СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
5 класс ФГОС технология, по симоненко и синица, вентана граф
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин. Образования РФ от17 декабря. 2010 г№ 1897), примерной программы по учебному предмету «Технология»; учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Танаевская средняя общеобразовательная школа» и рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2ч в неделю.
Уровень программы: базовый
Учебно-методический комплект:
Технология: учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) /Н.В Синица, В. Д. Симоненко. –. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 192с.
Программа включает в себя следующие разделы: «Технология домашнего хозяйства», «Кулинария», « Электротехника», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», « Черчение и графика», «Технология творческой и опытнической деятельности» на данный раздел в примерной программе отводится 21 час, в программу были внесены следующие поправки. После изучения каждого раздела программы, выполнялся творческий проект, поэтому часы добавлялись из общего раздела примерной программы на каждый раздел программы.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом разделе одного творческого проекта.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
В конце года проводится промежуточная аттестация в форме годовой оценки.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
На основании требований ФГОС второго поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, универсальные деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
овладение способами деятельностей:
умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
освоение компетенций-коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Планируемые результаты по окончании курса технологии в 5 классе основной школы
овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,
овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства,
- познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится:
самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Выпускник получит возможность научиться:
составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ;
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится:
изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;
определять и исправлять дефекты швейных изделий;
выполнять художественную отделку швейных изделий;
изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
определять основные стили одежды и современные направления моды.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить
пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса технологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностные результаты изучения предмета:
проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда ;_
самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
‘ гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
Метапредметныерезультаты изучения курса:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и со - здание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
- осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
владение речью;
регулятивные УУД:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную Машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой,, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.
Основное содержание программы
Направление: Технологии ведения дома
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Введение в предмет. Предметная деятельность на уроках технологии 2ч
Понятие о предмете технология, проектной деятельности; творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.
Тема 1. Интерьер кухни, столовой
Теоретические сведения.
Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Раздел «Электротехника»
Тема 1. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения.
Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
Раздел «Кулинария»
Тема 2. Физиология питания
Теоретические сведения.
Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пище вые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторно-практические и практические работы.
Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения.
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напит ка.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Теоретические сведения.
Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения.
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, при-пускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Определение содержания нитратов в овощах.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 6. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Теоретические сведения.
Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки сто ла к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема 1. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения.
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема 2. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения.
Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Рас -положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 4. Швейная машина
Теоретические сведения.
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы.
Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитка ми.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Тема 5. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для рас кроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла»
