МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор МБОУ
Протокол № 1 _____________ лицея с. Месягутово
от 22.08. 2017 г. Н.Ю. Насибуллина _________________
Руководитель ШМО: 28.08. 2017 г. А. Л. Неустроев
___________ Приказ № 177-а
А.Е. Шакирова от 31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 2в класса
на 2017-2018 учебный год
Составлена на основе:
-Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.);
-примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);
-учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;
-примерной программы по изобразительному искусству. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения); -авторской программы для общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству для 1-4 классов. Б.М. Неменского. М: «Просвещение», 2011
Рабочую программу составила:
Тукачёва Мария Владимировна
учитель начальных классов
Месягутово – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа для 2в класса МБОУ лицея с. Месягутово по изобразительному искусству составлена на основеФедерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.),учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год,примерной программы по изобразительному искусству. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), авторской программы для общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству для 1-4 классов. Б.М. Неменского. М: «Просвещение», 2011
Программа реализована в учебнике Е.И. Коротеева. «Изобразительное искусство» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2017
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план начального общего образования предусматривает изучение изобразительного искусства во 2 классе в объёме 34 часа (1 час в неделю). Учебный план МБОУ лицея с. Месягутово отводит на изучение изобразительного искусства во 2в классе 34 часа, 1 час в неделю.
1 четверть – 8 ч, 2 четверть –8 ч, 3 четверть – 10 ч, 4 четверть – 8ч.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 2 класса; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.Целью предмета является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи предмета:
– расширение общекультурного кругозора учащихся;
– развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Программа учебного предмета, курса ориентирована на формирование предметных общенаучных понятий, практических учебных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» к концу 2 класса
Личностные результаты:
-чувство гордости за культуру искусство и Родины, своего народа.
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
-понимание особой роли культуры и в искусства общества жизни и каждого отдельного человека.
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой в команде работы одноклассников под руководством учителя.
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
-умение обсуждать, анализировать и собственную художественную деятельность, и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания его средств и выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-учиться совместно с учителем формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять в свою мысль устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать речь понимать и других;
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-договариваться сообща;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе учебного освоения предмета.
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) участвовать и в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы работы приёмы и с ними для передачи собственного замысла;
-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка: приводить примеры ведущих художественных музеев России художественных и музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
-создавать простые композиции на заданную тему наплоскости и в пространстве;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять анализировать и пространственную форму предмета; изображать различной предметы формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи;
-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий предметов и быта; использовать ритм и стилизацию для создания форм орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий);
-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений передачи и своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
-передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),
-пользоваться средствами выразительности языка, живописи, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, новые создавать образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
-выполнять простые рисунки орнаментальные и композиции, используя язык компьютерной графики в программе Краска.
-видеть, чувствовать, изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Как и чем работает художник? | 8 |
2 | Реальность и фантазия. | 7 |
3 | О чём говорит искусство. | 11 |
4 | Как говорит искусство. | 8 |
Итого | 34 |
Как и чем работает художник? - 8 часов
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).
Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).Реальность и фантазия - 7 часов
Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Развитие наблюдательности. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки.
О чём говорит искусство - 11 часов
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.
Как говорит искусство - 8 часов
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные.Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции — выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс : учеб. Дляобщеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
2. Рабочая тетрадь Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Твоя мастерская» 2класс,М.: Просвещение, 2016 г .
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ruhttp://www.center.fio.ru/
http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 в классе на 2017- 2018 учебный год
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | факт |
| І четверть | 8ч | | |
| Как и чем работает художник? | 8ч | | |
1 | Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. | 1 | 04.09 | |
2 | Белая и чёрная краски. | 1 | 11.09 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | 18.09 | |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | 25.09 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | 02.10 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 | 09.10 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | 16.10 | |
8 | Неожиданные материалы. | 1 | 23.10 | |
| ІІ четверть | 8ч | | |
| Реальность и фантазия | 7ч | | |
9 | Изображение и реальность. | 1 | 06.11 | |
10 | Изображение и фантазия. | 1 | 13.11 | |
11 | Украшение и реальность. | 1 | 20.11 | |
12 | Украшение и фантазия. | 1 | 27.11 | |
13 | Постройка и реальность. | 1 | 04.12 | |
14 | Постройка и фантазия. | 1 | 11.12 | |
15 | Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | 1 | 18.12 | |
| О чём говорит искусство | 11ч | | |
16 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | 25.12 | |
| ІІІ четверть | 10ч | | |
17 | Изображение характера животных. | 1 | 15.01 | |
18 | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | 22.01 | |
19 | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | 29.01 | |
20 | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 | 05.02 | |
21 | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 | 12.02 | |
22 | Образ человека в скульптуре. | 1 | 19.02 | |
23 | Человек и его украшения. | 1 | 26.02 | |
24 | О чём говорят украшения. | 1 | 05.03 | |
25 | Образ здания. | 1 | 12.03 | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. | 1 | 19.03 | |
| ІV четверть | 8ч | | |
| Как говорит искусство | 8ч | | |
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | 02.04 | |
28 | Тихие и звонкие цвета. | 1 | 09.04 | |
29 | Что такое ритм линий? | 1 | 16.04 | |
30 | Характер линий. | 1 | 23.04 | |
31 | Ритм пятен. | 1 | 30.04 | |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | 07.05 | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. | 1 | 14.05 | |
34 | Обобщающий урок года. | 1 | 21.05 | |