СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для 4 класса (УМК "Гармония")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии  для 4 класса (УМК "Гармония")

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 4 класса (УМК "Гармония")»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 № 373

  3. Учебный план МБОУ Большинской СОШ на 2016/2017 учебный год.

  4. Примерные программы общеобразовательных учреждений Конышева Н.М. Образовательная область «Технология»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. - Смоленск: « Ассоциация 21 век».2013.

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Основная образовательная программа МБОУ Большинской СОШ на 2016-2017 учебный год.

  7. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Большинской СОШ.

  8. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (Вестник образования, 2005г №11 или сайт http://www.vestnik.edu.ru).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности

Основные задачи уроков технологии в четвёртом классе отражают список задач учебного курса в целом и включают в себя:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный курс, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей. В программе реализованы возможности курса технологии в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы урок технологии в 4 классе рассчитаны на 2 учебных часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 68 часов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей является главным стержнем программы четвертого года обучения. Накопленные учениками за предыдущий период знания и умения не просто дополняются, а систематизируются и обобщаются — в результате у них формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека и осмысленное отношение к ней.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы урок технологии в 4 классе рассчитаны на 2 учебных часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 68 часов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Из глубины веков (6 ч.)Основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал — все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.

Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об исторической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов.

Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики; полотенце с вышивкой.

Мастера и подмастерья (10 ч.)

Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру — это способ научиться мастерству. Четвероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей — творческой — концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства — его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных методиках трудового обучения копированием указанный прием не имеет ничего общего.

Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инструментов.

Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (маски, упаковки, открытки, игрушки).

Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы.

Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд.

Традиции и современность (10 ч.)

Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человек

Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах.

Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жесткий переплет); бисероплетение.

В каждом деле свои секреты(7 ч.)

В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвертого класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершенствование само по себе способно вызвать у детей положительные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и углубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее.

Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида.

Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двухфигурная композиция (лепка). Монументальное искусство, витраж: окно замка Снежной Королевы, веселого гнома или Мальвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папьемаше).

Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование раздела, темы.

Кол-во часов.

Сроки изучения.

Количество

КР

ПР

СЧ

ИЗЛ

ДК

ЭКС

ПР

РЕЗ

1.

Из глубины веков

8

4.09- 23.10









2.

Традиции мастеров в изделиях для праздника

8

30.10 -25.12







1


3.

Мастера и подмастерья

10

15.01 – 19.03









4.

В каждом деле свои секреты

9

2.04 – 28.05










Итого

35













Календарно-тематическое планирование.

(1 час в неделю, 35 часов)


п/п

Тема урока

Дата урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения

план

факт

Универсальные учебные действия

Личностные

Предметные

Из глубины веков – до наших дней 8ч.

1

Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти.


4.09


Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради. Обсуждать общее содержание учебника и тетрадей. Обсуждать смысл историко-культурных традиций. Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год. Выполнять упражнения в рабочей тетради.

Регулятивные: Ориентироваться в содержании учебника и рабочих тетрадей.

Познавательные: Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

Коммуникативные: Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.

Понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

Иметь представление о единстве мира вещей и мира природы.

Знать правила техники безопасности на уроках трудового обучения

2.




Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.


11.09


Рассматривать образцы керамичес-ких изделий. Анализировать форму сосудов, ее функциональность и внешнюю выразительность. Анализировать различные способы практической работы, обсуждать их и сравнивать. Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу. Воспринимать, анализировать и обобщать информацию о культурно-историческом значении керамики. Обсуждать результаты работы.

Познавательные: Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее.

Регулятивные: Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;


Уметь организо-вать безопасный рациональный труд

3.

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.


18.09


Рассматривать образцы изделий, анализировать и обсуждать их (значение, символический смысл и способы создания узоров на сосудах). Выполнять упражнения на составление узоров по мотивам культурных образцов. Выполнять декоративную отделку сосудов по мотивам культурных образцов.

Познавательные: Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Регулятивные: Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы

Уметь делать образцы бытовой керамики, изготавливать украшения с использованием древней магической символики.

4.

5.


Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.



