ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе коррекционного образования отвечает новым социальным запросам. Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 4 класса составлена на основе адаптированных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева. Занятия проводятся два раза в неделю, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
В зависимости от целей курса занятий выстраивается календарно-тематический план: последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо и развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура и пр.) и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменении в состоянии обучающихся. Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, что способствует усвоению программного материала.
Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.
Задачи преподавания развития психомоторики и сенсорных процессов обучения состоят в том, чтобы:
подготовить обучающегося к усвоению учебного материала;
восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях;
формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
. игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцеброс, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
. оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио, видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
. разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромо-терапии и др.).
Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ученик активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса.
Учащиеся должны:
группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;
смешивать цвета;
находить нереальные элемент «нелепых» картинок;
определять противоположные качества и свойства предметов;
определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и формирования коммуникативной компетентности, социальной, экономической, познавательной.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Учащиеся должны уметь:
определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
различать основные цвета и их оттенки;
конструировать предметы из геометрических фигур,
узнавать предмет по части;
определять на ощупь разные свойства предметов;
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
различать «наложенные» изображения предметов;
различать вкусовые качества;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
различать характер мелодии;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
соотносить времена года с названиями месяцев.
пользоваться календарем;
определять возраст людей.
Согласно учебного плана знания по данному предмету не оцениваются.
Учебно-тематический план
№ | Тематический блок | Кол-во часов |
1 | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 10 |
2 | Тактильно-двигательное восприятие. | 5 |
3 | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 |
4 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 12 |
5 | Развитие зрительного восприятия | 6 |
6 | Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. | 9 |
7 | Развитие слухового восприятия. | 7 |
8 | Восприятие пространства. | 6 |
9 | Восприятие времени. | 9 |
Всего | 9 блоков | 68 часа |
Внеклассная работа на 2015-2016уч.г.
| Мероприятие (декадник, проект) | Сроки реализации | класс |
1 | Доклад на МО по теме: «Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста. » | ноябрь | 4 |
2 | Проект «Твори добро» | Декабрь-март | 4 |
3 | Декадник | январь | 4 |
Информационно методическое обеспечение
Базисный учебный план (письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 №29/2331-6)
«Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / ред. В. В. Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011. -223с.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
5. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);
6. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;
Литература для учителя и обучающихся
Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида», 2013
Коробова О. Психология в квадрате. Программа занятий для подростков. Статья/О.Коробова. – ж. «Школьный психолог», №15/2010
3. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, студентов педагогических институтов [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие [Текст]/Н. П. Слободяник. – 3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 256 с.
Адреса электронных ресурсов:
1. //http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html(30.08.2013)
2.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html(30.08.2013)
3.Http:// www.interpres.ru
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по развитию психомоторики и сенсорных процессов 4 класса
Количество часов по учебному плану: 68 часа, 2 часа в неделю
№ п/п Название раздела, тематика занятий | Кол-во час | Дата | Словарь | Коррек-тировки |
I триместр 22ч |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 10 |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 | 02.09 | | |
2. Движения с звуковыми сигналами. | 1 | 05.09 | | |
3. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок – бег вперед, два хлопка – бег назад, т. д.) | 1 | 09.09 | | |
4. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад) | 1 | 12.09 |
