СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическая безопасность»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана как нормативно правовой документ для организации внеурочной деятельности  в 9 классе. Программа реализует требования ФГОС второго поколения к условиям и результатам образования обучающихся основной  школы.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическая безопасность»»


Муниципальное образовательное учреждение

Зеленорощинская средняя школа



Согласовано

Зам. директора по ВР

________Е.Н. Каргина

« 30 » _августа 2017 г


Утверждаю

Директор МОУ

Зеленорощинская средняя школа

_______________ Н.В. Плаксина

« » ____________ 2017 г







Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическая безопасность»


Продолжительность освоения курса: 1год

Возраст детей: 14 - 15 лет ( 9 класс)

Всего часов: 34












Программа разработана

учителем биологии

Лобиной Е.Ю.,

педагогический стаж 20 лет, высшая квалификационная категория






2017-2018 уч г



Пояснительная записка

Программа разработана как нормативно правовой документ для организации внеурочной деятельности в 9 классе. Программа реализует требования ФГОС второго поколения к условиям и результатам образования обучающихся основной школы. Планирование составлено на основе:

  • программы «Биосфера и человечество» 9 класс (34 часа, 1 час в неделю),

автора И.М. Швец, соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г), и опубликованной изд. центром «Вентана-Граф», М. 2009;

  • учебного пособия «Биосфера и человечество» 9 класс, авторов И.М. Швец,

Н.А. Добротина, изд. Центр «Вентана-Граф» 2012 год.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Данный курс содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета биология. Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии и предполагает углубленное изучение предмета биология. Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом биологии и химии

Цель:

сформировать представления о взаимосвязи здоровья человека от состояния окружающей среды.

Задачи:

  • обобщить экологическую информацию, полученную учащимися при изучении биологии, географии, химии, физики.

  • расширить круг знаний о сути взаимодействия человека и природы.

  • помочь осознать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности.

  • сформировать умения приобретать и применять полученные знания.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 занятия (1 занятие в неделю)


Учебно-методический комплект

Литература, используемая педагогом.

    1. Алексеева Т.М. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). – М.: МНЭПУ, 1998.

    2. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2006.-208с.

    3. Величковский Б.Т., Кирпичев В.П.,. Суравегина. Н.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М.: – Новая школа – 1997 г.

    4. Вишаренко B.C., Толоконцев Н.А. Экологические проблемы городов и здоровье человека. М.: Знание, 2002. 
    5. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996.

    6. Димитриев А.Д. Экология и здоровье человека. М. Просвещение – 2003г.

    7. Лаптев А.П "Закаливайтесь на здоровье". Москва. "Медицина" 1991г. 

    8. Носов Е.Н. «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни». Лабораторный практикум //Биология в школе, 2010 - №6 – с.48-56

    9. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008

    10. Суматохин С.В. «Особенности развития и половое воспитание подростков» //Биология в школе, 2010 - №10 – с.33-42

    11. Хаскин В.В., Акимова Т.А., Трифонова Т.А. Экология человека. – М: Экономика, 2008. 2 Гора Е.П. Экология человека: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007.

    12. Экология человека: словарь-справочник. Под общ. ред. Н.А.Агаджаняна. – М.: «КРУК», 1997.


Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

4) формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Метапредметными результатами освоения программы являются:
Регулятивные: УУД:

-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

   Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

• пути решения экологических проблем, связанных с деятельностью человека;

• влияние факторов среды на генофонд человека;

• значение рационального питания для здоровья человека;

• роль биоритмов на жизнедеятельность;

• особенности квартиры как экосистемы;

• способы избавления от бытовых отходов;

• особенности среды и заболевания, связанные с ней профессиональные, природно-очаговые, сезонные, грибковые, вирусные и бактериальные заболевания, СПИД, гепатит С), меры профилактики;

• последствия применения диоксинов, пестицидов, нитратов для здоровья;

• последствия употребления пищевых добавок, газированных напитков


Учащиеся должны уметь:

• выявлять и характеризовать позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;

• осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности;

• проводить исследование помещения на соответствие его экологическим нормативам;

• соблюдать правила применения препаратов бытовой химии;

• выявлять основные стрессогенные факторы среды;

• определять свой хронобиотип;

• анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;

• грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;

• определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;

• использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.