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство
Теоретические сведения.
Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, се ла.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Лабораторно-практические и практические работы.
Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.
Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Теоретические сведения.
Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Лабораторно-практические и практические работы.
Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.
Тема 3. Лоскутное шитьё
Теоретические сведения.
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения.
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов:
«Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС ОО направление: «Технологии ведения дома»
№ урока | Кол час | Дата провед. | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | ||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
ВВ | |||||||||||
ВВОДНЫЙ УРОК. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2ч | |||||||||||
1 | 1/1 | | |
|
| Пра Правила поведения в мастерской и внутренний распорядок. цел задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охра-не труда. Знать краткую формулировку задачи проекта. Уметь в совместной деятельности с учителем составлять звездочку обдумывания; организовать рабочее место. | Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя; -понимать смысл инструкции и принимать учебную задачу; -учиться высказывать свою версию на основе работы с алгоритмом; | ФорФромирование интереса (мотивации) к изучению технологии. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | |||
ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА. Интерьер кухни, столовой 5ч. ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||
2 3 | 1/1 1/2 | | | Запуск первого проекта Интерьер кухни, столовой. Разработка плана размещения оборудования на кухне, столовой (эскиз) | Проблемная беседа с использованием электронных образовательных ресурсов, материал учебника о понятии «интерьер», требованиях к интерьеру, способу размещения мебели, оборудования на кухне, варианты планировки. Цветовое решение кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК С/р: Выполнение планировки кухни в М 1:5. Контроль и самоконтроль. Разноуровневые задания. Рефлексия. | Знания: о требованиях к интерьеру кухни. Вариантах планировки, способах размещения оборудования. Умения: выполнять план кухни в масштабе, выполнять проект по теме: Интерьер кухни, столовой | Познавательные: умение вести | Формирование моти- | |||
4-6 | 2/3-5 | | | Защита проекта «Кухня моей мечты» | Формирование у учащихся уме- | Знания: о правилах | Познавательные: умение вести Регулятивные: рефлексия, оценка Коммуникативные: диалог, про- | Формирование само- | |||
КУЛИНАРИЯ 16ч ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||
7 | 1/1 | | | Санитария и гигиена на кухне. | Формирование умений построения | Знания: о санитар- Первая помощь при ожогах и порезах. | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, уме- | Формирование мотива- | |||
8 | 1/2 | | | Здоровое питание | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систе- Выполнение разноуровневых | Знания: о значении | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, мо- | Формирование мотива- | |||
Бутерброды, горячие напитки 2ч | |||||||||||
9 10 | 1/3 1/4 | | | Бутерброды и горячие напитки. Практическая работа №1 Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячего напитка. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систе | Знания: о видах бу- Умения: составлять | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, мо | Формирование мотива- | |||
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий 4ч | |||||||||||
11 12 | 1/5 1/6 | | | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно- | Знания: о видах круп, | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, мо- | Формирование мотива- | |||
13 14 | 1/7 1/8 | | | Приготовление блюд из крупы или макаронных изделий. Практическая работа№ 2 «Приготовления блюда из макарон» | Формирование у учащихся уме- | Знания: о способах | Познавательные: анализ, умение Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, ор ганизация | Формирование нрав- | |||
Блюда из овощей и фруктов 4ч | |||||||||||
15 | 1/9 | | | Блюда из сырых овощей и фруктов. | Формирование у учащихся деятель- | Знания: о пищевой | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, мо- | Формирование мотива- | |||
16 | 1/10 | | | Блюда из вареных овощей | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного | Знания: о способах Умения: выполнять | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, мо нолог | Формирование мотива- | |||
17 18 | 1/11 1/12 | | | Приготовление салатов сырых овощей. Практическая работа №3 Приготовление салатов из вареных овощей. | Формирование у учащихся уме- | Знания: о технологии | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование нрав- | |||
Блюда из яиц 2ч | |||||||||||
19 | 1/13 | | | Блюда из яиц. Технология приготовления блюд из яиц | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систе- Мотивация изучения | Знания: о значении | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, монолог, | Формирование моти- | |||
Сервировка стола к завтраку 2ч | |||||||||||
