Министерство образования и науки Челябинской области
Пластовский технологический филиал
ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
для специальности
21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
базовая подготовка
Пласт 2016
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК математических и общих естественно-научных дисциплин ____________ Ю.В. Тимофеева «____» ______________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Зав. по УВР ___________ В.И. Почкайло «_____» ____________ 2016 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности и 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и примерной программы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», рекомендованной Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования (заключение Совета МОиН Челябинской области по примерным ОПОП №9 от 3 июня 2013 г.).
Организация-разработчик: Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»
Разработчик: Н.А. Волоха, преподаватель Пластовского технологического филиала ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»
Содержание
| стр. |
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
| 4 |
- Структура и содержание учебной дисциплины
| 8 |
- Условия реализации учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
| 18 |
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке по техническим специальностям СПО.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП.06
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
- использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;
- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Изучение учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.
ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.
ПК 1.3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горно-транспортного оборудования на участке.
ПК 1.4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.
ПК 1.5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.
ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.
ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.
ПК 3.1. Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.
ПК 3.2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.
1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 40 часа.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 50 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
виды самостоятельной работы: поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах, поиск нормативно – технической документации, подготовка сообщений, оформление отчетов по практическим занятиям; создание мультимедийных презентаций; выполнение расчетно – графических работ | 40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Автоматизированная обработка и передача информации | | 12 | |
Тема 1.1 Автоматизированная обработка: основные понятия | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Информационные процессы и ИТ - технологии. Информационное общество. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации Автоматизированные системы и автоматизированные информационные системы, их виды. Основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации. АСУ различного назначения, примеры их использования. Оборудование с числовым программным управлением. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах, подготовка сообщений по темам: | 2 | |
Тема 1.2 Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем | Содержание учебного материала | 2 |
2 | Общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем. Классификации компьютеров. Типы внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. Требования эргономики при работе на компьютере. | 2 |
3 | Программное обеспечение информационных технологий | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах . Подготовка сообщений по темам: | 4 | |
Раздел 2 Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности | | 84 |
Тема 2.1 Технология работы в текстовом редакторе Microsoft Word | Содержание учебного материала | |
4 | Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов. Основы конвертирования текстовых файлов. Контекстный поиск и замена. Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. Шаблоны и стили оформления. Редактор формул. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Водяные знаки в тексте. Слияние документов. Издательские возможности редактора. | 2 | 2 |
Практические занятия | | 2 |
5 | Создание документов с помощью шаблонов. Оформление деловой корреспонденции. Рассылка документов | 2 |
6 | Создание текстовых документов сложной структуры. | 2 |
7 | Оформление курсовых и дипломных работ | 2 |
8 | Создание и редактирование документов технической направленности. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по практическим занятиям; Выполнение расчетно-графических работ: Создание деловых документов технической направленности с расчетами; Создание поздравительных, пригласительных документов. -
| 4 | |
Тема 2.2 Технология работы с электронными таблицами Microsoft Excel | Содержание учебного материала | 2 | |
9 | Электронные таблицы, их назначение, использование в информационных системах профессионального назначения. Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в ЭТ. Связь листов таблицы. Построение диаграмм и графиков. Дополнительные возможности EXCEL. | 2 |
12 | Организация обратного расчета с помощью функций Подбор параметра и Поиск решения. | 2 |
Практические занятия | | 2 |
