ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
3.Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2017-2018 учебный год
4.Программы основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету «Русский язык» (С. И. Львова Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений, Москва издательство «Мнемозина», 2012 год.)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Общая характеристика учебного курса русского языка (базовый уровень)
Курс русского языка является составной частью недавно введённого в старшей школе предмета «Русский язык и литература» и, следовательно, связан с курсом литературы.
Каждый из двух предметных компонентов – и русский язык, и литература – направлен на достижение общих целей обучения предмету «Русский язык и литература» на базовом (и углублённом) уровне.
Цели обучения предмету «Русский язык и литература» (базовый уровень):
приобщить учащихся в процессе изучения и литературы к ценностям национальной и моровой культуры, к нравственному и эстетическому опыту человечества; сформировать интерес к чтению произведений художественной литературы как уникального вида искусства, материалом которого является слово; сформировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
добиться осознания значимости чтения, изучения русского языка и литературы как необходимых условий успешного обучения другим предметам, как основы самопознания, саморазвития, самообразования, социализации личности, её нравственного и интеллектуального развития;
сформировать культуру современного читателя, который владеет основными стратегиями чтения, навыками понимания явной и скрытой, основной и второстепенной информации текста, обладает эстетическим вкусом, способностью выражать отношение к прочитанному тексту в виде развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний; совершенствовать навыки владения различными приёмами редактирования текста;
сформировать общеучебные умения и универсальные учебные действия, которые связаны со способностью сформулировать цели учебной деятельности, планировать её и осуществлять, анализировать и оценивать результаты; проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и Интернет.
Цели обучения русскому языку в 10-11 классах (базовый уровень):
углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и социализации в обществе;
сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения; развить умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
совершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; помочь учащимся овладеть механизмами адекватного восприятия чужой речи при чтении и аудировании, а также механизма создания коммуникативного успешного речевого высказывания в процессе говорения и письма;
сформировать навыки информационно-смысловой переработки прочитанных или прослушанных текстов и умение передавать их содержание в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сообщений, докладов и т.п., что является основой функциональной грамотности современного человека, условием успешного формирования навыков самообразования и подготовкой к формам учебно-познавательной деятельности при обучении в вузах; усовершенствовать навыки поиска, анализа, обработки и предъявления научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;
углубить знания в области функциональной стилистики, расширить представление о функциональных разновидностях русского языка и на этой основе сформировать умения лингвистического анализа текста разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, а также усовершенствовать навыки комплексного анализа, который затрагивает композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой аспекты текста, что содействует развитию способности ориентироваться в речевом пространстве и совершенствованию важнейших коммуникативных умений;
сформировать представление о культуре речи как компоненте национальной культуры, об основных аспектах культуры речи, о языковой норме, её функциях и вариантах, и на этой основе активизировать внимание к проблемам речевой культуры и совершенствовать умения применять в коммуникативной практике основные нормы современного русского литературного языка;
повторить и обобщить ранее изученный на уроках русского языка материал и целенаправленно совершенствовать на этой основе орфографическую и пунктуационную грамотность, а также ключевые умения, связанные с проведением разных видов языкового анализа, что является основой совершенствования важнейших умений, востребованных в коммуникативной практике;
расширить активный словарный запас и объём используемых языковых и речевых средств, что обеспечивает достижение точности, стилистической уместности и выразительности речевого высказывания и его соответствие условиям и сфере речевого общения;
сформировать умения проводить лингвистический эксперимент, описывать его результаты и предъявлять их в виде сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов; использовать навыки информационно-смысловой переработки текстов при подготовке сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, рефератов, исследовательских проектов по другим школьным предметам.
