1.Пояснительная записка.
Программа по элективному курсу (русский язык) «Практический курс речеведения» для 9 класса составлена на основе:
-программы «Русский язык. 9 класс («Практический курс речеведения» автор-составитель программы Л.А.Кобзырев);
- ООП МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на 2016-2017 уч. год.
Русский язык входит в гуманитарный цикл учебных предметов.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственное высказывание с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Из практики известно, что особое затруднение на экзамене выпускники испытывают при написании сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (102 ч. в учебном году, 3 ч. в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Данный курс поможет преодолеть трудности в подготовке обучающихся к сочинению-рассуждению.
Согласно учебному плану МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на данный элективный курс в 9 классе отводится 18 часов, из расчёта 1 час в неделю во втором полугодии. При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, больничного листа, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля.
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практический направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается обучающимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи.
При построении материала соблюдено единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. Учебный материал размещен таким образом, что практически не требуются домашние задания.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистический анализ текста, тестовые задания, практические работы.
Цели программы:
-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста,
-подготовить обучающихся к сдаче школьного экзамена по русскому языку,
-оказать помощь в формировании нравственной позиции,
-способствовать интеллектуальному развитию ученика,
-воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Выделяем теоретические цели и задачи курса: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления; развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку.
Практические: совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; поддерживать беседу, вести спор; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства; логично и образно излагать мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание.
Воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной печи; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание требовательности к себе.
Доминирующей идеей курса «Практический курс речеведения» является:
- формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Теоретическая основа:
- лингвистический и стилистический анализ текста,
-система языковых понятий и функционирование,
-различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых основа программа:
-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся,
-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью,
- комплексный подход при разработке занятий,
-вариативность содержания и форм проведения занятий,
-научность, связь теории и практики,
-преемственность,
-наглядность,
-систематичность и последовательность,
-прочность полученных знаний,
-активность и сознательность обучения.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в оставлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметные связях с литературой, историей.
2.Содержание программы элективного курса
«Практический курс речеведения»
Тема 1
Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти.
Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Лингвистический анализ текста.
Тема 2
Средства выразительности. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роль.
Тема 3
Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.
Тема 4
Сочинение-рассуждение о русском языке.
Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргумент. Оформление работы.
Тема 5
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 6
Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправления недочетов.
Тема 7
Сочинение-рассуждение о Родине.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 8
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 9
Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргумент. Оформление работы.
Тема 10
Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 11
Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 12
Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.
3. Требования к уровню подготовки
В результате обучения по программе элективного курса «Практический курс речеведения» обучающийся должен:
Иметь представление:
-о коммуникативной функции языка,
-о литературном языке как основе художественной литературы,
-о языковых нормах и признаках.
Знать:
-смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
-стили речи и их признаки,
-особенности жанра рассуждения,
-признаки текста и его функционально смысловые типы,
-основные единицы языка, х признаки,
-основные нормы русского литературного языка,
-основные нормы речевого этикета.
Уметь:
-различать стили речи,
-проводить лингвистический, стилистический анализ текста,
-определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности,
-подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение,
-свободно, правильно, логично, образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста,
-создавать собственное письменное высказывание по заданной модели,
-осуществлять речевой самоконтроль, находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст,
-извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе,
-применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
3.Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата план | дата факт |
1-2 | Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти | | |
3-4 | Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста | | |
5 | Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста | | |
6-7 | Сочинение-рассуждение о русском языке | | |
8 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы | | |
9 | Рецензирование творческих работ на основе примеров | | |
10-11 | Сочинение-рассуждение о Родине | | |
12 | Рецензирование и редактирование собственной творческой работы | | |
13-14 | Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах | | |
15 | Рецензирование и редактирование собственной творческой работы | | |
16 | Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности | | |
17 | Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей | | |
18 | Резерв | | |
Примеры практических заданий
(для занятий элективного курса «Практический курс речеведения»)
Урок 1
Работа с раздаточным материалом «Типы речи»
Название типов речи | На какой вопрос дается ответ | О чем говорится в высказывании | Наиболее характерные для типов речи временные отношения | Как строится высказывание каждого типа речи |
описание | Каков предмет, человек, природа? | О каких признаках … | одновременность | Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод |
повествование | Что происходит с человеком, предметом, природой? | О событиях и действиях | последовательность | Развитие событий, действий |
рассуждение | Почему предмет, человек, природа таковы? | О причинах признаков, событий, действий | Разные временные отношения | Тезис, аргументы, вывод |
Задание
Определите типы речи в следующих примерах. Докажите принадлежность к определенному типу речи при помощи таблицы.
Былины – это устные поэтические произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями. В их основе лежат реальные исторические события, а прототипами богатырей являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича, воевода Добрыня. Мы можем это утверждать, так как под этим именем он неоднократно упоминается в русских летописях. Правда, былины редко сохраняли точность фактических деталей. Однако главная ценность их в том, что эти произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями.
