СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Здоровячок"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровячок» относится к физкультурно-спортивной направленности.

           Модифицирована на основе  программы  «Подвижные игры», изд. «Физическая культура и спорт», г. Екатеринбург, 2004г.;                                                   «Подвижные игры», Издательский центр «Академия», Москва,  2000.

           Реализуется в учреждении с 2009 года, корректируется с учётом современных требований к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Здоровячок"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества № 2».











Утверждена

методическим советом

21.01. 2011 г.

Председатель М.С.

______ Н.Н.Бурыкина









Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровячок»











Модифицированная

Возраст детей - 7– 10 лет

Срок реализации – 2 года.

Уровень: начального общего

образования













Педагог дополнительного образования

Шатрова И.И.



г. Красноярск 2011 год.





Пояснительная записка.



Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровячок» относится к физкультурно-спортивной направленности.

Модифицирована на основе программы «Подвижные игры», изд. «Физическая культура и спорт», г. Екатеринбург, 2004г.; «Подвижные игры», Издательский центр «Академия», Москва, 2000.

Реализуется в учреждении с 2009 года, корректируется с учётом современных требований к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. Одним из путей решения этой проблемы является игровая деятельность. Программа предусматривает использование подвижных игр, направленных на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивающих физическое, психическое и нравственное оздоровление детей. Подвижные игры являются важным средством воспитания. В основе подвижных игр лежат физические упражнения. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению специальных задач физического воспитания. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они по существу исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами и потому являются универсальным средством физического воспитания детей. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и физическое развитие детей, их социальную адаптацию.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных задач программы. В настоящее время только незначительная часть детей являются полностью здоровыми, поэтому воспитание детей приобретает социальную значимость.

Известно, что значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит за сферу физического воспитания и даже

воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развития вместе

со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главных функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья детей.

Задачи:

*    формировать интерес к здоровому образу жизни;

*    развивать физические данные детей;

*    обучать правилам организации и проведении подвижных и спортивных игр.

Отличительные особенности программы.

Содержание программы включает новое направление в оздоровлении детей: оздоровительные подвижные игры, влияющие на развитие физических способностей детей, в основе которых лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

В процессе реализации программы дети узнают много новых для них игр. Подвижные игры очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки дают массу всяких физических умений и навыков. Игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания характера человека.

Возраст детей: 7 – 10 лет.

Срок реализации: 2 года.

Форма занятий: беседы-диалоги, просмотр видеоматериалов, игры, общеразвивающие упражнения, эстафеты, контрольные испытания, соревнования.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 45 минут.

Ожидаемые результаты:

физическое развитие ребёнка;

сформированность здорового образа жизни.

Знание правил здорового образа жизни, правил развивающих и подвижных игр. Влияние подвижных игр и физических упражнений на развитие физических качеств.

Владение навыками организации и проведения развивающих и подвижных игр.



Учебно-тематический план

(1 года обучения)



№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях.

2

1

1

2.

Подвижные игры.

36

1

35

3.

Развивающие игры.

36

1

35

4.

Общеразвивающие упражнения.

14

1

13


Общая физическая подготовка: * быстрота * ловкость * выносливость * координация

17

1

16

5.

Контрольные испытания

3

-

3


Итого часов:

108

5

103



Содержание программы

(первого года обучения).



Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях.

Теория: беседа-диалог о целях, задачах и содержании программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены на занятиях. Основные направления работы по программе.

Практика: просмотр видеоматериалов о здоровом образе жизни, работа с наглядным материалом. Игра на знакомство.

Подвижные игры.

Теория: беседа-диалог из истории подвижных игр, роль и важность их в жизни человека.

Практика: русские народные подвижные игры «жмурки», «двенадцать палочек», «городки», «чехарда» и т.д.

Развивающие игры.

Теория: беседа – диалог о подвижных играх как о средстве реализации двигательной активности детей, о влиянии подвижных игр на работоспособность. Практика: подвижные игры на развитие быстроты: «Конники-спортсмены», «Салки», «Пустое место», «Колесо», «Вызов», «Пятнашки маршем», «Бег за флажками», «Перебежки с выручкой», «Погоня», «Охрана перебежек», «Встречная эстафета с бегом», «Эстафета по кругу».

Подвижные игры на развитие ловкости: «Подвижная цель», «Капризная ноша», «Вдвоем на трех ногах», «Бег с картошкой», «Крепость из мячей», «Перестрелка», «Снайпер», «Лапта с перебежками в спортивном зале», «Перехвати мяч».

Подвижные игры на развитие меткости: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Охотники и утки», «Попади в круг», «Двумя руками через сетку», «Сильный бросок», «Лапта с препятствиями».