Содержание программы внеурочной деятельности


Раздел 1.Человек в биосфере (2ч).

Основные этапы взаимодействия общества и природы. История отношений человека и природы. Последствия деятельности человека. Снижение биоразнообразия на Земле. Закон социальной экологии как норматив антропогенной деятельности. Лекции, беседы


Раздел 2.Влияние живой природы на здоровье человека (3ч.)

Значение леса в природе и жизни человека. Воздухоохранная роль леса: регулирование баланса кислорода и углекислого газа, влияние на микроклимат, ослабление радиации, защита от шума, выделение фитонцидов. «Космическая» роль леса. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов. Уникальные лесные массивы. Лекция, беседа, экскурсия, практикум, проекты.

Ядовитые растения Ульяновской области. Зависимость степени ядовитости от освещённости, влажности, стадии развития растений. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

Ядовитые животные Ульяновской области. Первая доврачебная помощь при повреждении кожных покровов насекомыми, при укусе ядовитых змей.

Влияние ландшафта на здоровье человека. Эстетическая роль ландшафта в жизни человека. Подбор растений для озеленения определённого участка. Лекция, беседа, экскурсия, практикум, проекты


Раздел 3 Химическое загрязнение среды и здоровье человека (9 ч.)

Современное состояние природной среды. Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, уничтожение лесов, разрушение почв, опустынивание.

Диоксины – химическая чума 21 века. Источники поступления диоксинов в окружающую среду. Признаки поражения диоксинами. Опасность диоксинов. Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека

Нитраты, пестициды и болезни людей. Природные и антропогенные источники нитратов .Нитраты и болезни людей. Распределение нитратов в растениях. Влияние факторов на содержание нитратов. Нитраты в продуктах питания и кормах. Метаболизм нитратов в организме человека. Отравление нитратами . Экологические последствия распространения нитратов. Снижение содержания нитратов в продуктах при хранении и кулинарная обработка. Лекция, беседа, эксперимент.

Пагубные последствия бесконтрольного использования удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве.

Токсические вещества и профессиональные заболевания. Основные источники поступления экотоксикантов. Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий)

Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.

Причины возникновения «пылевых» заболеваний Лекции, беседы.

Виды и причины профессиональных болезней. Профилактика профессиональных болезней.

Антибиотики: мифы и реальность. Плюсы и минусы антибиотиков. «Старые» антибиотики. Побочные действия антибиотиков. Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств. Лекция, беседа, проекты


Влияние звуков на человека. Слуховая чувствительность. Шумовое загрязнение, уровень шума. Шумовая болезнь. Лекция, беседа, практикум, проекты

Радиация в биосфере. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние радионуклидов на организм человека. Лекции, беседы.


Раздел 4. Городские экосистемы (6ч)

Общая характеристика городских экосистем. Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. Влияние городской среды на здоровье человека. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Проблема твердых бытовых отходов, их утилизация. Сортировка и переработка отходов. Производство биологически разлагаемых материалов. Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Озеленение городов. Лекция, беседа, практикум, проекты


Практические работы

  1. «Изучение различных видов транспорта и его влияния на окружающую среду»

  2. «Определение содержания ионов свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от автомагистрали»

  3. «Рациональное использование воды»


Раздел 5. Экология жилища и здоровье человека (4 ч)

Квартира как экосистема. Составляющие экосистемы квартиры. Отделочные материалы, оценка их безопасности. Источники загрязнения в жилище. Использование фитонцидных растений в интерьере. Лекция, беседа, практикум, проекты

Практическая работа

  1. «Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры».

Влияние цвета на организм человека. Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов. Психологическая характеристика цвета, воздействие на организм. Цветотерапия. Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности.


Раздел 5 Безопасное питание (6 ч).

Посуда пищевого назначения. Посуда из стекла, керамики, пластмассы. Тефлоновая посуда. Влияние применения посуды пищевого назначения для здоровья.

Что мы пьём? Газированные напитки. Влияние газированных напитков на здоровье.

Пищевые добавки Классификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.

Диеты и культура питания Лекция, беседа, практикум, проекты

Рациональное питание, нормы питания. Диеты. Вегетарианское питание. Сыроедение Проблемы, связанные с неправильным питанием: анорексия, ожирение, заболевания.

