Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества № 2».
Утверждена
методическим советом
21.01. 2011 г.
Председатель М.С.
______ Н.Н.Бурыкина
Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровячок»
Модифицированная
Возраст детей - 7– 10 лет
Срок реализации – 2 года.
Уровень: начального общего
образования
Педагог дополнительного образования
Шатрова И.И.
г. Красноярск 2011 год.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровячок» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Модифицирована на основе программы «Подвижные игры», изд. «Физическая культура и спорт», г. Екатеринбург, 2004г.; «Подвижные игры», Издательский центр «Академия», Москва, 2000.
Реализуется в учреждении с 2009 года, корректируется с учётом современных требований к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. Одним из путей решения этой проблемы является игровая деятельность. Программа предусматривает использование подвижных игр, направленных на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивающих физическое, психическое и нравственное оздоровление детей. Подвижные игры являются важным средством воспитания. В основе подвижных игр лежат физические упражнения. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению специальных задач физического воспитания. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они по существу исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами и потому являются универсальным средством физического воспитания детей. Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и физическое развитие детей, их социальную адаптацию.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных задач программы. В настоящее время только незначительная часть детей являются полностью здоровыми, поэтому воспитание детей приобретает социальную значимость.
Известно, что значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит за сферу физического воспитания и даже
воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развития вместе
со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главных функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.
Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья детей.
Задачи:
* формировать интерес к здоровому образу жизни;
* развивать физические данные детей;
* обучать правилам организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы включает новое направление в оздоровлении детей: оздоровительные подвижные игры, влияющие на развитие физических способностей детей, в основе которых лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
В процессе реализации программы дети узнают много новых для них игр. Подвижные игры очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки дают массу всяких физических умений и навыков. Игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания характера человека.
Возраст детей: 7 – 10 лет.
Срок реализации: 2 года.
Форма занятий: беседы-диалоги, просмотр видеоматериалов, игры, общеразвивающие упражнения, эстафеты, контрольные испытания, соревнования.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты:
физическое развитие ребёнка;
сформированность здорового образа жизни.
Знание правил здорового образа жизни, правил развивающих и подвижных игр. Влияние подвижных игр и физических упражнений на развитие физических качеств.
Владение навыками организации и проведения развивающих и подвижных игр.
Учебно-тематический план
(1 года обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях. | 2 | 1 | 1 |
2. | Подвижные игры. | 36 | 1 | 35 |
3. | Развивающие игры. | 36 | 1 | 35 |
4. | Общеразвивающие упражнения. | 14 | 1 | 13 |
| Общая физическая подготовка: * быстрота * ловкость * выносливость * координация | 17 | 1 | 16 |
5. | Контрольные испытания | 3 | - | 3 |
| Итого часов: | 108 | 5 | 103 |
Содержание программы
(первого года обучения).
Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях.
Теория: беседа-диалог о целях, задачах и содержании программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены на занятиях. Основные направления работы по программе.
Практика: просмотр видеоматериалов о здоровом образе жизни, работа с наглядным материалом. Игра на знакомство.
Подвижные игры.
Теория: беседа-диалог из истории подвижных игр, роль и важность их в жизни человека.
Практика: русские народные подвижные игры «жмурки», «двенадцать палочек», «городки», «чехарда» и т.д.
Развивающие игры.
Теория: беседа – диалог о подвижных играх как о средстве реализации двигательной активности детей, о влиянии подвижных игр на работоспособность. Практика: подвижные игры на развитие быстроты: «Конники-спортсмены», «Салки», «Пустое место», «Колесо», «Вызов», «Пятнашки маршем», «Бег за флажками», «Перебежки с выручкой», «Погоня», «Охрана перебежек», «Встречная эстафета с бегом», «Эстафета по кругу».
Подвижные игры на развитие ловкости: «Подвижная цель», «Капризная ноша», «Вдвоем на трех ногах», «Бег с картошкой», «Крепость из мячей», «Перестрелка», «Снайпер», «Лапта с перебежками в спортивном зале», «Перехвати мяч».
Подвижные игры на развитие меткости: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Охотники и утки», «Попади в круг», «Двумя руками через сетку», «Сильный бросок», «Лапта с препятствиями».
Подвижные игры на развитие быстроты реакции, выносливости: «Прыжки по полоскам», «Кто обгонит», «Эстафеты с прыжками», «Удочка», Прыжок за прыжком», «Веревочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Челнок», «К финишу прыжками», «Эстафета с палками и прыжками».
Подвижные игры на развитие бросков и ловли: «Мяч соседу», «Стой», «Мяч среднему», «Эстафета с переноской мячей», «Защищай товарища», «Не урони мяч», «Мяч капитану», «Передал садись», «Не отдавай мяч водящему», «Бросай-беги», «С двумя мячами навстречу», «Борьба за мяч», «Салка и мяч».
