; называть виды облаков и атмосферных осадков; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха;

определять облачность; строить диаграмму

количества осадков по многолетним данным.

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его темп-ры. Определение кол-ва воды в насыщенном воздухе при заданных темп-рах. Практикум 9.

электронное приложение к учебнику, настенное наглядное пособие «Образование

и типы облаков».



26. 5.Погода.

элементы погоды.

Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности

Сравнивать факты и явления по заданным критериям

объяснять

значение понятий: «погода», «воздушная масса»;

описывать погоду своей местности.

Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности.

атлас «География. 6 класс», настенные наглядные пособия «Многообразие типов погоды: январь, июль», «Многообразие типов погоды: сентябрь».



27. 6.Климат

облака; движение воздуха.

Осознание целостности природы

Высказывать суждения, подтверждая их фактами

объяснять

значение понятия «климат»; называть основные элементы климата; составлять краткую

характеристику климатического пояса по плану;

описывать климат своей местности.

Описание климата своей местности по плану. Обозначение на к/к основных факторов, влияющих на его формирование.

атлас «География. 6 класс», настенное наглядное пособие «Воздушные массы и климаты Земли».



28. 7. Причины, от которых зависит климат

температура воздуха; влажность воздуха.

Осознание целостности природы Земли

Высказывать суждения, подтверждая их фактами

объяснять

значение понятий: «тропик», «полярный круг»;

называть причины, влияющие на климат; называть основные типы климатов Земли.

Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днём и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерен полярный день и полярная ночь

электронное приложение к учебнику, карта полушарий, атлас «География.

6 класс», настенные наглядные пособия «Постоянные ветры Земли», «Воздушные массы и климаты Земли».

Биосфера. Географическая оболочка (4 часа)



29. 1.Разнообразие и распространение организмов на Земле.

биосфера; распределение тепла и света по поверхности Земли.

Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности

Создавать тексты различных типов (описательные)

объяснять

значение понятий: «биосфера», «природная зона»; называть и показывать основные природ

ные зоны; называть меры по охране природы.

Обозначение на к/к границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников или нац. парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира.

электронное приложение к учеб-

нику, карта «Природные зоны мира» (настенная

или интерактивная), атлас «География. 6 класс»,

настенные наглядные пособия «Биосфера: географическая зональность», «Распределение солнечного света и тепла на Земле».



30. 2.

Распространение организмов в Мировом океане


Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности

Создавать тексты различных типов (описательные)


Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений

объяснять

особенности распределения организмов в толще

Мирового океана; называть меры по охране природы.



31.3. Природный комплекс.

Опорные знания: живая и неживая природа; оболочки Земли.

Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях

объяснять

значение понятий: «почва», «природный комплекс», «географическая оболочка»; называть

основные типы природных комплексов; называть меры по охране природы.

Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану. Практикум 10.

карта «Почвенная карта мира», атлас «География. 6 класс», настенное наглядное пособие

«Строение почв. Типы почв».



32. 4.Обобщение и контроль знаний по разделу "Строение Земли. Земные оболочки"



Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу своих одноклассников


Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и к/к

карта полушарий, атлас «География. 6 класс», рабочие тетради (задания для

подготовки к ГИА и ЕГЭ).

Население Земли (3 часа)



33.1. Население Земли


Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность

Искать и отбирать информацию в разных источниках, классифицировать информацию по заданным признакам

называть

основные человеческие расы и их признаки; рас

сказывать об изменении численности населения

Земли; называть основные типы населенных

пунктов; составлять характеристику своего населенного пункта по плану.

Изучение этнографических особенностей разных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта и праздников. Посещение краеведческого музея. Обозначение на к/к численности населения каждого материка; границ наиболее населённых стран, городов с населением более 10 млн. человек.

карта полушарий, карта населения мира, атлас «География. 6 класс», настенное

наглядное пособие «Человеческие расы».



34.2. Человек и природа.

землетрясение; наводнение;

ветер.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном, локальном уровнях

Создавать объяснительные тексты

называть

стихийные природные явления; рассказывать о

способах предсказания стихийных явлений; объяснять правила поведения во время стихийных

природных явлений.

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий

карта полушарий, атлас «Геогра-

фия. 6 класс».



35. 3.Обобщение и контроль знаний по теме «Население Земли»



Участвовать в совместной деятельности


Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и к/к

карта полушарий, атлас «География. 6 класс», отверабочие тетради (задания для

подготовки к ГИА и ЕГЭ).