Таким образом, содержание программы определяется перечисленными выше общими целями изучения предмета «Русский язык и литература», а также специфическими целями предметной линии «Русский язык». В обобщённом виде эти цели могут быть сформулированы как дидактические ориентиры прагматического характера, которые должны осознавать старшеклассники, приступая к изучению русского языка на заключительном этапе его освоения в школе:
овладеть эффективными способами речевого общения, усовершенствовать умения и навыки, связанные с речевой деятельностью; добиться существенного продвижения в усвоении функциональной грамотности, то есть способности человека быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, использовать полученные знания и умения для решения самых разных жизненных задач; овладеть навыками элементарной исследовательской работы, навыками самообразования, тем самым подготовить себя к взрослой жизни, в которой речевая деятельность во многом определяет успешность и благополучие человека;
углубить представление об эстетической функции родного языка как языка великой русской литературы; понять истоки выразительности словесного искусства; научиться всматриваться в в художественное слово, в детали текста, определяя его эстетические достоинства, использованные выразительные языковые средства; и, наконец, осмыслить тесную взаимосвязь русского языка и литературы, которые в 10-11 классах представляют собой общий предмет «Русский язык и литература»;
подготовиться к предстоящему экзамену, в связи с чем повторить, обобщить, систематизировать основной материал по русскому языку, изученный в 5-9 классах, и добиться существенного развития ключевых практических умений и навыков, связанных с разнообразными видами анализа языковых единиц и грамотны, правильным, уместным, выразительным использованием их в устной и письменной речи.
Многоаспектная характеристика целей обучения русскому языку в 10-11 классах показывает, что в них нашла отражение общая установка на реализацию единства знаниевой и деятельностной составляющих. Деятельностный подход в преподавании родного языка обеспечивает формирование всех предметных компетенций в их единстве и взаимосвязи и овладение системой важных умений и навыков предметного и метапредметного уровней. Это единство отражается не только в целях, содержании программы, но и проявляется в перечне планируемых результатов обучения , которые определяют личностные, метапредметные, предметные результаты; коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения, а также универсальные учебные действия, становящиеся не только объектом пристального внимания в учебном процессе, но и содержанием проверки и оценивания.
В соответствии с концепцией ФГОС данный курс, ориентированный на 10 и 11 классы (базовый и углублённый уровни), характеризует направленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве и взаимосвязи, на развитие творческих способностей учащихся, активизацию и реализацию их потенциальных речемыслительных возможностей и коммуникативную подготовку к жизни в современных условиях.
Особое значение приобретает метапредметная функция, которую выполняет русский язык в системе школьного образования в целом. Уроки родного языка становятся естественной основой формирования метапредметных умений, универсальных учебных действий. Прежде всего развивается способность извлекать из предлагаемого текста необходимую информацию и активно применить её в учебных ситуациях, развиваются навыки использования различных способов освоения содержания текста, то есть приёмов информационной переработки текста. В старших классах вопросам информационной переработки текста придаётся первостепенное значение и отводится на развитие соответствующих умений довольно большое количество времени. На заключительной ступени обучения по-прежнему большое внимание уделяется отработке навыков осознанного чтения научно-учебного текста, овладению основными видами чтения (просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим) и видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), что имеет исключительно важное практическое значение метапредметного характера. Однако в старших классах предусмотрено не просто развитие и совершенствование соответствующих умений, а включение учащихся в более сложную коммуникативную среду, которая максимально приближена к условиям обучения именно на старшей ступени школы, где ученику необходимо быстро ориентироваться в учебно-речевой ситуации, стратегически правильно выбирать коммуникативную линию проведения и эффективные приёмы работы с речевым материалом, который может быть представлен в разнообразных видах: текст учебника или тексты двух или более учебников по разным школьным дисциплинам; серия справочных материалов; гипертекстовая информация сайтов Интернета; лекция учителя; видео- или аудиоинформация, подлежащая анализу; цикл устных или письменных высказываний на одну и ту же тему; информация, предъявляемая в виде доклада на защите проекта и высказываний при обсуждении этого доклада, и т.п.
