СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по футболу для групп начальной подготовки

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по футболу для групп начальной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по футболу для групп начальной подготовки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» г.Навашино




Рабочая программа по футболу

для групп начальной подготовки

(далее-рабочая программа) составлена на основе

Примерной программы спортивной подготовки

для Детско-юношеских спортивных школ,

специализированных Детско-юношеских школ олимпийского резерва


Утверждена:
директор МБОУ ДО «ДЮСШ»

_________________А.В. Резайкин
рассмотрена на заседании педагогического совета
№3 от « 09 » сентября 2016 г.


ФУТБОЛ

Рабочая программа для группы 

начального этапа подготовки

















2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по футболу для группы начальной подготовки (далее-Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы спортивной подготовки для Детско-юношеских спортивных школ, специализированных Детско-юношеских школ олимпийского резерва. Футбол (Футзал). Коллектив авторов-составителей: Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2010 год.

Рабочая программа рассчитана на 368 часов, из них 12 часов теоретических занятий,

92 часа – общая физическая подготовка, 26 часов специально-физическая подготовка, 36 часов тактическая подготовка, 146 часов техническая подготовка

Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей юношей, занимающихся в группе. Возраст учащихся группы 10-11 лет.

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Целью занятий являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма. 

Основным принципом работы на начальном этапе должна быть универсальность подготовки воспитанников с пере­ходом к игровой специализации. При этом на данном этапе начальной специализации решаются следующие задачи:

  • укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию;

  • развитие физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости;

  • овладение основными техническими приемами мини-футбола и совершенствование в тактических действиях;

  • овладение основными индивидуальными и групповыми так­тическими действиями;

  • приобщение к соревновательной деятельности на уровне, района, края.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). В ходе практических занятий учащиеся группы получат навыки судейства игр по футболу и мини-футболу и навыки инструктора-общественника.

Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после того, как усвоены правила игры. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований. Каждый учащийся группы должен уметь заполнить протокол соревнований, написать заявку, составить игровую таблицу, уметь организовать соревнования по футболу.

Инструкторская практика проводится не только в отведённое учебным планом время, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой.

Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Учащиеся группы получают задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом.

Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

Занимающиеся данной учебной группы (возраст 10-11 лет) на начальном этапе подготовки должны владеть игровыми ситуациями и достичь определенного уровня специальной подготовки при выполнении сложных приёмов владения мячом на скорости, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень морально–волевых качеств.

В процессе обучения и тренировки воспитанники должны приобрести следующие навыки учебной работы и судейства сорев­нований по футболу:
освоить терминологию, принятую в футболе;

  • уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения занятий и соревнований;

  • уметь вести наблюдение за партнерами во время занятий, определять и исправлять ошибки в выполнении ими приемов;

  • уметь вести наблюдение за партнерами во время двусторон­них, товарищеских и календарных игр, определять и указывать на допущенные ими ошибки в выполнении технико-тактических приемов и общего плана игры;

  • составить комплекс упражнений по общефизической и спе­циально-физической подготовке;

  • провести разминку в группе;

  • принять участие в судействе учебных и товарищеских игр в качестве 1-го и 2-го судьи;

Краткое описание содержания программного материала. 

Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России. Понятие «физическая культура». Значение физической культуры для подготовки граждан России к трудовой деятельности и защите Родины. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характера спорта в нашей стране. Единая всероссийская спортивная классификация для развития спорта в России. Важней­шие решения Правительства РФ по вопросам развития физической культуры и спорта.
Состояние и развитие мини-футбола в России. История воз­никновения современного мини-футбола. Развитие мини-футбола в России. Ассоциация мини-футбола России — организатор раз­вития мини-футбола в стране. Достижения сборных и клубных команд России па международной арене. Всероссийские и между­народные соревнования.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о гигиене и санитарии. Общее представление об основных сис­темах энергообеспечения человека. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Понятие о тренировке и «спортивной фор­ме». Массаж и самомассаж. Баня. Режим дня юного спортсмена. Закаливание. Дневник самоконтроля. Особенности травматизма в мини-футболе. Оказание первой помощи при несчастных случа­ях. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограни­чения и противопоказания к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях.
Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность человека как необходимое условие физического раз­вития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс форми­рования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства и методы спортивной тренировки. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Восстанови­тельные мероприятия. Форма организации спортивной тренировки. Особенности периодов спортивной тренировки. Самостоятельные занятия юных спортсменов (утренняя гимнастика, индивидуаль­ные задания по совершенствованию физических качеств и техники движений).
Общая и специальная физическая подготовка. Всесторонняя физическая подготовка - важный фактор укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем, раз­вития физических качеств юных спортсменов (силы, быстроты, вы­носливости, гибкости, ловкости). Общая и специальная физическая подготовка. Средства общей и специальной физической подготовки, применяемые в процессе обучения и тренировки с юными спортсме­нами в футболе. Единство общей и специальной физической подготовки. Взаимосвязь между развитием основных физических качеств. Основные требования по физической подготовке, предъяв­ляемые к юным спортсменам различного возраста, занимающимся футболом. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных футболистов.
Основы техники и тактики футбола. Понятие о технике футбола. Характеристика основных приемов игры. О соеди­нении технической и физической подготовки. Понятие о тактике мини-футбола. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в атаке и обороне. Классификация техники и тактики мини-футбола.
Спортивные соревнования но футболуПравила игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Его права и обязанности. Планирование, организация и проведение сорев­нований по футболу. Виды соревнований. Система прове­дения соревнований. Судейство соревнований по футболу Судейская бригада: главный судья, 1-й судья, 2-й судья, 3-й судья, хронометрист, судья-информатор. Их роль в организации и про­ведении соревнований.
Места занятий, оборудование и инвентарьИгровая площадка для проведения занятий и соревнований по футболу. Подсоб­ное оборудование. Технические средства, используемые при обуче­нии юных футболистов. Мячи. Их подготовка к занятиям и играм. Требования к спортивной одежде и обуви. Уход за ними.
Установка перед играми и разбор проведенных игр. Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Характеристика команды соперника. Объявление состава команды. Тактический план игры (на макете) и задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в ходе игры. Разбор проведенной игры. Анализ выполнения тактического пла­на. Общая оценка игры и действий отдельных игроков и звеньев. Выводы по итогам игры.

Общая и специальная физическая подготовка. 

Общеразвивающие упражнения без предметовМаховые упражнения, круговые вращения рук

в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения

туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения

на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.

Упражнения с набивным мячом (2 – 3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.

Акробатические упражненияКувырок вперёд с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь

из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног.

Кувырок вперёд из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги.

Переворот в сторону.

Легкоатлетические упражненияБег 60 м. на скорость. Повторный бег до 5 х 60 м., до 3 х 100 м.

Бег медленный до 25 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом

«согнув ноги».

Метание малого и утяжеленного мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.

Толкание набивного мяча (1 – 2 кг.), ядра (3 кг.) с места, стоя боком к направлению метания.

Подвижные игрыИгры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча

на дальность и в цель.

Спортивные игрыБаскетбол. Ручной мяч.

Специальные упражнения для развития быстротыБег на 10 – 15 м. из различных стартовых

положений – сидя, бега на месте, лёжа.

Ускорения на 15, 30, 60 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления

до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом

с последующим ударом по воротам.

Специальные упражнения для развития ловкостиПрыжки с разбега вверх, стараясь достать

высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх

с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты

с элементами акробатики.

Техническая подготовка.

Удары по мячу ногойУдары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся

мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение

всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное

направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.

Удары по мячу головойУдары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.

Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары

на точность.

Остановка мячаОстановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и

опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом

в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением

или передачей мяча.

Ведение мячаВедение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами,

увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников,

затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой

(без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд

уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении

неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча

уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве. 

Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения

и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. 

Техника игры вратаряЛовля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот

без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.

Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся

в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.

Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу.

Броски рукой на точность и дальность.

Тактика игры в футбол. 

Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной

площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться),

8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу, в одно касание два мяча (надо следить

одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).

Тактика нападения.

Групповые действияУметь взаимодействовать с партнёрами при равном соотношении и численном

превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка»,

«скрещивание». Комбинация «Двойная стенка». Комбинация «Игра в одно-два касания» между тремя

партнерами. Комбинация «Смена мест». Комбинация «Пропускание мяча». 

Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте, играя по

избранной тактической системе в составе команды. Отвлечение соперников создание численного

преимущества в отдельных зонах игрового поля

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание»

и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости

от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать

передаче, ведению и удару по воротам. Маневрирование Передачи Ведение и обводка.

Групповые действияУметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и

при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку

партнёров. Организация противодействия «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь

взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация

и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.

Тактика вратаряУметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного

ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной

высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять

с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его

свободному от опеки партнёру.

Средства контроля

Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся группы

являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки.

Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение

и тестирование.

Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения

за степенью утомления учащихся:



Объект наблюдения




Степень и признаки утомления


Небольшая


Средняя


Большая (недопустимая)



Цвет кожи лица


Небольшое покраснение


Значительное покраснение


Редкое покраснение, побледнение или синюшность.



Речь


Отчетливая


Затрудненная


Крайне затрудненная или невозможная.


Мимика


Обычная


Выражение лица напряженное


Выражение страдания на лице.