Подвижные игры на развитие быстроты реакции, выносливости: «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Эстафеты с прыжками», «Удочка», Прыжок за прыжком», «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Челнок», «К финишу прыжками», «Эстафета с палками и прыжками».

Подвижные игры на развитие бросков и ловли: «Мяч соседу», «Стой», «Мяч среднему», «Эстафета с переноской мячей», «Защищай товарища», «Не урони мяч», «Мяч капитану», «Передал садись», «Не отдавай мяч водящему», «Бросай-беги», «С двумя мячами навстречу», «Борьба за мяч», «Салка и мяч».

Проведение соревнований, эстафет по подвижным играм.

Общеразвивающие упражнения

Теория: беседа – диалог о значении утренней гигиенической гимнастики, о закаливании, о влиянии физических упражнений на развитие физических качеств.

Практика: общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения, стоя в шеренгах, кругу, сидя на полу, стоя у стены. Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения со скакалками, гимнастическими палочками, с обручами, с волейбольными мячами, на гимнастической стенке.

Упражнения на укрепление дыхательной системы: динамические – сочетание движений и дыхания, статические - без движений.

Общая физическая подготовка

Теория: беседа-диалог об основных физических качествах – быстроте, выносливости, ловкости, координации, о жизненно важных способах передвижения человека: ходьбе, беге, прыжках, лазании и ползании.

Практика: развитие быстроты - бег с изменяющимся направлением (змейкой, по кругу, спиной вперед, из разных исходных положений и с разным положением рук, челночный бег 10м.), повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений, броски и ловля теннисного мяча.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, бег с ускорением. Прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90 градусов, 180 градусов, по разметкам в длину с места, на заданную длину по ориентирам.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий, передвижение с резко изменяющимся направлением движения, с остановками в заданной позе, бег с изменяющимся направлением во время передвижения. Игры – на переключение внимания, расслабление мышц рук, жонглирование малыми предметами, передвижение шагом и бегом.

Развитие ловкости: упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, с сопротивлением.

Контрольные испытания.

Практика: бег 30 м/сек., челночный бег 3х10м/сек., поднимание туловища за 30 сек. (кол-во раз), прыжки через скакалку за 30 сек (кол - во раз). (См. приложение).











Учебно-тематический план

(2 года обучения)

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях.

2

1

1

2.

Подвижные игры.

16

1

15

3.

Развивающие игры.

26

1

25

4.

Спортивные игры.

30

1

29

5.

Общеразвивающие упражнения.

14

1

13

6.

Общая физическая подготовка: * быстрота * ловкость * выносливость * координация

17

1

16

7.

Контрольные испытания

3

-

3


Итого часов:

108

5

103



Содержание программы второго года обучения

Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях.

Теория: беседа-диалог о целях, задачах и содержании программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены на занятиях. Основные направления работы по программе.

Практика: просмотр современных видеоматериалов о здоровом образе жизни, работа с наглядным материалом. Игра на знакомство.

Подвижные игры

Теория: беседа-диалог о формировании интереса к здоровому образу жизни посредством русских народных игр.

Практика: повторить русские народные подвижные игры «жмурки», «двенадцать палочек», «городки», «чехарда». Изучить и совершенствовать игру «Русская лапта».

Проведение соревнований по игре «Лапта»,

Развивающие игры

Теория: беседа - диалог о влияние подвижных игр на физическое и эмоциональное состояние детей. Игра как средство и метод физического воспитания. Игра и возрастные особенности детей. Практика: повторение пройденных подвижных игр первого года обучения на развитие быстроты, ловкости, меткости, прыгучести, бросков и ловли. Проведение подвижных игр самостоятельно. Для выявления знаний пройденного материала. Проведение соревнований по подвижным играм.

Спортивные игры

Теория: беседа-диалог из истории спортивных игр (баскетбол, футбол), роль и важность их в жизни человека.

Практика: «Мини-футбол»: упражнения для формирования умения двигаться без мяча, остановка мяча, удары по мячу, ведение мяча, стойки игрока, вбрасывание мяча, техника игры вратаря, игра «мини-футбол».

«Мини-баскетбол»: техника нападения в игре, ловли и передачи мяча, ведение мяча, броски мяча, техника защиты в игре, тактика нападения в игре, тактика защиты, игра «мини-баскетбол». Проведение соревнований «Мини-баскетбол» в группах, среди групп, в школьных соревнованиях.

Общеразвивающие упражнения

Теория: беседа – диалог о гигиене, предупреждении травм, самоконтроле. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств.

