муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Калитвенская СОШ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Праздники, обычаи и традиции народов России».
Духовно-нравственное направление
начальное общее образование 1-4 класс
1 класс -30 ч
2 класс- 31 ч
3 класс- 33 ч
4 класс -33 ч
Учитель:
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1-4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год. Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Цель программы:
«Праздники, традиции и ремесла народов России»- раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях.
Приобщает детей к народному творчеству; прививает любовь к народным традициям; расширяет их представлений о культуре русского народа; развивает эстетическое и нравственное восприятия мира.
Задачи программы:
Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
Формирование чувства национального достоинства.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Регулятивные умения:
Формировать нравственные ценности, толерантности правильно оценивать происходящие события в окружающем мире.
Познавательные учебные умения:
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные учебные умения:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу срока обучения учащиеся должны:
Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
Новый русский быт
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Русские народные промыслы
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павлово-Посадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
5. Русские народные игры
Салки, прятки, гуси, у медведя во бору, жмурки.
6. Русские народные песни для детей
Русская народная песня в своей основе имеет звукоряд естественный, тон натуральный. Такое построение народной песни наделяет её характером, полным невыразимой прелести. Русские народные песни для детей – это особая страничка в национальной культуре. Страничка ценная и чтимая.
(«Конь», «Козлик», «Вот я колья тешу» «Песня бедняка» и т.д)
7. Народные танцы
Русские народные танцы несут в себе особую энергетику всего русского народа. Они способны раскрыть его огромную душу, одновременно помогая показать таланты каждого танцора. Русские народные танцы на протяжении веков передаются из поколения в поколение как огромное культурное наследие. Их движения кажутся очень простыми, но за счет пластики танцоров общий рисунок танца получается весьма замысловатым. Он красиво выглядит как в быту, так и на сцене.
(Валенки», «Барыня», «Круговая-плясовая», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Городецкие ворота», «Балалайки», «Журавель», «Яблочко», «Русачок», а также любимые детьми «Во саду ли…», «Калинка» и «Кадриль»)
Планирование тем по классам:
1 класс
Русские народные праздники.
2класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
3 класс
Старинный русский быт.
4 класс
Новый русский быт (со времён Петра I).
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Названия темы занятия | Кол-во час. | Дата проведен. | Дата перенес |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса. | 1 | 06.09.17 | |
2 | Праздники – время отдыха, веселья. | 1 | 13.09.17 | |
3 | Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. | 1 | 20.09.17 | |
4 | Сочетание языческих и христианских праздников. | 1 | 27.09.17 | |
5 | Общие и семейные праздники. | 1 | 4.10.17 | |
6 | Обычаи и обряды в проведении праздников. | 1 | 11.10.17 | |
7 | Роль традиций. | 1 | 18.10.17 | |
8 | Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. | 1 | 25.10.17 | |
9 | Христианские легенды о Спасах. | 1 | 08.11.17 | |
10 | Спожинки – окончание жатвы. | 1 | 15.11.17 | |
