Пояснительная записка
Программа по предмету Устная речь направлена на формирование коммуникативных функций, имеющих практическую направленность у учащихся
Программа составлена по концентрическому принципу, а все полученные знания являются практически значимыми для социальной адаптации учащихся, а в дальнейшем — и реабилитации. Программа имеет тесные связи с предметами «Коммуникация», «Живой мир» и «Чтение».
Цель предмета — формирование практических навыков словесного оформления своих действий и потребностей.
Задачи курса:
Создание «речевого климата» внутри класса в связи с различными видами деятельности: коллективные игры, коллективный труд, экскурсии.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Поощрять любую речевую деятельность
Учить давать полные ответы на вопросы учителя, дополнять ответы товарища, использовать в речи вновь усвоенные слова и предложения.
Уточнять значения слов, обозначающих предметы и явления и действий с ними, правильно их произносить вслед за учителем.
Расширение активного и пассивного словаря по темам.
Умение отвечать на вопросы учителя простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов.
Упражнять учащихся в составлении простых коротких предложений и рассказов с опорой на фото, серию сюжетных картинок по теме.
Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть своё имя, фамилию, имя и отчество учителя, родителей, имена и фамилии одноклассников, название своего города, улицы, на которой живёшь.
Практиковать заучивание коротких, доступных их пониманию стишков, поговорок, пословиц.
Подготовка к праздникам, элементы драматизации.
Ежедневное ведение календаря погоды, называние времени года, месяца, дня недели.
Программа рассчитана на 69 часов (2 часа в неделю).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
18 часов | 14 часов | 20 часов | 17 часов | 69 часов |
Примерное содержание программного материала
№ п/п | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
1. | Аудирование | 6 |
2. | Дикция и выразительность речи | 8 |
3. | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации | 37 |
4. | Общение и его значение в жизни. | 9 |
5. | Культура общения. | 8 |
Требования к уровню подготовки учащихся
11 «А» класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.
1-й уровень (достаточный)
На занятиях по предмету «Устная речь» учащиеся с этим уровнем подготовки могут:
- выражать свои мысли, желания с помощью вербальных средств коммуникации;
- использовать знаково-символические средства предоставления информации;
- сравнивать предметы и действия по существенным признакам с незначительной помощью учителя;
- составлять и распространять предложения по картинкам по вопросам учителя;
- слушать доступные для понимания стихотворения , эмоционально откликаться на них;
- отвечать на вопросы по содержанию картинок, серии сюжетных картин, прочитанных и прослушанных коротких рассказов и стихотворений, оформить словесно свои желания и потребности;
- заучивать элементарные произведения стихотворной формы;
- участвовать в праздниках с элементами драматизации;
- самостоятельно называть своё имя, фамилию, имена членов семьи,
свой домашний адрес;
- называть имена и отчества учителей школы, имена и фамилии одноклассников;
- самостоятельно вести календарь погоды.
2-й уровень (низкий):
В процессе работы над программным материалом учащиеся этой подгруппы могут:
- соотнести представление о предмете и явлении с его речевыми характеристиками, показывать их по инструкции учителя;
- показать своих одноклассников, учителей, по возможности называть их имена;
- понять содержание простейшего рассказа путём разыгрывания простейших ситуаций на предметах обихода по темам класса;
- практически участвовать в экскурсиях, школьных и классных праздниках, в коллективном труде.
