СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности и 21.02.17

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности и 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и примерной программы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», рекомендованной Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности и 21.02.17»

Министерство образования и науки Челябинской области

Пластовский технологический филиал

ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»














ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


для специальности


21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых



базовая подготовка



















Пласт 2016





РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК

математических и общих естественно-научных дисциплин


____________ Ю.В. Тимофеева

«____» ______________ 2016 г.



УТВЕРЖДАЮ

Зав. по УВР




___________ В.И. Почкайло

«_____» ____________ 2016 г.









Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности и 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и примерной программы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», рекомендованной Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования (заключение Совета МОиН Челябинской области по примерным ОПОП №9 от 3 июня 2013 г.).






Организация-разработчик: Пластовский технологический филиал ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»





Разработчик: Н.А. Волоха, преподаватель Пластовского технологического филиала ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В.Хохрякова»






Содержание

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

8

  1. Условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

18



1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке по техническим специальностям СПО.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ОП.06


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

-  использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);

- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

- общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Изучение учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.

ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.

ПК 1.3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горно-транспортного оборудования на участке.

ПК 1.4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.

ПК 1.5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка. 

ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.

ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.

ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.

ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке. 

ПК 3.1. Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.

ПК 3.2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.

ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.


1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 40 часа.





2 Структура и содержание учебной дисциплины


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:


практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:


виды самостоятельной работы: поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах, поиск нормативно – технической документации, подготовка сообщений, оформление отчетов по практическим занятиям; создание мультимедийных презентаций; выполнение расчетно – графических работ

40

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся


Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Автоматизированная обработка и передача информации


12


Тема 1.1

Автоматизированная обработка: основные понятия

Содержание учебного материала

2

1

Информационные процессы и ИТ - технологии. Информационное общество. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации Автоматизированные системы и автоматизированные информационные системы, их виды. Основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации. АСУ различного назначения, примеры их использования. Оборудование с числовым программным управлением.

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах, подготовка сообщений по темам:

  • Роль автоматизированных систем обработки информации  в управлении производством в условиях развития рыночных отношений;

  • Основные направления использования информационных технологий в производстве.

2


Тема 1.2

Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем

Содержание учебного материала

2

2

Общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем. Классификации компьютеров. Типы внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. Требования эргономики при работе на компьютере.

2

3

Программное обеспечение информационных технологий

2



Самостоятельная работа обучающихся

  1. Поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах .

  2. Подготовка сообщений по темам:

  • Устройство ноутбука и нетбука;

  • Модификации ПК.

4


Раздел 2

Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности


84

Тема 2.1

Технология работы в текстовом редакторе Microsoft Word

Содержание учебного материала


4

Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов. Основы конвертирования текстовых файлов. Контекстный поиск и замена. Оформление страниц документов, формирование оглавлений. Расстановка колонтитулов, нумерация страниц, буквица. Шаблоны и стили оформления. Редактор формул. Работа с таблицами и рисунками в тексте. Водяные знаки в тексте. Слияние документов. Издательские возможности редактора.

2

2

Практические занятия


2

5

Создание документов с помощью шаблонов. Оформление деловой корреспонденции. Рассылка документов

2

6

Создание текстовых документов сложной структуры.

2

7

Оформление курсовых и дипломных работ

2

8

Создание и редактирование документов технической направленности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Оформление отчетов по практическим занятиям;

  2. Выполнение расчетно-графических работ:

  • Создание деловых документов технической направленности с расчетами;

  • Создание поздравительных, пригласительных документов.

4


Тема 2.2

Технология работы с электронными таблицами Microsoft Excel

Содержание учебного материала

2


9

Электронные таблицы, их назначение, использование в информационных системах профессионального назначения. Расчетные операции, статистические и математические функции. Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в ЭТ. Связь листов таблицы. Построение диаграмм и графиков. Дополнительные возможности EXCEL.

2

12

Организация обратного расчета с помощью функций Подбор параметра и Поиск решения.

2

Практические занятия


2

10

Выполнение простых вычислений по формулам в MS Excel

2

11

Выполнение форматирования чисел и создание пользовательских форматов. Использование деловой графики. Оформление документов с помощью диаграмм и графиков

2

13

Решение задач на организацию обратного расчета с помощью функции Подбор параметра. Решение задач на оптимизацию (поиск решения).

2

14

Выполнение расчетов различной сложности в MS Excel: расчет оптимальных размеров сечений горных выработок.

