СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Речеведение", 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по элективному курсу (русский язык) «Речеведение» для 9 класса  составлена на основе:

-программы «Русский язык. 9 класс («Практический курс речеведения» автор-составитель программы  Л.А.Кобзырев);

- ООП МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на 2016-2017 уч. год.

Русский язык входит в гуманитарный цикл учебных предметов.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственное высказывание с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Речеведение", 9 класс»

1.Пояснительная записка.

Программа по элективному курсу (русский язык) «Практический курс речеведения» для 9 класса составлена на основе:

-программы «Русский язык. 9 класс («Практический курс речеведения» автор-составитель программы Л.А.Кобзырев);

- ООП МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на 2016-2017 уч. год.

Русский язык входит в гуманитарный цикл учебных предметов.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственное высказывание с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Из практики известно, что особое затруднение на экзамене выпускники испытывают при написании сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (102 ч. в учебном году, 3 ч. в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Данный курс поможет преодолеть трудности в подготовке обучающихся к сочинению-рассуждению.

Согласно учебному плану МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на данный элективный курс в 9 классе отводится 18 часов, из расчёта 1 час в неделю во втором полугодии. При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, больничного листа, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практический направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается обучающимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи.

При построении материала соблюдено единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. Учебный материал размещен таким образом, что практически не требуются домашние задания.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистический анализ текста, тестовые задания, практические работы.

Цели программы:

-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста,

-подготовить обучающихся к сдаче школьного экзамена по русскому языку,

-оказать помощь в формировании нравственной позиции,

-способствовать интеллектуальному развитию ученика,

-воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Выделяем теоретические цели и задачи курса: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления; развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку.

Практические: совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; поддерживать беседу, вести спор; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства; логично и образно излагать мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание.

Воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной печи; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; воспитание требовательности к себе.

Доминирующей идеей курса «Практический курс речеведения» является:

- формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Теоретическая основа:

- лингвистический и стилистический анализ текста,

-система языковых понятий и функционирование,

-различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых основа программа:

-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся,

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью,

- комплексный подход при разработке занятий,

-вариативность содержания и форм проведения занятий,

-научность, связь теории и практики,

-преемственность,

-наглядность,

-систематичность и последовательность,

-прочность полученных знаний,

-активность и сознательность обучения.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в оставлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметные связях с литературой, историей.

2.Содержание программы элективного курса

«Практический курс речеведения»

Тема 1

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти.

Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Лингвистический анализ текста.

Тема 2

Средства выразительности. Типы речи. Композиция сочинения-рассуждения. Лингвистический анализ текста. Понятие о средствах выразительности речи и их роль.

Тема 3

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Текст. Лингвистический анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте.

Тема 4

Сочинение-рассуждение о русском языке.

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргумент. Оформление работы.

Тема 5

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 6

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправления недочетов.

Тема 7

Сочинение-рассуждение о Родине.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 8

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 9

Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргумент. Оформление работы.

Тема 10

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 11

Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 12

Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

3. Требования к уровню подготовки

В результате обучения по программе элективного курса «Практический курс речеведения» обучающийся должен:

Иметь представление:

-о коммуникативной функции языка,

-о литературном языке как основе художественной литературы,

-о языковых нормах и признаках.

Знать:

-смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

-стили речи и их признаки,

-особенности жанра рассуждения,

-признаки текста и его функционально смысловые типы,

-основные единицы языка, х признаки,

-основные нормы русского литературного языка,

-основные нормы речевого этикета.

Уметь:

-различать стили речи,

-проводить лингвистический, стилистический анализ текста,

-определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности,

-подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение,

-свободно, правильно, логично, образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста,

-создавать собственное письменное высказывание по заданной модели,

-осуществлять речевой самоконтроль, находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст,

-извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе,

-применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

3.Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема занятия

Дата план

дата факт

1-2

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти



3-4

Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста



5

Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста



6-7

Сочинение-рассуждение о русском языке



8

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы



9

Рецензирование творческих работ на основе примеров



10-11

Сочинение-рассуждение о Родине



12

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы



13-14

Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах



15

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы



16

Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей о нравственности



17

Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей



18

Резерв















Примеры практических заданий

(для занятий элективного курса «Практический курс речеведения»)

Урок 1

Работа с раздаточным материалом «Типы речи»


Название типов речи

На какой вопрос дается ответ

О чем говорится в высказывании

Наиболее характерные для типов речи временные отношения

Как строится высказывание каждого типа речи

описание

Каков предмет, человек, природа?

О каких признаках …

одновременность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод

повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой?

О событиях и действиях

последовательность

Развитие событий, действий

рассуждение

Почему предмет, человек, природа таковы?

О причинах признаков, событий, действий

Разные временные отношения

Тезис, аргументы, вывод

Задание

Определите типы речи в следующих примерах. Докажите принадлежность к определенному типу речи при помощи таблицы.

  1. Былины – это устные поэтические произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями. В их основе лежат реальные исторические события, а прототипами богатырей являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича, воевода Добрыня. Мы можем это утверждать, так как под этим именем он неоднократно упоминается в русских летописях. Правда, былины редко сохраняли точность фактических деталей. Однако главная ценность их в том, что эти произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями.