|
|
5. Развитие точности мелких движений рук (мозаика, «Лего») | 1 | 16.09 | мозаика | |
6. Совершенствование точности мелких движений рук ( соединение колец в цепочку) | 1 | 19.09 | цепочка | |
7. Графический диктант с усложненными заданиями | 1 | 23.09 | графический диктант | |
8. Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | 1 | 26.09 | | |
9. Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 | 30.09 | Дорисовывание симетрично | |
10. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, яблоко) | 1 | 03.10 | | |
Тактильно-двигательное восприятие 5 |
11. Дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. | 1 | 07.10 | | |
12. Дифференцировка предметов на ощупь (горячий- холодный) | 1 | 10.10 | | |
13. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной | 1 | 14.10 | | |
14. Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) | 1 | 17.10 | | |
15. Игры с мелкой мозаикой | 1 | 21.10 | | |
Кинестетическое и кинетическое развитие 4 |
16. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога). | 1 | 24.10 |
|
|
17. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 | 28.10 | | |
18. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров) | 1 | 11.11 | Воображаемые действия | |
19. Подвижные игры. | 1 | 14.11 | | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 12 |
20. Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам. | 1 | 18.11 | | |
21. Сравнение предметов по форме, величине и цвету | 1 | 21.11 | | |
22. Группировка предметов по форме, величине и цвету | 1 | 25.11 | | |
II триместр | 24ч | | | |
23. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов | 1 | 28.11 | | |
24. Измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 1 | 02.12 | | |
25. Измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 1 | 05.12 | | |
26. Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) | 1 | 09.12 | Смещение цветов | |
27. Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» | 1 | 12.12 | | |
28. Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», пазлы) | 1 | 16.12 | | |
29. Узнавание предмета по двум элементом. | 1 | 19.12 | | |
30. Узнавание предмета по одному элементу. | 1 | 23.12 | | |
31. Узнавание предмета по словесному описанию. | 1 | 26.12 | | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 6 |
32. Нахождение отличительных и общих признаков в сравнении 2-х сюжетных картинок. | 1 | 13.01 | | |
33. Нахождение отличительных и общих признаков на сравнение 3-х-4 предметных картинок. | 1 | 16.01 | | |
34. Нахождение «нелепиц» на картинках | 1 | 20.01 | нелепицы | |
35. Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 | 23.01 | | |
36. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 | 27.01 | | |
37. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. | 1 | 30.01 | | |
Восприятие особых свойств предметов 9 |
38. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое, влажное – мокрое) | 1 | 3.02 | |
|
39. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 1 | 6.02 | | |
40. Температура. Измерения температуры тела, воды, воздуха | 1 | 10.02 | | |
41. Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т. д.) | 1 | 13.02 | | |
42. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). | 1 | 17.02 | | |
43. Упражнения в измерении веса предметов на весах | 1 | 20.02 | | |
44. Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый) | 1 | 24.02
|
| |
45. Определение противоположных качеств предметов ( вредный – полезный) | 1 | 27.02 | | |
46. Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть) | 1 | 28.02 | | |
IIIтриместр | 22ч |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 7 |
47. Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) | 1 |
3.03 |
| |
48. Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» | 1 | 5.03 | | |
49. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. | 1 | 9.03
|
| |
50. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 | 12.03 | | |
51. Формирование чувства ритма. Игровые упражнения | 1 | 16.03 |
| |
52. Голос различных по возрасту людей(сказочных персонажей) | 1 | 19.03 | | |
53. Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка) | 1 | 23.03 |
| |
Восприятие пространства 6 |
54. Ориентировка в помещении по словесной инструкции | 1 | 06.04 | | |
55. Ориентировка на улице по словесной инструкции | 1 | 09.04 | | |
56. Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 1 | 13.04 | | |
57. Моделирование расположения предметов в пространстве. | 1 | 16.04 | | |
58. Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате) | 1 | 20.04 | | |
59. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). | 1 | 23.09 |
|
|
Восприятие времени 9 |
60. Определение времени по электронным часам | 1 | 27.04
| | |
61. Определение времени по механическим часам | 1 | 30.04 | | |
62. Длительность временных интервалов. | 1 | 4.05
| | |
63. Дидактическая игра «Береги минутку» | 1 | 07.05 | | |
64. Работа с календарем. Времена года. | 1 | 11.05 | | |
65. Последовательность дней недели. | 1 | 14.05 | | |
66. Последовательность месяцев года
| 1 | 18.05 | | |
67. Возраст людей | 1 | 21.05 | | |
68. Различение людей по возрасту. | 1 | 25.05 | | |