2

15

Выполнение расчетов различной сложности в MS Excel: расчет объема горной массы

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Оформление отчетов по практическим занятиям;

  2. Выполнение расчетно-графических работ:

  • Автоматизация расчетов с использованием элементов управления в программе Microsoft Excel;

  • Добыча горной массы;

  • Построение диаграмм по отчетам работы предприятия за календарный год.

6


Тема 2.3

Технология работы с базами данных
Microsoft Access

Содержание учебного материала


Б16

База данных ACCES. Основные типы данных. Объекты, атрибуты и связи. Создание таблиц; операции с таблицами; работа с полями; связи между таблицами. Сортировка и фильтрация данных. Использование запросов. Создание отчетов

2

2

Практические занятия



17

Создание таблиц базы данных фирмы с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД. Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД MS Access

2

2

18

Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД MS Access

2

19

Работа с данными с использованием запросов

2

20

Создание отчетов в СУБД MS Access

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Оформление отчетов по практическим занятиям;

- Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами по теме:

- Создание проекта базы данных по предложенному ГОК

4


Тема 2.4

Технология работы с презентациями Microsoft PowerPoint

Содержание учебного материала

2


21

Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Редактор презентаций. Шаблоны оформления и разметки.

Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены слайдов. Разработка мультимедийной презентации.

2

Практические занятия

2

2

22

Создание мультимедийной презентации «Техникум и моя группа» и рекламного ролика «Моя специальность»

23

Создание мультимедийных презентаций по темам «Технология проходки горной выработки», «Охрана труда при проведении взрывных работ»

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Оформление отчетов по практическим занятиям

- Создание мультимедийных презентаций: «Техника безопасности при бурении ручными и телескопными перфораторами», «Проходка вертикальной выработки восстающего», «Техника безопасности для машиниста электровоза»

4


Тема 2.5

Технология сканирования и редактирования графических изображений в программе Adobe Photoshop

Содержание учебного материала

2



24

Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Модели цветообразования и цветопередачи.

2


25

Назначение редактора растровой графики Adobe Photoshop. Работа с каналами, слоями, текстом. Тоновая и цветовая коррекция. Работа с 3D-графикой. Конечная подготовка изображений для сохранения и печати

2

Практические занятия

2

2

26

Оформление графических документов. Технологии редактирования изображений в программе Adobe Photoshop,

27

Оформление графических документов. Моделирование цветообразования и цветопередачи в документе. Редактирование графиков в программе Adobe Photoshop

2

28

Создание 3D-графики


2

Самостоятельная работа обучающихся

- Оформление отчетов по практическим занятиям,

- Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, подготовка сообщений по темам:

- Обработка изображений в Adobe Photoshop. Коррекция фотографий с характерными недостатками

4


Тема 2.6

Технология работы в информационно – поисковых системах


Содержание учебного материала

2



29

Назначение, возможности информационно-поисковой системы (ИПС). Состав и структура ИПС. Приемы поиска документов. Способы хранения информации. Выполнение файловых операций: сохранение, печать документа и фрагмента документа.

2

30

Назначение, возможности справочно-правовой системы (СПС).

2

Практические занятия


2

2

31

Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в справочно-правовых системах Работа с формами. Организация поиска по нескольким информационным базам

32

Поиск документов, работа со списком и текстом найденных документов в справочно-правовых системах

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Оформление отчетов по практическим занятиям,

- Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, подготовка сообщений по темам:

- Каталог электронных библиотек Library.Ru , книжная поисковая система, поиск электронных книг

- Google поиск книг

4


Раздел 3

Телекоммуникационные технологие в профессиональной деятельности


24

Тема 3.1 Компьютерные телекоммуникации



Содержание учебного материала

2

33

Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Мультимедиа технологии и электронная коммерция в Интернете. Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Основы языка гипертекстовой разметки документов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки, списки, формы. Инструментальные средства создания Web-страниц. Основы проектирования Web – страниц.


2

Практические занятия



34

Работа с файловыми архивами. Поиск документации по производительности (стоимости) бурового, погрузочного, транспортного оборудования,

2

2

35

Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете. Деловая переписка.

2

36

Разработка Web-страницы предприятия. Форматирование текста на Web-страницах.

2

37

Разработка Web-страницы предприятия. Форматирование таблиц на Web-страницах.

2

38

Разработка Web-страницы предприятия. Размещение графики на Web-страницах.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Оформление отчетов по практическим занятиям

- Работа с Интернет-ресурсами, поиск нормативно-технической документации по специальности, подготовка сообщений по темам:

- Электронная почта и телеконференции

- Электронная коммерция в Интернете.