Приехали, когда на улице совсем стемнело. Они вышли на заасфальтированную, слабо освещенную площадь, заставленную пустыми автобусами. Пройдя дворами, - это была городская часть поселка, с многоквартирными кирпичными домами и недавно выстроенными стеклянными магазинами, - они долго шли по шоссе вдоль линии, затем пересекли ее; по узенькой тропке, не сразу отыскав, выбрались на дорогу к первому ряду дач и свернули в темный проулок.
Тропка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб… его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол оказался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями. В снежных чехольчиках.
Урок 3
Средства выразительности | Определение | Пример |
Эпитет | Образное определение | Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок… |
Метафора | Перенос названия предмета на основе сходства на другой предмет | Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой… |
Сравнение | Изобразительный прием, основанный на сопоставлении предмета | Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива |
Гипербола | Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого явления | Одни дома длиною до звезд, другие до луны… |
Литота | Образное выражение, преуменьшающее силу, размеры, значение описываемого явления | Мужичок с ноготок… |
Перифраз | Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова | Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы… |
Задание
Какие средства выразительности вы можете отметить в предложенных текстах художественной литературы?
Урок 4 Практическая работа с текстом
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. (2) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (3) Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь… (4) Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
(К.Паустовский)
Тестовое задание к тексту
Каков тип речи данного текста?
1)описание
2)повествование
3)рассуждение
4)рассуждение с элементами повествования
К какому стилю речи относится данный текст?
1)к публицистическому
2)к разговорному
3)к художественному
4)к деловому
3.Какое языковое средство не используется в данном тексте?
1) эпитет
2)ряды однородных членов
3)метафора
4)сравнение
почему в последнем предложении автор дважды использует слово «безразличие»?
это ошибка
автор подчеркивает значимость проблемы
такого употребления требует стиль
невозможно подобрать синоним
ответы: 1.3) 2.1) 3.4) 4.2)
урок 7Редактирование сочинения
Задача учеников – отредактировать сочинение по тексту.
Текст 1
Пословица «Не все золото, что блестит» заставляет нас размышлять о плохих и хороших людях. Мы привыкли считать, что положительные герои в фильмах и книгах обязательно должны быть красивыми, а отрицательные – непривлекательными. Но в реальной жизни за внешней красотой может скрываться душевное уродство.
На эту тему есть много пословиц, они показывают, что человек с красивой внешностью может быть злым, завистливым, жадным. Не всегда за красивой оболочкой кроется добро.
Люди часто живут по неразрушимым стереотипам, поэтому предательства и обман от таких людей не ждут однако человека нужно ценить по его душевным качествам, а не по обманчивой внешности.
Текст 2
Пословица «Не все золото, что блестит» по смыслу тесно связана с другой народной мудростью «Встречают по одежке, провожают по уму». Так и есть, многие люди чаще всего смотрят на внешний вид человека, на его социальное положение, иногда забывая оценить человека как личность. Характер, привычки, взгляды на жизнь – все гораздо важнее, чем дорогая одежда, престижная работа. Не всегда красивый, богатый человек является добрым, умным и честным. Очень часто некрасивые, замкнутые люди оказываются честными, добрыми, бескорыстными. Для того чтобы узнать человека, не стоит смотреть на его внешность, нужно знать его истинное лицо.
Урок 12Рецензирование и редактирование собственной творческой работы
План редактирования
- Соответствует ли ваша работа предложенной теме?
- Соответствует ли ваша работа типу речи, рассуждению?
- Удачна ли вступительная часть, в чем ее достоинство и недостатки?
- Есть связующие элементы между частями сочинения?
- Высказано ли в сочинении собственное мнение по поводу прочитанного, насколько оно уместно и аргументировано?
- Нет ли нарушений в последовательности изложения мыслей?
- Логична ли финальная часть? В чем ее достоинство и недостатки?
-Интересна ли ваши работа в языковом отношении? Отметьте наиболее характерные для нее языковые средства выразительности?
- Нет ли в сочинении отступления от темы?
- Грамотно ли написана работа?
Урок16-17
Написание сочинения-рассуждения о нравственности по словам мудрых людей
Цель занятия – научится строить сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.
Миниатюра для чтения и обсуждения
Огоньки
Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.
Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…
-ну, слава богу! – сказал я с радостью. – близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла.
-Далече!
Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав.Оказалось, действительно, далеко.
Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот ещё два-три удара веслом, - и путь кончен… А между тем – далеко!..
И долго ещё мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущелье и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь позади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко и все так же далеко…
Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на весла…
Но все-таки… все-таки впереди- огни!..
Творческая мастерская
Варианты цитат для сочинения
Искусство призвано сохранять человеческое в человеке.
Ю.Бондарев
Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
В.Ключевский
Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу.
К.Паустовский
Праздность – корень зла всему.
А.Суворов
Труд облагораживает человека.
В.Белинский
Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота.
А.Н.Толстой
7.Природа учит нас понимать прекрасное.
К.Паустовский
Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Гете