СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение 1 класс рабочая программа Школа России

Просмотр содержимого документа
«КТП чтение 1 класс»

4. Календарно-тематическое планирование по чтению 1 класс

п/п

Дата

Тема урока

Образовательные

ресурсы

Вид

диагностики/

метод

1

04.09

Азбука – первая учебная книга. Речь устная и письменная.

Учебник,CD диск, дидактический материал

текущий

2

05.09

Речь устная и письменная(с. 6 -7).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

3

06.09

Слово и предложение. (с. 8).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

4

07.09

Предложение. Слово. Слог.. (с. 9).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

5

11.09

Ударение. Ударные и безударные слоги. (с.10)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

6

12.09

Слово. Предложение. Слог. Ударение.(с.11).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

7

13.09

Звуки в окружающем мире. (с. 12 -13).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

8

14.09

Гласные и согласные звуки. (с. 14).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

9

18.09

Образование слога.(с. 15)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

10

19.09

Закрепление знаний о звуках русского языка. (с. 16).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

11

20.09

Гласный звук [а], буквы А, а. (с. 20 – 21).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

12

21.09

Гласный звук [а], буквы А, а. Закрепление.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

13

25.05

Гласный звук [о], буквы О, о.(с. 24-25).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

14

26.09

Гласный звук [о], буквы О, о. (с. 26-27). Закрепление.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

15

27.09

Гласный звук [и], буквы И, и. (с. 28 – 31).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

16

28.09

Закрепление изученного.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

17

02.10

Гласный звук [ы], буква ы. (с. 32 – 35).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

18

03.10

Гласный звук [у], буквы У, у.(с. 36 – 37)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

19

04.10

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. (40 – 41).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

20

05.10

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н.(42 – 43).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

21

09.10

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. (с. 44 – 45).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

22

10.10

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. (с. 46 – 47)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

23

11.10

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. (с. 48 – 49)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

24

12.10

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.(с. 50 – 51)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

25

16.10

Звуки [т], [т,], буквы Т, т. (с. 52 – 54).

Учебник,CD диск, дидактический материал

текущий

26

17.10

Звуки [т], [т,], буквы Т, т. (с. 55 – 57)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

27

18.10

Звуки [л], [л’], буквы Л, л. (с. 58 - 60).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

28

19.10

Звуки [л], [л’], буквы Л, л. (с. 61 – 63). Закрепление.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

29

23.10

Закрепление пройденного материала.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

30

24.10

Звуки [р], [р’], буквы Р, р (с. 64 – 67).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

31

25.10

Звуки [в], [в’], буквы В, в. (с. 68 –

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

32

26.10

Повторение и закрепление изученного

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

33

07.11

Гласная буква Е, е. (с. 72 – 73)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

34

08.11

Буква Е – показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге-слиянии. (с. 76 – 77).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

35

09.11

Звуки [п], [п’], буквы П, п. (с. 78 - 80)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

36

13.11

Звуки [п], [п’], буквы П, п. (с. 81 – 83).Закрепление.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

37

14.11

Звуки [м], [м’], буквы М, м.(с. 84 – 86).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

38

15.11

Звуки [м], [м’], буквы М, м. (с. 87 – 89).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

39

16.11

Звуки [з], [з’], буквы З, з. (с.90 – 91).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

40

20.11

Звуки [з], [з’], буквы З, з. (с. 92 – 93). Закрепление.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

41

21.11

Экскурсия в сельскую библиотеку. Праздник детской книги.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

42

22.11

Звуки [б], [б’], буквы Б, б. (с. 96 – 97).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

43

23.11

Звуки [б], [б’], буквы Б, б. (с. 98 – 99).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

44

27.11

Сопоставление слогов и слов с буквами б, п. (с. 101- 102 – 103)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

45

28.11

Звуки [д], [д’], буквы Д, д.(с. 104 – 106).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

46

29.11

Звуки [д], [д’], буквы Д, д. и Т т(с. 107 – 109).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

47

30.11

Гласные буквы Я, я. (с. 110 – 111).

Учебник,CD диск, дидактический материал

текущий

48

04.12

Гласные буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слог – слиянии. (с. 112 – 113) .

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

49

05.12

Звуки [г], [г’], буквы Г, г. (с. 118 – 120)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

50

06.12

Звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. (с. 121 – 123).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

51

07.12

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. (с. 4 – 6).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

52

11.12

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. (с. 7 - 9).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

53

12.12

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь (с. 10 – 11).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

54

13.12

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь (с. 12– 13).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

55

14.12

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.(с. 16 – 17).

Учебник,CD диск, дидактический материал

текущий

56

18.12

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. (с. 20

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

57

19.12

Звук [ж], буквы Ж, ж. (с. 24 – 26).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

58

20.12

Звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж], [ш]. (с. 27 – 29).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

59

21.12

Буквы Ё,ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. (с. 30 – 31).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

60

09.01

Гласные буквы Ёё (с. 32 – 33).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

61

10.01

Звук [й], буква й. (с. 34 - 37).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

62

11.01

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 38 – 40).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

63

15.01

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.(с. 41 – 43)

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

64

16.01

Закрепление изученного.

