МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«принята» «утверждаю»
на заседании методического совета Директор школы__________
Протокол № 2 от 31 августа 2017 г. подпись
Гордеев П.Н.
расшифровка подписи
Приказ № 63 от 31.08.2017 г.
«согласовано»
Заместитель директора по УВР:__________
подпись
Бацуева О. Н.
расшифровка подписи
рабочая программа
по русскому языку
для 7 класса
Учитель: Барахова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ Усохская СОШ
с. Усох
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования МБОУ Усохская СОШ, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Усохская СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Русский язык, 7 класс» используется УМК:
-учебник: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М,: Просвещение, 2017;
- рабочая тетрадь: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик;
- Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Готовимся к ГИА: тесты, творческие работы, проекты.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки, и авторской программы линии: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. 5-9 классы. - М,: Просвещение, 2012.
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю (140 часов в год).
Содержание учебного предмета
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
По плану | Факт |
| | Введение | 10(5+5) | | | |
1 | 1 | Русский язык в современном мире. | 1 | | | |
2 | 2 | Р.р. Речь. Речевое общение. | 1 | | | |
3 | 3 | Р.р. Диалог. Монолог. | 1 | | | |
4 | 4 | Р.р. Речевой этикет. | 1 | | | |
5 | 5 | Р.р. Рассуждение. «Зачем нам нужен речевой этикет?» | 1 | | | Сочинение |
6 | 6 | Функциональные разновидности языка. | 1 | | | |
7 | 7 | Функциональные стили речи. | 1 | | | |
8 | 8 | Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. | 1 | | | |
9 | 9 | Р.р. Сочинение (по упр. 36). | 1 | | | Сочинение |
10 | 10 | Проверочная работа (срез остаточных знаний). | 1 | | | Диктант |
| | Морфология | 130(112+18) | | | |
11 | 1 | Система частей речи в русском языке. | 1 | | | |
| | Причастие | 32(27+5) | | | |
12 | 1 | Понятие о причастии. | 1 | | | |
13 | 2 | Синтаксическая роль причастий в предложении. | 1 | | | |
14 | 3 | Признаки глагола у причастия. | 1 | | | |
15 | 4 | Признаки прилагательного у причастия. | 1 | | | |
16 | 5 | Р.р. Сочинение-рассуждение. «Место причастий в системе частей речи». | 1 | | | Сочинение |
17 | 6 | Причастный оборот. | 1 | | | |
18 | 7 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | | | |
19 | 8 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | | |
20 | 9 | Р.р. Сжатое изложение (по упр. 72). | 1 | | | Изложение |
21 | 10 | Полные и краткие формы причастий. | 1 | | | |
22 | 11 | Полные и краткие причастия. | 1 | | | |
23 | 12 | Причастия настоящего и прошедшего времени. | 1 | | | |
24 | 13 | Образование действительных причастий настоящего времени. | 1 | | | |
25 | 14 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | 1 | | | |
26 | 15 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | 1 | | | |
27 | 16 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | | |
28 | 17 | Р.р. Работа с информацией. Анализ текста. | 1 | | | |
29 | 18 | Р.р. Сочинение-рассуждение на заданную тему. | 1 | | | Сочинение |
30 | 19 | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | | | |
31 | 20 | Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях. | 1 | | | |
32 | 21 | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях. | 1 | | | |
33 | 22 | Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных. | 1 | | | |
34 | 23 | Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. | 1 | | | |
35 | 24 | Морфологический разбор причастия. | 1 | | | |
36 | 25 | Правописание НЕ с причастиями. | 1 | | | |
37 | 26 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | | | |
38 | 27 | Р.р. Сочинение. «Наблюдая за животными, лучше понимаешь себя». | 1 | | | Сочинение |
39 | 28 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | | |
40 | 29 | Повторение темы «Причастие». | 1 | | | |
41 | 30 | Обобщение по теме «Причастие». | 1 | | | |
42 | 31 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | 1 | | | Диктант |
43 | 32 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Причастие». | 1 | | | |
| | Деепричастие | 22(16+6) | | | |
44 | 1 | Понятие о деепричастии. | 1 | | | |
45 | 2 | Глагольные и наречные свойства деепричастия. | 1 | | | |
46 | 3 | Деепричастный оборот. | 1 | | | |
47 | 4 | Выделение запятыми одиночных деепричастий и причастных оборотов. | 1 | | | |
48 | 5 | Знаки препинания при деепричастном обороте. | 1 | | | |
49 | 6 | Р.р. Тезисный план текста. | 1 | | | |
50 | 7 | Правописание НЕ с деепричастиями. | 1 | | | |
51 | 8 | НЕ с деепричастиями. | 1 | | | |
52 | 9 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | | |
53 | 10 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | | |
54 | 11 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | | | |
55 | 12 | Р.р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень». | 1 | | | Сочинение |
56 | 13 | Р.р. Рассуждение и его виды. | 1 | | | |
57 | 14 | Р.р. Тексты-рассуждения. | 1 | | | |
58 | 15 | Р.р.Создание текстов-доказательств. | 1 | | | |
59 | 16 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | | | |
60 | 17 | Р.р. Сочинение-рассуждение (по упр. 194). | 1 | | | Сочинение |
61 | 18 | Повторение темы «Деепричастие». | 1 | | | |
62 | 19 | Обобщение по теме «Деепричастие». | 1 | | | |
63 | 20 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 | | | Диктант |
64 | 21 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Деепричастие». | 1 | | | |
65 | 22 | Защита проекта. «Роль причастий и деепричастий в произведениях художественной литературы» | 1 | | | Проект |
| | Наречие | 28(24+4) | | | |
66 | 1 | Наречие как часть речи. | 1 | | | |
67 | 2 | Наречие и слова категории состояния. | 1 | | | |
68 | 3 | Р.р. Сочинение-рассказ (по картине Н. Рачкова «У калитки»). | 1 | | | Сочинение |
69 | 4 | Разряды наречий по значению. | 1 | | | |
70 | 5 | Разряды наречий по значению. Орфографический практикум. | 1 | | | |
71 | 6 | Р.р. Сжатое изложение (по упр. 207). | 1 | | | Изложение |
72 | 7 | Степени сравнения наречий. | 1 | | | |
73 | 8 | Сравнительная и превосходная степени наречий. | 1 | | | |
74 | 9 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О (-Е). | 1 | | | |
75 | 10 | Правописание НЕ с наречиями на –О и –Е. | 1 | | | |
76 | 11 | Морфологический разбор наречия. | 1 | | | |
77 | 12 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. | 1 | | | |
78 | 13 | Правописание Н и НН в наречиях на –О и –Е. | 1 | | | |
79 | 14 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
80 | 15 | Буквы О и А на конце наречий. | 1 | | | |
81 | 16 | Суффиксы –О и –А на конце наречий. | 1 | | | |
82 | 17 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | | |
83 | 18 | Дефис в сложных наречиях. | 1 | | | |
84 | 19 | Р.р. Подробное изложение (по упр. 241). | 1 | | | Изложение |
85 | 20 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных. | 1 | | | |
86 | 21 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от количественных числительных. | 1 | | | |
87 | 22 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | | |
88 | 23 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
89 | 24 | Р.р. Сжатое изложение (по упр. 252). | 1 | | | Изложение |
90 | 25 | Повторение темы «Наречие». | 1 | | | |
91 | 26 | Обобщение по теме «Наречие». | 1 | | | |
92 | 27 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | 1 | | | Диктант |
93 | 28 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Наречие». | 1 | | | |
| | Предлог | 12 | | | |
94 | 1 | Предлог как часть речи. | 1 | | | |
95 | 2 | Предлоги производные и непроизводные. | 1 | | | |
96 | 3 | Производные предлоги. | 1 | | | |
97 | 4 | Предлоги простые и составные. | 1 | | | |
98 | 5 | Правописание предлогов. | 1 | | | |
99 | 6 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | | | |
100 | 7 | Правописание производных предлогов. | 1 | | | |
101 | 8 | Употребление предлогов в речи. | 1 | | | |
102 | 9 | Морфологический. разбор предлога. | 1 | | | |
103 | 10 | Повторение темы «Предлог». | 1 | | | |
104 | 11 | Контрольный диктант по теме «Предлог». | 1 | | | Диктант |
105 | 12 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Предлог». | 1 | | | |
| | Союз | 20(18+2) | | | |
106 | 1 | Союз как часть речи. | 1 | | | |
107 | 2 | Разряды союзов. | 1 | | | |
108 | 3 | Сочинительные союзы. | 1 | | | |
109 | 4 | Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные. | | | | |
110 | 5 | Подчинительные союзы. | 1 | | | |
111 | 6 | Разряды подчинительных союзов. | 1 | | | |
112 | 7 | Правописание союзов. | 1 | | | |
113 | 8 | Слитное и раздельное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ. | 1 | | | |
114 | 9 | Слитное и раздельное написание союзов ЧТОБЫ, ЗАТО. | 1 | | | |
115 | 10 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению. | 1 | | | |
116 | 11 | Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение (по упр. 316). | 1 | | | Сочинение |
117 | 12 | Союзы и союзные слова. | 1 | | | |
118 | 13 | Союзы и союзные слова, способы их разграничения. | 1 | | | |
119 | 14 | Союзы в простых и сложных предложениях. | 1 | | | |
120 | 15 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | | | |
121 | 16 | Морфологический разбор союза. | 1 | | | |
122 | 17 | Повторение темы «Союз». | 1 | | | |
123 | 18 | Обобщение по теме «Союз». | 1 | | | |
124 | 19 | Контрольный диктант по теме «Союз». | 1 | | | Диктант |
125 | 20 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Предлоги и союзы». | 1 | | | |
| | Частица | 15(14+1) | | | |
126 | 1 | Частица как часть речи. | 1 | | | |
127 | 2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | | | |
128 | 3 | Смысловые частицы. | 1 | | | |
129 | 4 | Правописание частиц. | 1 | | | |
130 | 5 | Правописание частицы НЕ. | 1 | | | |
131 | 6 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. | 1 | | | |
132 | 7 | Разграничение частиц НЕ и НИ. | 1 | | | |
133 | 8 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 1 | | | |
134 | 9 | Р.р. Сочинение-рассуждение. «Моя малая Родина». | 1 | | | Сочинение |
135 | 10 | Повторение темы «Частица». | 1 | | | |
136 | 11 | Контрольная работа по теме «Частица». | 1 | | | Тест |
137 | 12 | Междометие как часть речи. | 1 | | | |
138 | 13 | Запятая и восклицательный знак при междометиях. | 1 | | | |
139 | 14 | Контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | | Диктант |
140 | 15 | Итоговый урок. | 1 | | | |
12