20 21 22 | 1/14 1/15 1/16 | | | Сервировка стола к завтраку. Меню завтрака. Творческий проект: Воскресный завтрак моей семьи. Разработка меню | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей | Знания: о калорийно- Умения: сервировать | Познавательные: анализ, выбор Регулятивные: целеполагание, | Формирование моти- | |||
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 28ч | |||||||||||
Свойства текстильных материалов 4ч | |||||||||||
23 24 | 1/1 1/2 | | | Производство текстильных материалов. Классификация. Запуск третьего проекта: Фартук для работы на кухне кухни. Практическая работа №4 Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Определение долевой нити в ткани. | Формирование умений построения | Знания: о видах Умения: определять | ПозПозновательные сопоставление, | Формирование моти- | |||
25 26 | 1/3 1/4 | | | Свойства текстильных материалов. Лабораторно-практическая работа№5 Изучение свойств тканей из хлопка и льна | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей Мышления к усвоению нового материала, анализ | Знания: о свойствах Умения: определять вид тканей, составлять план выполнения проекта. | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Ком Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества самооценка. | Формирование моти- | |||
Конструирование швейных изделий 6ч | |||||||||||
27 28 | 1/1 1/2 | | | Конструирование швейных изделий. Практическая работа№ 6 Снятие мерок с фигуры человека | Формирование умений построения определение размеров швейного изделия; правила снятия мерок | Знания: об общих пра- Умения: снимать мерки | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество | Формирование мотива- | |||
29 30 | 1/3 1/4 | | | Понятие о масштабе, чертеже и выкройки шв. изделия. Практическая работа № 7 «Построение чертежа швейного изделия». | Формирование у учащихся деятель- | Знания: понятие о чертеже и выкройке; общие пра- Умения: выполнять | Познавательные: выбор спосо- Регулятивные: целеполагание, | Формирование моти- | |||
31 32 | 1/5 1/6 | | | Раскрой швейного изделия Практическая работа «Раскрой швейного изделия» | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Актуализация знаний | Знания: о последовательности и приемах раскроя швейного изделия. Умения: выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия, оценить качество кроя по предложенным критериям. | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество | Формирование моти- | |||
Швейная машина 6ч | |||||||||||
33 34 | 1/1 1/2 | | | Швейные ручные работы. Швейные ручные работы. | Формулирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Формулирование цели урока, определение тематики новых знаний. Актуализация по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала. Беседа с использованием материала учебника: устройство швейной машины, организация рабочего места для выполнения швейных работ, подготовка машины к работе, намотка нижней нити, заправка нитей, выведение нижней тики наверх; неполадки в работе машинки связанные. с неправильной заправкой нитей, правила безопасных приемов работы на шв. машине. Самостоятельная работа: подготовка швейной машины к работе. Определение дифференцированного домашнего задания. Рефлексия | Знания: о видах приводов швейной машины, устройство швейной машины, подготовка ее к работе, правила ТБ Умения: подготовить швейную машину к работе, выполнять премы работы на шв. машине; соблюдать правила ТБ при работе на швейной машине. | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану) Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация совместного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотиации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, появление технико- технологического и экономического мышления. | |||
35 36 | 1/3 1/4 | | | Подготовка швейной машины к работе. Подготовка швейной машины к работе. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей Самостоятельная | Знания: о приемах работы на Умения: выполнять приемы работы на швейной машине | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, мо- | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, мо- | |||
37 38 | 1/5 1/6 | | | Приемы работы на швейной машине. Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов». | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей Самостоятельная | Знания: о приемах работы на Умения: выполнять приемы работы на швейной машине | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, мо- | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, мо- | |||
Влажно-тепловая обработка ткани 2ч | |||||||||||
39 40 | 1/1 1/2 | | | Машинные швы. Влажно-тепловая обработка ткани. ТБ при работе с утюгом № 019 Приемы влажно-тепловой обработки. | Формирование у учащихся деятельностных | Знания: об устройстве | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, мо- | Формирование моти- | |||
Изготовление швейного изделия 10ч. | |||||||||||
41 42 | 1/1 1/2 | | | Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей Самостоятельная работа: выполнение моделирования Контроль моделирования. Определение | Знания: о последовательности | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, мо | Формирование мотива- | |||
43 44 | 1/3 1/4 | | | Обработка накладного кармана. Соединение кармана с фартуком | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей | Знания: о технологии Умения: обработать | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, организация | Формирование моти- | |||