Учебник,CD диск, дидактический материал

текущий

65

17.01

Гласные буквы Ю, ю.

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

66

18.01

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. (с. 46 – 49).

Учебник,CD диск, дидактический материал

текущий

67

22.01

Звук [ц], буквы Ц, ц.(с. 50 – 52).

Учебник,CD диск, дидактический материал

текущий

68

23.01

Звук [ц], буквы Ц, ц.(с. 53 – 55).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

69

24.01

Гласный звук [э], буквы Э, э. (с. 56 – 58).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

70

25.01

Гласный звук [э], буквы Э, э.(с. 59 – 61).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

71

29.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. (с. 62 – 65).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

72

30.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. (с. 66-69).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

73

31.01

Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф(с. 70 – 73).

Учебник,CD диск, дидактический материал

Текущий

74

01.02

Разделительный мягкий знак.(с. 74 – 77).

Учебник, дидактический материал

Текущий

75

05.02

Разделительный твёрдый знак.(с. 78 – 81).

Учебник, дидактический материал

Текущий

76

06.02

Алфавит.(с. 82 – 83)

Учебник, дидактический материал

Текущий

77

07.02

Звуки и буквы.

Учебник, дидактический материал

Текущий

78

08.02

К. Д. Ушинский «Наше Отечество». (с. 86 – 87).

Учебник, дидактический материал

Текущий

79

19.02

Первоучители словесности. (с. 88 – 89).

Учебник, дидактический материал

Текущий

80

20.02

В. Куприн «Первый букварь»(с. 90 – 91).

Учебник, дидактический материал

Текущий

81

21.02

А. С. Пушкин и его сказки.(с. 92 – 93)

Учебник, дидактический материал

Текущий

82

22.02

Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. (с. 94).

Учебник, дидактический материал

Текущий

83

26.02

Великий педагог и писатель К. Д. Ушинский.. (с. 95).

Учебник, дидактический материал

Текущий

84

27.02

К. И. Чуковский и его произведения(с. 96 – 97).

Учебник , дидактический материал

Текущий

85

28.02

В. В. Бианки и его творчество.(с. 98 – 99).

Учебник дидактический материал

Текущий

86

01.03

С. Я. Маршак и его творчество. (с. 100 – 101).

Учебник, дидактический материал

Текущий

87

05.03

М. М. Пришвин. Рассказы. (с. 102 – 103)

Учебник, дидактический материал

Текущий

88

06.03

А. Л. Барто и её стихи.

Учебник, дидактический материал

Текущий

89

07.03

С. В. Михалков и его произведения ( 104 - 106)

Учебник, дидактический материал

Текущий

90

12.03

В.А.Осеева и её произведения для детей.

Учебник, дидактический материал

Текущий

91

13.03

Б.В.Заходер и его произведения.

Презентация проекта «Живая азбука». (с.109)

Учебник, дидактический материал

текущий

92

14.03

Знакомство с учебником. В. Данько «Загадочные буквы». (с. 5 – 8) вводный урок.

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение текста

93

15.03

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». (с. 9 – 10).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Беседа по вопросам

94

19.03

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет. (с. 11 – 13)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Беседа по вопросам

95

20.03

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой». (с. 14 – 16)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Беседа по вопросам

96

21.03

И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука». ( с. 17 – 18)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

97

22.03

С. Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». (с. 19 – 21).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

98

02.04

Презентация проекта «Буквы – герои сказок».

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Защита проекта

99

03.04

Е. Чарушин «Теремок». (с. 31 – 37)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Беседа по вопросам

100

04.04

Русская народная сказка «Рукавичка». (с. 38 – 41)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Беседа по вопросам.

101

05.04

Загадки, песенки. Потешки, небылицы. (с. 42 – 46)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Фронтальный опрос.

102

09.04

Стихи и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». (с. 47 51)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Фронтальный опрос.

103

09.04

А. С. Пушкин. Стихи. Русская народная сказка «Петух и собака». (с. 54 – 56)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Фронтальный опрос.

104

10.04

Из старинных книг Л. Толстой «Зайцы и лягушки», К. Ушинский «Гусь и журавль». (с. 58 – 59).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Фронтальный опрос.

105

11.04

Проверим себя. Оценим свои достижения.

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Беседа по вопросам.

106

12.04

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель». (с. 64 – 67).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Сказки, загадки, небылицы. – 7 ч.

107

16.04

И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?»

(с. 68 – 70).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Пересказ

108

17.04

В. Берестов «Воробушки», «Чудо». А. Майков «Христос Воскрес!» (72 – 74)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Пересказ

109

18.04

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!». (с.5 – 8)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

110

19.04

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»,

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет» (с. 9 – 13).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

111

23.04

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка».(с. 14 – 15)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

112

24.04

К. Чуковский «Телефон». (с. 17 – 21) М. Пляцковский «Помощник».(с. 22 – 23)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

113

25.04

Ю. Ермолаев «Лучший друг»Е. Благинина «Подарок».(с. 31 –33).

