СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Речеведение» для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса  базируется на программно-методических материалах по русскому языку  (составитель Л. М. Рыбченкова)  и анализе результатов выполнения задания части 3  ЕГЭ предыдущих лет.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Речеведение» для 11 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республиканский лицей-интернат Дуванского района



Рассмотрено на заседании ШМО учителей

русского языка и литературы

Протокол № 1 от

«29» августа 2016 г.

Руководитель ШМО

_________ Р.К.Мансурова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР


_________ А.Ф Рахимова

«1» сентября 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ РЛИ Дуванского района


________ Ф. Д.Шакиров

«1» сентября 2016 г.

Приказ № _______

от « 1 » сентября 2016г.









Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Речеведение»

для 11 класса



Составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, М., Просвещение. 2004г

- программно-методических материалов по русскому языку (составитель Л. М. Рыбченкова), М.: Дрофа, 2010г.





Составила: учитель

русского языка и литературы

Галлямова Ю.Д.







с. Месягутово, 2016г.


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса базируется на программно-методических материалах по русскому языку (составитель Л. М. Рыбченкова) и анализе результатов выполнения задания части 3 ЕГЭ предыдущих лет.

Количество часов за год: 34, в неделю 1 час.

Элективный курс состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, воспитанники будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели элективного курса:

1. Помочь воспитанникам максимально подготовиться к выполнению задания части 3 ЕГЭ;

2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;

3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

1. Закрепить и расширить знания воспитанников о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

2. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия или эссе).

3. Способствовать развитию письменной речи воспитанников.

4. Подготовить воспитанников к выполнению задания ЕГЭ, написанию сочинения-рассуждения.



Содержание элективного курса


Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Стилистический и типологический анализ текста

9

1

2

Лингвистический анализ текста

13

1

3

Анализ текста

5

1

4

Композиция и языковое оформление сочинения

7

1


Итого

34

4


Стилистический и типологический анализ текста(9часов)

Текст. Тема и основная мысль текста

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

Выделение микротем в тексте

Лексические средства организации текста

Морфологические средства организации текста

Синтаксические средства организации текста

Стили речи

Типы речи

Контрольная работа 1

Лингвистический анализ текста(13 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления.

Фразеологизм.

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза.

Художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Промежуточная контрольная работа 2

Анализ текста(5часов)

Содержание исходного текста.

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Рецензия. Эссе.

Промежуточная контрольная работа 3


Композиция и языковое оформление сочинения(7часов)

Выступление к сочинению.

Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

Заключительная часть сочинения.

Тренировочные сочинения.

Написание сочинения по типу ЕГЭ


В результате усвоения элективного курса воспитанники должны уметь:

  1. Указывать средства связи между частями текста.

  2. Определить тему и основную мысль текста.

  3. Определить тип и стиль речи.

  4. Использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

  5. Понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

  6. Анализировать форму исходного текста.

  7. Находить характерные для исходного текста языковые средства.

  8. Создавать связное высказывание.

  9. Излагать последовательно собственные мысли.

  10. Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  11. Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Требования к уровню подготовки воспитанников

В результате изучения материалов у воспитанников должны сформироваться следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для воспитанников сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Воспитанники должны

знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;


Учебно-методический комплект и материально-техническое обеспечение

Основная литература

1. Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2015

2..Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2015

3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2014г.

4.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014г.

5.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014г.

6.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2016г.

7.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2015. Ростов-на-Дону: «Легион», 2014г.

8.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2015. М.: «Экзамен», 2015г.

9. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2015г.

10.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2013г.

12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012г.

Дополнительная литература

  1. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации

  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов

  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2012

  4. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.

  5. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.

  6. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2014г.

  7. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010 Перечень учебно-методического обеспечения

Электронные пособия

  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

  2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.

  3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

  4. CD-ROM . «Тесты по русскому языку»

Интернет ресурсы

  1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  3. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  6. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  7. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

  8. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

  9. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. http://www.saharina.ru/tests/

Технические средства

Ноутбук

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор



Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока.

Раздел.

Плановые сроки прохождения

Фактическая дата проведения


Примечание

 

Стилистический и типологический анализ текста (9ч.)


 


1

Текст. Тема и основная мысль текста




2

Средства связи между частями текста способы связи в тексте




3

Выделение микротем в тексте




4

Лексические средства организации текста




5

Морфологические средства организации текста




6

Синтаксические средства организации текста




7

Стили речи




8

Типы речи




9

Контрольная работа № 1




 

Лингвистический анализ текста (13ч.)




10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.




 11


Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение




12

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение




13

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления.




14

Фразеологизм.




15

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.




16

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.




17

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза.




18

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза.




19

Художественный символ, паронимы.




20

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.




21

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.




22

Промежуточная контрольная работа №2




 

Анализ текста (5ч.)




23

Содержание исходного текста.




24

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.




25

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.




26

Рецензия. Эссе.




27

Промежуточная контрольная работа №3




 

Композиция и языковое оформление сочинения (7ч.)




28

Выступление к сочинению.




29

Смысловые и грамматические связи предложений.




30

Авторская позиция.




31

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.




32

Заключительная часть сочинения.




33

Тренировочные сочинения.