СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, обычаи и традиции народов России" 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель программы:

 «Праздники, традиции и ремесла народов России»- раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, обычаи и традиции народов России" 1-4 классы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

(МБОУ Калитвенская СОШ)
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Праздники, обычаи и традиции народов России».

Духовно-нравственное направление

начальное общее образование 1-4 класс

1 класс -30 ч

2 класс- 31 ч

3 класс- 33 ч

4 класс -33 ч

Учитель:


2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1-4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.  Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

   Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

 В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Цель программы:

«Праздники, традиции и ремесла народов России»- раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях.

Приобщает детей к народному творчеству; прививает любовь к народным традициям; расширяет их представлений о культуре русского народа; развивает эстетическое и нравственное восприятия мира. 

Задачи программы:

  • Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

  • Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

  • Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

  • Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

  • Формирование чувства национального достоинства. 

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

  2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

  3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

















Планируемые результаты освоения программы

    В результате освоения программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

  2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

Регулятивные умения:

Формировать  нравственные ценности, толерантности правильно оценивать происходящие события в окружающем мире.

Познавательные учебные умения:

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные учебные умения:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу срока обучения учащиеся должны:

  • Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

  • Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

  • Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.









Содержание программы

  1. Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

  1. Новый русский быт

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

  1. Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

  1. Русские народные промыслы

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павлово-Посадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

5. Русские народные игры

Салки, прятки, гуси, у медведя во бору, жмурки.

6. Русские народные песни для детей

Русская народная песня в своей основе имеет звукоряд естественный, тон натуральный. Такое построение народной песни наделяет её характером, полным невыразимой прелести. Русские народные песни для детей – это особая страничка в национальной культуре. Страничка ценная и чтимая.

(«Конь», «Козлик», «Вот я колья тешу» «Песня бедняка» и т.д)

7. Народные танцы

Русские народные танцы несут в себе особую энергетику всего русского народа. Они способны раскрыть его огромную душу, одновременно помогая показать таланты каждого танцора. Русские народные танцы на протяжении веков передаются из поколения в поколение как огромное культурное наследие. Их движения кажутся очень простыми, но за счет пластики танцоров общий рисунок танца получается весьма замысловатым. Он красиво выглядит как в быту, так и на сцене.

(Валенки», «Барыня», «Круговая-плясовая», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Городецкие ворота», «Балалайки», «Журавель», «Яблочко», «Русачок», а также любимые детьми «Во саду ли…», «Калинка» и «Кадриль»)









































Планирование тем по классам:

1 класс

Русские народные праздники.

2класс

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

3 класс

Старинный русский быт.

4 класс

Новый русский быт (со времён Петра I).




























Тематическое планирование 1 класс

п/п

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен.

Дата перенес

1

Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса.

1

06.09.17


2

Праздники – время отдыха, веселья.

1

13.09.17


3

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.

1

20.09.17


4

Сочетание языческих и христианских праздников.

1

27.09.17


5

Общие и семейные праздники.

1

4.10.17


6

Обычаи и обряды в проведении праздников.

1

11.10.17


7

Роль традиций.

1

18.10.17


8

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

1

25.10.17


9

Христианские легенды о Спасах.

1

08.11.17


10

Спожинки – окончание жатвы.

1

15.11.17


11

Успение Богородицы.

1

22.11.17


12

Покров Богородицы.

1

29.11.17


13

Девичьи гадания.

1

06.12.17


14

Начало зимних посиделок.

1

13.12.17


15

Канун Нового года. Васильев вечер.

1

20.12.17


16

Святки – веселое время года.

1

17.01.18


17

Ряженье, ряженые – древний обычай Святок.

1

24.01.18


18

Рождественский сочельник.

1

31.01.18


19

Рождество Христово.

1

7.02.18


20

Рождественские колядки.

1

14.02.18


21

Ёлка – символ «райского дерева».

1

28.02.18


22

Традиционные кушанья.

1

07.03.18


23

Крещение Господне.

1

14.03.18


24

Освещение воды.

1

21.03.18


25

Праздничный крещенский стол.

1

4.04.18


26

Масленица.

1

11.04.18


27

Масленичные обряды.

1

18.04.18


28

Вербное воскресенье.

1

25.04.18


29

День Святой Троицы.

1

16.05.18


30



Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. Хороводы, гулянья вокруг березки.

1

23.05.18




Тематическое планирование 2 класс

п./п.

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен

Дата перенес

1

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

1

06.09.17


2

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки.

1

13.09.17


3

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба.

1

20.09.17


4

Красный угол. Иконы.

1

27.09.17


5

Пословицы и поговорки о хлебе.

1

04.10.17


6

Мясные и постные кушанья.

1

11.10.17


7

Быт крестьянской и городской семьи.

1

18.10.17


8

Замкнутая жизнь женщин в городе.

1

25.10.17


9

Письменные принадлежности. Береста и бумага

1

08.11.17


10

Наряды девушек и дам XIX века.

Игра «Угадай, что я делаю?»

1

15.11.17


11

Атрибуты придворных.

Упражнение «произнеси звуки».

1

22.11.17


12

Атрибуты и аксессуары барского дома.

