МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ПО «КУЗНЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кузнецк, 2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО):
111801 ВЕТЕРИНАРИЯ (базовая подготовка)
Разработчик:
Смирнова Нина Петровна, преподаватель высшей категории ГБОУ СПО ПО «КМК»
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5-10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11-13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям:
111801 ВЕТЕРИНАРИЯ (базовая подготовка).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных в профессионально
ориентированных информационных системах;
- использование в профессиональной деятельности различные виды
программного обеспечения, в т.ч. специального;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства в
профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- общий состав и структуру персональных компьютеров и
вычислительных систем, автоматизированных рабочих мест (АРМ);
- состав, функции и возможности использования информационных и
телекоммуникационных технологий в профессиональной
деятельности;
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ в области профессиональной деятельности;
- основные методы и приемы обеспечения информационной
безопасности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 32 часа;
самостоятельной работы студента 16 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
-подготовка рефератов и докладов по темам: • Информация и знания. • Информационные системы. • Основные направления использования информ. технологий в АПК. • Компьютерные словари и системы машинного перевода • Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows. • Базы данных и Интернет. • История Великой Сети. -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий); -оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
5
2.2 Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в
профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Информация. Информационные системы. Информационные технологии. | 2 | |
Тема 1.1. Информация. Информационные системы (ИС). Информационные технологии. | Правила техники безопасности и охраны труда. Понятие «информация», её виды, свойства и роль в окружающем мире и производстве. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности. Классификация ИС. Информационные технологии. Способы и методы отображения информационных технологий в информационных системах. Технические средства информационных технологий. Автоматизированные системы обработки информации. Программное обеспечение информационных технологий. | 2 | 2 |
Раздел 2. | Автоматизированные рабочие места (АРМ), их локальные и отраслевые сети. | 4 | |
Тема 2.1. Автоматизированные, автоматические и управляемые человеком системы. АРМ. | Понятие, классификация, характеристика: - автоматизированных систем; -автоматических систем; -управляемых человеком систем. А 6 РМ: характеристика основных элементов. Определение, свойства, структура, функции и классификация (по направлениям их профессиональной деятельности). Требования к техническому обеспечению АРМ. Требования к программному обеспечению АРМ. | 2 | 2 |
| Практическая работа Автоматизированное рабочее место ветеринарного фельдшера. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой подготовка доклада по тематике: • Автоматизированное рабочее место ветеринарного фельдшера. | | 1 |
Раздел 3. | Методика работы в текстовом редакторе Microsoft Word. | 4 | |
Тема 3.1 Возможности текстового редактора. | Возможности текстового редактора. Текстовые файлы, создание и сохранение файлов, основные элементы текстового документа, понятия о шаблонах и стилях, основные операции с текстом, форматирование символов и абзацев. Работа с таблицами, работа с рисунками, орфография, печать документов. Электронное письмо. | 2 | 3 |
Практическая работа Microsoft Office Word. Работа с таблицами и изображениями. Фигуры, объекты SmartArt. Многоуровневые списки, формулы, колонтитулы. Слияние документов. Рассылки. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа Р 7 абота с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными докладами, по тематике: • Компьютерные словари и системы машинного перевода. Оформление документов с помощью фоновых рисунков, границ и текстовых эффектов. | | 1 |
Раздел 4. | Методика работы с электронными таблицами Microsoft Excel (ЭТ). | 4 | |
Тема 4.1. Электронные таблицы как информационные объекты. | Особенности экранного интерфейса программы Microsoft Excel. Ввод текстовых данных. Ввод числовых данных. Форматирование данных. Ввод формул, вычислительные возможности Excel. Шаблоны, входящие в состав Microsoft Excel. Форма данных. Поиск, сортировка и фильтрация данных. Форма данных. Построение диаграмм. | 2 | 3 |
Практическая работа Основы работы, маркер заполнения, построение списков, форматирование ячеек. Работа с формулами, относительная и абсолютная ссылка. Работа с диаграммами. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными докладами, по тематике: Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows. | | 1 |
Раздел 5. | Методика работы с базами данных Microsoft Access. | 6 | |
Тема 5.1. Технологии использования систем управления базами данных. | Организация системы управления БД. Обобщенная технология работы с БД. Выбор СУБД для создания системы автоматизации. Основы работы СУБД MS Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. | 2 | 3 |
П 8 рактические работы Создание таблиц в СУБД MS Access. Редактирование и модификация таблиц. Создание пользовательских форм. Работа с данными с использованием запросов. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными сообщениями, по тематике: • Базы данных и Интернет. | | 1 |