25.09

2.10


Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Выполнять эскизы декоративных плиток. Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов.

Выполнять работу в соответствии с замыслом.

Познавательные: Анализировать графическую и текстовую информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Планировать работу. Выполнять работу по инструкции и по плану. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;


Уметь организовать безопасный рациональный труд

6.


Древнее ремесло - плетение изделий.

Плетёная коробочка.


9.10


Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Анализировать приемы выполнения работы.

Изготавливать коробочку в технике плетения. Обсуждать варианты работы с товарищами.


Познавательные: Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Регулятивные: Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата. планировать работу. Выполнять работу по плану в соответствии с инструкцией.

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы, законам гармонии и их отражению в произведениях мастеров.

Усвоить приёмы прямого плетения из полос (изготовить по образцу корзиночку, короб)


7.


Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки» (или «крестик»).

16.10


Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки». Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».

Регулятивные: Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять ее по плану.

Познавательные: Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее.

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

Усвоить прием низания

8.

Мини-проект. Проектирование и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии.


23.10


Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Выполнять эскизы различных узоров декоративных цепочек из бисера. Конструировать и изготавливать цепочку из бисера в соответствии с эскизом.

Регулятивные: Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять ее по плану.

Познавательные: Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Использовать полученные знания и умения в решении творческих практических задач.

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы

Усвоить прием низания (изготовить ожерелье, бусы)

Традиции мастеров в изделиях для праздника 8ч.

9.


Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования. Гофрированная подвеска.


30.10


Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.

Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги. Упражняться в выполнении ритмичных складок. Конструировать гофрированную подвеску из бумаги.



Регулятивные: Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом.

Познавательные: Анализировать текстовую и зрительную информацию. Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы, обсуждать их и сравнивать. прогнозировать

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания

Освоить  новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы изготовления из бумаги

10.


Бумагопластика. Раскладные картинки.



13.11


Читать, слушать информацию о новых технологиях создания объёмных конструкций, обсуждать ее; рассматри-вать образцы. Выполнять построение деталей прямоугольной формы. Выполнять обработку деталей для создания объёмной раскладной конструкции. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной конструкции и ее деталей. Конструировать открытку с раскладной картинкой, используя освоенные технологии работы.

Регулятивные: Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации.

Познавательные: Воспринимать и анализировать учебную информацию. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения задания. Действовать в соответствии с инструкцией. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Коммуникативные: Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы изготовления из бумаги

11.




Новые приемы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.


20.11


Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы. Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции. Обсуждать приемы выполнения работы. Упражняться в различных способах трансформации бумаги в объёмные формы. Решать задачи на конструирование «в уме».

Конструировать футляр - упаковку для подарка на основе новых технологий работы.

Регулятивные: Читать и анализировать чертежно-графическую информацию. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий.

Действовать в соответствии с инструкцией.

Познавательные: Осуществлять мысленное конструирование формы, создавать форму в воображении. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия.

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты.

Чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания

Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы изготовления из бумаги

12.


Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски.


27.11


Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий. Выполнять эскизы изделия в соответствии с творческой задачей. Конструировать карнавальную маску в соответствии с инструкцией и творческим замыслом.

Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление маски в соответствии с творческой задачей.

Регулятивные: Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Познавательные: Оценивать образцы изделий с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта.

Чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов

Уметь пользоваться чертёжно-графическими приёмами. Построение с использованием чертёжно-измерительных инструментов

13.

14.

Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста).

4.12

11.12


Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.

Обсуждать информацию. Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций. Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом.

Регулятивные: Воспринимать и анализировать информацию. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Познавательные: Проявлять учебно-познавательный интерес.

Коммуникативные: Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Оценивать результаты выполненной работы.

Знать как используются природные формы в художественных ремёслах. Иметь представление о народных традициях в художественных ремёслах. Уметь использовать их в своих работах.

15.

16.

Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф).


18.12

25.12


Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки. Отбирать способы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей.

Регулятивные: Воспринимать, понимать и анализировать текстовую и визуальную информацию, учитывать ее в своей работе. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с творческой задачей.

Познавательные: Прогнозировать и планировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приемы работы в практической деятельности

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты.