Практика: общеразвивающие упражнения с усложнением без предметов, упражнения, стоя в шеренгах, кругу, сидя на полу, стоя у стены, в колоннах, в ходьбе и беге. Общеразвивающие упражнения усложненные с предметами: упражнения со скакалками, гимнастическими палочками, с обручами, с волейбольными и баскетбольными мячами, с набивными мячами, с гимнастическими скамейками, на гимнастической стенке.

Упражнения на укрепление дыхательной системы: повторение пройденных, упражнения способствующие нормализации и совершенствованию дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшающие подвижность грудной клетки. Дыхательная гимнастика (по А.Н.Стрельниковой).

Релаксационные упражнения: «Сказочный город», «Волшебный сон», «Возьмемся за руки», «Страшилки», «Теплые лучики».

Общая физическая подготовка

Теория: беседа – диалог о характеристике основных физических качеств: – силе, быстроты, выносливости, прыгучести, бросков и ловли. Ходьба, бег, прыжки, лазание и ползание как жизненно важные способы передвижения человека. Практика: развитие силовых способностей – динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением, лазание с дополнительным отягощение на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре, присев). Передача набивного мяча (1кг) по кругу, из разных исходных положений, метание набивных мячей обеими руками.

Развитие быстроты: низкий старт с последующим ускорением, челночный бег с изменением темпа, рывки с места и в движении по команде.

Развитие выносливости: повторный бег с максимальной скоростью на дистанции 30м (с сохраняющимся интервалом отдыха), шестиминутный бег.

Развитие быстроты реакции: прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90 градусов, 180 градусов, по разметкам в длину с места, на заданную длину по ориентирам, стоя лицом, боком к месту приземления; на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30см; в длину с места.

Развитие бросков и ловли: броски и ловля мяча на месте и в движении, низко летящего и летящего на уровне головы, броски мяча обеими мячами, стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой). Броски и ловля теннисного мяча в максимальном темпе из разных исходных положений с поворотами.

Контрольные испытания.

Практика: бег 30 м/сек., челночный бег 3х10м/сек., поднимание туловища за 30 сек. (кол-во раз), прыжки через скакалку за 30 сек (количество раз).



Методическое обеспечение программы.



Дидактический материал:

- карточки с подвижными и развивающими играми на развитие: быстроты, ловкости, меткости, метания, равновесия, бросков и ловли, быстроты-реакции, выносливости; внимания.

Методические папки по разделам программы:

- беседы о здоровом образе жизни; о гигиене; по технике безопасности физической культуре; о двигательной деятельности; загадки; сценарии праздников; положений о соревнованиях; правила игры в футбол, баскетбол, пионербол, перестрелку, русскую лапту и т.д.

- общеразвивающие упражнения: комплексы упражнений без предметов; с гимнастическими палками; с набивными, большими и малыми мячами; на гимнастической скамейке и стенке; на дыхание; на координацию движений; на релаксацию; формирование правильной осанки.


Материально - техническое обеспечение


Мяч (большой), метбол, сетка волейбольная, канат гимнастический, обруч гимнастический, скакалка, теннис настольный, бадминтон, мяч б/тенниса, мяч волейбольный, мяч футбольный, мяч баскетбольный, палка гимнастическая, дарц, скамья гимнастическая, аудиокассеты, видеокассеты, компак диски, музыкальный центр, видео магнитофон.



Список использованной литературы



  1. И.В.Еркомашвили, Г.И.Мехович Программа «Подвижные игры», изд. «Физическая культура и спорт», г. Екатеринбург, 2004г.;

  2. И.М.Бутин, А.Д.Вакулов «Развитие физических способностей детей 1-4 классов». Москва «Владос» - 2002год.

  3. Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин «Методика физического воспитания детей». Москв-2000год.

  4. М.В.Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе». Волгоград -2006год.

  5. Л.А.Смирнова «Общеразвивающие упражнения для младших школьников». Москва -2002год.

  6. Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев «Твое здоровье. Укрепление организма». Санкт-Петербург «Детство-пресс»-2002год.

  7. Л.Д.Назаренко «Оздоровительные основы физических упражнений». Москва -2002год.

  8. А.В.Чеботарев «Диагностика физического здоровья». Методическое пособие. Москва «Первое сентября»-2007год.

  9. Е.А.Гальцова, О.П.Власенко «Спортивный серпантин» Сценарии спортивных мероприятий школьников. Волгоград «Учитель» - 2007год.

  10. В.И.Ковалько «Здоровье-сберегающие технологии 1-4 классы». Москва «Вако» -2004год.

  11. С.Д.Поляков, С.В.Хрущев «Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников». Москва – 2006год.