Раздел 6. | Системы оптического распознавания текста | 4 | |
| Возможности программы Fine Reader. Сканирование и распознавание документа. Сканирование изображений. Анализ макета страницы. | 2 | 2 |
Практическая работа Fine Reader.Сканирование и распознавание документа. Сканирование изображений. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными заданиями, по тематике: АРТ - плакат «Моя будущая профессия», АРТ – презентация «Мы в жизни выбрали дорогу» | | 2 |
Раздел 7. | Характеристика справочно-информационных систем | 6 | |
Тема 7.1. Информационно-справочные системы. | И 9 нформационно-справочные системы, основные характеристики. Особенности российских СПС. Правовые аспекты работы с информацией. Основы организации поиска документов с СПС «Консультант Плюс». Специализированные отраслевые справочные системы. | 2 | 3 |
Практические работы Организация поиска нормативных документов по реквизитам документов в СПС «Консультант Плюс» Работа в Интернет. Поиск информации. Электронная почта. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Работа над индивидуальными сообщениями, по тематике: • История Великой Сети. Использование электронной почты для обмена деловой информацией: настройка почты, получение и отправка сообщений, адресная книга. | | 1 |
| Повторение и контроль изученного материала. | 2 | |
| Повторно — обобщающие занятие по изученному курсу. Компьютерное тестирование. | 2 | 3 |
| ВСЕГО: | 32 | |
| Теоретические уроки | 16 | |
| Практические работы | 16 | |
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
• Компьютер — универсальное устройство обработки информации;
основная конфигурация современного компьютера обеспечивает
учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
• Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону,
микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности —
радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя,
возможность для студентов представлять результаты своей работы всей
группе, эффективность организационных и административных
выступлений.
• Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию,
найденную и созданную студентом или преподавателем. Для многих
школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В
некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и
изображения большого формата.
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие
подключение к сети — дают доступ к российским и мировым
информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими
учебными заведениями
• Устройства вывода звуковой информации — наушники для
индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с
оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и
разнообразные устройства аналогичного назначения).
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон — дают
возможность непосредственно включать в учебный процесс 13
информационные образы окружающего мира. В комплект с
наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи
Программные средства
• Операционная система (графическая);
•
11
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
• Антивирусная программа;
• Программа-архиватор;
• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы;
• Звуковой редактор;
• Простая система управления базами данных;
• Система автоматизированного проектирования;
• Виртуальные компьютерные лаборатории;
• Программа-переводчик;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие
персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности.-М.: Академия, 2012 г.
2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в
профессиональной деятельности.-М: 2012 г.
4. Филимонова Е. В.. Информационные технологии в
профессиональной деятельности, Издательство:Феникс, 2008 г.
5. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в
профессиональной деятельности (имеется ГРИФ), 2009 г.
Интернет-ресурсы
1. http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии:
cайт лаборатории информатики МИОО 14
2. http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных
технологий (ИНТУИТ.ру)
3. http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным
технологиям
4. http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы
информатизации образования»
5. http://ito.edu.ru - Конгресс конференций «Информационные
технологии в образовании»
Дополнительные источники:
Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность.
У
12
чебное пособие, имеется гриф МО РФ, 2011 г.
Краевский В.В., Бережнова Е.В., Основы учебно-
исследовательской деятельности студентов, учебник для студентов средних учебных заведений, 2010 г.
3. Журналы «Компьютер-ПРЕСС», «Бухгалтер и компьютер» и др.
4. Учебник «Компьютеризация с /х производства»
В.Т.Сергованцев, Е.А.Воронин, Т.И.Воловник, Н.Л.Катасонова,
«Колос» 2001 г.
13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах - использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального; -применять компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности; Знания: -основные понятия автоматизированной обработки информации; -общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем, автоматизированных рабочих мест (АРМ); -состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; -методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; -базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; -основные методы и приемы обеспечения и 14 нформационной безопасности; | Оценка выполнения практической работы; Оценка созданных презентаций; Устный опрос. Оценка выполнения самостоятельной работы; Оценка выполнения тестовых заданий ( компьютерное тестирование) Оценка выполнения контрольной работы; |