Привычка к организованности, порядку, аккуратности;


Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие. 10 ч.

17.


Простейшие приемы вязания крючком; цепочки.

15.01


Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении простейших приемов вязания крючком.

Изготавливать вязаную цепочку.

Познавательные: Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать ее в своей работе.

Регулятивные: Руководствоваться правилами при выполнении работы. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Коммуникативные: Оценивать результаты выполненной работы.

Привычка к организованности, порядку, аккуратности;


Освоить простейшие приемы вязания крючком (цепочки, панно, кошелек из вязаного полотна)

18.


Цепочки; панно из цепочек.


22.01


Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать материалы (цветную бумагу, картон, нитки, ткань), вязать цепочки из ниток, нашивать их на основу из картона, бумаги или ткани (изготавливать элементы композиции и целостную композицию из вязаных цепочек).Решать задачи на нахождение стилевой гармонии в вещах.

Познавательные: Анализировать текстовую и визуальную информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы возможных вариантах работы.

Регулятивные: Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Коммуникативные: Оценивать результаты выполненной работы.


19.

20.

Петельный шов: технология выполнения. Сувениры из ткани и ниток.


29.01

5.02


Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции.

Упражняться в выполнении петельного шва. Выкраивать детали из ткани. Изготавливать сувениры из ткани с использованием петельного шва.

Познавательные: Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать ее в своей работе.

Регулятивные: Руководствоваться правилами при выполнении работы. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Коммуникативные: Оценивать результаты выполненной работы.

Привычка к организованности, порядку, аккуратности;


Знать рациональные приемы разметки.

Уметь: использовать рациональные приемы разметки; читать и работать

по простой технико-технологической документации

21.



Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки.


12.02


Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий.

Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка.

Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.

Познавательные: Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Моделировать детали на основе заданной формы.

Регулятивные: Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Коммуникативные: Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Привычка к организованности, порядку, аккуратности;


22.


Декоративные кармашки из ткани: разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. Петельный шов.

19.02


Читать текст, рассматривать образцы, анализировать инструкцию.Выполнять разметку деталей кармашка по выкройкам.

Выполнять раскрой деталей из ткани. Обшивать детали по краю петельным швом.

Познавательные: Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию; выполнять работу на ее основе.

Регулятивные: Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты.

Стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь: использовать рациональные приемы разметки; читать и работать

по простой технико-технологической документации

23.

Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы).

26.02


Читать текст, рассматривать образцы, анализировать инструкцию.

Выполнять петельный шов на изделии.

Выполнять работу по сборке и отделке декоративных кармашков.

Решать задачи на нахождение стилевой гармонии в вещах.

Познавательные: Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию.

Регулятивные: Выполнять работу, руководствуясь правилами. Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты.

24.


Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета.

.


5.03


Читать текст, рассматривать и анализировать графическую информацию, инструкции.

Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей и сборку изделия.


Познавательные: Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать ее в своей работе.

Регулятивные: Выполнять работу по инструкции.

Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия.

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты.

Привычка к организованности, порядку, аккуратности;


Знать рациональные приемы разметки.

Уметь: использовать рациональные приемы разметки; читать и работать

по простой технико-технологической документации

25.

26.

Простые переплетные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги / Изготовление книжки-малышки.


12.03

19.03


Читать, рассматривать и обсуждать образцы изделий и инструкции по выполнению работы. Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей для жесткого переплета. Изготавливать жесткий переплет для брошюры. Выполнять оформление изделия в соответствии с правилами.

Познавательные: Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать ее в своей работе.

Регулятивные: Выполнять работу по инструкции. Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия.

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и бережное отношение к книге.

Привычка к организованности, порядку, аккуратности;


В каждом деле – свои секреты 9 ч.

27.

28.

Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.


2.04

9.04


Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Изготавливать аппликацию из соломки. Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.


Познавательные: Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать образцы изделий, технологии работы, обсуждать их и сравнивать, аргументированно излагая свою точку зрения; выслушивать мнение своих товарищей

Регулятивные: Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе. Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты.

Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

Уметь читать и работать

по простой технико-технологической документации; воплощать мысленный образ в материале

29.

30.

Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.


16.04

23.04


Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Воспринимать и анализировать информацию об изделиях из соломки в народной культуре. Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приемы работы.

Изготавливать изделие из волокнистых материалов по инструкции. Вносить творческие изменения и дополнения в изделие.

Познавательные: Воспринимать, анализировать и оценивать информацию, творчески использовать ее в своей работе. Проявлять внимательное и творческое отношение к культурным традициям.

Регулятивные: Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

31.

32.


Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.

30.04

7.05


Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров. Рассматривать и анализировать образцы изделий и инструкции по выполнению работы. Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу. Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу. Изготавливать изделие из фольги способом тиснения (по инструкции и по замыслу). Представлять результаты своей работы; оценивать работу товарищей.

Познавательные: Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию.

Регулятивные: Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности.

Коммуникативные: Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к культурным традициям и творчеству мастеров.


Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

Знать простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой).

Уметь читать и работать по простой технико-технологической документации

33-34.


Секреты бумажного листа. Кусудама.


14.05

21.05


Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике о кусудамах.

Выполнять разметку и изготовление деталей для кусудамы из бумаги способом сгибания и складывания.

Изготавливать изделия в группах соответственно инструкции.


Регулятивные: Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций.

Познавательные: Воспринимать и усваивать новую информацию. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.

Коммуникативные: Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Производить контроль и оценку результатов работы.

Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

Уметь выполнять разметку и изготовление деталей для кусудамы из бумаги

35.

Подведение итогов года. Итоговая выставка.

28.05


Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.

Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.

Регулятивные: Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе.

Познавательные: Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.

Коммуникативные: Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений.

Осознание своих достижений в области творческой деятельности; способность к самооценке;



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Состав комплекта учебно-методических материалов по предмету «Технология»

  • Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

  • Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

  • Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся

  • Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

  • Компьютер

Экранно-звуковые пособия

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по музыке

Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой, стул

  • Шкаф для хранения дидактических материалов, пособий и пр.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение программного содержания должно обеспечить к концу четвёртого класса определённые результаты, в которых предметное, метапредметное и личностное содержание тесно переплетаются. В программе эти результаты обозначены следующим образом:


Личностные

У учащихся будут сформированы:

 положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

 осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке; • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

 понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

 представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

 понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

 чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

Могут быть сформированы:

 устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

 привычка к организованности, порядку, аккуратности;

 адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

 чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.


Предметные

Учащиеся научатся:

 использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

 правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

 на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

 выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;

 работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

 изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

 решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

 понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

 определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

 творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

 понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

 понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные


Регулятивные

Учащиеся научатся:

 самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

 планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале.;

 руководствоваться правилами при выполнении работы;

 устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

 самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

 прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.


Познавательные

Учащиеся научатся:

 находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

 анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

 сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

 анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

 выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

 использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Учащиеся получат возможность научиться:

 осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

 самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

 создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

 понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

 организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

 формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

 выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

 в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

 проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

• полностью усвоил учебный материал;

• умеет изложить его своими словами;

• самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

• правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

• в основном усвоил учебный материал;

• допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

• подтверждает ответ конкретными примерами;

• правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»

• не усвоил существенную часть учебного материала;

• допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

• затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

• слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»

• почти не усвоил учебный материал;

• не может изложить его своими словами;

• не может подтвердить ответ конкретными примерами;

• не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.


Оценка выполнения практических работ

Оценка «5»

• тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

• правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

• изделие изготовлено с учетом установленных требований;

• полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»

• допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

• в основном правильно выполняются приемы труда;

• работа выполнялась самостоятельно;

• норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

• изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

• полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

• имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

• отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

• самостоятельность в работе была низкой;

• норма времени недовыполнена на 15-20 %;

• изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

• не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

• имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

• неправильно выполнялись многие приемы труда;

• самостоятельность в работе почти отсутствовала;

• норма времени не довыполнена на 20-30 %;

• изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

• не соблюдались многие правила техники безопасности.