45 46 | 1/5 1/6 | | | Технология обработки срезов швейного изделия. Обработка нижнего и боковых срезов фартука в подгибку с закрытым срезом. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систе- | Знания: о технологии | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, организация | Формирование моти- | |||
47 48 | 1/7 1/8 | | | Обработка пояса. Обработка верхнего среза фартука поясом. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систе Самостоятельная работа: выполнение практической работы «Обработка верхнего среза фартука. Изготовление пояса», обработка кулиски под мягкий пояс ( в фартуке) контроль и самоконтроль по представленным критериям. Рефлексия. | Знания: о технологии Умения: обрабатывать | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, организация | Формирование моти- | |||
49 50 | 1/9 1/10 | | | Защита проекта: «Фартук для работы на кухне» | Формирование у учащихся способностей рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация | Знания: о правилах | Познавательные: сопоставление, | Развитие готовности | |||
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА 18ч . ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||
51 52 | 1/1 1/2 | | | Запуск четвертого проекта: Лоскутное изделие для кухни, столовой. Декоративно-прикладное искусство | Формирование умений построения | Знания: понятие «декоративно-прикладное искусство». о видах ДПИ, приемы украшения праздничной одежды в старину. Профессия –художник ДПИ и народных промыслов. Умения: различать виды ДПИ, составлять план выполнения проекта. | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества | Формирование моти- | |||
53 | 1/3 | | | Основы композиции и законы восприятия света при создании ДПИ. Создание композиции. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного | Знания: о правилах, Умения: составлять | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотива- | |||
54 | 1/4 | | | Понятие орнамента. Цветовые сочетания в орнаменте. | Формулирование цели урока. Актуализация знаний учащихся: проверка | Знания: о понятии орнамент | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотива- | |||
Лоскутное шитье 14ч | |||||||||||
55 56 | 1/1 1/2 | | | Лоскутное шитье. Технологии лоскутного шитья. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей | Знания: о видах и технологиях Умения: разрабатывать | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, орг | Формирование мотива- | |||
57 58 | 1/3 1/4 | | | Лоскутное шитье. Технологии лоскутного шитья. (изготовление лоскутного изделия) Практическая работа Узор «спираль», «изба», изготовление образцов лоскутных узоров. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей | Знания: о видах и технологиях Умения: разрабатывать | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, орг | Формирование мотива- | |||
59 60 | 1/5 1/6 | | | Лоскутное шитье. Обоснование проекта | Формирование у учащихся деятельностных Актуализация знаний о технологиях изготовлений изделий из лоскутов, повторение правил ТБ на шв. машине. Контроль и самоконтроль. Рефлексия. | Знания: о технологии Умения: изготавливать Обрабатывать срезы лоскутного изделия. | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотива- | |||
61 62 63 64 | 1/7 1/8 1/9 1/10 | | | Выполнение проекта. Практическая работа «Стачивание деталей изделия». | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Сообщение цели урока. | Знания: о технологии Умения: шить изделие | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, органазация учебного сотрудничества | Формирование мотива- | |||
65 66 | 1/11 1/12 | | | Подготовка проекта к защите | Формирование у учащихся умений у осуществлению контрольной функции (контроль и самоконтроль изученных понятий, умений ими оперировать, умений оценивать по обоснованным критериям). Анализ результатов проектной деятельности, выявление и анализ затруднений, проблем. Завершение изготовления изделия, расчет стоимости затрат ) | Знания: о правилах и требованиях к докладу защиты проекта. Умения: выполнять расчет затрат на изготовление проекта, составлять доклад защиты проекта. | Познавательные: сопоставление, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: диалог, | Формирование мотива- | |||
67 68 | 1/13 1/14 | | | Защита проекта: «Лоскутное изделие для кухни». Итоговое занятие | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекцион- | Знания: о правилах | Познавательные: сопоставление, Коммуникативные: диалог, проявление инициативы, дискуссия, | Формирование мотива- |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Технология: учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) /Н.В Синица, В. Д. Симоненко. –. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 192с.
«Технология» для учащихся 5 класса / О.А. Кожина,Е.Н.Кудакова, С.Е. Маркуцкая. – М.: Дрофа,2015
Технология : Технология ведения дома рабочая тетрадь для 5 кл. (вариант для девочек) / Н.В Синица, Н.А. Булагаева. –М: Вентана-Граф,2014.- 96с.
Для учителя:
-Программа «Технология» 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М:. Вентана- Граф, 2016. – 144с.
- Основы шитья – СПБ Изд:. « Литера»1999. – 272с.
- Основы мод, кройки и шитья Тоноровская. Н.А – М:. АСТ; Донецк Сталкер,2005.- 287с.
- Технология. Обсуживающий труд ( учебное пособие) для девочек5-8 классов. – Ростов н/ Д: Изд:. «Феникс». 2001.- 480с.
- Проекты по технологии в 5-9 классах - В.С. Капустин, Т.Н. Насретдинова. – 2011.