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».(с. 34 – 36).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Пересказ по картинному плану.

114

26.04

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик». (с. 37 – 40).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Апрель, апрель! Звенит капель. – 5 ч.

115

28.04

А. Барто «Вот так защитник», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день». (с. 41 – 47).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть. Беседа по вопросам.

116

03.05

Ю. Энтин «Про дружбу», Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки»,

(с. 48 – 51).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

117

07.05

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».

(с. 57 – 59)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

118

08.05

В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку». (с. 60 – 63)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Фронтальный опрос

119

10.05

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».(с. 64 – 67)

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

120

14.05

В. Берестов «Лягушата», В Лунин «Никого не обижай»

(с. 68 – 70).

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение

121

15.05

В. Лунин «Никого не обижай" С.Михалков. «Важный совет».

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

122

16.05

. Хармс «Храбрый ёж».Н. Сладков «Лисица и ёж», С.Аксаков «Гнездо».

Учебник, тетрадь, дидактический материал

чтение

123

17.05

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение по ролям, выборочное чтениеп

124

21.05

Проверим себя, оценим свои достижения.

Учебник, тетрадь, дидактический материал

текущий

125

22.05

Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

126

23.05

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Чтение наизусть

127

24.05

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

Учебник, тетрадь, дидактический материал

Выборочное чтение



Просмотр содержимого документа
«РП по чтению»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы начального общего образования в 1-ом классе составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

- Приказ Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общегно и среднего общего образования»

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

- приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».);

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе:

требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

программы формирования универсальных учебных действий;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения по литературному чтению , которые определены стандартом.

Рабочая программа соответствует требованиям п.19.5 ФГОС НОО, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализуется посредством УМК Школа России- Азбука.1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. /Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.. Просвещение,– 2016 год .

Литературное чтение.1 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. /КлимановаЛ.Ф ,Горецкий В.Г. 2016г. Просвещение, 2016



Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Так как праздничные дни 23.02.2018; 08.03.2018; 09.03.2018; 01.05.2018; 02.05.2018; 09.05.2018 выпадают на рабочие, количество часов соответствует 127 часам вместо 132ч. Программа будет выполнена за счёт объединения тем.



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:

- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

— понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

-полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном,

- научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

1.Развитие навыков чтения

Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком уда­рения, расшире­ние поля чте­ния, целенаправ­ленных упраж­нений на цело­стное и дифференцированное восприятие слов.

2. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слу­шателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение при­емам выразительной речи и чтения.

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе вве­дения специальных упражнений для размин­ки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной арти­куляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдель­ных звуков.

Обучение орфоэпически правильному произ­ношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержани­ем высказывания и текста; выработка уме­ния убыстрять и замедлять темп речи и чте­ния, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наобо­рот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драма­тизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодич­ность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение пла­нировать, а затем анализировать свое выступление, корректиро­вать его в соответствии с целью высказывания.

3.Требования к уровню сформированности навыка чтения

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чте­ния – 30 – 40 слов в минуту

4. Выработка умений работать с текстом

Ответы на вопросы по содержанию тек­ста, нахождение в нем предложений, под­тверждающих уст­ное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пере­сказ небольших про­изведений с отчет­ливо выраженным сюжетом.

Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствую­щих им. Воспитание вни­мания к авторскому сло­ву в художест­венном произ­ведении. Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины при­роды, воссоз­дание на этой основе соответ­ствующих сло­весных картин.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно – тематический план

        1 класс (132 ч.)

1.Подготовительный период

16 ч.

2. Букварный период

64 ч.

3. Послебукварный период

12 ч.

Систематический курс

40 ч.

1. Жили, были буквы

6 ч

2. Сказки, загадки, небылицы

5 ч.

3. Апрель, апрель, звенит капель

6 ч.

4. И в шутку, и всерьез

5 ч.

5. Я и мои друзья

8 ч.

6. О братьях наших меньших

10 ч.

Итого

132 ч.




Добукварный период (17 ч) «Азбука» — первая учебная книга. Слова и звуки в нашей речи. Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы. Букварный период (55 ч) Звуки буквы алфавита. Чтение слов. Послебукварный период (19 ч) Как хорошо уметь читать! Произведения Е. Чарушина, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого о детях, К. Д. Ушинского, К. И. Чуковского, В. В. Бианки, С. Я. Маршака, М.М. Пришвина, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Б.В. Заходера, В.Д. Берестова, Проект: «Живая Азбука», Прощание с «Азбукой» Жили-были буквы (7 ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Ток­маковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (5ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токма­ковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Луни­на о русской природе.

И в шутку и всерьез (6 ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмако­вой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (5ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Бла­гининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (6 ч) Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.