Особое внимание к метапредметной образовательной функции родного языка на этапе его заключительного изучения в школе определяет особый статус предметной линии «Русский язык» в старшей школе. Что связано с универсальным. Обобщающим характером воздействия языка на развитие личности в целом, на самореализацию подростка и формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, что очень важно в дальнейшей «взрослой» жизни выпускника. Высокий уровень владения русским языком определяет способность аналитически мыслить и успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умение убедительно и точно выражать свои мысли и понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Рабочая программа 10-11 классов реализует компетентностный подход – направленность обучения не только на усвоение учащимися целостной системы знаний, овладение соответствующими умениями и навыками, в том числе и коммуникативными, но и на развитие способности применять полученные знания, умения и навыки в быту, в своей учебной и общественной деятельности. Компетентностный подход обеспечивает совершенствование на этапе старшей школы коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает совершенствование навыков владения всеми видами речевой деятельности в разнообразных условиях коммуникации, расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих интересам, психологическим особенностям, опыту учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Совершенствование коммуникативной компетенции связано и с целенаправленным формированием культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определённой функциональной разновидности языка, а также учитывать в процессе коммуникации языковой (нормативный), коммуникативный, этический и эстетический аспекты культуры речи. Особое внимание в старших классах уделяется воспитанию готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию с людьми, способности предупреждать и преодолевать в процессе общения речевые неудачи. Важнейшей особенностью совершенствования коммуникативных умений и навыков в 10-11 классах является опора на систему знаний из области современной теории речевого общения, с основами которой знакомятся старшеклассники на уроках русского языка, а также осознанное и целенаправленное использование коммуникативных знаний, умений и навыков «за рамками предмета», то есть в процессе учебной деятельности при изучении других школьных дисциплин.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются в старших классах в процессе овладения системой знаний о функциональных разновидностях языка, об основных аспектах культуры речи и литературной норме; в ходе активного формирования навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности, а также навыков правильного, уместного и выразительного использования языковых единиц в речевой практике. Совершенствование данного вида предметной компетенции предполагает дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников; формирование способности анализировать и оценивать языковые явления и факты, в том числе и сложные, допускающие неоднозначную интерпретацию. Важнейшим направлением в работе является совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными, а также онлайн-словарями.
Культуроведческая компетенция на этапе старшей школы заключается в более глубоком осознании языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; в осмысленном владении этическими и эстетическими нормами культуры речи в разных сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в рабочей программе. В которой чётко прослеживаются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций.
Первая содержательная линия, направленная на совершенствование коммуникативной компетенции, представлена в рабочей программе разделами «Язык как средство общения», «Виды речевой деятельности и информационная переработка текста», изучение которых направлено на сознательное и целенаправленное совершенствование умений во всех видах речевой деятельности, навыков речевого общения. Вторая содержательная линия, предполагающая совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, включает разделы «Функциональная стилистика» и «Культура речи», углубляющие изученные ранее сведения из области функциональной стилистики, культуры речи, теории речевого воздействия, то есть целесообразного использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделами «Русский язык как хранитель духовных ценностей нации», «Русский язык как составная часть национальной культуры», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, что обеспечивает культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса не означает ослабления системного подхода в обучении русскому языку. Более того, традиционный для русской школы системный подход наполняется новым содержанием и открывает новые перспективы для коммуникативно направленного обучения, поскольку системные представления о языке и речи при таком подходе формируются в результате специально организованной учебно-коммуникативной деятельности.
Системное изучение основ лингвистики на деятельностной основе способствует тому, что старшеклассник глубже осознаёт суть лингвистического понятия, осмысляя его многостороннюю языковую, коммуникативную природу и важнейшую прагматическую функцию; лучше понимает взаимосвязь языковых единиц и коммуникативных установок и потому способен не только опознавать конкретное языковое явление, анализировать его, но и объяснять уместность/неуместность его использования в конкретной речевой обстановке. При таком подходе к изучению родного языка школьник учится адекватно реагировать на языковое явление не только в учебных ситуациях, но и в естественных коммуникативных условиях, старается при этом уместно использовать приёмы исправления речевых недостатков и погрешностей, применяя эффективные способы редактирования.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает, что изучение теоретических основ курса (определённой лингвистической информации, правил) является речемыслительным процессом и, следовательно, строится с учётом требований к организации такого обучения на коммуникативно-деятельностной основе. Совершенствование речевой деятельности, развитие речевой культуры учащихся строится в 10-11 классах на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности , а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка максимально приближаются к жизненным потребностям выпускника.
Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Учащиеся 10-11 класса учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения.
В целом курс русского языка в 10-11 классах направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: интенсивное развитие речемыслительных способностей старшеклассников, коммуникативных навыков; формирование представления о связи языка и культуры народа, об истоках богатства и выразительности русского языка; формирование представления об эстетическом речевом идеале и о том, как к нему можно приблизиться в собственной речевой практике, руководствуясь критериями образцовой речи; целенаправленное и взаимосвязанное развитие предметных компетенций, необходимых для успешного участия в разных сферах жизни, в том числе и в учебно-коммуникативной деятельности (в разнообразных видах речевого общения на уроках, во время диспутов, защиты проекта, на экзаменах по разным предметам, включая и русский язык, и т.п.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.
В результате изучения русского языка в 11 классе обучающиеся должны знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
вести диалог, монолог
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебно-научные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
владеть различными приемами редактирования текста;
фонетика и орфоэпия:
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);
пользоваться разными видами лингвистических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Русский язык как составная часть национальной культуры (7 ч)
Основные сведения о языке и речи
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение).
Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурно-исторической информации.
Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности. Подготовка к ЕГЭ.
Функциональная стилистика (57 ч)
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их взаимном соотношении и взаимодействии
Современное учение о функциональных разновидностях языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного). Подготовка к ЕГЭ.
Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения.
Разговорная речь. Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении. Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).
Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др. Подготовка к ЕГЭ.
Официально-деловой стиль речи. Сфера применения: административно-правовая. Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств. Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка,
письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др. Подготовка к ЕГЭ.
Научный стиль речи. Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер. Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов). Подготовка к ЕГЭ.
Публицистический стиль речи. Сфера применения: общественно-политическая. Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей. Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: и Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы). Подготовка к ЕГЭ.
Язык художественной литературы. Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей. Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур). Подготовка к ЕГЭ.
Культура речи (31 ч)
Культура речи как раздел лингвистики
Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения. Подготовка к ЕГЭ.
Языковой компонент культуры речи(8ч)
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Подготовка к ЕГЭ.
Коммуникативный компонент культуры речи. Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи. Подготовка к ЕГЭ.
Этический компонент культуры речи. Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на «повышенных тонах» в процессе общения. Подготовка к ЕГЭ.
Повторение в конце учебного года ( 7 ч)
Русский как составная часть национальной культуры. Функциональная стилистика. Культура речи как раздел лингвистики. Подготовка к ЕГЭ.
IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| Русский язык как составная часть национальной культуры | 7 часов | | |
1 | Основные сведения о языке и речи | 1 | | |
2 | Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая | 1 | | |
3 | Язык как составная часть национальной культуры | 1 | | |
4 | Отражение в языке материальной и духовной культуры народа | 1 | | |
5 | Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых становится человек как носитель языка | 1 | | |
6 | Безэквивалентная лексика как группа слов. Основные группы безэквивалентной лексики. | 1 | | |
7 | Подготовка к ЕГЭ. Лексическое значение слова. Лексические нормы. | 1 | | |
| Функциональная стилистика. | 57 часов | | |
8 | Функциональная стилистика как раздел лингвистики | 1 | | |
9 | Стартовая контрольная работа №1. Тесты в формате ЕГЭ | 1 | | |
10 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
11 | Современное учение о функциональных разновидностях языка. | 1 | | |
12 | Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний | 1 | | |
13 | Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. | 1 | | |
14 | Разговорная речь: сфера применения, основная функция, признаки, жанры. | 1 | | |
15 | Языковые средства разговорной речи. | 1 | | |
16 | Комплексный анализ текста. | 1 | | |
17 | Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
18 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
19 | Подготовка к ЕГЭ. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | 1 | | |
