Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
" средняя общеобразовательная школа № 10"
С.Покровское Красногвардейский район Ставропольский край
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от _________________ Руководитель МО _____ Тарасова О.А. | | Утверждено Приказом МОУ СОШ № 10 от _____________ г. № ____ Директор МКОУ СОШ № 10 _________/Калугина М.Е./ |
Согласовано Завуч__ ____Харичкина Л.Д. от ________________ г. | |
Рабочая программа по физической культуре
для 1 класса начального общего образования
Разработчик | Пожидаев Василий Олегович учитель физического воспитания |
| |
С.Покровское
2017 – 2018 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на использование учебника В.И. Ляха (М.: Просвещение). Физическая культура — это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутки, зарядки и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные игры во второй половине дня), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № Э29-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в общеобразовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных общеобразовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка. Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Задачи обучения:укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; обучение методике движений; развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
2. Содержание курса
Знания о физической культуре. Что такое координация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх — когда появились, кто воссоздал символы и традиции; что такое физическая культура; получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; что такое личная гигиена человека; получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.
Гимнастика с элементами акробатики. Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну; размыкаться на руки в стороны; перестраиваться разведением в две колонны; выполнять повороты направо, налево, кругом; команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рассчитайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»; выполнять разминку, направленную на развитие координации движений; запоминать короткие временные отрезки; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа; выполнять вис на время; проходить станции круговой тренировки; выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове; лазать и перелезать по гимнастической стенке; лазать по канату; выполнять висы на перекладине; прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча; вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.
Легкая атлетика. Ученики научатся технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять челночный бег З х10) м; беговую разминку; метание как на дальность, так и на точность; технике прыжка в длину с места; выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.
Лыжная подготовка. Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»; выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с в основной стойке с лыжными палками и без них; торможение падением; проходить дистанцию 1,5 км; кататься на лыжах «змейкой».
Подвижные игры. Ученики научатся играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Прерванные пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Колдунчики», «Мышеловка», «Салки», «Салки с домиками», «Два Мороза»; «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Кто быстрее схватит», «Совушка», «Осада города», «Вышибалы», «Ночная охота», «Удочка», «Успей убрать», «Волшебные елочки», «Шмель», «Береги предмет», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки в лесу». «Белочка-защитница», «Бегуны и прыгуны». «Грибы-шалуны», «Котел», «Охотники и утки». «Антивышибалы», «Забросай противника мячами», * Вышибалы через сетку», «Точно в цель», «Собачки». «Лес, болото, озеро», «Запрещенное движение», «Хвостики». «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее». « Игра в птиц», «Игра в птиц с мячом», «День и ночь»: выполнять ловлю и броски мяча в парах, ведение мяча правой и левой рукой, броски мяча через волейбольную сетку.
Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ поданной теме приведено в таблице.
Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ поданной теме приведено в таблице.
Тема | Кол-во часов | Количество часов по программе | Кол-во контрольных работ |
Знания о физической культуре | 6 | 6 | 1 |
Гимнастика с элементами аэробики | 36 | 34 | 8 |
Легкая атлетика | 21 | 19 | 10 |
Подвижные игры | 36 | 28 | 2 |