10 | Выполнение простых вычислений по формулам в MS Excel | 2 |
11 | Выполнение форматирования чисел и создание пользовательских форматов. Использование деловой графики. Оформление документов с помощью диаграмм и графиков | 2 |
13 | Решение задач на организацию обратного расчета с помощью функции Подбор параметра. Решение задач на оптимизацию (поиск решения). | 2 |
14 | Выполнение расчетов различной сложности в MS Excel: расчет оптимальных размеров сечений горных выработок. | 2 |
15 | Выполнение расчетов различной сложности в MS Excel: расчет объема горной массы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по практическим занятиям; Выполнение расчетно-графических работ: | 6 | |
Тема 2.3 Технология работы с базами данных Microsoft Access | Содержание учебного материала | |
Б16 | База данных ACCES. Основные типы данных. Объекты, атрибуты и связи. Создание таблиц; операции с таблицами; работа с полями; связи между таблицами. Сортировка и фильтрация данных. Использование запросов. Создание отчетов | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
17 | Создание таблиц базы данных фирмы с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД. Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД MS Access | 2 | 2 |
18 | Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД MS Access | 2 |
19 | Работа с данными с использованием запросов | 2 |
20 | Создание отчетов в СУБД MS Access | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Оформление отчетов по практическим занятиям; - Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по теме: - Создание проекта базы данных по предложенному ГОК | 4 | |
Тема 2.4 Технология работы с презентациями Microsoft PowerPoint | Содержание учебного материала | 2 |
21 | Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Редактор презентаций. Шаблоны оформления и разметки. Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены слайдов. Разработка мультимедийной презентации. | 2 |
Практические занятия | 2 | 2 |
22 | Создание мультимедийной презентации «Техникум и моя группа» и рекламного ролика «Моя специальность» |
23 | Создание мультимедийных презентаций по темам «Технология проходки горной выработки», «Охрана труда при проведении взрывных работ» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Оформление отчетов по практическим занятиям - Создание мультимедийных презентаций: «Техника безопасности при бурении ручными и телескопными перфораторами», «Проходка вертикальной выработки восстающего», «Техника безопасности для машиниста электровоза» | 4 | |
Тема 2.5 Технология сканирования и редактирования графических изображений в программе Adobe Photoshop | Содержание учебного материала | 2 |
24 | Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Модели цветообразования и цветопередачи. | 2 |
25 | Назначение редактора растровой графики Adobe Photoshop. Работа с каналами, слоями, текстом. Тоновая и цветовая коррекция. Работа с 3D-графикой. Конечная подготовка изображений для сохранения и печати | 2 |
Практические занятия | 2 | 2 |
26 | Оформление графических документов. Технологии редактирования изображений в программе Adobe Photoshop, |
27 | Оформление графических документов. Моделирование цветообразования и цветопередачи в документе. Редактирование графиков в программе Adobe Photoshop | 2 |
28 | Создание 3D-графики | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Оформление отчетов по практическим занятиям, - Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, подготовка сообщений по темам: - Обработка изображений в Adobe Photoshop. Коррекция фотографий с характерными недостатками | 4 | |
Тема 2.6 Технология работы в информационно – поисковых системах | Содержание учебного материала | 2 |
29 | Назначение, возможности информационно-поисковой системы (ИПС). Состав и структура ИПС. Приемы поиска документов. Способы хранения информации. Выполнение файловых операций: сохранение, печать документа и фрагмента документа. | 2 |
30 | Назначение, возможности справочно-правовой системы (СПС). | 2 |
Практические занятия | 2 | 2 |
31 | Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в справочно-правовых системах Работа с формами. Организация поиска по нескольким информационным базам |
32 | Поиск документов, работа со списком и текстом найденных документов в справочно-правовых системах | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Оформление отчетов по практическим занятиям, - Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, подготовка сообщений по темам: - Каталог электронных библиотек Library.Ru , книжная поисковая система, поиск электронных книг - Google поиск книг | 4 | |
Раздел 3 Телекоммуникационные технологие в профессиональной деятельности | | 24 |
Тема 3.1 Компьютерные телекоммуникации | Содержание учебного материала | 2 |
33 | Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Основы языка гипертекстовой разметки документов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки, списки, формы. Инструментальные средства создания Web-страниц. Основы проектирования Web – страниц. | | 2 |
Практические занятия | | |
34 | Работа с файловыми архивами. Поиск документации по производительности (стоимости) бурового, погрузочного, транспортного оборудования, | 2 | 2 |
35 | Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете. Деловая переписка. | 2 |
36 | Разработка Web-страницы предприятия. Форматирование текста на Web-страницах. | 2 |
