Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республиканский лицей-интернат Дуванского района
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. Руководитель ШМО _________ Р.К.Мансурова | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _________ А.Ф Рахимова «1» сентября 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ РЛИ Дуванского района ________ Ф. Д.Шакиров «1» сентября 2016 г. Приказ № _______ от « 1 » сентября 2016г. | | | |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Речеведение»
для 11 класса
Составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, М., Просвещение. 2004г
- программно-методических материалов по русскому языку (составитель Л. М. Рыбченкова), М.: Дрофа, 2010г.
Составила: учитель
русского языка и литературы
Галлямова Ю.Д.
с. Месягутово, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса базируется на программно-методических материалах по русскому языку (составитель Л. М. Рыбченкова) и анализе результатов выполнения задания части 3 ЕГЭ предыдущих лет.
Количество часов за год: 34, в неделю 1 час.
Элективный курс состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, воспитанники будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели элективного курса:
1. Помочь воспитанникам максимально подготовиться к выполнению задания части 3 ЕГЭ;
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
1. Закрепить и расширить знания воспитанников о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
2. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия или эссе).
3. Способствовать развитию письменной речи воспитанников.
4. Подготовить воспитанников к выполнению задания ЕГЭ, написанию сочинения-рассуждения.
Содержание элективного курса
№ | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Стилистический и типологический анализ текста | 9 | 1 |
2 | Лингвистический анализ текста | 13 | 1 |
3 | Анализ текста | 5 | 1 |
4 | Композиция и языковое оформление сочинения | 7 | 1 |
| Итого | 34 | 4 |
Стилистический и типологический анализ текста(9часов) |
Текст. Тема и основная мысль текста |
Средства связи между частями текста способы связи в тексте |
Выделение микротем в тексте |
Лексические средства организации текста |
Морфологические средства организации текста |
Синтаксические средства организации текста |
Стили речи |
Типы речи |
Контрольная работа 1 |
Лингвистический анализ текста(13 часов) |
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. |
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение |
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение |
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. |
Фразеологизм. |
Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. |
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. |
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. |
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. |
Художественный символ, паронимы. |
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. |
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. |
Промежуточная контрольная работа 2 |
Анализ текста(5часов) |
Содержание исходного текста. |
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. |
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. |
Рецензия. Эссе. |
Промежуточная контрольная работа 3 |
Композиция и языковое оформление сочинения(7часов) |
Выступление к сочинению. |
Смысловые и грамматические связи предложений. |
Авторская позиция. |
Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. |
Заключительная часть сочинения. |
Тренировочные сочинения. |
Написание сочинения по типу ЕГЭ |
В результате усвоения элективного курса воспитанники должны уметь:
Указывать средства связи между частями текста.
Определить тему и основную мысль текста.
Определить тип и стиль речи.
Использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Понимать и интерпретировать содержание исходного текста.
Анализировать форму исходного текста.
Находить характерные для исходного текста языковые средства.
Создавать связное высказывание.
Излагать последовательно собственные мысли.
Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Требования к уровню подготовки воспитанников
В результате изучения материалов у воспитанников должны сформироваться следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для воспитанников сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Воспитанники должны
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение
Основная литература
1. Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2015
2..Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2015
3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2014г.
4.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014г.
5.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014г.
6.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2016г.
7.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2015. Ростов-на-Дону: «Легион», 2014г.
8.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2015. М.: «Экзамен», 2015г.
9. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2015г.
10.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2013г.
12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012г.
Дополнительная литература
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2012
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2014г.
Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010 Перечень учебно-методического обеспечения
Электронные пособия
1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
CD-ROM . «Тесты по русскому языку»
Интернет ресурсы
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. http://www.saharina.ru/tests/
Технические средства
Ноутбук
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока. Раздел. | Плановые сроки прохождения | Фактическая дата проведения | Примечание |
| Стилистический и типологический анализ текста (9ч.) | | | |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста | | | |
2 | Средства связи между частями текста способы связи в тексте | | | |
3 | Выделение микротем в тексте | | | |
4 | Лексические средства организации текста | | | |
5 | Морфологические средства организации текста | | | |
6 | Синтаксические средства организации текста | | | |
7 | Стили речи | | | |
8 | Типы речи | | | |
9 | Контрольная работа № 1 | | | |
| Лингвистический анализ текста (13ч.) | | | |
10 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | | | |
11 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение | | | |
12 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение | | | |
13 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. | | | |
14 | Фразеологизм. | | | |
15 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | | | |
16 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | | | |
17 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. | | | |
18 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. | | | |
19 | Художественный символ, паронимы. | | | |
20 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | | | |
21 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | | | |
22 | Промежуточная контрольная работа №2 | | | |
| Анализ текста (5ч.) | | | |
23 | Содержание исходного текста. | | | |
24 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | | | |
25 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | | | |
26 | Рецензия. Эссе. | | | |
27 | Промежуточная контрольная работа №3 | | | |
| Композиция и языковое оформление сочинения (7ч.) | | | |
28 | Выступление к сочинению. | | | |
29 | Смысловые и грамматические связи предложений. | | | |
30 | Авторская позиция. | | | |
31 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | | | |
32 | Заключительная часть сочинения. | | | |
33 | Тренировочные сочинения. | | | |