- Защита информации на автономном компьютере, в локальных и глобальных сетях.

- Интерактивное общение в Интернете

- Современная структура сети Интернет.

6


Тема 3.2

Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности

Содержание учебного материала

2

39

Информационная безопасность. Защита жесткого диска (винчестера). Организация безопасной работы с компьютерной техникой

2

40

Защита от компьютерных вирусов. Виды компьютерных вирусов. Организация защиты от компьютерных вирусов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Поиск дополнительной информации по теме занятия на Интернет-ресурсурсах

2


Всего

120

3 Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1   Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете «Информационные технологии в профессиональной деятельности»


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • автоматизированные рабочие места обучающихся;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;

  • классная доска;

  • информационный стенд;

  • комплект учебно-методической литературы;

  • комплект учебно-методической документации.


Технические средства обучения:

    • персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

    • мультимедийное оборудование;

    • наглядные учебные пособия (презентации, видео- и кинофильмы);

    • учебно-методические материалы с электронными учебниками и обучающими программами;


3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники

  1. Остроух А.В. Ввод и обработка цифровой информации: учебник для студ. проф. образования/ А.В. Остроух. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.

  2. Курилова А.В. Ввод и обработка цифровой информации. Практикум: учебное пособие для учреждений нач. проф. образования/ А.В. Курилова, В.О. Оганесян. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с.


  1. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Компьютерная графика и web-дизайн. Практикум: учебное пособие / под ред. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.: ил. – (Профессиональное образование).


Дополнительные источники

  1. Анеликова Л.А. Упражнения по текстовому редактору Word. Издательство: Солон-пресс, 2013 г.

  2. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. – М.: Дрофа, 2013.

  3. Соловьева Л.Ф. «Компьютерные технологии» - СПб.: БХВ – Петербург, 2014. – 464 с.

  4. Гришин В.Н. «Информационные технологии в профессиональной деятельности»: учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова,– М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, (Профессиональное образование), 2013

  5. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Издательство: Проспект. 2013. – 448с.

  6. Острековский В.А. Информатика. Теория и практика. Учеб. Пособие – М.: Издательство Оникс, 2014. – 608 с.: ил.

  7. Сергеева А.А. «Информатика» для студентов среднего профессионального образования, / А.А. Сергеева, А.А. Мазулевская, Н.В. Тарасова – Москва ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М – 2013г

  8. Соловьева Л.Ф. «Компьютерные технологии» – СПб.: БХВ – Петербург, 2013. – 464 с.

  9. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Издательство: ИНФРА-М. 2013. – 368 с.

  10. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2013 г.



Электронные журналы

  1. Мир ПК (http://www.osp.ru/pcworld/)

  2. Информационное общество (http://www.infosoc.iis.ru/)

  3. КомпьютерПресс (http://compress.ru/)





Интернет – ресурсы

  1. Библиотека компьютерной литературы (Библиотека книг компьютерной тематики (монографии, диссертации, книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций, рефераты, учебники) - http://it.eup.ru/

  2. InfoCity (Книги и статьи по программированию, Интернет-технологиями, операционным системам, языкам программирования, базам данных и т.д.) - http://www.infocity.kiev.ua/


Поисковые системы и каталоги

  1. Каталог электронных библиотек Library.Ru - http://www.library.ru/2/catalogs/elibs/

  2. Книжная поисковая система - http://www.ebdb.ru/

  3. Поиск электронных книг - http://www.poiskknig.ru/

  4. Google поиск книг - http://books.google.ru/

Программное обеспечение дисциплины

  1. MS Windows 2007/2000/XP/NT;

  2. MS Office 2007/2000/XP;

  3. СПС «Консультант плюс», «Гарант»;

  4. Антивирусные программы;

  5. Графический редактор Adobe Photoshop;

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

-  использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах

- обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

- получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

- применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций


Знания:

- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);

- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

- общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

- основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

- основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.


Текущий контроль:

Тестирование, устный опрос, оценка результатов

практических занятий и

внеаудиторной самостоятельной работы



Промежуточный контроль:

Оценка результатов

практических занятий и

внеаудиторной самостоятельной работы



Итоговый контроль:

экзамен


Формирование общих компетенций и профессиональных компетенций оценивается путем наблюдения за обучающимися в ходе выполнения заданий, проектов, участия в мероприятиях, создания портфолио и др.

8