11 | Успение Богородицы. | 1 | 22.11.17 | |
12 | Покров Богородицы. | 1 | 29.11.17 | |
13 | Девичьи гадания. | 1 | 06.12.17 | |
14 | Начало зимних посиделок. | 1 | 13.12.17 | |
15 | Канун Нового года. Васильев вечер. | 1 | 20.12.17 | |
16 | Святки – веселое время года. | 1 | 17.01.18 | |
17 | Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. | 1 | 24.01.18 | |
18 | Рождественский сочельник. | 1 | 31.01.18 | |
19 | Рождество Христово. | 1 | 7.02.18 | |
20 | Рождественские колядки. | 1 | 14.02.18 | |
21 | Ёлка – символ «райского дерева». | 1 | 28.02.18 | |
22 | Традиционные кушанья. | 1 | 07.03.18 | |
23 | Крещение Господне. | 1 | 14.03.18 | |
24 | Освещение воды. | 1 | 21.03.18 | |
25 | Праздничный крещенский стол. | 1 | 4.04.18 | |
26 | Масленица. | 1 | 11.04.18 | |
27 | Масленичные обряды. | 1 | 18.04.18 | |
28 | Вербное воскресенье. | 1 | 25.04.18 | |
29 | День Святой Троицы. | 1 | 16.05.18 | |
30 | Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. Хороводы, гулянья вокруг березки. | 1 | 23.05.18 | |
Тематическое планирование 2 класс
№ п./п. | Названия темы занятия | Кол-во час. | Дата проведен | Дата перенес |
1 | Головные уборы девушек и женщин, украшения. | 1 | 06.09.17 | |
2 | Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки. | 1 | 13.09.17 | |
3 | Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. | 1 | 20.09.17 | |
4 | Красный угол. Иконы. | 1 | 27.09.17 | |
5 | Пословицы и поговорки о хлебе. | 1 | 04.10.17 | |
6 | Мясные и постные кушанья. | 1 | 11.10.17 | |
7 | Быт крестьянской и городской семьи. | 1 | 18.10.17 | |
8 | Замкнутая жизнь женщин в городе. | 1 | 25.10.17 | |
9 | Письменные принадлежности. Береста и бумага | 1 | 08.11.17 | |
10 | Наряды девушек и дам XIX века. Игра «Угадай, что я делаю?» | 1 | 15.11.17 | |
11 | Атрибуты придворных. Упражнение «произнеси звуки». | 1 | 22.11.17 | |
12 | Атрибуты и аксессуары барского дома. | 1 | 29.11.17 | |
13 | Вестибюль боярского особняка. | 1 | 06.12.17 | |
14 | Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе | 1 | 13.12.17 | |
15 | Традиционные званые обеды. | 1 | 20.12.17 | |
16 | Канун Нового года. Васильев вечер. Игра со словом «Сочини сказку» | 1 | 17.01.18 | |
17 | Прощёное воскресенье Чистый понедельник. Великий пост. | 1 | 24.01.18 | |
18 | Вербное воскресенье. | 1 | 31.01.18 | |
19 | Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Чтение тараторок. | 1 | 07.02.18 | |
20 | Иван Купала. | 1 | 14.02.18 | |
21 | День Петра и Павла. Упражнение на опору дыхания «Эхо» | 1 | 21.02.18 | |
22 | Успение Богородицы.. Игра «Птичий двор». | 1 | 21.02.18 | |
23 | Стиль гжели. Игра «Считалочка». | 1 | 07.03.18 | |
24 | Растительный орнамент Хохломы. | 1 | 14.03.18 | |
25 | Букеты и венки Жостова. Игра «Гудок». | 1 | 21.03.18 | |
26 | Производство платков и шалей | 1 | 04.04.18 | |
27 | Вятские матрёшки. | 1 | 11.04.18 | |
28 | Командные игры. | 1 | 18.04.18 | |
29 | Горелки. Прятки | 1 | 25.04.18 | |
30 | Трудовые песни. Переплясы. Кадрили. | 1 | 16.05.19 | |
31 | Показ музыкальной сказки. | 2 | 23.05.18 | |
Тематическое планирование 3 класс
№ п./п. | Названия темы занятия | Кол-во час. | Дата проведен | Дата перенес |
1 | Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр | 1 | 07.09.17 | |
2 | Функциональный характер одежды в старину. | 1 | 14.09.17 | |
3 | Рубашка, сарафан у женщин. | 1 | 21.09.17 | |
4 | Роль орнамента-оберега (вышивка). | 1 | 28.09.17 | |
5 | Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни. | 1 | 05.10.17 | |
6 | Особое значение пояса (кушака). | 1 | 12.10.17 | |
7 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 | 19.10.17 | |