Роль двигательной активности . Лекция, беседа, практикум, проекты

Раздел 6. Адаптация человека к окружающей среде ( 2 ч).

Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Способность адаптироваться к новым условиям. Напряжение, утомление. Спринтеры и стайеры.

Биологические ритмы. Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм.

Влияние биоритмов на физическую работоспособность. «Голубь», «жаворонок», «сова». Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний. Лекция, беседа, практикум, проекты.



Защита творческих проектов (2ч).


Тематическое планирование.



Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.Человек в биосфере

2

2

-

2.Влияние живой природы на организм человека

3

3

-

3.Химическое загрязнение среды и здоровье человека

9

9

-

4.Городские экосистемы

6

4

3

5.Экология жилища и здоровье человека

4

3

1

6.Безопасное питание

6

6

-

7.Адаптация человека к окружающей среде

2

2

-

8. Защита проектов

Итого


2


34

2


31

-


4

Календарно - тематическое планирование


Тема занятия

Вид занятия

(аудиторное, внеаудиторное)

Дата по плану

Дата факт.


Раздел 1.Человек в биосфере (2ч).





1.

Основные этапы взаимодействия общества и природы. История отношений человека и природы.

аудиторное



2.

Закон социальной экологии как норматив антропогенной деятельности.


аудиторное




Раздел 2. Влияние живой природы на здоровье человека (3ч.)




3.

Значение леса в природе и жизни человека.


аудиторное



4

Ядовитые представители флоры и фауны Ульяновской области.

аудиторное



5.

Влияние ландшафта на здоровье человека.

аудиторное




Раздел 3. Химическое загрязнение среды и здоровье человека.




6.

Современное состояние природной среды.

аудиторное



7.

Диоксины – химическая чума 21 века

аудиторное



8.

Нитраты, пестициды и заболевания человека.

аудиторное



9.

Диоксины – химическая чума XXI века.


аудиторное



10.

Токсические вещества и профессиональные заболевания.

аудиторное



11.

Производственные яды и их действие.

аудиторное



12.


Антибиотики: мифы или реальность. Аллергия на лекарства.


аудиторное



13.


Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение, уровень шума. Шумовая болезнь.

аудиторное



14.


Радиация в биосфере. Влияние радионуклидов на организм человека.

аудиторное





Раздел 4. Городские экосистемы (6 ч.)





15.

Общая характеристика городских экосистем.


аудиторное



16.



Влияние автотранспорта на окружающую среду. Практическая работа «Изучение различных видов транспорта и его влияния на окружающую среду»


аудиторное



17.





Практическая работа «Определение содержания ионов свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от автомагистрали»


аудиторное



18.


Твердые бытовые отходы.

аудиторное



19.


Водосбережение и энергосбережение.


аудиторное



20.


Практическая работа «Рациональное использование воды»

аудиторное





Раздел 5. Экология жилища и здоровье человека (4 ч.)




21.


Квартира как экосистема.

аудиторное



22.

Практическая работа «Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры»

внеаудиторное



23.

Использование фитонцидных растений в интерьере.

аудиторное



24.

Влияние цвета на организм человека.


аудиторное





Раздел 6. Безопасное питание (6 ч.)




25.


Посуда пищевого назначения.


аудиторное



26.


Что мы пьём?


аудиторное



27.


Пищевые добавки.

аудиторное



28.


Культура питания.


аудиторное



29.


Проблемы, связанные с неправильным питанием.

аудиторное



30.

Роль двигательной активности.

аудиторное




Раздел 7. Адаптация человека к окружающей среде (2 ч.)




31.


Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

аудиторное



32.


Биологические ритмы.


аудиторное



33-34.

Защита творческих проектов.

аудиторное




Темы проектно-исследовательских работ:

  1. Влияние рекламы на психику подростков.

  2. Вегетарианство: «за» и «против».

  3. Питание и здоровье.

  4. Вторая жизнь отходов.

  5. Влияние биоритмов на работоспособность человека.

  6. Изучение фитонцидной активности комнатных растений.

  7. Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений.

  8. Ядовитые растения Ульяновской области.

  9. Влияние запахов на самочувствие человека.

  10. Оценка экологической безопасности школьного здания.