37 | Разработка Web-страницы предприятия. Форматирование таблиц на Web-страницах. | 2 |
38 | Разработка Web-страницы предприятия. Размещение графики на Web-страницах. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Оформление отчетов по практическим занятиям - Работа с Интернет-ресурсами, поиск нормативно-технической документации по специальности, подготовка сообщений по темам: - Электронная почта и телеконференции - Электронная коммерция в Интернете. - Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях. - Интерактивное общение в Интернете - Современная структура сети Интернет. | 6 | |
Тема 3.2 Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности | Содержание учебного материала | 2 |
39 | Информационная безопасность. Защита жесткого диска (винчестера). Организация безопасной работы с компьютерной техникой | 2 |
40 | Защита от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов. Организация защиты от компьютерных вирусов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - Поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах | 2 | |
Всего | 120 |
3 Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
автоматизированные рабочие места обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
классная доска;
информационный стенд;
комплект учебно-методической литературы;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийное оборудование;
наглядные учебные пособия (презентации, видео- и кинофильмы);
учебно-методические материалы с электронными учебниками и обучающими программами;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Остроух А.В. Ввод и обработка цифровой информации: учебник для студ. проф. образования/ А.В. Остроух. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
Курилова А.В. Ввод и обработка цифровой информации. Практикум: учебное пособие для учреждений нач. проф. образования/ А.В. Курилова, В.О. Оганесян. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с.
Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Компьютерная графика и web-дизайн. Практикум: учебное пособие / под ред. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.: ил. – (Профессиональное образование).
Дополнительные источники
Анеликова Л.А. Упражнения по текстовому редактору Word. Издательство: Солон-пресс, 2013 г.
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. – М.: Дрофа, 2013.
Соловьева Л.Ф. «Компьютерные технологии» - СПб.: БХВ – Петербург, 2014. – 464 с.
Гришин В.Н. «Информационные технологии в профессиональной деятельности»: учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова,– М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, (Профессиональное образование), 2013
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Издательство: Проспект. 2013. – 448с.
Острековский В.А. Информатика. Теория и практика. Учеб. Пособие – М.: Издательство Оникс, 2014. – 608 с.: ил.
Сергеева А.А. «Информатика» для студентов среднего профессионального образования, / А.А. Сергеева, А.А. Мазулевская, Н.В. Тарасова – Москва ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М – 2013г
Соловьева Л.Ф. «Компьютерные технологии» – СПб.: БХВ – Петербург, 2013. – 464 с.
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Издательство: ИНФРА-М. 2013. – 368 с.
Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2013 г.
Электронные журналы
Мир ПК (http://www.osp.ru/pcworld/)
Информационное общество (http://www.infosoc.iis.ru/)
КомпьютерПресс (http://compress.ru/)
Интернет – ресурсы
Библиотека компьютерной литературы (Библиотека книг компьютерной тематики (монографии, диссертации, книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций, рефераты, учебники) - http://it.eup.ru/
InfoCity (Книги и статьи по программированию, Интернет-технологиями, операционным системам, языкам программирования, базам данных и т.д.) - http://www.infocity.kiev.ua/
Поисковые системы и каталоги
Каталог электронных библиотек Library.Ru - http://www.library.ru/2/catalogs/elibs/
Книжная поисковая система - http://www.ebdb.ru/
Поиск электронных книг - http://www.poiskknig.ru/
Google поиск книг - http://books.google.ru/
Программное обеспечение дисциплины
MS Windows 2007/2000/XP/NT;
MS Office 2007/2000/XP;
СПС «Консультант плюс», «Гарант»;
Антивирусные программы;
Графический редактор Adobe Photoshop;
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; - использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах - обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; - получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; - применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; - применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций Знания: - базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы); - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; - основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; - основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; - основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | Текущий контроль: Тестирование, устный опрос, оценка результатов практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы Промежуточный контроль: Оценка результатов практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы Итоговый контроль: экзамен |
Формирование общих компетенций и профессиональных компетенций оценивается путем наблюдения за обучающимися в ходе выполнения заданий, проектов, участия в мероприятиях, создания портфолио и др.
8