20 | Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические нормы. | 1 | | |
21 | Подготовка к ЕГЭ. Морфологические нормы (образование форм слова). | 1 | | |
22 | Официально-деловой стиль: сфера применения, основная функция, основные жанры. | 1 | | |
23 | Языковые средства официально-делового стиля | 1 | | |
24 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | 1 | | |
25 | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме | 1 | | |
26 | Сочинение-рассуждение по тексту | 1 | | |
27 | Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
28 | Научный стиль речи: сфера применения, основная функция, основные жанры. | 1 | | |
29 | Языковые средства научного стиля: | 1 | | |
30-31 | Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 2 | | |
32 | Контрольная работа № 3. Тестирование в формате ЕГЭ | 1 | | |
33 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
34 | Комплексный анализ текста | 1 | | |
35 | Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Правописание корней. | 1 | | |
36 | Публицистический стиль речи: сфера применения, основная функция, основные жанры. | 1 | | |
37 | Языковые средства публицистического стиля. | 1 | | |
38 | Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Правописание приставок | 1 | | |
39 | Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 1 | | |
40 | Контрольная работа № 4. Диктант с грамматическим заданием | 1 | | |
41 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
42 | Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | | |
43 | Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
44-45 | Подготовка к ЕГЭ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 2 | | |
46 | Язык художественной литературы: сфера применения, основная функция, основные жанры. | 1 | | |
47 | Языковые средства художественной речи | 1 | | |
48 | Фонетические средства художественной выразительности | 1 | | |
49 | Словообразовательные средства художественной выразительности | 1 | | |
50 | Лексические средства художественной выразительности | 1 | | |
51 | Морфологические средства художественной выразительности | 1 | | |
52 | Синтаксические средства художественной выразительности | 1 | | |
53-55 | Основные виды тропов | 2 | | |
56-57 | Подготовка к ЕГЭ. Языковые средства выразительности. Тренировочные упражнения в формате ЕГЭ | 3 | | |
58 | Контрольная работа № 5. Тестирование в формате ЕГЭ | 1 | | |
59 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
60 | Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Правописание НЕ и НИ | 1 | | |
61 | Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1 | | |
62 | Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 1 | | |
63 | Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием | 1 | | |
64 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Культура речи | 31 час | | |
65 | Культура речи как раздел лингвистики. | 1 | | |
66 | Основные компоненты культуры речи: языковой, коммуникативный, этический | 1 | | |
67 | Качества образцовой, эталонной речи | 1 | | |
68 | Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | | |
69 | Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
70 | Подготовка к ЕГЭ. Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | 1 | | |
71 | Подготовка к ЕГЭ. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) | 1 | | |
72 | Подготовка к ЕГЭ. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | | |
73 | Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическим заданием | 1 | | |
74 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
75 | Языковой компонент культуры речи. Нормы литературного произношения. | 1 | | |
76 | Основные виды лексических ошибок | 1 | | |
77 | Комплексный анализ текста | 1 | | |
78 | Подготовка к ЕГЭ. Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | | |
79 | Подготовка к ЕГЭ. Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 1 | | |
80 | Контрольная работа № 8. Тестирование в формате ЕГЭ | 1 | | |
81 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
82 | Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. | 1 | | |
83 | Точность как коммуникативное качество речи | 1 | | |
84 | Уместность как строгое соответствие речи | 1 | | |
85 | Содержательность и логичность речи | 1 | | |
86 | Ясность (доступность) и богатство как коммуникативное качество речи | 1 | | |
87 | Выразительность как качество речи. Необоснованное употребление тропов. | 1 | | |
88 | Подготовка к ЕГЭ. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 1 | | |
89 | Подготовка к ЕГЭ. Средства связи предложений в тексте | 1 | | |
90 | Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | | |
91 | Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
92 | Этический компонент культуры речи. Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником. Проблема сквернословия. | 1 | | |
93 | Речевой этикет как правила речевого поведения. Спор, дискуссия, диспут, полемика, дебаты. | 1 | | |
94 | Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
95 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
| Повторение изученного | 7 часов | | |
96 | Русский как составная часть национальной культуры | 1 | | |
97 | Функциональная стилистика | 1 | | |
98 | Культура речи как раздел лингвистики | 1 | | |
99-100 | Тренировочные работы в формате ЕГЭ | 2 | | |
101 | Контрольная работа № 8. Тестирование в формате ЕГЭ | 1 | | |
102 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Подведение итогов года. | 1 | | |
|