Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюменевская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказом МБОУ
протокол от ______ 017 № «Тюменевская ООШ»
от ______ 2017 №
Рабочая программа
внеурочной деятельности «По странам и континентам»
7 класс
Составитель
Л.В.Дзвинка
учитель географии,
высшая квалификационная категория
Рабочая программа внеурочной деятельности «По странам и континентам» 7 класс составлена в соответствии следующим документам:
-федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (далее ФГОС ООО) с изменениями и дополнениями (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, Приказ Минобрнауки России от 31.12.2016 № 1577);
-положению о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тюменевская основная общеобразовательная школа», утвержденного приказом по МБОУ «Тюменевская ООШ» от 24.05.2016 № 101.
Рабочая программа «По странам и континентам» формирует целостное представление о многообразии современного мира; дает знания о природе, населении и его хозяйственной деятельности в различных регионах и странах мира; раскрывает сложные взаимосвязи общества и окружающей среды. В рамках данной программы усилены комплексный страноведческий, гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала. Так, в частности, страноведческий подход позволяет учащимся исследовать любую территорию. Гуманизационный и культурологический компоненты данного курса позволяют расширить знания учащихся о человеке, его расселении, расах, языках, о приспособлении к окружающей среде, о материальной и духовной культуре, особенностях бытового уклада жизни, о религиозных особенностях того или иного народа.
Программа соответствует целям предпрофильной подготовки в области иностранных языков и страноведения, дает учащимся возможность в большей степени ознакомиться с достопримечательностями стран в частности и мира в целом, обладает новизной для учащихся.
В ходе освоения программы учащимися осваиваются такие виды деятельности, как проектные задания, пресс – конференции, работа со статистическим материалом, заочные и очные экскурсии, мультимедийные уроки, работа с геоинформационными системами.
Результатом успешного прохождения программы может служить участие в географических и страноведческих викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх по географии. Полученные в рамках данной программы географические знания в дальнейшем могут служить основой для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсионной деятельностью.
Сроки реализации: программа рассчитана на 34 часа - 1 ч в неделю в 7 классе, которая может реализовываться факультативно.
Основная цель программы:
обогащение знаний детей о странах мира, развитие интереса к предмету «География материков и океанов»
Задачи:
познакомить с историей планеты Земля и особенностями географической оболочки;
расширить представления учащихся о разнообразии природных условий материков и океанов Земного шара.
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира;
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни.
Принципы построения программы:
Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой
Основные методы обучения:
Примерные темы проектов:
«Растительный мир»:
«Такой незнакомый знакомый город»:
«С фотоаппаратом по городу»:
«Любимый уголок города»;
«Парки и скверы»;
«Архитектурные памятники»
«Храмы»;
«Обелиски воинской славы»;
«Музеи города»
«Праздники и традиции населения»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные
Регулятивные
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
«По странам и континентам» 7 кл (34 ч, 1 ч в неделю)
Тема 1. Африка (5 часов).
Урок 1. Занимательные факты из истории исследования Африки. Испанцы и португальцы: догнать и перегнать друг друга. Юнкер: в дебрях Африки.
Урок 2. Тассилин-Аджер: загадка Сахары. Нагорье Ахаггар. Египет. Египет – «дар» Нила. Каир: «Столица» Африки. Пирамиды в Гизе. Храмы Карнака и Луксора. Тунис: наследие Карфагена. Марокко: «красный» город, ущелье Дадес. Алжир: оазис Улад-Саид. Эфиопия: озеро Асаль, Данакиль – «земля ужаса, тягот, смерти», Эрта-Але.
Урок 3. Кения: озеро Рудольф, щелочные озера Восточной Африки. Конго: Рувензори – «Лунные горы» Африки, «могучая река». Гана: «золотой» берег Африки. Замбия: водопад Виктория.
Урок 4. Танзания – заповедная страна: Нгоро-нгоро – «живая лаборатория», вулкан Ол-Дойньо-Ленгай – «Гора Бога», плато Серенгети. Намибия: Берег скелетов, котловина Этоша – «озеро миражей». Ботсвана: пустыня Калахари, Окаванго – прибежище жизни. Зимбабве: холмы Матопо – «гранитная могила», Водопад Виктория - «Дым, который гремит».
