СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа составлена на основе Стандарта основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова) с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы».
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)из них на развитие речи- 21 час
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа№1» Бахчисарайского района Республики Крым
«Согласовано» Руководитель ШМО ________ В.П. Гайдученко Протокол № ___ от «__ » ____________2015 г.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ Л.Б.Казликина «__»____________2015 г.
| «Утвержддаю» Директор МКОУ «Бахчисарайская СОШ №1» ________ С.В. Бундина Приказ № ___ от «__»__________________2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8-А, 8-В классы
Базовый уровень
Учитель: Кузьменко Ирина Викторовна
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Стандарта основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова) с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы».
Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)из них на развитие речи- 21 час. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Учебник «Русский язык. 8 класс», издательство «Просвещение», 2014
Данная программа по русскому языку направлена на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Реализация календарно- тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
2. Цели и задачи учебной дисциплины.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
3. Требования к уровню усвоения дисциплины.
речевая деятельность, аудирование:
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
рецензировать устный ответ учащегося;
задавать вопросы по прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
при необходимости переходить на изучающее чтение;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; говорение:
пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
вести репортаж о школьной жизни;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста- рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п. письмо:
пересказывать фрагмент прослушанного текста;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя; фонетика и орфоэпия:
правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; морфология:
распознавать части речи и их формы;
соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа; орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;
проводить интонационный анализ простого предложения;
выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
4. Учебно-тематический план.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания
и правил их использования
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения.
Грамматическая основа предложения.
Предложения простые и сложные.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение
Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как вид определения.
Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
У м е н и я и н а в ы к и :
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
выделять словосочетания из предложения;
соблюдать нормы грамматической связи слов (особенно управления и — в трудных случаях
— согласования);
обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний;
выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие (по значению, строению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю высказывания;
выделять грамматическую основу предложения;
разбирать предложения по членам;
выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение;
соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического
ударения в соответствии со смыслом высказывания.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
У м е н и я и н а в ы к и :
различать односоставные и двусоставные предложения;
осмысливать обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений;
использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации, содержанию и типу текста;
употреблять назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.
Полные и неполные предложения
Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
У м е н и я и н а в ы к и :
различать полные и неполные предложения;
различать неполные и односоставные предложения;
осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, уместно их
использовать в речевой практике.
Осложненное предложение
Предложения с однородными членами Понятие об однородных членах предложения.
Средства связи однородных членов.
Союзы при однородных членах, их разряды по значению.
Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
У м е н и я и н а в ы к и :
видеть в предложении однородные члены (в том числе распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов);
распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи; выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания;
уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
У м е н и я и н а в ы к и :
соблюдать правильную интонацию при обособлении;
заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями;
уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении.
У м е н и я и н а в ы к и :
соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями; вставными конструкциями;
использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом
речевой ситуации, содержания, стиля высказывания.
Способы передачи чужой речи
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог
Косвенная речь
Цитаты. Знаки препинания при цитировании
У м е н и я и н а в ы к и :
Моделировать и использовать в устной и письменной речи предложения с прямой речью;
Моделировать и использовать в устной и письменной речи диалог, заменять его прямой и косвенной речью.
Соблюдать пунктуационные нормы в письменной речи.
Использовать различные способы цитирования в речевой практике.
