Изучение учебного предмета «Технология. Технологии ведения дома» в 5 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Понятие о проекте, проектировании, проектной деятельности. Составные части годового творческого проекта пятиклассника. Этапы выполнения проекта.
Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Планировка кухни: варианты, цветовое решение, декоративное оформление.
Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, СВЧ, посудомоечной машины.
Санитария и гигиена на кухне: санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, хранению продуктов и готовых блюд. Посуда для кухни и уход за ней. Безопасные приёмы работы на кухне, первая помощь. Здоровое питание. Пищевые отравления. Технология приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из круп, бобовых и макаронных изделий, из овощей и фруктов, блюд из яиц. Правила кулинарной обработки. Приготовление завтрака: сервировка стола, меню. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Практическая работа № 7 «Блюда из варёных овощей».
Практическая работа № 9 «Завтрак. Сервировка стола к завтраку».
Производство текстильных материалов. Волокна растительного происхождения. Свойства текстильных материалов. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Снятие мерок. Швейные изделия для кухни. Изготовление выкроек фартука, прямой юбки. Изготовление выкроек сарафана и топа. Построение выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Выкраивание деталей швейного изделия.
Швейные ручные работы. Инструменты и приспособления. Понятие о стежке, строчке и шве. Перенос линий выкройки на детали кроя. Предохранение срезов от осыпания.
Современные бытовые швейные машины. Подготовка швейной машины к работе. Приёмы работы на швейной машине. Основные операции при машинной обработке изделия. Требования к выполнению машинных работ.
Выполнение строчек на швейной машине. Влажно-тепловая обработка ткани. Классификация машинных швов. Технология изготовления швейных изделий: салфетка, фартук, юбка.
Лабораторная работа № 1 «Определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани».
Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России. Творчество народных умельцев города Моршанска. Понятия композиция, орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте. Лоскутное шитьё. Технология изготовления лоскутного изделия.
Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
план. | факт. |
I. | Творческая проектная деятельность | 2 | | | | |
| Вводное занятие. Охрана труда и правила поведения в кабинете. | 1 | Уроки отработки умений и рефлексии | | | |
| Что такое творческий проект. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Самоконтроль | | |
II. | Оформление интерьера | 8 | | | | |
| Интерьер и планировка кухни-столовой. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Графическая работа | | |
| Декоративное оформление кухни | 1 | Урок общеметодологической направленности | Сообщения | | |
| Практическая работа № 1 «Планировка кухни» | 1 | Урок развивающего контроля | Практическая работа | | |
| Бытовые электроприборы на кухне. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Творческий проект | | |
| Оформление творческого проекта «Планирование кухни-столовой» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Творческий проект | | |
| Защита творческого проекта. | 1 | Урок развивающего контроля | Творческий проект | | |
| Зачётный урок по теме «Оформление интерьера» | 1 | Урок рефлексии | Творческий проект | | |
III. | Кулинария | 22 | | | | |
| Санитария и гигиена на кухне | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Безопасные приёмы работы на кухне | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Здоровое питание. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Взаимоконтроль | | |
| Практическая работа № 2 «Моя пищевая пирамида» | 1 | Урок развивающего контроля | Практическая работа | | |
| Технология приготовления бутербродов. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 3 «Бутерброды» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Технология приготовления горячих напитков | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 4 «Горячие напитки» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 5 «Блюда из круп или макаронных изделий» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 6 «Салат из сырых овощей» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Тепловая кулинарная обработка овощей. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 7 «Блюда из варёных овощей». | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Технология приготовления блюд из яиц. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 8 «Блюда из яиц» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Работа в группах | | |
| Практическая работа № 9 «Завтрак. Сервировка стола к завтраку». | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Творческий проект «Воскресный завтрак всей семьи» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Самоконтроль | | |
| Оформление творческого проекта «Воскресный завтрак всей семьи» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Творческий проект | | |
| Защита творческого проекта. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Творческий проект | | |
| Зачётный урок по теме «Кулинария» | 1 | Урок рефлексии | | | |
IV. | Создание изделий из текстильных материалов | 28 | | | | |
| Производство текстильных материалов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Лабораторная работа № 1 «Определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани». | 1 | Урок развивающего контроля | Лабораторная работа | | |
| Текстильные материалы и их свойства. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Лабораторная работа № 2 «Свойства тканей из хлопка и льна» | 1 | Уроки отработки умений и рефлексии | Лабораторная работа | | |
| Изготовление выкроек: инструменты, приспособления, размеры | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Швейные изделия для кухни: салфетка, подушка для стула | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Выкройки фартука, прямой юбки. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Выкройки сарафана, топа | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 10 «Мои мерки» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Практическая работа № 11 «Моя выкройка» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Раскрой швейного изделия | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 12 «Раскрой швейного изделия» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Швейные ручные работы: инструменты и приспособления. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Стежок, строчка и шов. Перенос линий выкройки | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Предохранение срезов от осыпания – обмётывание. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 13 «Образцы ручных швов» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Швейная машина. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Лабораторная работа № 3 «Регулирующие механизмы швейной машины» | 1 | Уроки отработки умений и рефлексии | Лабораторная работа | | |
| Основные операции при машинной обработке изделия. Машинные швы. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Работа в группах | | |
| Практическая работа № 14 «Изготовление образцов машинных швов» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Влажно-тепловая обработка тканей. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 15 «Влажно-тепловые работы» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Технология изготовления швейных изделий. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 16 «Обработка проектного изделия» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Творческий проект «Наряд для завтрака» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Самоконтроль | | |
| Оформление творческого проекта «Наряд для завтрака» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Творческий проект | | |
| Защита творческого проекта. | 1 | Урок развивающего контроля | Творческий проект | | |
| Зачётный урок по теме «Создание изделий из текстильных материалов» | 1 | Урок рефлексии | | | |
| Художественные ремёсла | 10 | | | | |
| Декоративно-прикладное искусство | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа в группах | | |
| Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа в группах | | |
| Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Самоконтроль | | |
| Лоскутное шитьё. Технология изготовления лоскутного изделия. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Самоконтроль | | |
| Практическая работа № 17 «Лоскутное шитьё» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа | | |
| Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Творческий проект | | |
| Оформление творческого проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Творческий проект | | |
| Защита творческого проекта. | 1 | Урок развивающего контроля | Творческий проект | | |
| Зачётный урок по теме «Художественные ремёсла» | 1 | Урок рефлексии | | | |
| ИТОГО | 70 | | | | |