- Технология. Тетрадь для 5 класса.- Саратов: «Лицей», 1994. – 64с.
- Технология. 5 класс: поурочные планы – И.В.Бубнова. – Волгоград: Учитель, 2006.- 127с
- Неделя технологии – О.В. Павлова.- Волгоргад: Учитель, 2009.- 127с
Материально-техническое и информационно – техническое обеспечение
1. Мастерская по обработке швейных материалов
2.http://www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
3.http://festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей. Открытый урок)
4.http://www.ipkps.bsu.edu.ru ( в помощь учителю. Технология)
5..http://school-collection.edu.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов )
6..http://mail.redu.ru (исследовательская работа школьника)
Приложение.
Методические особенности реализации содержания программы
На уроках технологии у обучающихся реализуются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
учебного труда. | Познавательные УУД:
| Коммуникативные УУД:
| Личностные УУД:
|
Методы формирования УУД
Средствами предмета «Технология» реализуются коммуникативные, результативные, личностные и познавательные универсальные учебные действия (УУД), через следующие методы: метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. Приоритетными из них являются проблемные методы, главный из которых – проектный. Данные методы формирования УУД определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Методы воспитания качеств личности
Для реализации данной программы используются следующие методы воспитания качеств личности: метод создания воспитывающих ситуаций, рассказ, беседа, убеждение, лекция, диспут, метод примера, упражнение (приучение), эмоциональное воздействие, поощрение, одобрение, требование, переключение на другие виды деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. В результате применения данных методов воспитания у учащихся сформировываются основы мировоззрения, умения оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; происходит усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.
Формы организации учебной деятельности
Для того, чтобы реализовать содержания учебного материала, используются следующие формы организации учебной деятельности: урок, кружок по учебному предмету «технология», внеклассная работа (олимпиада, конкурсные работы). Причем на всех формах обучения может складываться индивидуальная, парная, групповая, коллективная система обучения.
Данные формы работы повышают эффективность работы ученика, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества, повышают качество знаний. На уроках применяются разнообразные обучающие методы, что делает процесс обучения более интересным, позволяет экономить время, дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по предмету «Технология».
Нормы оценки знаний
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учите
Нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенным учителем, рационально организованно рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечания учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Норма времени
Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставится, если норма времени (выработки) не довыполнена: 5-6 классы- на 10-15% 7- 8 классы - на 5-10%;
Отметка «3» ставится, если норма времени (выработки) не довыполнена: 5-6 классы – на 15-20% 7- 8 классы – на 10-15%;
Отметка «2» ставится, если норма времени(выработки) не довыполнена: 5-6 классы – на 30% 7- 8 классы – на 25%;
Качество изделия (графической работы)
Отметка «5» ставится, если изделие (графическая работа) выполнено с учетом установленных требований: а) шероховатость поверхности б) качество выполнения основных операций (клепки, сборки и т.д.); в) точность соблюдения размеров; г) другие требования.
Отметка «4» ставится, если изделие (графическая работа) выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований: (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.). Отклонения в размерах составляют: древесина + 1-2 мм, металл+0,5 – мм.
Отметка «3» ставится, если изделие (графическая работа) выполнено со значительными нарушениями заданных требований: (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.). Отклонения в размерах составляют: древесина +3мм, металл +1,5 мм.
Отметка «2» ставится, если изделие (графическая работа) выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
Оценка проектной деятельности
Отметка «5» ставится, если учащийся выполнил все этапы проекта, не нуждался в помощи учителя, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, полностью соответствует его функциональному назначению, имеет высокое качество, проект выполнен и сдан в срок.
Отметка «4» ставится, если учитель оказывал помощь в виде наводящих вопросов, литературы, выполненное изделие в основном отвечает требованиям проекта и соответствует его функциональному назначению, имеет хорошее качество и выполнено в срок.
