Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского
муниципального района «Майская средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Майская СОШ»__________________
М.А. Скотникова
«_____» _________2017 г.
Рабочая программа
по физической культуре
3а класс
базовый уровень
Составитель учитель высшей категории
Лукьянчук Галина Вячеславовна
2017 г
Пояснительная записка
Цели и задачи.
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования для образовательных учреждений под руководством В. И. Ляха.В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2012 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2014 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2012 года».
3. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2013 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Майская СОШ».
5. Примерная рабочая программа учебного предмета.
-
Общая характеристика учебного курса.
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).
При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касается прежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Содержание курса.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса "Физическая культура" отведено 102 часа, 3 часа в неделю.
Программа состоит из следующих разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), «Правила ТБ».
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Содержание раздела «Правила ТБ» включает в себя беседы по ТБ на уроках физической культуры при выполнении различных упражнений, а также ТБ на воде и оказание первой медицинской помощи утопающему.
Структура курса.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 22 |
3 | Легкая атлетика | 25 |
4 | Лыжная подготовка | 21 |
5 | Подвижные игры | 34 |
Итого | 102 |
Планируемые результаты освоения учебного курса.
В результате изучения физической культуры ученик должен
знать/понимать:
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа кол-во раз | | | | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места, см | 150 – 160 | 131 – 149 | 120 – 130 | 143 – 152 | 126 – 142 | 115 – 125 |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8 – 5,6 | 6,3 – 5,9 | 6,6 – 6,4 | 6,3 – 6,0 | 6,5 – 5,9 | 6,8 – 6,6 |
Бег 1000 м, мин. с | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 8.00 | 8.30 | 9.00 | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | | |
Дата по плану | Дата по факту |
1-2 |
Ходьба и бег |
2 | | |
3 |
Ходьба и бег |
1 | | |
4 |
Ходьба и бег |
1 | | |
5 |
Ходьба и бег |
1 | | |
6 |
Ходьба и бег |
1 | | |
7 | Прыжки в длину с разбега. ОРУ |
1 | | |
8 | Прыжки в длину с разбега. ОРУ | 1 | | |
9 | Прыжки в длину с места. Игры. Прыжки в длину с разбега. ОРУ | 1 | | |
10 | Прыжок с высоты 60 см. Прыжки в длину с места. Игры. |
1 | | |
11 | Метание набивного мяча. Игры. Метание малого мяча. |
1 | | |
12-13 | Метание в цель с 4-5 метров. Метание малого мяча. Игры | 2 | | |
14 | Бег по пересеченной местности. Чередование бега и ходьбы |
1 | | |
15-16 | ОРУ в движении. Подвижные игры |
2 | | |
17 | ОРУ.Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств | 1 | | |
18 | ОРУ. Подвижные игры. Эстафеты | 1 | | |
19 | Эстафеты. Подвижные игры | 1 | | |
20 | Подвижные игры. Прыжки по полосам | 1 | | |
21 | Подвижные игры | 1 | | |
22 | Подвижные игры. ОРУ с предметами | 1 | | |
23-24-25 | ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Вол во рву». Эстафеты | 3 | | |
26 | ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Вол во рву». Эстафеты | 1 | | |
27 | ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам» | 1 | | |
28 | Прыжки по полосам. Прыжки в длину с места. | 1 | | |
29 | Подвижные игры. ОРУ. Эстафеты. |
1 | | |
30-35 | Акробатика. Строевые упражнения |
6 | | |
36-41 | Висы. Строевые упражнения | 6 | | |
42 | Висы Опорный прыжок. Равновесие | 1 | | |
43-46 | Опорный прыжок, лазание, упражнения в равновесии | 4 | | |
47 | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | | |
48 | Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
49 | Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
50 | Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
51 | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | | |
52 | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | | |
53 | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | | |
54 | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | | |
55 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
56 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
57 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
58 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
59 | Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
60 61 |
Освоение техники лыжных ходов. |
2 | | |
62 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
63 | Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
64 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
65 | Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
66 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
67 | Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
68 |
Освоение техники лыжных ходов. |
1 | | |
69 |
Освоение танцевальных упражнений и развитие координации |
1 | | |
70 | Освоение танцевальных упр. и развитие координации |
1 | | |
71 | Освоение танцевальных упражнений и развитие координации |
1 | | |
72 | Освоение танцевальных упражнений и развитие координации | 1 | | |
73 |
Подвижные игры с элементами баскетбола |
1 | | |
74 |
Подвижные игры с элементами баскетбола |
1 | | |
75 |
Подвижные игры с элементами баскетбола |
1 | | |
76 | Подвижные игры с элементами футбола |
1 | | |
77 | Подвижные игры с элементами футбола |
1 | | |
78 | Подвижные игры с элементами футбола |
1 | | |
79 | Подвижные игры с элементами футбола |
1 | | |
80 | Подвижные игры с элементами футбола |
1 | | |
81 | Подвижные игры с элементами футбола |
1 | | |
82 | Подвижные игры с элементами футбола |
1 | | |
83 | Подвижные игры с элементами лапты |
1 | | |
84 | Подвижные игры с элементами лапты |
1 | | |
85 | Подвижные игры с элементами лапты |
1 | | |
86 | Подвижные игры с элементами лапты |
1 | | |
87 | Подвижные игры с элементами лапты |
1 | | |
88 |
Ходьба и бег |
1 | | |
89 |
Ходьба и бег |
1 | | |
90 |
Ходьба и бег |
1 | | |
91 |
Ходьба и бег |
1 | | |
92 |
Прыжки |
1 | | |
93 |
Прыжки |
1 | | |
94 |
Прыжки |
1 | | |
95 |
Метание |
1 | | |
96 |
Метание |
1 | | |
97 |
Метание |
1 | | |
98 |
Бег по пересеченной местности |
1 | | |
99 |
Бег по пересеченной местности |
1 | | |
100 |
Бег по пересеченной местности |
1 | | |
101 | Техника безопасности при купании. |
1 | | |
102 | Оказание первой помощи утопающему | 1 | | |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Дополнительная литература:
1.Кофман. Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2012.
2. Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2013 г.
3. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2014
2. Интернет ресурсы:
1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2.http://pedgazeta.ru/ Сайт, где можно публиковать свои работы.
3. http://anstars.ru/load/28 учительский портал
4. единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/)
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
3. Информационно - коммуникативные средства
4. Наглядные пособия
1. Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные
2. Скакалка детская
3. Кегли
4. Обруч пластиковый детский
5. Флажки: разметочные с опорой, стартовые
6. Рулетка измерительная
7. Лыжи детские( с креплениями и палками)
8.Бревно гимнастическое
9. Аптечка
5. Технические средства обучения
1.Магнитола
2. Проектор
3. Мультимедийная доска SMART
Согласовано
протокол № 5 от 29.05.2017 г МО
Согласовано
Зам директора по УВР_____
Е.А.Хлестунова
«____» ______2017 г.