СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по учебнику Рыбченковой Л.М.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки, и авторской программы линии: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2012

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по учебнику Рыбченковой Л.М.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«принята» «утверждаю»

на заседании методического совета Директор школы__________

Протокол № 2 от 31 августа 2017 г. подпись

Гордеев П.Н.

расшифровка подписи

Приказ № 63 от 31.08.2017 г.

«согласовано»

Заместитель директора по УВР:__________

подпись

Бацуева О. Н.

расшифровка подписи





рабочая программа

по русскому языку

для 7 класса



Учитель: Барахова Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Усохская СОШ








с. Усох

2017 год



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования МБОУ Усохская СОШ, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Усохская СОШ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности.

Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Русский язык, 7 класс» используется УМК:

-учебник: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М,: Просвещение, 2017;

- рабочая тетрадь: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик;

- Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Готовимся к ГИА: тесты, творческие работы, проекты.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки, и авторской программы линии: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. 5-9 классы. - М,: Просвещение, 2012.

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю (140 часов в год).

Содержание учебного предмета

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.



Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.



Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.



Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.



Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции



Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

  2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..



Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.



Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.


Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.



Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.



Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.



Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.



Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.


Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно­сти и повседневной жизни.


Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание


По плану

Факт



Введение

10(5+5)




1

1

Русский язык в современном мире.

1




2

2

Р.р. Речь. Речевое общение.

1




3

3

Р.р. Диалог. Монолог.

1




4

4

Р.р. Речевой этикет.

1




5

5

Р.р. Рассуждение. «Зачем нам нужен речевой этикет?»

1



Сочинение

6

6

Функциональные разновидности языка.

1




7

7

Функциональные стили речи.

1




8

8

Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.

1




9

9

Р.р. Сочинение (по упр. 36).

1



Сочинение

10

10

Проверочная работа (срез остаточных знаний).

1



Диктант



Морфология

130(112+18)




11

1

Система частей речи в русском языке.

1






Причастие

32(27+5)




12

1

Понятие о причастии.

1




13

2

Синтаксическая роль причастий в предложении.

1




14

3

Признаки глагола у причастия.

1




15

4

Признаки прилагательного у причастия.

1




16

5

Р.р. Сочинение-рассуждение. «Место причастий в системе частей речи».

1



Сочинение

17

6

Причастный оборот.

1




18

7

Знаки препинания при причастном обороте.

1




19

8

Действительные и страдательные причастия.

1




20

9

Р.р. Сжатое изложение (по упр. 72).

1



Изложение

21

10

Полные и краткие формы причастий.

1




22

11

Полные и краткие причастия.

1




23

12

Причастия настоящего и прошедшего времени.

1




24

13

Образование действительных причастий настоящего времени.

1




25

14

Образование действительных причастий прошедшего времени.

1




26

15

Образование страдательных причастий настоящего времени.

1




27

16

Образование страдательных причастий прошедшего времени.

1




28

17

Р.р. Работа с информацией. Анализ текста.

1




29

18

Р.р. Сочинение-рассуждение на заданную тему.

1



Сочинение

30

19

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

1




31

20

Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях.

1




32

21

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях.

1




33

22

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных.

1




34

23

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

1




35

24

Морфологический разбор причастия.

1




36

25

Правописание НЕ с причастиями.

1




37

26

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1




38

27

Р.р. Сочинение. «Наблюдая за животными, лучше понимаешь себя».

1



Сочинение

39

28

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1




40

29

Повторение темы «Причастие».

1




41

30

Обобщение по теме «Причастие».

1




42

31

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1



Диктант

43

32

Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Причастие».

1






Деепричастие

22(16+6)




44

1

Понятие о деепричастии.

1




45

2

Глагольные и наречные свойства деепричастия.

1




46

3

Деепричастный оборот.

1




47

4

Выделение запятыми одиночных деепричастий и причастных оборотов.

1




48

5

Знаки препинания при деепричастном обороте.

1




49

6

Р.р. Тезисный план текста.

1




50

7

Правописание НЕ с деепричастиями.

1




51

8

НЕ с деепричастиями.

1




52

9

Деепричастия несовершенного вида.

1




53

10

Деепричастия совершенного вида.

1




54

11

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

1




55

12

Р.р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень».

1



Сочинение

56

13

Р.р. Рассуждение и его виды.