Отметка «3» ставится, если учитель оказывал учащемуся значительную помощь не только в виде наводящих вопросов, но и в конкретизации задания, действий, дополнительного инструктирования, постоянной помощи на технологическом этапе, при выполнении учащийся постоянно нуждается в стимулировании, выполненное изделие частично отвечает требованиям проекта, а в основном соответствует назначению, но имеет низкое качество, выполнено в срок.
Отметка «2» ставится, если учащийся нуждался в помощи учителя, выполненное изделие не соответствует требованиям проекта, не выполняет свое функциональное назначение, имеет плохое качество и к конечному сроку выполнено около половины работ
Оценивание теста обучающиеся производится по следующей системе:
Отметка «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
Отметка «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Отметка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Отметка «2» - соответствует работа, содержащая менее 50 % правильных ответов.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если обучающийся:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если обучающийся:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Итоговая оценка проектов
Критерии оценки | Самооценка | Коллективная оценка | Оценка преподавателя |
1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
2. Объем разработок и количество предлагаемых решений ( 0, 5, 10, 20 баллов ) |
|
|
|
3. Реальность и практическая ценность (0, 5, 10, 20 баллов)
|
|
|
|
4. Качество оформления (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
5. Оценка рецензентом
|
|
|
|
6. Качество доклада |
|
|
|
7. Проявление глубины и широты знаний по этой теме (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
8. Проявление глубины и широты знаний по данному учебному предмету (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
9. Ответы на ответы учащихся (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
10. Ответы на вопросы преподавателя (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
11. Оценка творческих способностей докладчика (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
12. Субъективная оценка деловых качеств докладчика (0, 5, 10, 20 баллов) |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Средняя арифметическая величина: Оценка:
180-220 баллов – «отлично»
120 -180 баллов – «хорошо»
90-120 баллов – «удовлетворительно»
Менее 90 баллов - «неудовлетворительно»
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ
Оценка «5» выставляется, если учащийся:
с достаточной полнотой знает изученный материал;
опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;
умеет творчески применить полученныезнания в практической работе;
практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены;
умеет объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы;
активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведет записи в рабочей тетради.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
дает ответы и выполняет практическую работу, по полноте удовлетворяющие требованиям для балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении теоретического материала или в выполнении практической работы, которые, однако, сам исправляет после замечаний учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
обнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала;
в основном правильно, но недостаточно быстро выполняет лабораторные и производственные практические работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно;
может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя; принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведет записи.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала;
не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы; нарушает правила безопасности труда;
не принимает участия в проведении опытов и наблюдений, не выполняет установленных требований к учебным и учебно-производственным заданиям.
Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:
Качество и аккуратность выполнения изделия.
Соблюдение нормы времени.
Соблюдение технологии.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил техники безопасности.
Отметка «5» ставится в том случае, когда все вышеназванные требования соблюдаются;
Отметка «4» — один или два параметра не соблюдены;
Отметка «3» — три параметра не соблюдены;
Отметка «2» — работа не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в ней, исправить невозможно.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Отметка «5» ставится в том случае, если:
организация труда
полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное;
приемы труда
все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ;
качество изделий (работы), норма времени (выработки)
изделие (или другая работа, например графическая) выполнено с учетом установленных требований;
задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставится в том случае, если:
организация труда
работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
приемы труда
приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ;
качество изделий (работы), норма времени (выработки)
изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований; времени на его изготовление затрачено больше нормы (5-6 класс на 10-15%; 7 класс – 5-10%).
Отметка «3» ставится в том случае, если:
организация труда
самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места;
приемы труда
отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ;
изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований; время на изготовление изделия затрачено больше нормы (20-25%).
Отметка «2» ставится в том случае, если:
организация труда
самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечания учителя;
приемы труда
неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования);
качество изделий (работы), норма времени (выработки)
изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак; норма времени не выполнена (25-30%).
ОЦЕНИВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил 90% - 100% задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 70% - 90% задания верно.
Оценка «3» ставится, если ученик выполнил 50 -70% задания верно.
Оценка «2» ставится, если ученик выполнил менее 50% задания.
15