Проведение соревнований, эстафет по подвижным играм.
Общеразвивающие упражнения
Теория: беседа – диалог о значении утренней гигиенической гимнастики, о закаливании, о влиянии физических упражнений на развитие физических качеств.
Практика: общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения, стоя в шеренгах, кругу, сидя на полу, стоя у стены. Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения со скакалками, гимнастическими палочками, с обручами, с волейбольными мячами, на гимнастической стенке.
Упражнения на укрепление дыхательной системы: динамические – сочетание движений и дыхания, статические - без движений.
Общая физическая подготовка
Теория: беседа-диалог об основных физических качествах – быстроте, выносливости, ловкости, координации, о жизненно важных способах передвижения человека: ходьбе, беге, прыжках, лазании и ползании.
Практика: развитие быстроты - бег с изменяющимся направлением (змейкой, по кругу, спиной вперед, из разных исходных положений и с разным положением рук, челночный бег 10м.), повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений, броски и ловля теннисного мяча.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, бег с ускорением. Прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90 градусов, 180 градусов, по разметкам в длину с места, на заданную длину по ориентирам.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий, передвижение с резко изменяющимся направлением движения, с остановками в заданной позе, бег с изменяющимся направлением во время передвижения. Игры – на переключение внимания, расслабление мышц рук, жонглирование малыми предметами, передвижение шагом и бегом.
Развитие ловкости: упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, с сопротивлением.
Контрольные испытания.
Практика: бег 30 м/сек., челночный бег 3х10м/сек., поднимание туловища за 30 сек. (кол-во раз), прыжки через скакалку за 30 сек (кол - во раз). (См. приложение).
Учебно-тематический план
(2 года обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях. | 2 | 1 | 1 |
2. | Подвижные игры. | 16 | 1 | 15 |
3. | Развивающие игры. | 26 | 1 | 25 |
4. | Спортивные игры. | 30 | 1 | 29 |
5. | Общеразвивающие упражнения. | 14 | 1 | 13 |
6. | Общая физическая подготовка: * быстрота * ловкость * выносливость * координация | 17 | 1 | 16 |
7. | Контрольные испытания | 3 | - | 3 |
| Итого часов: | 108 | 5 | 103 |
Содержание программы второго года обучения
Основные направления работы. Техника безопасности на занятиях.
Теория: беседа-диалог о целях, задачах и содержании программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены на занятиях. Основные направления работы по программе.
Практика: просмотр современных видеоматериалов о здоровом образе жизни, работа с наглядным материалом. Игра на знакомство.
Подвижные игры
Теория: беседа-диалог о формировании интереса к здоровому образу жизни посредством русских народных игр.
Практика: повторить русские народные подвижные игры «жмурки», «двенадцать палочек», «городки», «чехарда». Изучить и совершенствовать игру «Русская лапта».
Проведение соревнований по игре «Лапта»,
Развивающие игры
Теория: беседа - диалог о влияние подвижных игр на физическое и эмоциональное состояние детей. Игра как средство и метод физического воспитания. Игра и возрастные особенности детей. Практика: повторение пройденных подвижных игр первого года обучения на развитие быстроты, ловкости, меткости, прыгучести, бросков и ловли. Проведение подвижных игр самостоятельно. Для выявления знаний пройденного материала. Проведение соревнований по подвижным играм.
Спортивные игры
Теория: беседа-диалог из истории спортивных игр (баскетбол, футбол), роль и важность их в жизни человека.
Практика: «Мини-футбол»: упражнения для формирования умения двигаться без мяча, остановка мяча, удары по мячу, ведение мяча, стойки игрока, вбрасывание мяча, техника игры вратаря, игра «мини-футбол».
«Мини-баскетбол»: техника нападения в игре, ловли и передачи мяча, ведение мяча, броски мяча, техника защиты в игре, тактика нападения в игре, тактика защиты, игра «мини-баскетбол». Проведение соревнований «Мини-баскетбол» в группах, среди групп, в школьных соревнованиях.
Общеразвивающие упражнения
Теория: беседа – диалог о гигиене, предупреждении травм, самоконтроле. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств.
Практика: общеразвивающие упражнения с усложнением без предметов, упражнения, стоя в шеренгах, кругу, сидя на полу, стоя у стены, в колоннах, в ходьбе и беге. Общеразвивающие упражнения усложненные с предметами: упражнения со скакалками, гимнастическими палочками, с обручами, с волейбольными и баскетбольными мячами, с набивными мячами, с гимнастическими скамейками, на гимнастической стенке.
