Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:
ШМО «___» _________ 2017г. Замдиректора по УВР Директор МБОУ «ТООШ»
Протокол № _____________ Глухова В.П._________ Кузнецова В.В.__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса изобразительного искусства – 3 класс
на 2017 – 2018 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Учитель: Ежова С.Б.
Стаж: 28 лет Категория: I
п. Торбеево
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор В.С.Кузин, Кубышкина Э.И. 1-4 кл.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства.
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Предметные результаты.
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый ,жёлтый, зеленый ,голубой, синий, фиолетовый),а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый ,серо-голубой)
-понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
-изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
-понимать важность деятельности художника (что может изображать художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага ,холст, картон, карандаш ,кисть, краски ,и пр.).
-правильно сидеть за партой (столом), верно, держать лист бумаги и карандаш;
-свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-передавать в рисунке форму, общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;
-правильно работать акварельными и гуашевыми красками : разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности);
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец ,Хохлома);
-устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления(человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.);выражать свое отношение;
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин ,глина);
-выполнять простые по композиции аппликации.
Содержание учебного предмета
3 класс (34 часа)
Рисование с натуры
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертанию и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приёмов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и знать/понимать:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
термины: « эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Уметь:
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
Рисование на темы
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке и знать/понимать:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые от ношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Уметь:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
Декоративная работа
Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и ёлочной игрушкой.
В работе с эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинается формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны знать/понимать:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
термины: « эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
деление цветового круга на группу тёплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмет в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан);
начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.
Уметь:
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
Лепка
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны знать/понимать:
Уметь:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Аппликация
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок, басен. Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
В течение выполнения данных видов работ обучающиеся должны знать/понимать:
Уметь:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 1ч. + в ходе урока.
Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ | Тема урока | Кол - часов | Дата |
план | факт |
1 | В гостях у красавицы осени. | 8 | | |
1.1 | Мой прекрасный сад. | 1 | | |
1.2 | Летние травы. | 1 | | |
1.3 | Прощаемся с тёплым летом. | 1 | | |
1.4 | Дивный сад на подносах. | 1 | | |
1.5 | Осенний букет. | 1 | | |
1.6 | Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Дорогие сердцу места. | 1 | | |
1.7 | Машины на службе человека. | 1 | | |
1.8 | Труд людей осенью. | 1 | | |
2 | В мире сказок | 8 | | |
2.1 | Мы рисуем животных. | 1 | | |
2.2 | Беседа «Сказка в произведениях русских художников». Лепка животных. | 1 | | |
2.3 | Животные на страницах книг. | 1 | | |
2.4 | Где живут сказочные герои | 1 | | |
2.5 | Сказочные кони. Городецкая роспись. | 1 | | |
2.6 | По дорогам сказки. Иллюстрирование любимой сказки. | 1 | | |
2.7 | По дорогам сказки. Иллюстрирование русской народной сказки «По щучьему велению» | 1 | | |
2.8 | Сказочные перевоплощения. Маскарад. Карнавал. | 1 | | |
3 | Красота в умелых руках | 9 | | |
3.1 | Дорогая моя столица! Беседа «Наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства». | 1 | | |
3.2 | Звери и птицы в городе. | 1 | | |
3.3 | «Видит терем расписной». | 1 | | |
3.4 | Беседа о великих полководцах России «Слава русского воинства». | 1 | | |
3.5 | «Слава русского воинства». Рисование на тему. | 1 | | |
3.6 | Красота в умелых руках. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (гуашь).. | 1 | | |
3.7 | Самая любимая. | 1 | | |
3.8 | Забота человека о животном. Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | | |
3.9 | Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Рисование на тему | 1 | | |
4 | Пусть всегда будет солнце … | 9 | | |
4.1 | Беседа: «Весна в произведениях русских художников». Головной убор русской красавицы. | 1 | | |
4.2 | Полет на другую планету | 1 | | |
4.3 – 4.4 | Рисуем сказки А.С.Пушкина. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…» | 2 | | |
4.5 | Весенняя веточка. | 1 | | |
4.6 | Праздничный салют. | 1 | | |
4.7 | Красота моря. Рисование на темы. | 1 | | |
4.8 | Родная природа. Облака. | 1 | | |
4.9 | Пусть всегда будет солнце | 1 | | |
| Итого | 34 | | |