8 | Мужская одежда у крестьян. | 1 | 26.10.17 | |
9 | Крестьянская обувь. | 1 | 09.11.17 | 14.11.17 |
10 | Одежда и обувь у бояр. | 1 | 16.11.17 | 21.11.17 |
11 | Одежда боярынь и барышень. | 1 | 23.11.17 | 28.11.17 |
12 | Жилище. Палаты. Терем. | 1 | 30.11.17 | 05.12.17 |
13 | Русская изба. Элементы избы. | 2 | 07.12.17 | 12.12.17 |
14 | Особая роль печки. Курная изба. | 1 | 14.12.17 | 19.12.17 |
15 | Освещение в крестьянских избах. | 1 | 21.12.17 | 26.12.17 |
16 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. | 2 | 11.01.18 | |
17 | Красный угол. | 1 | 18.01.18 | |
18 | Иконы. | 1 | 25.01.18 | |
19 | Боярский терем и боярские палаты. | 1 | 01.02.18 | |
20 | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | 1 | 08.02.18 | |
21 | Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». | 1 | 15.02.18 | |
22 | Пословицы и поговорки о хлебе. | 1 | 22.02.18 | |
23 | Мясные и постные кушанья. | 1 | 01.03.18 | |
24 | Что такое блины? Пироги. | 1 | 15.03.18 | |
25 | Взвары, варенья, соленья, мёд. | 1 | 22.03.18 | |
26 | Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. | 1 | 05.04.18 | |
27 | Быт крестьянской семьи. | 1 | 12.04.18 | |
28 | Быт городской семьи. | 1 | 19.04.18 | |
29 | Зимние забавы. | 1 | 26.04.18 | |
30 | Летние забавы. | 1 | 03.05.18 | |
31 | Именины. | 1 | 10.05.18 | |
32 | Учёба. Школа. | 1 | 17.05.18. | |
33 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. | 1 | 24.05.18 | |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Названия темы занятия | Кол-во час. | Дата проведен | Дата перенес |
1 | Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт. | 1 | 07.09.17 | |
2 | «Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород. | 1 | 14.09.17 | |
3 | Петровские ассамблеи. | 1 | 21.09.17 | |
4 | Наряды дам 18 века. | 1 | 28.09.17 | |
5 | Наряды девушек 18 века. | 1 | 05.10.17 | |
6 | Причёски девушек и дам 18 века. | 1 | 12.10.17 | |
7 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 | 19.10.17 | |
8 | Одежда дворян-мужчин. | 1 | 26.10.17 | |
9 | Одежда купчих, мещанок, крестьянок. | 1 | 09.11.17 | |
10 | Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. | 1 | 16.11.17 | |
11 | Русские пословицы, и поговорки об одежде. | 1 | 23.11.17 | |
12 | Усадьба. Дворянские особняки. | 1 | 30.11.17 | |
13 | Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. | 1 | 07.12.17 | |
14 | Зимние сады. | 1 | 14.12.17 | |
15 | Атрибуты и аксессуары барского дома. | 1 | 21.12.17 | |
16 | Камины. Изразцовые печи. | 1 | 11.01.18 | |
17 | Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр. | 1 | 18.01.18 | |
18 | Освещение в особняках. | 1 | 25.01.18 | |
19 | Лепнина. Паркет с инкрустацией. | 1 | 01.02.18 | |
20 | Дворянские библиотеки. | 1 | 08.02.18 | |
21 | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны | 1 | 15.02.18 | |
22 | Светский этикет. | 1 | 22.02.18 | |
23 | Образование в дворянской семье. | 1 | 01.03.18 | |
24 | Образование в дворянской семье. | 1 | 15.03.18 | |
25 | Роль православных книг в воспитании детей. | 1 | 22.03.18 | |
26 | Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. | 1 | 05.04.18 | |
27 | Визиты. Переписка. Демонстрация модной одежды. | 1 | 12.04.18 | |
28 | Традиционные званые обеды. Балы и праздники. Маскарады. | 1 | 19.04.18 | |
29 | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса. | 1 | 26.04.18 | |
30 | Институты благородных девиц. Смольный институт благородных девиц. | 1 | 03.05.18 | |
31 | Привилегированные учебные заведения для мальчиков. | 1 | 10.05.18 | |
32 | Учебный театр для воспитанников. | 1 | 17.05.18. | |
33 | Пансионы и гимназии. Итоговое занятие. | 1 | 24.05.18 | |