СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Шахматный клуб" для 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа


(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)




«Утверждаю»


Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ


Приказ от __30.08.2019___ № _96___


Подпись руководителя ______ФИО


Печать







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по __Внеурочной деятельности _курс «Шахматный клуб»__

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_______________________5-7 класс_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов __33________


Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (учитель первой категории

(ФИО)

Программа разработана на основе

Авторской программы Пожарский В. А.. «Шахматный учебник "

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)










2019-2020 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Шахматный клуб» в рамках внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).

Рабочая программа курса «Шахматный клуб» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Шахматный учебник» под редакцией В. А. Пожарского для учащихся 5-7 классов, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.

Программа «Шахматный клуб» рассчитана для учащихся 5-7 классов.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки. Срок освоения программы – 1 год.

Количество часов: по учебному плану составляет — 34 часа, по программе — 33 часа , 1 часа в неделю.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Личностные и метапредметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности.

Предметные результаты

- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

- Научить играть разными фигурами в совокупности.

- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

- Сформировать умение защиты от мата.

- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

- Сформировать умение записывать шахматную партию.

- Познакомить с историей мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира.

- Познакомить с правилами разыгрывания основных дебютов и окончаний.

- Научить основам тактики и стратегии шахмат.

- Понимать порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)

- Принимать правила этикета при игре в шахматы и их выполнение

- Сформировать умение проводить комбинации.

- Развивать восприятие, внимание, воображение.

Личностные результаты

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели,

- соотнесение целей с возможностями;

- определение временных рамок;

- определение шагов решения задачи;

- видение итогового результата;

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД

- умение задавать вопросы;

- умение получать помощь;

- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами;

- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);

- способность принять другую точку зрения, отличную от собственной;

- способность работать в команде;

- выслушивание собеседника и ведение диалога.

В 2019-2020 учебном году на основании приказа №101 от 30 августа 2019 г. произведена корректировка (уплотнение часов) в связи с праздничными днями, за счет резерва часов.

Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Класс

По программе

По КТП

Причина корректировки

Способ корректировки

Количество часов








34

5-7 класс

34

33

Праздничные дни. 12.05

За счет часов резерва

1



2.Календарно-тематическое планирование. 5-7 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид урока

Дата

План

факт


Раздел 1. Построение стратегических планов

13




Повторение курса «Шахматы»

1

Беседа

03.09


Знакомство с биографией великих шахматистов

1

Мультимедиа, беседа

10.09


Знакомство с биографией великих шахматистов

1

Конференция

17.09


Построение стратегических планов

1

Беседа, урок-игра

24.09


Реализация преимущества в окончании

1

Урок-игра, беседа

01.10


Курс шахматных окончаний

1

Беседа, урок-игра

08.10


Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника

1

Беседа, урок-игра

15.10


«Золотое правило» оппозиции

1

Комбинированный урок

22.10


Активный король – как лишняя фигура

1

Беседа, урок-игра

05.11


Лишняя пешка – никогда не лишняя

1

Беседа, урок-игра

12.11


Конкурсное решение позиций: как бы вы сыграли?

1

Конкурс

19.11


Конкурсное решение позиций: как бы вы сыграли?

1

Конкурс

26.11


Игровая практика

1

Урок-игра

03.12



Раздел 2. Шахматные комбинации

8




Шахматные комбинации. Проходная пешка.

1

Исследование, игровая практика

10.12


Игра на пат.

1

Мультимедиа, урок-игра

17.12


Рентген

1

Мультимедиа, игровая практика

24.12


Комбинационное зрение

1

Беседа, урок-игра

14.01


Конкурсное решение позиций: как бы вы сыграли?

1

Конкурс

21.01


Конкурсное решение позиций: как бы вы сыграли?

1

Конкурс

28.01


Игровая практика

1

Урок-игра

04.02



Раздел 3. Игра в эндшпиле

12




20 правил игры в эндшпиле

1

Беседа

11.02


Ладейные окончания

1

Мультимедиа, беседа

18.02


Коневые окончания

1

Конференция

25.02


Слоновые окончания

1

Беседа, урок-игра

03.03


Слон против коня

1

Урок-игра, беседа

10.03


Преимущество двух слонов в эндшпиле

1

Беседа, урок-игра

17.03


Ферзевые окончания

1

Беседа, урок-игра

31.03


Борьба фигур без пешек

1

Комбинированный урок

07.04


Контратака в центре

1

Беседа, урок-игра

14.04


Конкурсное решение позиций: как бы вы сыграли?

1

Конкурс

21.04


Игровая практика

1

Урок-игра

28.04



Раздел 4. Обобщение

2




Проект «Шахматные комбинации»

1

Творческий отчет

05.05


Защита проекта

1

Беседа

19.05


3.Особенности оценки индивидуального проекта.

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя обучающегося, чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность ( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Обучающиеся, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом должен быть поощрен каждый обучающийся, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и обучающимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и обучающихся, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Обучающиеся входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На занятии обучающиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение обучающихся в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, заранее готовится литература, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Обучающиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Обучающиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.

2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта,

3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки, чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 7-10 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель, доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом. Каждый обучающийся выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.

  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

В ходе презентации ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе обучающихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах обучающихся. Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.


Список используемой литературы


  1. Пожарский В. А. Шахматный учебник 2017

  2. - Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

  3. - Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.

  4. - Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.

  5. - Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  6. - Книжка – раскраска «Шахматные герои».

  7. http://chess.cs.msu.su.










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета ______________ Ф.И.О

МБОУ ООШ № ___ подпись

От _________ 20 ___ года № ____ ____ _______ 20 ___ года

дата

____________ ____________

Подпись руководителя МС

Ф.И.О