Северо-Западное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №1056
125363, г. Москва
ул. Штурвальная, д.7, к.2
Телефон: 8-(499) 497-01-40
E-mail: [email protected]
__________________________________________________________________________________
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО на заседании методсовета директор
_____________________ ГБОУ СОШ № 1056 ГБОУ СОШ № 1056
Председатель МО зам. директора по УВР
________/____________/ ________/____________/ ________/Лободюк Н.Н./
«____»___________20__г. «____»___________20__г. «____»___________20__г.
Рабочая программа
по _французскому языку_______________
предмет
___8 гимназический_______ класс
ГБОУ СОШ № 1056
2014____/ 2015____ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по французскому языку в 8гимназическос классе.
Кол-во часов в год – 102 часов, в неделю – 3 часа.
Программа основывается на
Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 2004
Примерной основной образовательной программе основного общего образования
Основной образовательной программе основного общего образования образовательного учреждения
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Авторы УМК:
Учебник: (Le français en perspective) Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. 4-е изд. - М.: 2011, - 240 с. + CD. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением французского языка.
Программа реализует следующие основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса по французскому языку получить представление о целях, содержании, специфике обучения, общей стратегии современного российского образования.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала, а также определение уровня подготовки обучающихся на второй ступени основного общего образования.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, отбору языкового материала и уровням обученности учащихся на каждом этапе обучения, может служить ориентиром и основой для сравнения полученных в процессе обучения результатов.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная программа обучения нацелена на реализацию деятельностного, личностно ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного подхода к обучению иностранному языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности учащихся осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями французского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Кроме того, французский язык служит наряду с русским языком средством передачи и получения информации из различных областей знаний, что повышает мотивацию к обучению.
Развитие коммуникативной компетенции осуществляется в ходе всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции – в соотнесении со сферами общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), выделенными на основе тематики и ситуации общения:
-речевая компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудирования, чтении, письме);
-языковая компетенция связана с освоением новых языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях французского языка, разных способах выражения мысли на родном и французских языках;
- социокультурная/ межкультурная компетенция предполагает приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 8 класса, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
-компенсаторная компетенция связана с развитием умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации;
- учебно-познавательная компетенция предполагает дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе и использованием новых информационных технологий.
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала французского языка:
формирование у учащихся потребности в изучении иностранных языков и в овладении ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК»
Французский язык является языком международного общения, на котором в мире говорит более 200 миллионов человек и который играет существенную роль в экономическом, культурном, политическом и других видах сотрудничества в мировом сообществе. Как учебный предмет «Французский язык» наряду с родным языком и литературой входит в предметную область «Филология». Его содержание представляет систему научных понятий и соответствующих им способов действий, создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Значительная роль в становлении нового типа учебной деятельности в УМК принадлежит поискам путей формирования универсальных учебных действий, адекватных возрастным особенностям учащихся 8 класса. УМК включает учебные материалы, способные обеспечить новые виды учебной деятельности подростков, выражающиеся в целенаправленной мотивированной активности учащихся. Отличительной особенностью является инициатива и сотрудничество, направленность учащихся на самостоятельный познавательный поиск, на постановку учебных целей, овладение учебными действиями, самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. Таким образом у учащихся формируются умения, направленные на саморазвитие и самообразование.
В 8 классе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения; большое значение приобретает освоение современных технологий обучения, формирование учебно-исследовательских умений.
Особенности содержания обучения французскому языку. Учебные материалы учитывают возрастные и психологические особенности школьников. Учебная деятельность приобретает все большее качество субъективности, что выражается в мотивированной активности, направленной на овладение учебной деятельностью.
Основными задачами обучения являются:
активизация ранее полученных знаний, навыков и умений;
совершенствование всех видов коммуникативной компетенции;
развитие у учащихся способности ориентироваться в стандартных ситуациях межличностного общения;
развитие навыков и умений выделять общие и специальные черты в этике устной и письменной речи на родном и изучаемом языках;
формирование и развитие умений самообразования (работа со словарем, справочной литературой, обучение технологии языкового самообразования);
взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное и языковое развитие учащихся средствами французского языка для подготовки к межкультурному общению;
социокультурное развитие учащихся на основе введения в культуроведческий аспект страны изучаемого языка и знакомства с социокультурным портретом Франции и франкоязычных стран;
художественно-эстетическое и историко-культуроведческое развитие учащихся при чтении художественных текстов;
развитие междисциплинарных связей французского языка с другими учебными предметами;
подготовка учащихся к выполнению международных тестов по определению уровня владения французским языком;
дальнейшее формирование представлений о культуре устного и письменного общения на французском языке, в том числе с помощью ресурсов Интернета;
увеличение объема продуктивных видов речевой деятельности;
расширение видов предметной деятельности с использованием французского языка.