Общее количество часов | 99 | 99 | 21 |
3. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 1 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Тематическое планирование по физ-ре в 1 классе (99ч)
№ п\п | № темы | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | Легкая атлетика (11 ч) | | | |
1 | 1 | Организационно-методические указа ния Вводный инструктаж | 1 | | |
2-3 | 2-3 | Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. | 2 | | |
4 | 4 | Понятие «короткая дистанция» | 1 | | |
5 | 5 | Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Бег (60 м). | 1 | | |
6-8 | 6-8 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. | 3 | | |
9-11 | 9-11 | Метание малого мяча из положения стоя грудью по направлению метания. | 3 | | |
| | Кроссовая подготовка (11 ч) | | | |
12 | 1 | Возникновение физической культуры и спорта | 1 | | |
13-14 | 2-3 | Равномерный бег (3 мин). Чередование ходьбы и бега | 2 | | |
15-16 | 4-5 | Равномерный бег (4 мин). Чередование ходьбы и бега | 2 | | |
17=18 | 6=7 | Равномерный бег (5 мин). Чередование ходьбы и бега | 2 | | |
19-20 | 8-9 | Равномерный бег (6 мин). Чередование ходьбы и бега | 2 | | |
21 | 10 | Равномерный бег (7 мин). Чередование ходьбы и бега | 1 | | |
22 | 11 | Равномерный бег (8 мин). Чередование ходьбы и бега | 1 | | |
| | Гимнастика (17 ч) | | | |
23 | 1 | Олимпийские игры | 1 | | |
24-26 | 2-4 | Построение в колонну по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. | 3 | | |
27-28 | 5-6 | Построение в круг. Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. | 2 | | |
29-31 | 7-9 | Строевые упражнения Стойка и ходьба по гимнастической скамейке. | 3 | | |
32 | 10 | Размыкание, повороты. Стойка на гимнастической скамейке. | 1 | | |
33-34 | 11-12 | Повороты направо, налево. Выполнение команд. Ходьба по гимнастической скамейке. | 2 | | |
35-37 | 13-15 | Лазание по гимнастической стенке. Перелезание через коня. | 3 | | |
38-39 | 16-17 | Лазание по гим.стенке в упоре присев и стоя на коленях. Подтягивания, лежа на животе. Перелезание через коня. | 2 | | |
| | Подвижные игры (20 ч) | | | |
40 | 1 | Личная гигиена человека | 1 | | |
41-42 | 2-3 | Игры «К своим флажкам», «Два Мороза». Эстафеты | 2 | | |
43-44 | 4-5 | Игры «Класс, смирно!», «Октябрята». Эстафеты. | 2 | | |
45-46 | 6-7 | Игры «Метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты. | 2 | | |
47-48 | 8-9 | Игры «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит». Эстафеты. | 2 | | |
49-50 | 10-11 | Игры «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты. | 2 | | |
51-52 | 12-13 | Игры «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки». Эстафеты. | 2 | | |
53 | 14 | Игры «Пятнашки », «Два Мороза». Эстафеты. | 1 | | |
54 | 15 | Игры «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки». Эстафеты. | 1 | | |
55 | 16 | Игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». | 1 | | |
56-57 | 17-18 | Игры «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | 2 | | |
57-59 | 19-20 | Игры «Удочка», «Компас». Эстафеты. | 2 | | |
| | Подвижные игры на основе баскетбола (20 ч) | | | |
60-62 | 1-3 | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. | 3 | | |
63 | 4 | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. | 1 | | |
64 | 5 | Эстафеты с мячами. | 1 | | |
65-68 | 6-9 | Бросок снизу, ловля и передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. | 4 | | |
69-72 | 10-13 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. Игра в мини-баскетбол | 4 | | |
73-74 | 14-15 | Броски, ловля и передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Охотники и утки». | 2 | | |
75-79 | 16-20 | Бросок в щит, ловля и передача снизу, ведение мяча на месте. Эстафеты с мячами. Игры. | 5 | | |
| | Кроссовая подготовка (10 ч) | | | |
80-81 | 1-2 | Равномерный бег (3 мин). Чередование ходьбы, бега. Подвижная игра «Пятнашки» | 2 | | |
82-83 | 3-4 | Равномерный бег (4 мин). Чередование ходьбы, бега | 2 | | |
84-85 | 5-6 | Равномерный бег (4 мин). Чередование ходьбы, бега | 2 | | |
86-87 | 7-8 | Равномерный бег (7 мин). Чередование ходьбы, бега | 2 | | |
88-89 | 9-10 | Равномерный бег (8 мин). Чередование ходьбы, бега | 2 | | |
| | Легкая атлетика (10 ч) | | | |
90-93 | 1-4 | Ходьба и бег. Бег (30 м). | 4 | | |
94 | 5 | Прыжок в длину с места. | 1 | | |
95-96 | 6-7 | Прыжок в длину с разбега | 2 | | |
97-98 | 8-9 | Метание малого мяча в цель | 2 | | |
99 | 10 | Метание набивного мяча на дальность. Подвижные игры. Эстафеты. | 1 | | |