Урок 5. ЮАР: Монт-о-Сурс – Чертов Зуб, Столовая гора, пещеры Кэнго, каньон реки Блайд. Сейшелы. Атолл Альдабра. Затерянные миры Мадагаскара: земли тсинги. Килиманджаро – «сверкающая» гора.
Тема 2. Австралия и Океания (5 часов).
Урок 6. «Терра астраулис инкогнита». Занимательные факты из истории открытия и исследования Австралии. Три открытия Австралии. Как появилось название «кенгуру»?
Урок 7. Западная Австралия. Пустыня Те-Пиннаклс – очарованный легион. Ущелья Хамерсли. Хильер – «розовое» озеро. Полосатые скалы Бангл-Бангл.
Северная территория. Госс-Блафф – таинственный кратер. Айерс-Рок – «огненная» скала, Олгас – таинственные купола. Девственная природа национального парка Какаду. Вокруг биллабонга. Дарвин.
Урок 8. Южная Австралия. Пустыня Симпсон – «иссохшее сердце» Австралии. Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Виктория. Порт Кэмпбелл: Двенадцать апостолов, Лондонский мост.
Урок 9. Квинсленд. Фрейзер – остров из песка. Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. Большой Водораздельный хребет. Австралийские Альпы. Бреднайф – «Хлебный нож» в горах Варрамбанглз. Водопад Волламан: отвесное падение. Пирамида Болла. Сидней.
Канберра – Австралийская Столичная территория.
Урок 10. Новая Зеландия. Роторуа – страна пара, огня и вулканических извержений. Залив Милфорд-Саунд: зеленые «слезы», дождевой лес, бухта Анита, пик Митре, ущелье Синбад, водопад Сатерленд-Фоллз. Гора Эгмонт. Вулканы Тонгариро.
Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана.
Тема 3. Антарктида (1 час).
Урок 11. Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Несбывшееся предсказание Дж. Кука. Русское открытие Антарктиды. Капитан Росс. Роберт Скотт - «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Покоритель Южного полюса. Сухие долины Антарктиды: Эребус, Террор, Ледяной столб.
Что люди делают в Антарктиде? Международные научные станции.
Тема 4: Южная Америка (5 часов).
Урок 12. Занимательные факты из истории исследования. Ошибка Колумба. Как реки Южной Америки получили свои названия. «Большая нога» или великаны Южной Америки. Огненная Земля, пролив Всех Святых и подвиг Капитана Дрейка. На волоске от гибели: французские математики в дебрях Южной Америки.
Урок 13. В дебрях Амазонки. Пантанал – необъятные болота Южной Америки. Земля «Святого Креста»: Рио-де-Жанейро – «волшебный город», Бразилиа. Каучуковая лихорадка. Эквадор. Галапагосские острова.
Колумбия: парк бабочек и Золотая гора, на пике Колумба. Музей золота, соляной собор. Каменные идолы Сан-Аугустина.
Затерянные миры Венесуэлы. 100 столовых гор Гвианского плоскогорья. Отвесные склоны Аутаны. Рорайма – «плывущее» плато. Анхель – «Пасть дьявола».
Урок 14. Перу. Лима – столица конкистадоров. Куско: по следам империи инков. Мачу-Пикчу: город исчезнувшей цивилизации. Загадочные линии Наска. По следам цивилизаций Чиму и Моче в городе Весны. Озеро Титикака: остров Солнца. Каньон Колька. Цветущие «канделябры».
Урок 15. Чили. Соленые озера Анд: Лагуна-Колорада, Лагуна-Верде, полигональный солончак. Атакама: гаруа или 400 лет без дождей. Дымящая гора. Горы Пайне. Пенитентес – «кающиеся грешники» Анд. Остров Пасхи: загадки истории.
Урок 16. Аргентина: Игуасу и Глотка дьявола. Национальный парк Лос-Гласьярес: ледники Морено и Упсала, озеро Лаго-Архентино. Буэнос-Айрес. Тайны и загадки Огненной Земли: Ушуайя.
Тема 5. Северная Америка (5 часов).
