СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам светской этики Студеникин 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам светской этики Студеникин 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам светской этики Студеникин 5 класс»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мамонтовская основная общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МС

___________ /___________/

Протокол № ___ от

«___» _________20 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора МБОУ

«Мамонтовская ООШ»

______Отморская М.Ф.

«__» ________20 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Мамонтовская ООШ»

______Зверева Н.Н.

Приказ №___

от «__» ______ 20 г.













Рабочая программа

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 5класс, базовый уровень

(наименование учебного предмета, класс, уровень обучения)


на 2015 –2016 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы

авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса автора М.Т. Студеникина, М, Русское слово, 2012

(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)


Составитель (разработчик) Отморская М.Ф.
соответствие занимаемой должности

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)


















с. Мамонтово



Пояснительная записка

Рабочая программа по « Основам духовно-нравственной культуры народов России. ( модуль «Основы светской этики») для 5 класса разработана на основе авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса автора М.Т. Студеникина.



Характеристика и цели предметной области

«Основы духовно­нравственной культуры

народов России»

Изучение основ духовно­нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Системно­деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демо­кратического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно­нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Характеристика и цели модуля

«Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно­нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:

 формировать нормы светской морали;

 дать представления о светской этике;

 познакомить учащихся с основами культур;

 развивать представления о значении нравственных норм;

 обобщить знания о духовной культуре и морали;

 развивать способности к общению;

 формировать этическое самосознание;

 улучшать взаимоотношения детей и родителей;

 противодействовать суициду детей.

Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

Издательство «Русское слово» выпустило учебник М.Т. Студеникина «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса. В 2011 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования, получил гриф “Рекомендовано Министерством образования и науки РФ” и вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Данный учебник методически и содержательно связан с учебником «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса, получившим гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» по результатам экспертизы в РАН и РАО в 2010 г. Наряду с учебником в комплект входят рабочая программа, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь.

Содержание учебника отвечает требованиям научности знаний, достоверности и правдивости изложения материала, его доступности для учащихся, соответствия возрастным особенностям, соблюдению баланса между фактическим и теоретическим материалом. Каждая тема учебника состоит из основных и дополнительных текстов. В основные тексты включены базовые знания, необходимые для всех учеников класса. Задача дополнительных текстов в том, чтобы углубить и более точно, ярко и убедительно раскрыть содержание основных текстов, сохранить логическую последовательность в изложении материала. Дополнительные тексты призваны учитывать познавательные возможности, способности и особенности учеников, их следует привлекать при дифференциации обучения. Они способствуют формированию и развитию познавательного интереса учащихся.

Учебник, давая базовые знания, определяет объем материала на урок; обеспечивает последовательность изучения курса; позволяет усвоить и закрепить самое главное, отработать основные понятия. Организуя работу с учебником, учитель предлагает детям выделить главное в теме урока; найти понятие или его определение; прочитать ответ на вопрос; продумать задание к тексту; провести работу с иллюстративным рядом; определить основную мысль абзаца; сформулировать пункты плана. К учебнику дети обращаются за справкой, при уточнении ответов товарищей. В процессе работы важно научить детей выделять непонятные им места, выяснять и уточнять их при помощи учителя.

На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.

Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.

На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…” Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на “физиологическом уровне” легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально­коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса “Речевой этикет”.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога­беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.

Требования к результатам обучения и освоения
содержания модуля “Основы светской этики”

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:

Личностные результаты

 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты

 Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

 знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

 формирование представлений об основах светской этики;

 понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты

 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности ее решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом. :


  1. Студеникин М. Т. «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики для 5 класса.» Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2014.

  2. Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики», 5 класс, М.: «Русское слово», 2014

  3. Студеникин М.Т. Поурочное планирование к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики»,5 класс, М.: «Русское слово», 2014


Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю в первом полугодии.


Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.


Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.




Технологии обучения:

В рамках преподавания курса «Основы светской этики» могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентация творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.

Содержание учебной программы


Наименование темы

Количество часов

проект

Введение

1


Гражданин России

1


Порядочность

1


Совесть

1


Доверие и доверчивость

1


Милосердие и сострадание

1


Правда и ложь

1


Традиции воспитания

1


Честь и достоинство

1


Терпимость и терпение

1


Мужество

1


Равнодушие и жестокость

1


Самовоспитание

1


Учись учиться

1


Речевой этикет

1


Мои права и обязанности

1


Итоговое занятие

1

1

итого

17

1











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ВАРИАНТ 1

НА 17 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Содержание урока
(уроков)

Виды учебной деятельности

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Коррек

цель

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение

1

Вводный

Народы России, их духовно­нравственная культура. Учебник «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «национальность», «мораль», «нравственность».

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Духовно-нравственная культура, этика, этикет, светский,

народ, национальность, мораль, нравственность

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, пра вилами, принятыми в обществе

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа.

