СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Устная речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся с выраженным нарушением интеллекта. Данная разработка будет полезна педагогам, работающим в учреждения, реализующих адаптированные образовательные программы для обучащихся с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Устная речь"»

Пояснительная записка


Программа по предмету Устная речь направлена на формирование коммуникативных функций, имеющих практическую направленность у учащихся

Программа составлена по концентрическому принципу, а все полученные знания являются практически значимыми для социальной адаптации учащихся, а в дальнейшем — и реабилитации. Программа имеет тесные связи с предметами «Коммуникация», «Живой мир» и «Чтение».

Цель предмета — формирование практических навыков словесного оформления своих действий и потребностей.

Задачи курса:

  • Создание «речевого климата» внутри класса в связи с различными видами деятельности: коллективные игры, коллективный труд, экскурсии.

  • Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

  • Поощрять любую речевую деятельность

  • Учить давать полные ответы на вопросы учителя, дополнять ответы товарища, использовать в речи вновь усвоенные слова и предложения.

  • Уточнять значения слов, обозначающих предметы и явления и действий с ними, правильно их произносить вслед за учителем.

  • Расширение активного и пассивного словаря по темам.

  • Умение отвечать на вопросы учителя простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов.

  • Упражнять учащихся в составлении простых коротких предложений и рассказов с опорой на фото, серию сюжетных картинок по теме.

  • Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть своё имя, фамилию, имя и отчество учителя, родителей, имена и фамилии одноклассников, название своего города, улицы, на которой живёшь.

  • Практиковать заучивание коротких, доступных их пониманию стишков, поговорок, пословиц.

  • Подготовка к праздникам, элементы драматизации.

  • Ежедневное ведение календаря погоды, называние времени года, месяца, дня недели.

Программа рассчитана на 69 часов (2 часа в неделю).

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

18 часов

14 часов

20 часов

17 часов

69 часов



Примерное содержание программного материала


№ п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1.

Аудирование

6

2.

Дикция и выразительность речи

8

3.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации

37

4.

Общение и его значение в жизни.

9

5.

Культура общения.

8



Требования к уровню подготовки учащихся

11 «А» класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.

1-й уровень (достаточный)

На занятиях по предмету «Устная речь» учащиеся с этим уровнем подготовки могут:

- выражать свои мысли, желания с помощью вербальных средств коммуникации;

- использовать знаково-символические средства предоставления информации;

- сравнивать предметы и действия по существенным признакам с незначительной помощью учителя;

- составлять и распространять предложения по картинкам по вопросам учителя;

- слушать доступные для понимания стихотворения , эмоционально откликаться на них;

- отвечать на вопросы по содержанию картинок, серии сюжетных картин, прочитанных и прослушанных коротких рассказов и стихотворений, оформить словесно свои желания и потребности;

- заучивать элементарные произведения стихотворной формы;

- участвовать в праздниках с элементами драматизации;

- самостоятельно называть своё имя, фамилию, имена членов семьи,

свой домашний адрес;

- называть имена и отчества учителей школы, имена и фамилии одноклассников;

- самостоятельно вести календарь погоды.

2-й уровень (низкий):

В процессе работы над программным материалом учащиеся этой подгруппы могут:

- соотнести представление о предмете и явлении с его речевыми характеристиками, показывать их по инструкции учителя;

- показать своих одноклассников, учителей, по возможности называть их имена;

- понять содержание простейшего рассказа путём разыгрывания простейших ситуаций на предметах обихода по темам класса;

- практически участвовать в экскурсиях, школьных и классных праздниках, в коллективном труде.

Кроме того, от учащихся данной подгруппы можно ожидать:

- умения понимать, осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знания обобщающих слов;

- попытки называть своё имя, фамилию с помощью учителя;

- наблюдение за сезонными изменениями в природе с помощью учителя, уточнения и расширения представлений об окружающей действительности;

- ведение календаря погоды с помощью учителя;

- практического участия и помощи взрослым в уходе за комнатными растениями.