Этот этап характеризуется большим разнообразием коммуникативных умений, усложнением и увеличением объема воспринимаемого и продуцируемого текста, повышением самостоятельности и инициативности учащихся в процессе речевого общения.
Возрастает роль групповых и коллективных форм работы, развиваются все виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), увеличивается объем письменных и творческих работ.
Начинается работа по самоопределению школьников, выявлению потенциальных склонностей учащихся, способности и готовности к выбору дальнейшего образования.
Особенности содержания УМК «Le francais en perspective» придают обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, в том числе через формирование надпредметных ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни при решении практических задач и развитии творческого потенциала.
Последовательная реализация в УМК принципов индивидуализации и дифференциации обучения позволит достичь уровня А2 (способные или высоко мотивированные учащиеся могут достигнуть уровня А2+).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
формирование гражданской идентичности, воспитание любви и уважения к прошлому и настоящему России, осознание своей этнической принадлежности,
осознание научных, культурных, социальных и экономических достижений российского народа,
формирование толерантного отношения к представителям иной культурно-языковой общности,
развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс,
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания,
готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего совершенствования своего образования с учетом устойчивых познавательных интересов, осознание возможности самореализации.
Метапредметные результаты изучения французского языка:
развитие умения самостоятельно определять долгосрочные и краткосрочные цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
развитие умения осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности с целью ее дальнейшего совершенствования,
развитие умения рассуждать, строить умозаключения, прогнозировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнения и выводы, аргументированно отстаивать свою позицию;
развитие умения вникать в смысл прочитанного, увиденного и услышанного, определять и формулировать тему, проблему, основную мысль;
развитие умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и классом, работать индивидуально, в группах;
развитие умения использовать интерактивные интернет-технологии, мультимедийные средства обучения.
Предметные результаты
А. В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного ил услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному.
Аудирование:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
Чтение :
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
Письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета;
составлять план, тезисы устного или письменного общения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков французского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание и использование явлений многоязычности слов французского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка; знание признаков изученных грамматических явлений.
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран, говорящих на французском языке;
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция:
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и французского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приемами работы с текстом; умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи;
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочными материалами;
- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков;
- приобщение к ценностям мировой культуры.
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на французском языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на французском языке и средствами французского языка;
- развитие чувства прекрасного в процессе современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебной труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Виды речевой деятельности.
Говорение
Диалогическая речь
Дальнейшее совершенствование диалогической речи (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог- побуждение к действию, диалог – обмен мнениями, комбинированные диалоги). Объем диалога до 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 2,5 мин.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием основных коммуникативных типов речи – описание, рассказ, рассуждение. Объем монологического высказывания 10-12 фраз. Продолжительность монолога 1,5 – 2 мин
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных текстов.
Аудирование с пониманием основного содержания текста – длительность звучания до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной информации – время звучания до 1,5 мин.
Аудирование с полным пониманием одержания – время звучания текстов до 1 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание, с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием.
Чтение с пониманием основного содержания текста объемом 600-700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации объемом 350 слов.
Чтение с полным пониманием объемом около 500 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи:
писать короткие поздравления 30-40 слов, включая адрес,
заполнять формуляры, бланки,
написать личное письмо объемом 100 слов,
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковые знания и умения
Орфография
Правила чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков французского языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета.