Повторение
5. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п |
Содержание |
Тип урока
| Форма Урока Информац. сопровожд. | Виды деятельности уч-ся, формы контроля |
Планируемые результаты | Примечания |
|
|
|
|
|
| I четверть |
|
|
| Введение. Повторение изученного в 7 классе |
|
|
|
|
|
| 1. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Урок закрепления изученного
| Уплотн.опрос | Фронт.опрос. составление устных кратких и развёрнутых ответов. | Знать: теоретический материал по данным разделам и теме. Уметь: применять данный теоретический материал на практике, в частности, правильно расставлять указанные знаки препинания; уметь вести самостоятельный поиск информации;
|
|
| 2-3. | Р.р.1, 2.Что такое культура речи
| Комбинированный урок. | Проблемно ориентированный диалог | Составление плана текста упр14., словарная работа, составление схем. | Знать: о соблюдении норм литературного языка. Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; |
|
| 4. | Знаки препинания в сложном предложении. | Урок закрепления изученного | Взаимопроверка. | Запись и анализ сложных предл. и возможных запятых в них. Работа парами. | Знать: теоретический материал по правильной постановке ЗП в СП. Уметь: применять данный теоретический материал на практике, правильно расставляя ЗП в СП. применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
|
| 5. | Знаки препинания при обособлении причастных и деепричастных оборотов |
| Орфографический практикум | Работа в группах | Уметь определять границы причастного и деепричастного оборота, составлять интонационные схемы, устанавливать связь причастия и деепричастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слов от определяемого |
|
| 6. | Не с разными частями речи | Урок закрепления изученного | Орфографический практикум | Самостоятельная индивидуальная работа | Уметь применять правило написания НЕ с полными и краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными, существительными и наречиями при письме под диктовку и при создании собственных текстов, отличать причастия от прилагательных, соблюдать орфоэпические нормы |
|
| 7. | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Урок закрепления изученного | Методический прием « Я учитель» | Сообщения уч-ся о правописании –НН-Н- в суффиксах прил., прич., наречий. Практическая работа. | Знать: о правописании Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Уметь: правильно писать Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
|
| 8. | Р.р.3.Текст и его структура | Урок изучения нового материала | Комплексный анализ текста | Фронтальная и индивидуальная работа | Знать: понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста Уметь: устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста |
|
| 9. | Правописание Е -Ё после шипящих в разных частях речи | Урок закрепления изученного | Методический прием « Я учитель» | Работа в парах и группах | Уметь: объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после шипящих», соблюдать орфоэпические нормы |
|
| 10. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях Самостоятельная работа по теме «Повторение»
| Урок -консультация Проверка ЗУН, практикум | Круглый стол | Предупредительный диктант Самостоятельная работа с упражнениями учебника и по карточкам | Уметь применять морфологические знания и умения в практике правописания. Формирование навыка слитного, раздельного и дефисного написания наречий, обогащение словарного запаса. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии | . |
|
| Словосочетание (8 часов) |
|
|
|
|
|
| 11 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи | Урок усвоения новых знаний | Групповая, фронтальная работа | Работа с книгой, упражнения | Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы – текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают |
|
| 12. | Р.р.4. Подробное изложение №1( упр. 48) | Рок развития речи | Изложение | | Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. |
|
| 13. | Р.р.5. Анализ речевых ошибок в изложениях. | Урок развития речи | Самоанализ и самопроверка | Самостоятельная индивидуальная работа | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.
|
|
| 14. | Словосочетание, его структура и виды | Урок ознакомле-ния с новым материалом.
| Фронт.опрос.
| Отработка навыков разборов слов и предложений. Работа у доски.
| Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи |
|
| 15. | Типы связи слов в словосочетании | Урок ознакомления с новым материалом | Урок- исследование | Словарный диктант.
| Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
|
| 16. | Типы связи слов в словосочетании | Урок усвоения новых знаний | Практикум | Творческая работа в группах | Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
|
| 17. | Синтаксический разбор словосочетаний | Урок ознакомления с новым материалом | План синтаксического разбора словосочетания | Самостоятельная работа | Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь выполнять разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям |
|
| 18. | Контрольная работа №1 по теме «Словосочетание» Словарный диктант №1 | Урок контроля |
| Систематизация знаний, контроль | Знать о строении словосочетаний, отношениях между компонентами словосочетания; отличиях словосочетания от слова и предложения; способах выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам |
|
| 19. | Анализ ошибок контрольной работы | Урок рефлексии | Методический прием « Я учитель» | Работа по индивидуальным карточкам | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры |
|
|
| Простое двусоставное предложение |
|
|
|
| |
| 20. | Понятие о предложении | Урок усвоения новых знаний |
| Работа с книгой, упражнения, сжатое изложение | Знать об особом свойстве предложения (соотнесённости с фрагментами окружающей действительности), его коммуникативной функции Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | |
| 21. | Главные члены двусоставного предложения | Урок новых знаний | Проблемное исследование |
| Знать: понятие о предложении, о строении предложения, его ГО. Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять ГО предложения. |
|
| 22. | Подлежащее и способы его выражения | Комбини- рован | Проблемное исследование | Беседа, проблемные задания, работа | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего |
|
| 23. | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. | Урок ознакомле-ния с новым материалом.. | Проблемное исследование | Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов | Знать: о сказуемом и его основных типах, о ПГС, его строении и особенностях; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип; находить в предложении ПГС, определять его строение. |
|
| 24 | Р.р.6. Средства и способы связи предложений в тексте | Комбини- рован | Проблемное исследование | Работа с упражнениями учебника | Знать основные признаки текста. Уметь отмечать языковые средства, которые обеспечивают |
|
|
|
|
|
|
| II четверть |
|
| 25. | Составное глагольное сказуемое
| Урок усвоения новых знаний | Решение проблемных ситуаций | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; |
|
| 26.