  2. Приехали, когда на улице совсем стемнело. Они вышли на заасфальтированную, слабо освещенную площадь, заставленную пустыми автобусами. Пройдя дворами, - это была городская часть поселка, с многоквартирными кирпичными домами и недавно выстроенными стеклянными магазинами, - они долго шли по шоссе вдоль линии, затем пересекли ее; по узенькой тропке, не сразу отыскав, выбрались на дорогу к первому ряду дач и свернули в темный проулок.



  1. Тропка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб… его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол оказался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями. В снежных чехольчиках.

Урок 3

Средства выразительности

Определение

Пример

Эпитет

Образное определение

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок…

Метафора

Перенос названия предмета на основе сходства на другой предмет

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой…

Сравнение

Изобразительный прием, основанный на сопоставлении предмета

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива

Гипербола

Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого явления

Одни дома длиною до звезд, другие до луны…

Литота

Образное выражение, преуменьшающее силу, размеры, значение описываемого явления

Мужичок с ноготок…

Перифраз

Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…

Задание

Какие средства выразительности вы можете отметить в предложенных текстах художественной литературы?

Урок 4 Практическая работа с текстом

  1. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. (2) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (3) Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь… (4) Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

(К.Паустовский)


Тестовое задание к тексту

  1. Каков тип речи данного текста?

1)описание

2)повествование

3)рассуждение

4)рассуждение с элементами повествования

  1. К какому стилю речи относится данный текст?

1)к публицистическому

2)к разговорному

3)к художественному

4)к деловому


3.Какое языковое средство не используется в данном тексте?

1) эпитет

2)ряды однородных членов

3)метафора

4)сравнение

  1. почему в последнем предложении автор дважды использует слово «безразличие»?

  1. это ошибка

  2. автор подчеркивает значимость проблемы

  3. такого употребления требует стиль

  4. невозможно подобрать синоним

ответы: 1.3) 2.1) 3.4) 4.2)

урок 7Редактирование сочинения

Задача учеников – отредактировать сочинение по тексту.

Текст 1

Пословица «Не все золото, что блестит» заставляет нас размышлять о плохих и хороших людях. Мы привыкли считать, что положительные герои в фильмах и книгах обязательно должны быть красивыми, а отрицательные – непривлекательными. Но в реальной жизни за внешней красотой может скрываться душевное уродство.

На эту тему есть много пословиц, они показывают, что человек с красивой внешностью может быть злым, завистливым, жадным. Не всегда за красивой оболочкой кроется добро.

Люди часто живут по неразрушимым стереотипам, поэтому предательства и обман от таких людей не ждут однако человека нужно ценить по его душевным качествам, а не по обманчивой внешности.

Текст 2

Пословица «Не все золото, что блестит» по смыслу тесно связана с другой народной мудростью «Встречают по одежке, провожают по уму». Так и есть, многие люди чаще всего смотрят на внешний вид человека, на его социальное положение, иногда забывая оценить человека как личность. Характер, привычки, взгляды на жизнь – все гораздо важнее, чем дорогая одежда, престижная работа. Не всегда красивый, богатый человек является добрым, умным и честным. Очень часто некрасивые, замкнутые люди оказываются честными, добрыми, бескорыстными. Для того чтобы узнать человека, не стоит смотреть на его внешность, нужно знать его истинное лицо.

Урок 12Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

План редактирования

- Соответствует ли ваша работа предложенной теме?

- Соответствует ли ваша работа типу речи, рассуждению?

- Удачна ли вступительная часть, в чем ее достоинство и недостатки?

- Есть связующие элементы между частями сочинения?

- Высказано ли в сочинении собственное мнение по поводу прочитанного, насколько оно уместно и аргументировано?

- Нет ли нарушений в последовательности изложения мыслей?

- Логична ли финальная часть? В чем ее достоинство и недостатки?

-Интересна ли ваши работа в языковом отношении? Отметьте наиболее характерные для нее языковые средства выразительности?

- Нет ли в сочинении отступления от темы?

- Грамотно ли написана работа?

Урок16-17

Написание сочинения-рассуждения о нравственности по словам мудрых людей

Цель занятия – научится строить сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.



Миниатюра для чтения и обсуждения


Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

-ну, слава богу! – сказал я с радостью. – близко ночлег!

Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла.

-Далече!

Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав.Оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот ещё два-три удара веслом, - и путь кончен… А между тем – далеко!..

И долго ещё мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущелье и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь позади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко и все так же далеко…

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на весла…

Но все-таки… все-таки впереди- огни!..


Творческая мастерская

Варианты цитат для сочинения

  1. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке.

Ю.Бондарев

  1. Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

В.Ключевский

  1. Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу.

К.Паустовский

  1. Праздность – корень зла всему.

А.Суворов


  1. Труд облагораживает человека.

В.Белинский


  1. Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота.

А.Н.Толстой


7.Природа учит нас понимать прекрасное.

К.Паустовский


  1. Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Гете