  12. Т.Н.Захарова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Волгоград «Учитель» -2007год.

  13. К.БИ, К.Нортон «Упражнения в баскетболе». Москва – 1972год.

  14. В.Валентинов «150 веселых игр». Санкт-Петербург – 2002год.

  15. А.А.Данилков, Н.С.Данилков «Игры на каждый день». Сибирское университетское издательство – 2003год.

  16. Н.Л.Белибихина, Л.А.Королева «Организация дополнительного образования в школе» Издательство «Учитель» гВолгоград- 2009г.

  17. Е.В.Меттус «Комплексное сопровождение развития учащихся» Издательство «Учитель» г.Волгоград -2007г.

  18. Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье» Издательство «Учитель» г.Волгоград -2009г.

  19. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодгницкий, Н.Ц. Эпас, «Физические упражнения и подвижные игры». Методическое пособие2006г.

  20. М.Просвещение 1979г.

  21. А.А.Калугин, Н.В.Новоторцева «Развивающие игры для младших школьников» Академия Развития 1996г.

  22. А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова «Забота о здоровье детей» М.Просвещение 1980г.

  23. С.К.Якуб «Вспомним забытые игры». г. Москва «Детская литература» 1990г.

  24. Л.В.Былеева, В.М.Григорьев «Игры народов СССР». Издательство «Физкультура и спорт» г. Москва 1984г.

  25. М.Н. Жуков «Подвижные игры»: Учебник для студентов педагогических вузов Москва Издательский центр «Академия», 2000.

Приложение

Контрольные нормативы

мальчики

Контрольные упражнения

Лет

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1.

Бег 30м. (сек.)

7

5.6

5.7-6.6

6.5-7.5

8

5.6

5.7-6.5

6.6-7.5

9

5.4

5.5-6.4

6.5-7.1

10

5.1

5.2-6.2

6.3-6.8

2.

Челночный бег 3х10м. (сек.)

7

9.9

10.0-10.8

10.9-11.2

8

9.1

9.2-10.3

10.4

9

8.8

8.9-9.3

9.4-10.2

10

8.6

8.7-9.5

9.6-9.9

3.

Поднимание туловища 30сек. (кол-во раз)


7

145

144-127

126-91

8

151

150-125

124-94

9

160

159-133

132-100

10

171

170-141

140-111

4.

Прыжки через скакалку

1мин. (кол-во раз)


7

40

39-30

29-15

8

50

49-40

30-30

9

75

74-50

49-40

10

100

99-75

74-50



Девочки

Контрольные упражнения

Лет

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1.

Бег 30м. (сек.)

7

6.0

6.1-7.0

7.1-7.6

8

5.8

5.9-7.0

7.1-7.6

9

5.6

5.7-6.7

6.8-7.3

10

5.3

5.4-6.3

6.4-7.0

2.

Челночный бег 3х10м. (сек.)

7

10.2

10.3-10.6

10.7-11.7

8

9.7

9.8-10.1

10.2-11.2

9

9.3

9.4-10.3

10.4-10.8

10

9.1

9.2-9.5

9.6-10.4

3.

Поднимание туловища 30сек. (кол-во раз)


7

137

136-114

113-86

8

140

139-117

116-95

9

146

145-121

120-92

10

154

153-128

127-105

4.

Прыжки через скакалку

1мин. (кол-во раз)


7

50

49-30

29-15

8

80

79-50

49-40

9

110

109-85

84-60

10

120

119-90

89-70



Приложение

Примерные характеристики уровней



Высокий уровень:

- ребенок четко знает о нормах физического развития, умеет оценить соотношение своих данных;

- знает правила здорового образа жизни и выполняет их, может оценить и охарактеризовать их;

- владеет навыками организации и проведения развивающих и подвижных игр;

- имеет высокие результаты при выполнении контрольных нормативов (развитие физических качеств).



Средний уровень:

- ребенок знает о нормах физического развития, но не может самостоятельно оценить соотношение своих данных;

- знает правила здорового образа жизни, но без контроля их не выполняет;

- знает правила развивающих и подвижных игр, но не в состоянии организовать и провести самостоятельно все игры, которые изучил;

- имеет средние результаты при выполнении контрольных нормативов (развитие физических качеств).



Низкий уровень:

- у ребенка отсутствует интерес к своему физическому развитию, исходя из этого, не интересуется нормами физического развития;

- не четко может объяснить правила здорового образа жизни, не выполняет их;

- знает правила некоторых развивающих и подвижных игр, организовать и провести самостоятельно не может;

- имеет низкие результаты при выполнении контрольных нормативов (развитие физических качеств).





11