Урок 17. Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Эрнандо Кортес в поисках Эльдорадо. Драма Гудзона. Подвиг Макензи. Путешествие Льюиса и Кларка.
Урок 18. Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир.
Канада: Дельта Маккензи, пинго – вечнозеленые острова Канады. Река Наханни – «двойной гром». Уэстерн-Брук. Озерный край Банф: альпийский самоцвет. Ниагара – «Гремящая вода».
США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды Аляски. Хребет Брукс. Дым, пепел и взрывы Катмая.
Урок 19. Йосемитская долина – страна чудес. Что означает Йосемити? Пурпурные тени Хаф-Дома. Скала-гигант. Пляшущая вода: каскады Аппер-Йосемите и Лоуэр-Йосемите.
Йелоустон – наглядное пособие по геологии. Гранд-Призматик. Обсидиан-Клифф – «стеклянная» гора. Олд-Фейтфул: надежный гейзер. «Террасы Минервы». Деревья, превратившиеся в камень. Башня дьявола.
Урок 20. Арки и каменная радуга пустыни Юты. Красные столбы каньона Брайс. Великий ступенчатый путь. Пещера Лечугилья – опасный путь. Гранд-Каньон. Бисти-Уайлдернесс: пейзаж в лунных тонах.
Аризонский кратер и долина памятников. Каньон Де Челли. Крейтер: озеро-вулкан. Долина смерти. Уайт-Сандс: гипсовая пустыня. Озеро Моно: двойное великолепие.
Мамонтова пещера: подземный пейзаж. Эверглейдс – «травяные воды». Мангровый лабиринт Флориды.
Урок 21. Гавайские вулканы. Центральная Америка. Мексиканский каньон Кобре. Коста-Рика: вулкан Поас.
Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы. Американская мечта: миф или реальность?
Тема 6. Европа (5 часов).
Урок 22. Северная Европа. Финляндия. Озеро Инари. Швеция. Норвегия. Красота и очарование фьордов: Согне-фьорд, Хардангер-фьорд. Трольсхауген. Берген – самый дождливый город Европы. Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия. Ватнадйёкюдль: и лед, и пламень. Большой гейзер и Строккюр.
Страны Бенилюкс. Бельгия: Брюссель, Брюгге. Нидерланды. Польдеры, дамба, тюльпанный рай. Люксембург.
Урок 23. Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. Уост-Уотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена. Стоунхендж. Долина Грейт-Глен. Олд-ман-оф-Сторр: Старик из Сторра. Гибралтар. Ирландия: тропа великана или 40 000 базальтовых колонн. Скалы Мохер: безмолвие в шуме ветра. Бенбалбин: история горы в Западной Ирландии.
Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Замки Луары: история, запечатленная в камне. Замок Шамбор. Глубочайшее ущелье Европы - Вердон. Мер-де-Глас – ледяное море. Монблан. Монако.
Германия. В Берлин через Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси – памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея. Долина Эльбы. Австрия. Вена – музыкальная столица мира. Айсризенвельт – страна чудес австрийских Альп. Маттерхорн – нависающая вершина. Швейцария – через призму Альп. Лихтенштейн – «город-крепость».
Урок 24. Южная Европа. Португалия – «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная пристань. В самом сердце Пиренеев: Ордеса. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Альгамбра – жемчужина Гранады. Замок Алькасар – символ Толедо. Андорра. Италия. Рим: вечный город. Собор Святого Петра в Риме. Величие былых эпох. Венеция – «тонущий» город. Пизанская башня. Ватикан: город-государство. Риттенские истуканы. Доломитовые Альпы. Гора Этна. Сан-Марино. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Ущелье Самария. Мальта.
Балканские страны. Сербия. Косово. Босния и Герцеговина. Черногория. Македония. Хорватия: у Адриатического моря. Словения. Албания.
Урок 25. Восточная Европа. Чехия. Словакия. Венгрия: королевский город на берегах Влтавы. Румыния. Молдавия. Болгария. Польша. Белоруссия. Беловежская пуща. Украина.
Страны Балтии. Литва. Латвия. Эстония.
Тема 7. Азия (5 часов).