| Составное именное сказуемое | Комбинированный урок | Решение проблемных ситуаций | Работа с текстом худ.литературы. Выполнение заданий учебника. | Знать: о составном именном сказуемом, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении СИС, определять его строение; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых
|
|
| 27. | Тире между подлежащим и сказуемым | Комбини- рованный урок | Рефлексивный анализ | Беседа, проблемные задания, работа | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники») |
|
| 28-29 | Р.р.7 Подробное изложение с творческим заданием №2 (упр. 79.)
| Уроки | Работа с текстом, творческая работа | Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения | Уметь высказывать свое отношение к проблеме, поднятой в тексте; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст |
|
| 30. | Р.р. 8. Анализ изложений и работа над ошибками. | Урок | Беседа, практикум | Редактирование текста. | Уметь находить, анализировать, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты Отработка понятия парцелляция
|
|
| 31. | Второстепенные члены и их роль в предложении | Урок ознакомления с новым материалом | Фронт.опрос | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы | Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП; о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении. Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП
|
|
| 32. | Определение и его виды | Комбинированный урок | Решение проблемных ситуаций | Беседа, проблемные задания, работа | Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления |
|
| 33. | Дополнение и его виды | Комбини- рованный урок | Решение проблемных ситуаций | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения |
|
| 34. | Обстоятельство и его виды | Комбини- рованный урок | Решение проблемных ситуаций | Беседа, проблемные задания, работа | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения) |
|
| 35. | Повторение темы «Двусоставное предложение» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Тренинг | Систематизация знаний Тренинг | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные)
|
|
| 36. | Контрольный диктант №1 Словарный диктант №2 | Проверка ЗУН, практикум |
| | Контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученному материалу. |
|
| 37. | Анализ контрольнго диктанта | Урок коррекции | Работа по индивидуальным карточкам | Работа над ошибками | Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры |
|
| 38. | Р.р.9. Сочинение- описание картины №1 (упр. 126-127 или упр.158 -159) | Сочинение. Урок проверки и коррекции знаний и умений | Письм.опрос | Анализ собранного материала (из дополнительных источников), составление плана, написание сочинения. | Знать: об особенностях написания сочинения данного типа. Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
|
|
| 39 | Р.р.10..Анализ сочинений и работа над ошибками. | Беседа, практикум |
| Отработка понятия парцелляция
| Уметь:анализировать , классифицировать и устранять допущенные ошибки находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
|
|
|
| |
| | Односоставные предложения |
|
| 40. | ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения. Главный член односоставного предложения.
| Урок усвоения новых знаний | Урок- исследование | Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1, | Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными. Уметь проводить наблюдение над
|
|
| 41. | Определённо- личные предложения | Урок усвоения новых знаний | Урок- исследование | Диктант –взаимопроверка, беседа, проблемные задания, работа | Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе |
|
| 42. | Неопределённо-личные предложения | Урок усвоения новых знаний |
| Беседа, проблемные задания, упражнения, работа | Знать различия между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо- |
|
| 43. | Обобщенно- личные предложения | Урок усвоения новых знаний |
|
| Уметь: находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться ими |
|
| 44
| Безличные предложения | Урок усвоения новых знаний | Урок- исследование | Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение-миниатюра «Осенний дождь | Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; писать сочинение-миниатюру «Осенний дождь» |
|
| 45. | Назывные предложения | Урок применения знаний и умений.
| Урок- исследование | Сочинение – миниатюра | Знать: о назывных предложениях, их особенностях. Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах
|
|
| 46. | Контрольная работа № 2 по разделу «Односоставные предложения». | Тест. Урок проверки и коррекции знаний и умений | Письм.опрос. | Самостоятельное выполнение контрольного теста | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике; Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; |
|
| 47. | Анализ тестовой работы и работа над ошибками. | Урок применения знаний и умений.