Познавательные: выразительно читать; осуществлять словарную работу.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета

Развитие концетрического внимания

Гражда-нин России

1

Урок первичного изуче-ния и закрепления новых знаний

Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональное государство

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация», «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы». Обучение алгоритмизации деятельности.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Родина, народ, Россия, Российская Федерация, государство, гражданин, гражданство, права и обязанности, государственные символы

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны.

Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану.

Познавательные: работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины.

Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей разной национальности

Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий госу-дарство, Конституция, права и обязанности, символы власти

Развитие внимания

Порядочность

1

Комбинированный

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надежность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства

Этика, мораль, нормы морали, тактичность и порядочность, благородство, достоинство, справедливость

Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся;

отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствованию и благородству.

Регулятивные: усвоение правил работы с учебником.

Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарем по определению значений слов; работа с условно-графической наглядностью.

Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе

Разрешение элементов практических ситуаций в повседневной жизни.

Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человеком

Развитие памяти

Совесть

1

Комбинированный

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм».

Освоение навыков составления схем.

Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля.

Совесть, стыд, порядочность, сострадание, правдивость, эгоизм

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.

Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения

Развитие слуховой памяти

Доверие и доверчивость

1

Комбинированный

Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убежденность в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость».

Обучение составлению сложного плана и работе по нему.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Развитие навыков художественного чтения.

Развитие навыков работы в парах.

Моделирование поведения, требующего проявления доверия.

Доверие, самодоверие, доверчи-вость.

Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела

Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану.

Познавательные: работа со словарем по определению терминов и понятий; практические задания.

Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определе ниями; соотносить текст с рисунком; выявлять различие между доверием и доверчивостью

Развитие зрительного и слухового восприятия

Милосердие и сострадание

1

Комбинированный

Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе, Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие».

Освоение навыков алгоритмизации деятельности.

Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Осознанное формирование групповых норм.

Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания.

Милосердие, сострадание, бескорыстие, порядочность, справедливость

Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу

Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц.

Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, сострадания и милосердия; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять взаимопомощь в классном коллективе

Развитие умения работать самостоятельно

Правда и ложь

1

Комбинированный

Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «репутация». Освоение навыков составления схем.

Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения.

Обучение анализу различных высказываний по одной теме.

Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.


Правда, ложь, полуправда,

честность, искренность, репутация.

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым.

Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития

Регулятивные: при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития.

Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками.

Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний

Критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества правдивости и честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома.

Развитие умения работать самостоятельно

Традиции воспитания

1

Комбинированный

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, ремесленники, казаки. Общее и отличия в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «обычай», «традиция», «поколение». Освоение навыкам составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности.

Обучение составлению кроссвордов.

Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.


Обычай и традиция, поколение, сословие, дворяне, крестьяне, ремесленники, купцы, казаки, манеры

Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, русским языком.

Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана.

Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на
вопросы; работа с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами

Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этичес кие понятия

Развитие слуховой памяти

Честь и достоинство

1

Комбинированный

Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм».

Обучение навыкам составления сообщения.

Обучение навыкам ведения беседы, диспута, выступления с сообщением.

Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного благородного поведения.


Честь, достоинство, нравственность, репутация, совесть, справедливость, доблесть, благородство патриотизм

Раскрытие межпредметных связей с литера турой, историей.

Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности. Воспитание уважения к традициям своего народа

Регулятивные: с определение помощью учителя принципов выявления межпредметных связей.

Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучения нового.

Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями

Умение подбирать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения

Развитие зрительного и слухового восприятия

Терпимость и терпение

1

Комбинированный

Нормы морали. Значение слов терпимость (толерантность) и терпение. Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «уникальность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия».

Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем.

Освоение навыков работы с анкетами.

Развитие навыков чтения по ролям.

Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности.

Мораль, культура, религия, терпимость (толерантность), уникальность, мигрант, индивидуальность, национальность, бескорыстие, гуманность, ксенофобия, обычай

Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание
целеустремленности и деловитости, уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки.

Регулятивные: определение принципов применения блокпакетов на уроках этики.

Познавательные: использование блокпакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц.

Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа.

Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, пользуясь словарём учебника

Развитие умения работать самостоятельно

Мужество

1

Комбинированный

Значение слова мужество. Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «мужество, «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм».

Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности.

Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма.

Мужество, доблесть, отвага, смелость, честь, достоинство, благородство, дружба, герой, героизм.

Формирование умения соизмерять свои слова и дела,

разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев.

Уважительно относиться к героям прошлого и настоящего

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях.

Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц, подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать во имя общественных интересов.

Развитие слуховой памяти

Равнодушие и жестокость

1

Комбинированный

Слово равнодушие и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками.
Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий.

Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением)

Равнодушие, жестокость, жизненные ценности, нецензурные слова, философия

Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в классе и школе, семье. Продолжить работу по изучению особенностей семей классного коллектива. Воспитание чувства гордости за поступки героев наших дней

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества.

Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках. Коммуникативные: выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров

Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и школе; подготовить минисочинение; проанализировать жизненные ситуации, сделать выводы

Развитие умения работать самостоятельно

Самовоспитание

1

Комби­ниро­ванный

Нормы нравственности, Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка».

Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах.

Освоение навыков работы с карточками.
Использование элементов причинно-следственного анализа.

Моделирование ситуаций самовоспитания

Нравственность, нормы нравственности, сознательная дисциплина, самовоспитание, самообразование, самооценка

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе.


Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины.

Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой.

Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах

Проявлять компетентность в соблюдении дисциплины и самодисциплины; анализировать рассказы для детей по проблеме урока

Развитие зрительного и слухового восприятия

Учись учиться

1

Комбинированный

Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти.

Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «учение», «воспитание».

Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работа у доски). Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания


Учение. Воспитание

Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качество личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски

Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных

ситуаций. Познавательные: вы-полнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций.

Коммуникативные: определение правил работы в командах

Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома; , выполнению правил учебного труда; умение и желание соблюдать распорядок дня

Развитие умения работать самостоятельно

Речевой этикет

1

Урок закрепления знаний

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Освоение навыков работы с карточками.
Извлечение информации из различных знаковых систем.

Моделирование ситуаций. Развивающих культуру речи.

Речевой этикет, общение

Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей.

Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относиться


Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами.

Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блокпакетами; выполнение заданий в парах.

Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях

Компетенции: выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии

Развитие слуховой памяти

Мои права и обязанности

1

Комбинированный

Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «устав».

Развитие навыков составления простого и сложного планов.

Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов.

Развитие навыков работы в группах.

Использование элементов причинно-следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации (подготовка и выступление с сообщением).

Моделирование ситуаций, требующих осознанного выполнения обязанностей, осуществления и защиты прав

Устав, права и обязанности, нормы морали, правила этики и этикета

Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни


Регулятивные: основы составления простого и сложного плана.

Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, соотнесение текста и иллюстрации, придумывание названия для иллюстрации.

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе

Знание основ школьного Устава, запрещающих требований; проявление уважительного отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника

Развитие умения работать самостоятельно

Итоговый урок

1

Повторительно-обобщаю­щий

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики

Проверка знаний и умений соответствующих требованиям к освоению курса

Основные понятия курса

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации.

Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета.

Подготовка к восприятию и усвоению курса обществознания

Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой.

Коммуникативные: основы работы в парах и группах

Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий

Развитие зрительного и слухового восприятия

Умения работать самостоятельно









Формы контроля и возможные варианты его проведения


Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.






Критерии оценок



Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный выводы.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, моральных и правовых норм. Примеры, приведённые учащимся, воспроизводили материал учебников. На заданные уточняющие вопросы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретические вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.


Использование тестов для диагностики знаний учащихся позволяет привить школьникам навыки работы с тестовыми материалами, то есть фактически начать подготовку к Единому государственному экзамену.

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс.

На выполнение заданий к уроку обобщения отводится 40-45 минут.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок .Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.

За каждую часть теста учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Используется гибкая система оценивания, при которой ученик имеет право на ошибку:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40% - оценка «2».



Проект

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

  • Актуальность проблемы

  • Корректность методов исследования

  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

  • Характер общения участников проекта

  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей

  • Умение аргументировать свои заключения, выводы

  • Эстетика оформления проекта





Перечень учебно-методического оборудования

    1. Набор карточек с тестовыми заданиями;

    2. Карточки с заданиями для контрольной работы;

    3. ЭОР (видеоуроки, презентации)

    4. Компьютер + ноутбук

    5. Интерактивная доска

    6. Муьтимедиапроектор


Литература

Для учащихся

1.Студеникин М. Т. «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики для 5 класса.» Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2014.


Для учителя

1.Студеникин М.Т. Поурочное планирование к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики»,5 класс, М.: «Русское слово», 2014


2.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010

4.Интернет-ресурсы:

  1. http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20324

  2. http://www.katehon.ru/html/top/analitika/osnovi_svetskoy_ethiki.htm

  3. http://iph.ras.ru/z_eth.htm

  4. Внедрение нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/116882/136632/844844

  5. http://www.kamipkpk.ru/main_form/metod_kopil/relig/index.php

  6. Википендия  http://ru.wikipedia.org/wiki/Основы_религиозных_культур_и_светской_этики

  7. http://rudocs.exdat.com/docs/index-384660.html

  8. http://www.russkoe-slovo.ru/metodika/mat/Pr_Etika_04_08.pdf



Список дополнительной литературы

Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.

Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.

Азбука  нравственного  воспитания / под  ред.  И.А.  Каирова,  О.С.  Богдановой. М., 1975.

Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М., 2005.

Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.

Васильева­Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.

Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.

Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания / под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979. 

Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.

Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.

Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М., 1990.

Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.

Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.



Вносимые изменения, корректировка календарно-тематического планирования

Вносимые изменения, корректировка календарно-тематического планирования

Реквизиты приказа ОУ