Потливость


Небольшая


Выраженная верхней половины тела


Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли.


Дыхание


Учащенное, ровное


Сильно учащенное


Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием.


Движения


Бодрая походка


Неуверенный шаг, покачивание


Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение.


Самочувствие


Жалоб нет


Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах.


Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота



Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства. Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Футбол (Футзал).


Нормативные требования для групп начальной подготовки


Контрольное упражнение


Возраст


Оценка


«3»


«4»


«5»


м


д


м


д


м


д


Общая подготовленность


Бег 30 м., с.


12


5.8


6.3


5.4


6.0


5.0


5.5


13


5.7


6.2


5.4


5.9


4.9


5.4


14


5.6


6.1


5.2


5.8


4.7


5.3


15


5.5


6.0


5.0


5.7


4.6


5.2


16


5.4


5.9


4.9


5.6


4.5


5.1


17


5.0


5.7


4.6


5.4


4.4


5.0


Челночный бег 30 м. (3 х10 м)


12


10.2


10.6


9.8


10.2


9.3


9.6


13


10.0


10.4


9.6


10.0


9.1


9.4


14


9.8


10.2


9.4


9.8


8.9


9.2


15


9.4


9.8


9.0


9.6


8.5


8.9


16


9.0


9.4


8.6


9.5


8.1


8.8


17


8.7


9.1


8.3


9.3


7.8


8.7


Тест Купера, м.


12


-


-


-


-


-


-


13


1800


1500


1900


1600


2000


1700


14


2300


1800


2400


1900


2500


2000


15


2350


1900


2450


2000


2550


2100


16


2450


2000


2550


2100


2650


2200


17


2600


2150


2700


2250


2800


2350


Прыжок в длину с места, см.


12


175


170


185


175


190


180


13


185


175


195


180


200


185


14


200


180


210


185


215


190


15


210


185


220


190


225


195


16


215


195


225


200


230


205


17


220


200


230


205


235


210


Бег 300 м, с 


12


54.0


56.0


52.0


54.0


50.0


52.0


13


52.0


54.0


50.0


52.5


48.0


50.2


14


49.0


52.0


47.0


50.0


45.0


48.3


15


47.0


50.0


45.0


48.0


43.5


46.8


16


46.0


49.0


44.0


47.0


42.0


45.1


17


45.0


48.0


43.0


46.0


41.0


44.0


Специальная подготовленность


Удары по мячу в цель, кол-во попаданий.


12


2


1


3


2


4


3


13


3


2


4


3


5


4


14


4


3


5


4


6


5


15


5


4


6


5


7


6


16


6


5


7


6


8


7


17


7


6


8


7


9


8





Контрольное упражнение


Возраст


Оценка


«3»


«4»


«5»


м


д


м


д


м


д


Бег 30 м., с ведением мяча, с.


12


5.9


6.2


5.7


6.0


5.5


5.8


13


5.8


6.1


5.6


5.9


5.4


5.7


14


5.7


6.0


5.5


5.8


5.3


5.6


15


5.6


5.9


5.4


5.7


5.2


5.5


16


5.5


5.8


5.3


5.6


5.1


5.4


17


5.4


5.7


5.2


5.5


5.0


5.3


Бег 5х30 м., с ведением мяча, с.


12


-


-


-


-


-


-


13


34.0


37.0


32.0


35.0


30.0


33.0


14


32.0


36.0


30.0


34.0


28.0


32.0


15


31.0


34.0


29.0


32.0


27.0


30.0


16


30.0


33.0


28.0


31.0


26.5


29.0


17


29.0


32.0


27.0


30.0


26.0


28.0


Жонглирование мяча (комплексное) Кол-во ударов 


12


10


6


11


7


12


8


13


15


7


16


8


18


10


14


20


11


22


13


25


15


15


24


16


27


18


30


20


16


28


19


31


22


35


25


17


32


22


35


25


40


30


Удары по мячу в цель, кол-во, кол-во попаданий


12






2


1


3


2


13


2


1


3


2


4


3


14


3


2


4


3


5


4


15


4


3


5


4


6


5


16


5


4


6


5


7


6


17


6


5


7


6


8


7


Ведение, обводка стоек и удар в ворота, с. 


12










+


+


13










+


+


14










+


+


15










+


+


16










+


+


17










+


+




Примечание: Знак «+» означает, что норматив выполнен при улучшении показателей.


Содержание и методика проведения контрольных испытаний

Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер за­пускается по первому движению испытуемого.

Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.

Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требо­ваниями, как и предыдущее.

Челночный бег 104 м (рис. 1). Линией старта служит линия ворот. От ее середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой отметки, касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад. Далее он совершает рывок до 10-метро­вой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метровой отметке, возвращается к месту старта. Завершается

упражнение рывком до 6-метровой отметки и возвратом к линии ворот. Достигнув той или иной отметки, испытуемй должен перед поворотом коснуться ее ногой. 

Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолк­нувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.

Отжимание в упоре лежа. Измерение проводится по общепри­нятой методике.

Бег 300 м. Проводится на стадионе. Результат испытуемого фиксируется по общепринятым правилам.

Тест Купера. Проводится бег на стадионе в течение 12 мин.

Фиксируется дистанция, которую испытуемый сможет преодолеть за это время.


Специальная подготовленность

Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется по­очередно правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды, засчитываются за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат.

Жонглирование мячом (комплексное). Испытуемый выполняет удары правой и левой ногой (различными частями подъема и сторо­нами стопы), бедром и головой. Удары выполняются в любой после­довательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, в том числе не менее раза головой, правым и левым бедром.

Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает пози­цию за линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на данной дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение осуществляется любым способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет линию финиша. Учи­тывается время выполнения упражнения. Даются две попытки. Засчитывается лучший результат.

Бег 5x30 м с ведением мяча. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Финишировав, испытуемый каждый раз возвра­щается на старт. На это ему дается 25 с. Все старты выполняются с места. Сумма результатов пяти попыток определяет окончатель­ный результат испытуемого.

Ведение мяча по «восьмерке» (рис. 2). На поле стойками обоз­начается квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стой­ки А. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема. Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается лучшая.


Рис. 2. Ведение мяча по «восьмерке»


Г 




Ведение мяча по границе штрафной площади (рис. 3). Испыту­емый с мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку, испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в обратном направ­лении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции.












Рис. 3. Ведение по границе штрафной площади


Бросок мяча в цель (рис. 5). Испытуемый выполняет два упраж­нения. Первое упражнение: бросок одной рукой снизу («выкатыва­ние»). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч низом в ворота Д шириной 2 м, сооруженные из стоек в середине игрового поля. Для испытуемых 14 и 15 лет такие ворота (Е) устанавливаются дальше, на линии 10-метровой отметки противоположной половины поля. Бросок выполняется из пределов штрафной площади с двух, трех шагов разбега, не пересекая ее границы. Испытуемый выпол­няет 6 бросков. Учитывается сумма точных попаданий.

Второе упражнение: бросок одной рукой из-за плеча (или сбо­ку). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч верхом в круги А и Б диаметром 2,5 м. Испытуемые 14 и 15 лет посыла­ют мяч в круги В и Г. Каждый испытуемый выполняет 4 броска в один круг и 4 броска - в другой. Во всех случаях при броске мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий.
















Рис. 5. Бросок мяча в цель

Удар по мячу в цель. Применяется такая разметка, как и в пре­дыдущем упражнении (см. рис. 5). Испытуемые 12 и 13 лет, сделав 2-3 шага разбега, выполняют по 3 удара в каждую из трех целей: в ворота Д и круги А и Б. А испытуемые 14 и 15 лет - в ворота Е и круги В и Г. Удар производится по неподвижному мячу Удар производится по неподвижному мячу, установленному на 6-метровую отметку. Удары в ворота Д выполняются низом, а в круги А и Б - верхом. Причем при ударах верхом мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий.















Ведение, обводка стоек и удар в ворота. Упражнение прово­дится на игровом поле. Испытуемый с мячом занимает позицию на линии 10-метровой отметки на противоположной стороне поля. По сигналу он ведет мяч вперед, обводит 5 стоек, установленных на другой половине поля через каждые 2 м, и с расстояния 8 м на­носит удар в ворота (рис. 6). Время фиксируется с момента старта до пересечения мячом линии ворот. Если мяч не забит в ворота, попытка не засчитывается. Испытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат. 


Рис. 6. Ведение, обводка стоек и удар в ворота

Вбрасывание мяча на дальность. Испытуемый осуществляет вбрасывание одной рукой из-за плеча (или сбоку) по коридору шириной 3 м. Сделав в штрафной площади разбег в 3-4 шага, он направляет мяч верхом так, чтобы он приземлился в пределах ко­ридора. Переступать границу штрафной площади запрещается. Ис­пытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат.


Самоконтроль в подготовке

Самоконтроль играет в подготовке юных футболистов важную роль. Для самоконтроля предлогается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюде­ний за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенство­вание подготовленности юных футболистов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и со­ревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблю­дений, их систематичность, а также анализ показателей, проводи­мый совместно с тренером и врачом.


ЛИТЕРАТУРА

Футбол : Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.

Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.

Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного про­цесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.

Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.

Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1983. - 254 с.

Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.

- 264 стр 

Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2000.-

86 стр.(Библиотечка тренера)

Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978.

Чанади А. Футбол. Стратегия. М., 1981.

Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М., 1982.