| . | Анализ , классификация и устранение допущенных ошибок. Выполнение упражнений учебника, составление схем предложений. | Уметь: находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
|
|
| 48 | Подведение итогов полугодия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| III четверть |
|
|
| |
|
|
| Простое осложненное предложение |
|
| 49. | Понятие о простом осложненном предложении | Урок новых знаний |
| Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. Интеграция с уроком литературы: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», определять их роль |
|
| 50. | Понятие об однородных членах предложения | Комбинированный урок | Методический прем « Я учитель» | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно использовать предложения с однородными |
|
| 51. | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними | Урок применения знаний и умений | Методический прем « Я учитель» | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | Знать правила постановки знаков препинания при однородных Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
|
| 52. 53. | Р.р.11.Сочинение- рассуждение №2 (упр. 220 или упр. 289) |
|
|
| Уметь создавать собственные тексты различных функционально – смысловых типов речи и определенной разновидности языка |
|
| 54. | Р.р.12..Анализ сочинений и работа над ошибками. | Беседа, практикум |
|
| Уметь:анализировать , классифицировать и устранять допущенные ошибки находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
|
| 55. | Однородные и неоднородные определения | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Методический прем « Я учитель» | Работа с текстами художественных произведений, упражнения | Знать правило: постановка знаков препинания при однородных определениях и отсутствие знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения |
|
| 56. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Комбинированные уроки | Фронтальный опрос | Работа с текстами художественных произведений, упражнения | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); конструировать схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым |
|
| 57. | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Комбинированный урок | План синтаксического | Тренинг | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными |
|
| 58 | Повторение по теме «Предложения | Комбинированный урок | Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов | Тренинг проблемные | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях Уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, самостоятельно составлять предложения с однородными членами |
|
| 59.
| Диктант №2 по теме «Простое осложненное предложение» (с грамматическим заданием) | Урок |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии |
|
| 60. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация |
| Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками |
|
|
|
|
|
|
| Предложения с обособленными членами (20) |
|
| 61. 62. | Обособление определений | Уроки усвоения новых знаний | Сбор и систематизация материалов. Проектная деятельность | Интеграция | Знать, что такое обособление Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную инто нацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев) |
|
| 63-64. | Обособление приложений | Уроки усвоения новых знаний | Сбор и систематизация материалов. Проектная деятельность | Интеграция | Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением |
|
| 65-66. | Обособление обстоятельств | Уроки усвоения новых знаний | Сбор и систематизация материалов. Проектная деятельность | Интеграция | Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. Интеграция с уроком литературы: уметь выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме |
|
| 67. 68 | Обособление дополнений | Урок усвоения новых знаний | Урок- исследование | Интеграция | Знать правило обособления дополнений со значением Включения – исключения - замещения выраженных существительными с предлогами. Уметь выявлять условия обособления дополнений; определять границы; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных дополнений. Интеграция с уроком литературы: уметь выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме |
|
| 69. 70. | Р.р15-16.. Презентация проектных работ по теме «Герб моей семьи» | Урок-презентация |
|
| Уметь собирать информацию по заданной теме; создавать устные и письменные тексты; оценивать чужие и собственные высказывания с точки зрения их соответствия коммуникативным требованиям, языковой правильности |
|
| 71. 72.
| Обособление уточняющих членов предложения | Урок усвоения новых знаний | Урок- исследование |
| Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие |
|
| 73.
| Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | Урок применения знаний и умений | Тренинг |
| Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами |
|
| 74. | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» | Урок-зачёт | Проверка знания теоретического материала, обобщение изученного |
| Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими
|
|
| 75 | Р.р.13. Сжатое изложение.№3 (упр.227) | Урок развития речи |
| Написание изложения. | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения |
|
| 76. | Р.р. 14. Анализ изложений и работа над ошибками. | Урок | Беседа, практикум | Редактирование текста. | Уметь находить, анализировать, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты Отработка понятия парцелляция |
|
| 77. | Подведение итогов четверти Словарный диктант№3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| IV четверть |
|
| 78-79 | Предложения с обращениями | Урок усвоения новых знаний Урок применения знаний и умений | Проекты | Исследовательская и поисковая деятельность | Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении. Интеграция с уроками |
|
| 80-81 | Предложения с вводными конструкциями | Уроки усвоения новых знаний Урок применения знаний и умений | Проекты
| Исследовательская и поисковая деятельность | Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённое |
|
| 82-83. | Предложения со вставными конструкциями | Уроки усвоения новых знаний Урок применения знаний и умений | Работа с упражнениями учебника | Исследовательская и поисковая деятельность | Знать выделительные знаки препинания при вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённое отношение к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов |
|
| 84. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Урок применения знаний и умений | Работа с упражнениями учебника | Самостоятельная работа | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения |
|
| 85. | Р.р17..Научный стиль. | Урок -конференция | Сбор и систематизация материалов. Проектная деятельность | Сбор материала к устному выступлению Составление таблицы | Знать: признаки публицистического стиля. Уметь: анализировать тексты, составлять собственные тексты.; выступать перед аудиторией с небольшим докладом, комментировать слайды в процессе презентации проекта |
|
| 86. | Повторение по теме «Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | Комбинированный урок | Работа с упражнениями учебника | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные пра- |
|
| 87. | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | Комбинированный урок | Работа с упражнениями учебника | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой |
|
| 88. 89.
| Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | Комбинированный урок | Работа с упражнениями учебника | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | Знать: о прямой речи, ее особенностях, о знаках препинания при ней. Уметь: определять прямую речь, правильно оформлять ее на письме, преобразовывать предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.
|
|
| 90. | Р.р18.. Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль | Урок усвоения новых знаний | Сбор и систематизация материалов. Проектная деятельность | Сбор материала к устному выступлению Составление таблицы | Знать: признаки публицистического стиля. Уметь: анализировать тексты, составлять собственные тексты. |
|
| 91. | Диалог | Урок применения знаний и умений
| Деловая игра. | Составление диалогов в различных ситуациях.
Разыгрывание диалогов в различных жизненных ситуациях. Культура речи участников | Знать: о диалоге, об оформлении его на письме. Уметь: правильно составлять, оформлять диалог на письме. Развивать способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь |
|
| 92. 93. | Р.р19. Интервью - жанр публицистики Р.р.20 Сочинение № 3 Сочинение в жанре интервью(упр. 29) | Уроки развития речи |
| Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памяти 3-4 реплик из интервью, формулирование вопросов и ответов на них, работа с памяткой «Как работать над сочинением в жанре интервью» | Знать типовую композицию интервью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимосвязанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части |
|
| 94. | Р.р21..Анализ сочинений и работа над ошибками. | Урок развития речи | Беседа, практикум | Отработка понятия парцелляция
| Уметь находить, анализировать, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
|
|
| 95.
| Косвенная речь. | Уроки применения знаний и умений
| Инд.опрос. | Выполнение заданий с целью закрепления понятий : Обращение, разряды местоимений, виды орфограмм. | Знать: о косвенной речи, ее особенностях, о ЗП при ней. Уметь: определять косвенную речь, правильно оформлять ее на письме, преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.
|
|
| 96. | Цитаты. Знаки препинания при цитировании | Комбинированный урок |
| Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания | Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать |
|
| 97. | Повторение темы «Способы передачи чужой речи» | Урок применения знаний и умений | Групповой, индивидуальный опрос, технология « Я учитель» | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи |
|
| 98. | Годовая контрольная работа№3 : Тестирование. Сжатое изложение | Урок контроля знаний и умений |
|
| Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии |
|
| 99. | Анализ ошибок в годовой контрольной работе Словарный диктант№4 | Урок коррекции | Работа над ошибками | Работа по индивидуальным карточкам | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры |
|
| 100-104 | Итоговое повторение. Резерв. |
|
| |
|
|
| 105. | Подведение итогов года |
|
|
|
|
|
7. Контроль уровня обученности
№ п/п |
Содержание | Кол-во часов | В том числе на: | Выполнение практической части программы: |
| |||||
уроки | РР | Диктант | Словарный диктант | Сочинения | Изложения | Контрольные работы/ формы промежуточного и итогового контроля | ||||
1. | Введение. Повторение изученного в 7 классе | 10 | 6 | 3 |
|
|
|
| Тестирование | |
2. | Словосочетание | 9 | 5 | 2 |
| 1 |
| 1 | Тестирование | |
3. | Простое двусоставное предложение | 20 | 11 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| |
4. | Односоставные предложения | 9 | 8 |
|
|
|
|
| Тестирование | |
5. | Простое осложненное предложение | 12 |
| 3 | 1 |
| 1 |
| Грамматическое задание | |
6. | Предложения с обособленными членами | 17 |
| 4 |
| 1 |
| 1 | Сжатое изложение | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
7. | Предложения с обращениями | 25 |
| 5 |
| 1 | 1 |
| Тестирование. Сжатое изложение | |
| Итоговое повторение. Резерв. | 2 |
|
|
|
|
|
|
| |
| Итого | 104 |
| 21 | 2 | 4 | 3 | 3 | 7 |
8. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
для учащихся:
Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова. Русский язык. 8 класс. М.: Просвещение 2014
для учителя:
Л. М. Рыбченкова. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011
О.А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2005
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2004
Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2000
Е.Н. Колокольцев, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература.
(Произведения изобразительного искусства). 8 - 9 классы. М.: Дрофа . 2005
Т.М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2005
СИ. Львова. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М.: Дрофа. 2005
СИ. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5 - 9 классов. М.: Мнемозина. 2003
А.Ю. Купалова. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Дрофа. 2001
Т.Л Воителова Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2005
Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004