СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физической культуре для 10 классов в соответствии с ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по физической культуре предназначена для 10 классов среднего общего образования и составлена:

-в соответствии с  Законом «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01 июля 2013 года N 696-з (в редакции Законов Республики Башкортостан от 26.12.2014 N 171-з, от 27.02.2015 N 192-з, от 01.07.2015 N 253-з, от 18.09.2015 N 260-з, от 30.01.2017 N 464-з (редакции 16.06.2017, с изм. 24.12.2018), от 22.06.2018 N 642-з, от 22.06.2018 N 644-з,  от 22.06.2018 N 648-з, от 25.12.2018 N 50-з, от 03.04.2019 N 92-з, от 10.07.2019 N 141-з);

-в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004г. N1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изм. и доп. От 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г , 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.)

-О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г.  № 30–51–197/20.

Требованиями государственного образовательного стандарта утвержденного Федеральным законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 года №329-Ф3. и на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов;

-Федеральным законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 года №329-Ф3. и на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов;

-УМК: «Физическая культура» , 10-11 кл., В.И.Лях. Москва, «Просвещение» 2017г.

- на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ (Приказ Минобрнауки России №253 от 31.03.2014г.);

Содержание данного планирования (102 часа в год) среднего общего образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого обучающегося.

Помимо выполнения обязательного минимума содержания программного материала, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, возможностей материальной физкультурно – спортивной базы школы, включена дифференцированная (вариативная) часть физической культуры. Она направлена на увеличение часов на раздел “Спортивные игры” (волейбол, баскетбол, мини-футбол).


Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.


Задачи физического воспитания обучающихся

Решение задач физического воспитания обучающихся направленно на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

  • обучение основам базовых видов двигательных действий;

  • дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными национальными видами спорта народов Республики Башкортостан, знакомство с традициями и национальными играми башкирского народа.


Описание ценностных ориентиров учебного предмета

«Физическая культура»


Содержание учебного предмета «Физическая культура», направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические умения и навыки, способы познавательной и предметной деятельности.

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают целевые установки системы начального общего образования:

Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слышать и слушать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятие и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценки);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умению адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять изобретательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.


I. Требования к уровню подготовки


В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

– правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

– подготовки к профессиональной деятельности;

– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.


Учащиеся 10 класса должны уметь демонстрировать:

Контрольные упражнения

Уровень

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»


Юноши

Девушки

Бег 100 метров с высокого старта

14,5

14,9

15,5

16.5

17,0

17,8

Челночный бег 3x10м

7.2

7.5

8 4

8.4

8.7

9.6

Прыжки в длину с места (см)

240

220

190

200

190

160

Метание гранаты 500, 700 гр.

32

26

22

18

13

10

Наклон вперёд (см.)

10

6-8

2

15

8-10

4

Подтягивание

12

9

6

20

15

10

Подъем туловища из положения лежа за 1 мин.

52

47

42

40

35

30

Бег 2км(д), 3км(м)

12.40

13.30

14.30

10.20

11.15

12.10


II. Содержание учебного предмета


Физическая культура и основы здорового образа жизни

Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.

Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.


Физкультурно-оздоровительная деятельность

Оздоровительные системы физического воспитания

Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, ритмом, темпом, пространственной точностью.

Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых, скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.

Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.

Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег.


Спортивно-оздоровительная деятельность

Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие средние и длинные дистанции; прыжках в длину и в высоту с разбега; метании гранаты; передвижениях на лыжах; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.


Прикладная физическая подготовка

Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности. Передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре. Плавание на груди, спине, боку с грузом в руке.

Умения и навыки

Баскетбол: стойка игрока, перемещения в стойке, остановки, повороты; варианты ловли и передачи мяча на месте и в движении с сопротивлением защитника; варианты ведения на месте и в движении, с изменением скорости и направлением движения; варианты бросков в движении после ведения и ловли мяча; вырывание, выбивание, накрывание и перехват мяча с сопротивлением защитника; групповые и командные тактические действия в нападении и защите; игра.

Волейбол: стойка, перемещения в стойке; варианты передач мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещения, во встречных колонах; отбивание мяча кулаком через сетку; варианты подач и прием подачи, нападающий удар и блокирование; игра.

Мини-футбол: футбол: комбинации из освоенных элементов техники передвижений; варианты ударов ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника; варианты остановок мяча ногой, грудью; варианты ведении мча без сопротивления и с сопротивлением защитника; групповые и командные тактические действия в нападении и защите; игра.

На освоение акробатических упражнений: юноши: длинный кувырок через препятствие на высоте 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью; переворот боком; прыжки в глубину. Девушки: сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее изученных элементов.

На основе ОРУ: ОРУ с предметами и без предметов, основные положения рук и ног.

На освоение висов и упоров: юноши: подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; угол в упоре, стойка из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад. Девушки: толчком ног подъем в упор на в\ж; толчком двух ног вис углом. Равновесие на н\ж; упор присев на одной ноге, махом соскок.

На освоение опорных прыжков: юноши: прыжок ноги врозь через коня в длину. Девушки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду.

На основе навыков равновесия: ходьба приставными шагами, повороты на носках и одной ноге, приседания и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед; комбинация из изученных элементов.

На освоение строевых упражнений: поворот в движении кругом.

На овладение техникой бега: низкий старт и высокий старт до 40 м, стартовый разгон, бег 100 м, бег до 25 минут, бег 2000 м девушки, 3000м юноши.