1




57

14

Р.р. Тексты-рассуждения.

1




58

15

Р.р.Создание текстов-доказательств.

1




59

16

Морфологический разбор деепричастия.

1




60

17

Р.р. Сочинение-рассуждение (по упр. 194).

1



Сочинение

61

18

Повторение темы «Деепричастие».

1




62

19

Обобщение по теме «Деепричастие».

1




63

20

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1



Диктант

64

21

Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Деепричастие».

1




65

22

Защита проекта. «Роль причастий и деепричастий в произведениях художественной литературы»

1



Проект



Наречие

28(24+4)




66

1

Наречие как часть речи.

1




67

2

Наречие и слова категории состояния.

1




68

3

Р.р. Сочинение-рассказ (по картине Н. Рачкова «У калитки»).

1



Сочинение

69

4

Разряды наречий по значению.

1




70

5

Разряды наречий по значению. Орфографический практикум.

1




71

6

Р.р. Сжатое изложение (по упр. 207).

1



Изложение

72

7

Степени сравнения наречий.

1




73

8

Сравнительная и превосходная степени наречий.

1




74

9

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О (-Е).

1




75

10

Правописание НЕ с наречиями на –О и –Е.

1




76

11

Морфологический разбор наречия.

1




77

12

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

1




78

13

Правописание Н и НН в наречиях на –О и –Е.

1




79

14

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1




80

15

Буквы О и А на конце наречий.

1




81

16

Суффиксы –О и –А на конце наречий.

1




82

17

Дефис между частями слова в наречиях.

1




83

18

Дефис в сложных наречиях.

1




84

19

Р.р. Подробное изложение (по упр. 241).

1



Изложение

85

20

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных.

1




86

21

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от количественных числительных.

1




87

22

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

1




88

23

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1




89

24

Р.р. Сжатое изложение (по упр. 252).

1



Изложение

90

25

Повторение темы «Наречие».

1




91

26

Обобщение по теме «Наречие».

1




92

27

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1



Диктант

93

28

Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Наречие».

1






Предлог

12




94

1

Предлог как часть речи.

1




95

2

Предлоги производные и непроизводные.

1




96

3

Производные предлоги.

1




97

4

Предлоги простые и составные.

1




98

5

Правописание предлогов.

1




99

6

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1




100

7

Правописание производных предлогов.

1




101

8

Употребление предлогов в речи.

1




102

9

Морфологический. разбор предлога.

1




103

10

Повторение темы «Предлог».

1




104

11

Контрольный диктант по теме «Предлог».

1



Диктант

105

12

Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Предлог».

1






Союз

20(18+2)




106

1

Союз как часть речи.

1




107

2

Разряды союзов.

1




108

3

Сочинительные союзы.

1




109

4

Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные.





110

5

Подчинительные союзы.

1




111

6

Разряды подчинительных союзов.

1




112

7

Правописание союзов.

1




113

8

Слитное и раздельное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ.

1




114

9

Слитное и раздельное написание союзов ЧТОБЫ, ЗАТО.

1




115

10

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению.

1




116

11

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение (по упр. 316).

1



Сочинение

117

12

Союзы и союзные слова.

1




118

13

Союзы и союзные слова, способы их разграничения.

1




119

14

Союзы в простых и сложных предложениях.

1




120

15

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1




121

16

Морфологический разбор союза.

1




122

17

Повторение темы «Союз».

1




123

18

Обобщение по теме «Союз».

1




124

19

Контрольный диктант по теме «Союз».

1



Диктант

125

20

Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Предлоги и союзы».

1






Частица

15(14+1)




126

1

Частица как часть речи.

1




127

2

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1




128

3

Смысловые частицы.

1




129

4

Правописание частиц.

1




130

5

Правописание частицы НЕ.

1




131

6

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-.

1




132

7

Разграничение частиц НЕ и НИ.

1




133

8

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

1




134

9

Р.р. Сочинение-рассуждение. «Моя малая Родина».

1



Сочинение

135

10

Повторение темы «Частица».

1




136

11

Контрольная работа по теме «Частица».

1



Тест

137

12

Междометие как часть речи.

1




138

13

Запятая и восклицательный знак при междометиях.

1




139

14

Контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации.

1



Диктант

140

15

Итоговый урок.

1












12