Урок 26. Юго-западная Азия. Персия – страна «садов волшебства». Сирия. Мечеть Омейядов в Дамаске. Саудовская Аравия: Священная Кааба. Кувейт. Объединенные Арабские Эмираты. Катар. Бахрейн. Ливан. Йемен. Иордания. Мертвое море: соляная твердь. Оман. Ливан. Израиль. Иерусалим: Святой город. Кипр. Турция. Топ-Капе – символ Стамбула. Конусы Каппадокии. Памуккале: «замок – хлопковая крепость».Ирак. Иран. Копетдаг – Лунные горы. Афганистан: холодные озера Банди-Амир.
Урок 27. Республики Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения.
Урок 28. Южная Азия. Индия. Храм Солнца в Конараке. Храмы Кхаджурахо. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость. Долина Инда: Львиная река. Непал. Долина Катманду. Кали-Гандак: река, берущая начало на крыше мира. Джомолунгма: Богиня горных снегов. Бутан. Пакистан. Бангладеш. Шри-Ланка. Мальдивы.
Урок 29. Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань – «Небесные горы». Иссык-Куль – «соленое озеро». Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Таджикистан.
Урок 30. Восточная Азия. Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год. Сады Львиной Рощи, Хозяина Рыбацких Сетей, Неспособного Управляющего, Благодатной Тени. Пекин - северная столица. Гугун – «запретный» город. Великая китайская стена. Ущелья Янзцы: восточная мистерия, лестница в скале. Хуаншань - Желтая гора. Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По Великому Шелковому пути. Такла-Макан: «Войди - и не вернешься». Лунань – Каменный лес. Монголия. Гоби – 1 млн кв км песка и камней. Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций Японии. КНДР. Республика Корея.
Урок 31. Юго-Восточная Азия. Тайвань. Ущелье Тароко. Мьянма. Вьетнам. Лаос. Камбоджа. Таиланд. Бухта Пхангнга. Малайзия. Филиппины. Шоколадные холмы. Индонезия. Кракатау: жизнь возвращается. Кели-Муту: хамелеон острова Флорес. Бруней. Пещеры Мулу: карстовое чудо в дождевом лесу. Сингапур.
Тема 8. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (3 часа).
Урок 32. Игра: Что? Где? Когда?
Урок 33. Викторина "Удивительные места мира"
Урок 34-35. Обобщающий итоговый урок.
Тематическое планирование
7 класс
№ | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
всего | теор. | практ. |
1. | Африка | 5 | 2 | 3 | беседа, работа с картой |
2. | Австралия и Океания | 5 | 2 | 3 | рассказ, работа с картой. экскурсия |
3. | Антарктида | 1 | | 1 | беседа, исследование |
4. | Южная Америка | 5 | 2 | 3 | беседа, работа с картой |
5. | Северная Америка | 5 | 3 | 2 | беседа, работа с картой |
6. | Европа | 5 | 3 | 2 | беседа, работа с картой, |
7. | Азия | 5 | 2 | 3 | Беседа,работа с картой |
8. | Туристско-рекреационный потенциал Земного шара | 3 | 2 | 1 | Проектная деятельность, беседа, исследование |
| ИТОГО | 34 | 16 | 18 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Учебно-методическое обеспечение
1.Коринская , Душина И.Д. География материков и океанов.- Дрофа, 2015
2.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
3.Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.
4.Я познаю мир. Страны и народы. – Москва, 2005.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование раздела, объектов, средств материально-технического обеспечения | Количество |
| Печатные пособия | |
1 | Портреты Набор «Путешественники» | 1 |
2 | Карты мира, материков, стран Набор «Карты мира» «Карты материков», «Карты стран» | 1 |
| Набор «Карты России» | 1 |
| Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
3 | Приборы Комплект «Компас ученический» | 1 |
4 | Модели Глобус Земли физический (М 1:30000000) | 1*10 |
5 | Интерактивная доска | 1 |
6 | Натуральные объекты Коллекции Коллекция горных пород и минералов | 1 |
| Коллекция полезных ископаемых различных типов | 1 |
7 | Гербарии Набор «Гербарии растений природных зон» Набор «Гербарии основных сельскохозяйственных растений» | 1 1 |