Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области.
Предмет «Физическая культура» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 510 часов (при 34 неделях учебного года), в 8 классе изучается курс «Физическая культура» – 102 часа.
Планируемые результаты освоения программного материала
по предмету “Физическая культура”:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения программного материала по предмету “Физическая культура” в 8 классе оцениваются по трем базовым уровням, сходя из принципа “общее – частное - конкретное”, и представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. \ Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются, прежде всего, в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Содержание курса
Знания о физической культуре
История физической культуры.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР).
Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура (основные понятия).
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Физическая культура человека.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и на улице).
Планирование занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность: ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с элементами акробатики Техника безопасности и страховка при проведении занятий гимнастическими упражнениями. Кувырок назад в полушпагат, стойка на лопатках. Опорный прыжок: прыжок через гимнастического козла согнув ноги и ноги врозь.
Легкая атлетика Низкий старт с последующим ускорением. Бег («спринтерский»; «эстафетный»; «кроссовый»). Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча: на дальность с разбега и в цель.
Лыжная подготовка Передвижение лыжными ходами (попеременным двухшажным; одновременным одношажным).
Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом.
Спортивные игры
Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, групповые и индивидуальные тактические действия; игра по упрощенным правилам.
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по упрощенным правилам.
Футбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведения мяча по прямой и с изменением направления, удары по неподвижному и катящемуся мячу, игра вратаря, групповые и индивидуальные тактические действия; игра по упрощенным правилам.
Тематическое планирование 8 класс
Всего часов: 102 ч (3 ч. в неделю)
Тема урока | Кол-во час |
Легкая атлетика – 24 ч | |
Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Низкий старт до 30 м | 1 |
Бег с ускорением от 70 до 80 м. | 1 |
Скоростной бег до 70 м. Бег 30 м (рез-т) | 1 |
Бег 60 м (рез-т).Бег в равномерном темпе 5 мин | 1 |
Бег в равномерном темпе до 20 мин, девушки – до 15 мин. (8; 13; 15 мин). | 3 |
Бег на 1000 м (рез-т) | 1 |
Челночный бег | 1 |
Метание тен. мяча в гориз. цель (1х1) с 12-14 м, юноши до 16 м | 3 |
Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега | 3 |
Бег в равномерном темпе до 20 мин, девочки – до 15 мин. | 3 |
Гимнастика -13 ч | |
Инструктаж по ТБ. Прыжки со скакалкой. Строевые упражнения | 1 |
Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами. Девочки: кувырок назад в полушпагат.. | 2 |
Комбинация из изученных элементов | 2 |
Упражнение и комбинации на гимн. скамейке | 2 |
Упражнения на гимнастической перекладине | 2 |
Лазание по гимнастической стенке | 2 |
Баскетбол – 16 ч | |
Инструктаж по ТБ. Комбинация из освоенных элементов (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). | 1 |
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 1 |
Перехват мяча | 1 |
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 1 |
Тактика свободного нападения. | 2 |
Позиционное нападение и личная защита. | 2 |
Нападение быстрым прорывом (3:2) | 2 |
Взаимодействие двух игроков в нападении и в защите через «заслон». | 2 |
Волейбол -16 ч | |
Инструктаж по ТБ. Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами. | 1 |
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. | 3 |
Прием мяча снизу | 2 |
Нижняя прямая подача мяча через сетку. | 3 |
Комбинация из освоенных элементов: подача, прием, передача | 3 |
Футбол-17 ч | |
Инструктаж по ТБ. Стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами. | 1 |
Комбинации из освоенных элементов: перемещения, остановки, повороты, ускорения. | 1 |
Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба мячу (по летящему мячу). | 1 |
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. | 1 |
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения ведущей и неведущей ногой с пас. сопрот. защ-ка. | 2 |
Удары по воротам на точность попадания в цель | 2 |
Перехват мяча | 2 |
Игра вратаря | 1 |
Комбинация из освоенных элементов: ведение, удар, прием мяча, остановка, удар по воротам. | 2 |
Лыжная подготовка-16 ч | |
Инструктаж по ТБ. Требования к одежде и обуви занимающихся лыжами. Оказание помощи при обморожениях и травмахающихся лыжами. зани00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | 1 |
Одновременный одношажный ход. | 2 |
Подъем в гору скользящим шагом. | 2 |
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. | 2 |
Поворот на месте махом. | 2 |
Прохождение дистанции до 2,5 км | 2 |
Прохождение дистанции до 3 км | 3 |
Прохождение дистанции до 4 км | 2 |