Кроме того, от учащихся данной подгруппы можно ожидать:
- умения понимать, осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знания обобщающих слов;
- попытки называть своё имя, фамилию с помощью учителя;
- наблюдение за сезонными изменениями в природе с помощью учителя, уточнения и расширения представлений об окружающей действительности;
- ведение календаря погоды с помощью учителя;
- практического участия и помощи взрослым в уходе за комнатными растениями.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
2 ч. в нед. (18 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Аудирование |
1,2 | Составление и повторение предложений, различных по структуре | 2 | | |
3,4. | Прослушивание коротких рассказов с последующим пересказом. | 2 | | |
5,6. | Прослушивание коротких рассказов с последующим пересказом. | 2 | | |
7. | Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой | 1 | | |
Дикция и выразительность речи |
8. | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости | 1 | | |
9. | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти | 1 | | |
10. | Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя | 1 | | |
11. | Мимика и жесты | 1 | | |
12, 13. | Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов | 2 | | |
14, 15. | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи | 2 | | |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания |
16. | Определение темы ситуации, подбор слов | 1 | | |
17. | Лексическая тема: «Я на улице». | 1 | | |
18. | Лексическая тема: «Я в поликлинике». | 1 | | |
2 четверть
2 ч. в нед. (14 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
19. | Лексическая тема: «Телефонный звонок» | 1 | | |
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации |
20. | Поздняя осень в городе. | 1 | | |
21. | Поздняя осень в лесу. | 1 | | |
22. | Правила поведения в лифте. | 1 | | |
23. | Правила поведения в подъезде. | 1 | | |
24. | Правила поведения возле дома. | 1 | | |
25. | « Я на улице один». | 1 | | |
26. | « Я - пассажир». | 1 | | |
27. | Декабрь – зиме начало. | 1 | | |
28. | Здравствуй, зимушка-зима! | 1 | | |
29. | Экскурсия в зимний парк. | 1 | | |
30. | Главные приметы зимы. | 1 | | |
31. | «Здравствуй, ёлка, милый гость!». | 1 | | |
32. | Заучивание короткого стихотворения к Новому году. | 1 | | |
3 четверть
2 ч. в нед. (20 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
33. | Мои зимние каникулы. Рассказы учащихся. | 1 | | |
34. | Зимой на прогулке. | 1 | | |
35. | На экскурсии с родителями. | 1 | | |
36. | Мои зимние каникулы. Рассказы учащихся. | 1 | | |
37. | Зима в жизни животных. | 1 | | |
38. | Кто как зимует? | 1 | | |
39. | Птицы просят помочь. | 1 | | |
40. | Мы кормушку смастерили. | 1 | | |
41. | Столовая для птиц. | 1 | | |
42. | Мой режим дня. | 1 | | |
43. | Правила здорового сердца. | 1 | | |
44. | Правила здоровых лёгких. | 1 | | |
45. | Вредным привычкам – нет! | 1 | | |
46. | День Защитника Отечества. | 1 | | |
47. | Самый лучший день весны. | 1 | | |
48. | «Этот мамин день» М. Садовский | 1 | | |
49. | Весеннее пробуждение природы. | 1 | | |
50. | Весна в жизни животных и растений. | 1 | | |
51. | Экскурсия в парк | 1 | | |
52. | Труд людей весной. | 1 | | |
4 четверть
2 ч. в нед. (17 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Общение и его значение в жизни |
| Общение с природой. | 1 | | |
| Человек и растения. | 1 | | |
| Язык животных. | 1 | | |
| Понимают ли нас животные? | 1 | | |
| Речевое общение, для чего оно нужно людям. | 1 | | |
| Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. | 1 | | |
| Радио, кино, телевидение. | 1 | | |
| Условные знаки в общении людей. Пиктограммы. | 2 | | |
Культура общения. |
| Приглашение. Устное и письменное. | 1 | | |
| Составление устного и письменного приглашения. | 1 | | |
| Этикетные формулы. | 1 | | |
| Приветствие. | 1 | | |
| Обращение. | 1 | | |
| Извинение. | 1 | | |
| Отказ. | 1 | | |
| ВЫ и ТЫ. | 1 | | |
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся.
Используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, проводить по возникающие в процессе обучения учащихся.
После прохождения темы курса, по итогам окончания полугодий и в конце учебного года рекомендуется провести контрольные упражнения в виде устных опросов.
Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.
оценка «5» ставится, если все устные и практические задания выполнены практически самостоятельно и без ошибок.
Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются 3-4 ошибки и требуется небольшая помощь учителя.
Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на втором, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.
Основная литература:
1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2005.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажноковой, Д. И. Бойковой, А. П. Зарин. – Псков, 1999.
3.Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией И. М. Бгажноковой. М., Гуман . изд. центр «Владос», 2007г.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под ред. И.М.Бгажноковой. – М., Просвещение, 2011.