1

29.11.17


13

Вестибюль боярского особняка.

1

06.12.17


14

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе

1

13.12.17


15

Традиционные званые обеды.

1

20.12.17


16

Канун Нового года. Васильев вечер.

Игра со словом «Сочини сказку»

1

17.01.18


17

Прощёное воскресенье Чистый понедельник. Великий пост.

1

24.01.18


18

Вербное воскресенье.

1

31.01.18


19

Хороводы, гулянье вокруг берёзки.

Чтение тараторок.

1

07.02.18


20

Иван Купала.

1

14.02.18


21

День Петра и Павла. Упражнение на опору дыхания «Эхо»

1

21.02.18


22

Успение Богородицы.. Игра «Птичий двор».

1

21.02.18


23

Стиль гжели. Игра «Считалочка».

1

07.03.18


24

Растительный орнамент Хохломы.

1

14.03.18


25

Букеты и венки Жостова. Игра «Гудок».

1

21.03.18


26

Производство платков и шалей

1

04.04.18


27

Вятские матрёшки.

1

11.04.18


28

Командные игры.

1

18.04.18


29

Горелки. Прятки

1

25.04.18


30

Трудовые песни. Переплясы. Кадрили.

1

16.05.19


31

Показ музыкальной сказки.

2

23.05.18














































Тематическое планирование 3 класс

п./п.

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен

Дата перенес

1

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

1

07.09.17


2

Функциональный характер одежды в старину.

1

14.09.17


3

Рубашка, сарафан у женщин.

1

21.09.17


4

Роль орнамента-оберега (вышивка).

1

28.09.17


5

Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни.

1

05.10.17


6

Особое значение пояса (кушака).

1

12.10.17


7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

1

19.10.17


8

Мужская одежда у крестьян.

1

26.10.17


9

Крестьянская обувь.

1

09.11.17

14.11.17

10

Одежда и обувь у бояр.

1

16.11.17

21.11.17

11

Одежда боярынь и барышень.

1

23.11.17

28.11.17

12

Жилище. Палаты. Терем.

1

30.11.17

05.12.17

13

Русская изба. Элементы избы.

2

07.12.17

12.12.17

14

Особая роль печки. Курная изба.

1

14.12.17

19.12.17

15

Освещение в крестьянских избах.

1

21.12.17

26.12.17

16

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

2

11.01.18


17

Красный угол.

1

18.01.18


18

Иконы.

1

25.01.18


19

Боярский терем и боярские палаты.

1

01.02.18


20

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

1

08.02.18


21

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий».

1

15.02.18


22

Пословицы и поговорки о хлебе.

1

22.02.18


23

Мясные и постные кушанья.

1

01.03.18


24

Что такое блины? Пироги.

1

15.03.18


25

Взвары, варенья, соленья, мёд.

1

22.03.18


26

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

1

05.04.18


27

Быт крестьянской семьи.

1

12.04.18


28

Быт городской семьи.

1

19.04.18


29

Зимние забавы.

1

26.04.18


30

Летние забавы.

1

03.05.18


31

Именины.

1

10.05.18


32

Учёба. Школа.

1

17.05.18.


33

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

1

24.05.18




















































Тематическое планирование 4 класс


п/п

Названия темы

занятия

Кол-во

час.

Дата проведен

Дата перенес

1

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт.

1

07.09.17


2

«Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород.

1

14.09.17


3

Петровские ассамблеи.

1

21.09.17


4

Наряды дам 18 века.

1

28.09.17


5

Наряды девушек 18 века.

1

05.10.17


6

Причёски девушек и дам 18 века.

1

12.10.17


7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

1

19.10.17


8

Одежда дворян-мужчин.

1

26.10.17


9

Одежда купчих, мещанок, крестьянок.

1

09.11.17


10

Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей.

1

16.11.17


11

Русские пословицы, и поговорки об одежде.

1

23.11.17


12

Усадьба. Дворянские особняки.

1

30.11.17


13

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура.

1

07.12.17


14

Зимние сады.

1

14.12.17


15

Атрибуты и аксессуары барского дома.

1

21.12.17


16

Камины. Изразцовые печи.

1

11.01.18


17

Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

1

18.01.18


18

Освещение в особняках.

1

25.01.18


19

Лепнина. Паркет с инкрустацией.

1

01.02.18


20

Дворянские библиотеки.

1

08.02.18


21

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

1

15.02.18


22

Светский этикет.

1

22.02.18


23

Образование в дворянской семье.

1

01.03.18


24

Образование в дворянской семье.

1

15.03.18


25

Роль православных книг в воспитании детей.




1

22.03.18


26

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.

1

05.04.18


27

Визиты. Переписка. Демонстрация модной одежды.

1

12.04.18


28

Традиционные званые обеды. Балы и праздники. Маскарады.

1

19.04.18


29

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.

1

26.04.18


30

Институты благородных девиц. Смольный институт благородных девиц.

1

03.05.18


31

Привилегированные учебные заведения для мальчиков.

1

10.05.18


32

Учебный театр для воспитанников.

1

17.05.18.


33

Пансионы и гимназии.

Итоговое занятие.

1

24.05.18