Грамматическая сторона речи
Признаки нераспространенных и распространенных простых сложноподчиненных предложений, использование прямого и обратного порядка слов.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных, артиклей, личных, относительных, неопределенных/неопределенно-личных, притяжательных, указательных местоимений, прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и франкоязычных стран предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире,
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на французском языке, их символике и культурном наследии,
знаниями употребительной лексики и реалий страны изучаемого языка,
знаний некоторых образцов художественной литературы,
представление о сходстве и различиях в традициях,
уметь употреблять основные нормы речевого этикета,
умениями представлять родную страну и культуру на французском языке.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения переспрашивать, прогнозировать содержание текста, догадываться о значении незнакомых слов, использовать синонимы, антонимы.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией, сокращение, расширение устной и письменной информации,
извлечение основной информации из текста, извлечение полной и точной информации из текста,
работать с разными источниками – справочными материалами, словарями, интернет - ресурсами, литературой,
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу,
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формировать и совершенствовать умения:
находить ключевые слова,
семантизировать слова на основе языковой догадки,
осуществлять словообразовательный анализ слов,
выборочно использовать перевод,
пользоваться двуязычным и толковым словарем,
участвовать в проектной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. VIII КЛАСС
Тематическое планирование | Материал УМК | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Начало учебного года. Школьное образование во Франции. Школьная жизнь. Школьный день во французском колледже. Расписание занятий. Школьные предметы. Школьный персонал. Среднее образование во Франции и России. Французская школа вчера и сегодня. | Unité 1. La rentrée (7 час повторение + 14час) Учебник (с.3-36) Dialogue Dossier Grand débat Grammaire – subj pr civilisation – école française mise au point сборник упр (с. 3-32) lexique grammaire – subj pr | Входное тестирование Диалогическая речь Монологическая речь выражать свое мнение объяснять смысл передавать содержание рассказывать о своей шк жизни, о шк прредметах, об идеальной школе, о системе франц среднего образования описывать распорядок дня описать франц коллеж Аудирование понимать на слух выделять основную мысль, отвечать на вопросы, Чтение письменная речь в области языковой компетенции грамматическая сторона subj present средства логич связи артикли лексико-грамматический тест |
В магазине. Покупки в магазине. Мода. Выбор одежды. Молодежная мода. История возникновения больших магазинов. Известные французские кутюрье. | Unité 2. Faisons des courses (14 ч) Учебник (с.37-74) Dialogue Dossier la mode Grand débat Grammaire – discours indirect Civilisation Mise au point | Говорение диалог монологическая речь делать сообщение по теме составление рассказа рассуждение аудирование чтение (осн содержание, полное) письменная речь (выписки, письмо-ответ, текст рекламного характера, мини-описание) грамматика (прямая и косв речь, согласование времен) лексико-грамматический тест |
Путешествие. Виды отдыха. Каникулы. Досуг и увлечения. | Unité 3. Au fil de l’eau (13 ч) Учебник Dialogue Grand débat (aimez-vous voyager?) Grammaire – des mots qui marquent le temps Mise au point | Диалог (запрашивать информацию, выражать свое мнение,оценку) Монолог (выразить свое мнение, сделать сообщение, рассказывать о своих путешествиях) Аудирование Чтение (с полным пониманием, с пониманием осн содержания) Письмо (отвечать на вопросы, писать сочинение о путешествии, письмо другу) Грамматика (вопросит прилагательные, наречия, местоимения) Лексико-грамматический тест |
Франция – страна тысячи пейзажей. Регионы Франции. Административное деление. Погода. Каникулы. Прогулки за городом. | Unité 4. Le pays aux mille paysages. (15 ч) Dialogues Grands débat – aimez-vous la campagne? Grammaire – expression de la condition Mise au point | Диалог (запрашивать информацию, диалог-побуждение, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями) Монолог (сообщение, рассказ, описание) Аудирование Чтение (с полным пониманием, с пониманием основного содержания) Письмо (ответы на вопросы, личное письмо, статья) Грамматика (предлоги, условное наклонение) Лексико-грамматический тест |
Спорт. Спортивные состязания. Олимпийские игры. | Unité 5. Faisons du sport (15 ч) Dialogues Dossier – le sport Grands débats – quelle place prend le sport dans votre vie? Grammaire – forme passive Civilisation – les Jeux Olympiques | Диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями) Монолог (сообщение, рассказ, описание) Аудирование Чтение (с полным содержанием, с выборочным) Письмо (план, письмо, текст) Грамматика (пассивный залог) Лексико-грамматический тест |
Путешествия. Страны мира. Советы путешественникам. Современные виды спорта. | Unité 6. Allez vers l’été (14 ч+10ч повторение) Dialogues Grands débats – dans quel pays partiriez-vous? Grammaire – l’interrogation, article Mise au point | Диалог (диалог-расспрос, обмен мнениями) Монолог (сообщение, рассказ, описание) Аудирование Чтение (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) Письмо (советы, письмо-ответ) Грамматика (вопросительные предложения, артикли) Итоговый контроль |