Упражнения на укрепление дыхательной системы: повторение пройденных, упражнения способствующие нормализации и совершенствованию дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшающие подвижность грудной клетки. Дыхательная гимнастика (по А.Н.Стрельниковой).
Релаксационные упражнения: «Сказочный город», «Волшебный сон», «Возьмемся за руки», «Страшилки», «Теплые лучики».
Общая физическая подготовка
Теория: беседа – диалог о характеристике основных физических качеств: – силе, быстроты, выносливости, прыгучести, бросков и ловли. Ходьба, бег, прыжки, лазание и ползание как жизненно важные способы передвижения человека. Практика: развитие силовых способностей – динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением, лазание с дополнительным отягощение на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре, присев). Передача набивного мяча (1кг) по кругу, из разных исходных положений, метание набивных мячей обеими руками.
Развитие быстроты: низкий старт с последующим ускорением, челночный бег с изменением темпа, рывки с места и в движении по команде.
Развитие выносливости: повторный бег с максимальной скоростью на дистанции 30м (с сохраняющимся интервалом отдыха), шестиминутный бег.
Развитие быстроты реакции: прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90 градусов, 180 градусов, по разметкам в длину с места, на заданную длину по ориентирам, стоя лицом, боком к месту приземления; на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30см; в длину с места.
Развитие бросков и ловли: броски и ловля мяча на месте и в движении, низко летящего и летящего на уровне головы, броски мяча обеими мячами, стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой). Броски и ловля теннисного мяча в максимальном темпе из разных исходных положений с поворотами.
Контрольные испытания.
Практика: бег 30 м/сек., челночный бег 3х10м/сек., поднимание туловища за 30 сек. (кол-во раз), прыжки через скакалку за 30 сек (количество раз).
Методическое обеспечение программы.
Дидактический материал:
- карточки с подвижными и развивающими играми на развитие: быстроты, ловкости, меткости, метания, равновесия, бросков и ловли, быстроты-реакции, выносливости; внимания.
Методические папки по разделам программы:
- беседы о здоровом образе жизни; о гигиене; по технике безопасности физической культуре; о двигательной деятельности; загадки; сценарии праздников; положений о соревнованиях; правила игры в футбол, баскетбол, пионербол, перестрелку, русскую лапту и т.д.
- общеразвивающие упражнения: комплексы упражнений без предметов; с гимнастическими палками; с набивными, большими и малыми мячами; на гимнастической скамейке и стенке; на дыхание; на координацию движений; на релаксацию; формирование правильной осанки.
Материально - техническое обеспечение
Мяч (большой), метбол, сетка волейбольная, канат гимнастический, обруч гимнастический, скакалка, теннис настольный, бадминтон, мяч б/тенниса, мяч волейбольный, мяч футбольный, мяч баскетбольный, палка гимнастическая, дарц, скамья гимнастическая, аудиокассеты, видеокассеты, компак диски, музыкальный центр, видео магнитофон.
Список использованной литературы
И.В.Еркомашвили, Г.И.Мехович Программа «Подвижные игры», изд. «Физическая культура и спорт», г. Екатеринбург, 2004г.;
И.М.Бутин, А.Д.Вакулов «Развитие физических способностей детей 1-4 классов». Москва «Владос» - 2002год.
Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин «Методика физического воспитания детей». Москв-2000год.
М.В.Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе». Волгоград -2006год.
Л.А.Смирнова «Общеразвивающие упражнения для младших школьников». Москва -2002год.
Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев «Твое здоровье. Укрепление организма». Санкт-Петербург «Детство-пресс»-2002год.
Л.Д.Назаренко «Оздоровительные основы физических упражнений». Москва -2002год.
А.В.Чеботарев «Диагностика физического здоровья». Методическое пособие. Москва «Первое сентября»-2007год.
Е.А.Гальцова, О.П.Власенко «Спортивный серпантин» Сценарии спортивных мероприятий школьников. Волгоград «Учитель» - 2007год.
В.И.Ковалько «Здоровье-сберегающие технологии 1-4 классы». Москва «Вако» -2004год.
С.Д.Поляков, С.В.Хрущев «Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников». Москва – 2006год.
Т.Н.Захарова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Волгоград «Учитель» -2007год.
К.БИ, К.Нортон «Упражнения в баскетболе». Москва – 1972год.
В.Валентинов «150 веселых игр». Санкт-Петербург – 2002год.
А.А.Данилков, Н.С.Данилков «Игры на каждый день». Сибирское университетское издательство – 2003год.
Н.Л.Белибихина, Л.А.Королева «Организация дополнительного образования в школе» Издательство «Учитель» гВолгоград- 2009г.
Е.В.Меттус «Комплексное сопровождение развития учащихся» Издательство «Учитель» г.Волгоград -2007г.
Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье» Издательство «Учитель» г.Волгоград -2009г.
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодгницкий, Н.Ц. Эпас, «Физические упражнения и подвижные игры». Методическое пособие2006г.
М.Просвещение 1979г.
А.А.Калугин, Н.В.Новоторцева «Развивающие игры для младших школьников» Академия Развития 1996г.
А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова «Забота о здоровье детей» М.Просвещение 1980г.
С.К.Якуб «Вспомним забытые игры». г. Москва «Детская литература» 1990г.
Л.В.Былеева, В.М.Григорьев «Игры народов СССР». Издательство «Физкультура и спорт» г. Москва 1984г.
М.Н. Жуков «Подвижные игры»: Учебник для студентов педагогических вузов Москва Издательский центр «Академия», 2000.
Приложение
Контрольные нормативы
мальчики
№ | Контрольные упражнения | Лет | Уровень |
Высокий | Средний | Низкий |
1. | Бег 30м. (сек.) | 7 | 5.6 | 5.7-6.6 | 6.5-7.5 |
8 | 5.6 | 5.7-6.5 | 6.6-7.5 |
9 | 5.4 | 5.5-6.4 | 6.5-7.1 |
10 | 5.1 | 5.2-6.2 | 6.3-6.8 |
2. | Челночный бег 3х10м. (сек.) | 7 | 9.9 | 10.0-10.8 | 10.9-11.2 |
8 | 9.1 | 9.2-10.3 | 10.4 |
9 | 8.8 | 8.9-9.3 | 9.4-10.2 |
10 | 8.6 | 8.7-9.5 | 9.6-9.9 |
3. | Поднимание туловища 30сек. (кол-во раз) | 7 | 145 | 144-127 | 126-91 |
8 | 151 | 150-125 | 124-94 |
9 | 160 | 159-133 | 132-100 |
10 | 171 | 170-141 | 140-111 |
4. | Прыжки через скакалку 1мин. (кол-во раз) | 7 | 40 | 39-30 | 29-15 |
8 | 50 | 49-40 | 30-30 |
9 | 75 | 74-50 | 49-40 |
10 | 100 | 99-75 | 74-50 |
Девочки
№ | Контрольные упражнения | Лет | Уровень |
Высокий | Средний | Низкий |
1. | Бег 30м. (сек.) | 7 | 6.0 | 6.1-7.0 | 7.1-7.6 |
8 | 5.8 | 5.9-7.0 | 7.1-7.6 |
9 | 5.6 | 5.7-6.7 | 6.8-7.3 |
10 | 5.3 | 5.4-6.3 | 6.4-7.0 |
2. | Челночный бег 3х10м. (сек.) | 7 | 10.2 | 10.3-10.6 | 10.7-11.7 |
8 | 9.7 | 9.8-10.1 | 10.2-11.2 |
9 | 9.3 | 9.4-10.3 | 10.4-10.8 |
10 | 9.1 | 9.2-9.5 | 9.6-10.4 |
3. | Поднимание туловища 30сек. (кол-во раз) | 7 | 137 | 136-114 | 113-86 |
8 | 140 | 139-117 | 116-95 |
9 | 146 | 145-121 | 120-92 |
10 | 154 | 153-128 | 127-105 |
4. | Прыжки через скакалку 1мин. (кол-во раз) | 7 | 50 | 49-30 | 29-15 |
8 | 80 | 79-50 | 49-40 |
9 | 110 | 109-85 | 84-60 |
10 | 120 | 119-90 | 89-70 |
Приложение
Примерные характеристики уровней
Высокий уровень:
- ребенок четко знает о нормах физического развития, умеет оценить соотношение своих данных;
- знает правила здорового образа жизни и выполняет их, может оценить и охарактеризовать их;
- владеет навыками организации и проведения развивающих и подвижных игр;
- имеет высокие результаты при выполнении контрольных нормативов (развитие физических качеств).
Средний уровень:
- ребенок знает о нормах физического развития, но не может самостоятельно оценить соотношение своих данных;
- знает правила здорового образа жизни, но без контроля их не выполняет;
- знает правила развивающих и подвижных игр, но не в состоянии организовать и провести самостоятельно все игры, которые изучил;
- имеет средние результаты при выполнении контрольных нормативов (развитие физических качеств).
Низкий уровень:
- у ребенка отсутствует интерес к своему физическому развитию, исходя из этого, не интересуется нормами физического развития;
- не четко может объяснить правила здорового образа жизни, не выполняет их;
- знает правила некоторых развивающих и подвижных игр, организовать и провести самостоятельно не может;
- имеет низкие результаты при выполнении контрольных нормативов (развитие физических качеств).
11