Календарно-тематическое планирование

1 четверть

2 ч. в нед. (18 часов)


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

Аудирование

1,2

Составление и повторение предложений, различных по структуре

2



3,4.

Прослушивание коротких рассказов с последующим пересказом.

2



5,6.

Прослушивание коротких рассказов с последующим пересказом.

2



7.

Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой

1



Дикция и выразительность речи

8.

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости

1



9.

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти

1



10.

Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя

1



11.

Мимика и жесты

1



12, 13.

Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов

2



14, 15.

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи

2



Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

16.

Определение темы ситуации, подбор слов

1



17.

Лексическая тема: «Я на улице».

1



18.

Лексическая тема: «Я в поликлинике».

1





2 четверть

2 ч. в нед. (14 часов)


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

19.

Лексическая тема: «Телефонный звонок»

1



Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации

20.

Поздняя осень в городе.

1



21.

Поздняя осень в лесу.

1



22.

Правила поведения в лифте.

1



23.

Правила поведения в подъезде.

1



24.

Правила поведения возле дома.

1



25.

« Я на улице один».

1



26.

« Я - пассажир».

1



27.

Декабрь – зиме начало.

1



28.

Здравствуй, зимушка-зима!

1



29.

Экскурсия в зимний парк.

1



30.

Главные приметы зимы.

1



31.

«Здравствуй, ёлка, милый гость!».

1



32.

Заучивание короткого стихотворения к Новому году.

1





3 четверть

2 ч. в нед. (20 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

33.

Мои зимние каникулы. Рассказы учащихся.

1



34.

Зимой на прогулке.

1



35.

На экскурсии с родителями.

1



36.

Мои зимние каникулы. Рассказы учащихся.

1



37.

Зима в жизни животных.

1



38.

Кто как зимует?

1



39.

Птицы просят помочь.

1



40.

Мы кормушку смастерили.

1



41.

Столовая для птиц.

1



42.

Мой режим дня.

1



43.

Правила здорового сердца.

1



44.

Правила здоровых лёгких.

1



45.

Вредным привычкам – нет!

1



46.

День Защитника Отечества.

1



47.

Самый лучший день весны.

1



48.

«Этот мамин день» М. Садовский

1



49.

Весеннее пробуждение природы.

1



50.

Весна в жизни животных и растений.

1



51.

Экскурсия в парк

1



52.

Труд людей весной.

1





4 четверть

2 ч. в нед. (17 часов)


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

Общение и его значение в жизни


Общение с природой.

1




Человек и растения.

1




Язык животных.

1




Понимают ли нас животные?

1




Речевое общение, для чего оно нужно людям.

1




Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии.

1




Радио, кино, телевидение.

1




Условные знаки в общении людей. Пиктограммы.

2



Культура общения.


Приглашение. Устное и письменное.

1




Составление устного и письменного приглашения.

1




Этикетные формулы.

1




Приветствие.

1




Обращение.

1




Извинение.

1




Отказ.

1




ВЫ и ТЫ.

1




Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся.

Используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, проводить по возникающие в процессе обучения учащихся.

После прохождения темы курса, по итогам окончания полугодий и в конце учебного года рекомендуется провести контрольные упражнения в виде устных опросов.

Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.

  • оценка «5» ставится, если все устные и практические задания выполнены практически самостоятельно и без ошибок.

  • Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются 3-4 ошибки и требуется небольшая помощь учителя.

Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на втором, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.

  • Оценка «3» ставится, учащимся с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости при выполнении задания при участии или совместно с учителем.




Основная литература:

1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2005.

2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажноковой, Д. И. Бойковой, А. П. Зарин. – Псков, 1999.

3.Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией И. М. Бгажноковой. М., Гуман . изд. центр «Владос», 2007г.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под ред. И.М.Бгажноковой. – М., Просвещение, 2011.