ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Краевой центр общего образования»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | | | «Утверждаю» Директор ГКОУ «КЦОО» ________Ю. Г. Максименко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физика 11 класс
2019– 2020 учебный год
Составил: учитель
физики
ФИО Галицкая Елена Борисовна
г.Чита, 2019
Содержание:
Пояснительная записка
- нормативные документы;
- цели и задачи;
- место учебного предмета в учебном плане;
- используемый учебно-методический комплекс;
Содержание:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- особенности образовательной организации;
- тематическое планирование;
-основная литература;
- нормы оценок;
1.Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г (ст. 48, п.1), требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования от 05 марта 2004 г. №1089, федеральным базисным учебным планом от 09.03.2004 г. №1312, основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования ГКОУ «Краевой центр общего образования», учебным планом ГКОУ «КЦОО»; на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы / Н.Н. Тулькибаева, АЭ Пушкарев. – М:. Просвещение. 2006).
Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
формирования основ научного мировоззрения
развития интеллектуальных способностей обучающихся
развитие познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики
знакомство с методами научного познания окружающего мира
постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Изучение курса физики в 11 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.
Место курса физики: Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление обучающихся с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 11 класс» авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
№ | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | Г.Я. Мякишев | Физика 11 класс | 2019 | Москва, Просвещение |
2. | Рымкеевич АП | Сборник задач по физике. 10- 11 класс. | 2006 | .М.: Дрофа, |
3 | Тулькибаева НН, Пушкарев АЭ. | Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - | 2004 | М.: Просвещение,. |
4 | Степанова ГН | .Сборник задач по физике. 10- 11 класс | . 2003. | М.: Просвещение, |
Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.
2. Содержание:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
в познавательной сфере:
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
структурировать изученный материал;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
- Содержание учебного предмета:
Содержание программы учебного предмета (68 часов)
Электрический ток в различных средах(6ч)
Магнитное поле (20 час)
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Применение закона Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция
Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС-индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность.
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток.»
Электромагнитные колебания
Свободные и вынужденные колебания. Колебательный контур. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Активные, индуктивные и относительные сопротивления. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания.
Производство, передача и использование электрической энергии
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электроэнергии. Передача электроэнергии. Эффективное использование энергии.
Электромагнитные волны
Что такое электромагнитные волны. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи. Распространение электромагнитных волн. Радиолокация.
Оптика (12 часов)
Световые волны
Скорость света. Закон отражения света. Закон преломления. Полное внутреннее отражение. Линза. Дисперсия. Интерференция. Дифракция. Дифракционная решетка. Поляризация света. Поперечность световых волн.
Излучение и спектры
Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных волн.
Лабораторная работа №2 «Измерение показателя преломления стекла».
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные свойства, вытекающие из постулатов теории относительности. Зависимость массы от скорости. Динамика. Связь между массой и энергией.
Атомная физика (16 часов)
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Давление света. Химическое действие света.
Атомная физика
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры.
Физика атомного ядра
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивное превращение. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Энергия связи. Ядерная реакция. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Повторение (14 часов)
Количество и распределение контрольных уроков по темам указаны в таблице:
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ | Зачеты |
Электрический ток в различных средах | 6ч | - | - | - |
М А Г Н И Т Н О Е П О Л Е | 20 час | 1 | 1 | |
ОПТИКА | 12 часов | 1 | - | |
А Т О М Н А Я Ф И З И К А | 16 часов | - | 1 | 1 |
Повторение | 14 часов | - | | 1 |
Всего | 68 часов | 2 | 2 | 2 |
- Особенности образовательного учреждения:
Преподавание в школе при исправительных колониях (ИК) имеет свою специфику, которая определяется контингентом обучающихся и формой обучения. Обучающиеся - это осужденные 18 – 30 лет и более, имеющие весьма низкий образовательный уровень. Достигнув совершеннолетия, они не имеют основного образования. При этом перерыв в обучении составляет от пяти и более лет. Среди учащихся наблюдается низкий уровень мотивации к обучению.
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы: в неделю 2 ч, 68 часов в год .
В практическую часть внесены изменения в сторону уменьшения лабораторных работ в связи с отсутствием необходимого оборудования. Но эти изменения не влияют на реализацию задач концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира, соответствует базовому уровню образования.
- Тематическое планирование:
№ | Тема урока | Кол час |
Электрический ток в различных средах ( 6 ч) |
1 | Техника безопасности. Электрическая проводимость различных веществ. | 1 |
2 | Электронная проводимость в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. | 1 |
3 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. | 1 |
4 | Электрический ток в вакууме. | 1 |
5 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза | 1 |
6 | Электрический ток в газах. Плазма. | 1 |
М А Г Н И Т Н О Е П О Л Е ( 20 часов) |
7 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. Модуль вектора магнитной индукции. | 1 |
8 | Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля. Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 |
9 | Сила Ампера. Сила Лоренца. | 1 |
10 | Решение задач по теме «Магнитное поле». | 1 |
11 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции | 1 |
12 | Решение задач «Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.». | 1 |
13 | Самоиндукция. Индуктивность. | 1 |
14 | Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность» | 1 |
15 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 1 |
16 | Решение задач по теме «Энергия магнитного поля» | 1 |
17 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | 1 |
18 | Переменный электрический ток. | 1 |
19 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | 1 |
20 | Генерирование электрической энергии. Трансформатор. | 1 |
21 | Производство, передача и использование электрической энергии. | 1 |
22 | Электромагнитные колебания. Основы электродинамики. | 1 |
23 | Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики» | 1 |
24 | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. | 1 |
25 | Распространение радиоволн. Радиолокация.Изобретение радио А. С.Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. | 1 |
26 | Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | 1 |
ОПТИКА ( 12 ч) |
27 | Развитие взглядов на природу света. Скорость света | 1 |
28 | Закон отражения света. | 1 |
29 | Закон преломления света. | 1 |
30 | Лабораторная работа № 2 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 |
31 | Дисперсия света. | 1 |
32 | Интерференция света. Поляризация света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка. | 1 |
33 | Глаз как оптическая система. | 1 |
34 | Виды излучений. Источники света. | 1 |
35 | Шкала электромагнитных Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. волн. | 1 |
36 | Рентгеновские лучи. | 1 |
37 | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. | 1 |
38 | Зачет №1 «Световые волны. Излучение и спектры» | 1 |
А Т О М Н А Я Ф И З И К А (16 часов) |
39 | Виды излучений. Спектры и спектральный анализ | 1 |
40 | Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | 1 |
41 | Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта | 1 |
42 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | 1 |
43 | Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | 1 |
44 | Зачет по теме: «Световые кванты. Строение атома». | 1 |
45 | Открытие радиоактивности. | 1 |
46 | Альфа-, бета - и гамма - излучение. | 1 |
47 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | 1 |
48 | Решение задач: «Строение атомного ядра. Ядерные силы.» | 1 |
49 | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. | 1 |
50 | Деление ядра урана. | 1 |
51 | Цепные ядерные реакции. | 1 |
52 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | 1 |
53 | Контрольная работа №2 по теме «физика атома и атомного ядра» | 1 |
54 | Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира. | 1 |
Повторение (14 ч) |
55 | Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. | 1 |
56 | Законы Ньютона | 1 |
57 | Силы в природе. | 1 |
58 | Законы сохранения в механике. | 1 |
59 | Основы МКТ. Взаимное превращение жидкостей, газов. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. | 1 |
60 | Тепловые явления | 1 |
61 | Газовые законы. | 1 |
62 | Электростатика. | 1 |
63 | Законы постоянного тока. | 1 |
64 | Электромагнитные явления. | 1 |
65 | Магнитное поле. | 1 |
66 | Шкала электромагнитных волн. | 1 |
67 | Ядерная физика. | 1 |
68 | Зачет № 2 «Итоговый» | 1 |
| Всего: | 68 ч |
- Основная литература:
1. Мякишев ГЕ, Буховцев ББ, Сотский НН. Физика. 11 класс, - М.: Просвещение, 2019 год.
2. Тулькибаева НН, Пушкарев АЭ. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкеевич АП. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2006
4. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
5. Физика весь курс: для выпускников / В.С.Бабаев, А.В.Тарабанов. – М.:Эксмо, 2008.-399с.
6.Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н.И.Зорин. – М.: ВАКО,2007.-334с
7.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.
-Нормы оценок:
Оценка ответов обучающихся при проведении устного опроса
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
-- обучающийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- обучающийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- обучающийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- обучающийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
Оценка ответов обучающихся при проведении контрольных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
-- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
-- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
-- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов обучающихся при проведении лабораторных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- обучающийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Перечень ошибок
Грубые ошибки: Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. Неумение определить показание измерительного прибора. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки: Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты : Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.