На овладение техникой прыжков: прыжки в длину с разбега, прыжки в высоту с разбега

На овладение техникой метания: метание мяча по горизонтальной и вертикальной цели, на дальность с места и разбега, в цель; метании гранаты.

На освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременный; преодоление впадин, подъемов, препятствий; прохождение дистанции до 6 км.

Спортивная национальная борьба «Куреш». Терминология борьбы. Техника безопасности при проведении занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

Развитие двигательных качеств – общей, статической силовой выносливости, ловкости и гибкости, скоростно – силовых качеств.

Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО). Изучают историю создания комплекса ГТО. Овладевают техникой выполнения тестов. Готовятся к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Национально-региональный компонент в рабочей программе представлен в разделе «лыжная подготовка».

Упражнения культурно- этнической направленности: сюжетно образные и обрядовые игры, элементы техники национальных видов спорта.



III. Тематическое планирование.


Тема урока

Дата проведения


Примечание

план

факт


Раздел «Легкая атлетика» - (10часов), раздел «Волейбол» - (5часов)

1

Вводный инструктаж. Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Совершенствование спринтерского и. эстафетного бега. Бег 30м.

02.09



2

Совершенствование спринтерского и эстафетного бега. Современные оздоровительные системы физвоспитания.

04.09




3

Инструктаж по ТБ на уроках волейбола. Совершенствование приема и передач мяча.

05.09




4

Совершенствование спринтерского бега. Бег 60м. Русская игра «Городки».

09.09




5

Сдача контрольного норматива: бег на 100м. Подготовка к тестам ГТО.

11.09




6

Волейбол. Совершенствование нижних подач, приема и передач мяча. Проведение соревнований.

12.09




7

Совершенствование прыжков в длину с разбега.

16.09




8

Совершенствование прыжков в длину с разбега. Русская игра «Лапта».

18.09




9

Волейбол. Совершенствование игры у сетки. Учебная игра. Самомассаж.

19.09




10

Сдача контрольного норматива: прыжок в длину с разбега. Подготовка к тестам ГТО.

23.09




11

Обучение метанию гранаты. Челночный бег. Оздоровительная ходьба и бег.

25.09




12

Волейбол. Совершенствование техники игры. Аутотренинг.

26.09




13

Совершенствование метания гранаты. Челночный бег.

30.09




14

Сдача контрольного норматива: метание гранаты. Подготовка к тестам ГТО.

02.10




15

Волейбол. Совершенствование игры у сетки. Учебная игра. Релаксация.

03.10





Раздел «Волейбол» - (15часов)

16

Инструктаж по ТБ на уроках волейбола. Обучение передачам мяча из зон 1, 6, 5 в зону 3.

07.10




17

Закрепление передач мяча из зон 1, 6, 5 в зону 3; передач мяча во встречных колоннах

09.10




18

Учебная игра в волейбол. Упражнение для развития координации.

10.10




19

Сдача контрольного норматива: передачи мяча из зон 1, 6, 5 в зону 3. Подготовка и проведение соревнований.

14.10




20

Совершенствование приема мяча с подачи, отбивание мяча кулаком через сетку.

16.10




21

Учебная игра в волейбол. Карельская игра «Мяч».

17.10




22

Совершенствование приема мяча с подачи, отбивание мяча кулаком через сетку.

21.10




23

Сдача контрольного норматива: прием мяча с подачи.

23.10




24

Учебная игра в волейбол. Адыгейская игра «Защитник».

24.10




25

Совершенствование нападающего удара. Правила соревнований.

04.11




26

Совершенствование нападающего удара. Учебная игра в волейбол.

06.11




27

Учебная игра в волейбол. Упражнение для развития координации.

07.11




28

Совершенствование нападающего удара. Учебная игра в волейбол.

11.11




29

Сдача контрольного норматива: нападающий удар.

13.11




30

Учебная игра в волейбол. Башкирская игра «Стрелок».

14.11




Раздел «Гимнастика» - (10ч), раздел «Волейбол» - (4ч), раздел «Борьба Куреш»- (4ч)

31

Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Совершенствование силовой и ритмической гимнастики.

18.11




32

Совершенствование силовой и ритмической гимнастики. Подготовка к тестам ГТО сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

20.11




33

Учебная игра в волейбол.

21.11




34

Совершенствование силовой и ритмической гимнастики.

25.11




35

Сдача контрольного норматива: подтягивание. Подготовка к тестам ГТО. Совершенствование висов и упоров.

27.11




36

Учебная игра в волейбол.

28.11




37

Сдача контрольного норматива: М: подъём в упор силой, вис согнувшись, прогнувшись. Д: вис углом, вис прогнувшись.

02.12




38

Обучение акробатическим упражнениям, лазанию, упражнениям в равновесии.

04.12




39

Учебная игра в волейбол.

05.12




40

Закрепление акробатических упражнений, лазания, упражнений в равновесии. Подготовка к тестам ГТО подъем туловища лежа.

09.12




41

Совершенствование акробатических упражнений, лазания, упражнений в равновесии.

11.12




42

Учебная игра в волейбол.

12.12




43

Сдача контрольного норматива: техника выполнения акробатических упражнений. Обучение опорному прыжку, упражнениям на брусьях.

16.12




44

Закрепление опорного прыжка, упражнений на брусьях. Подготовка к тестам ГТО наклон вперед из положения стоя на полу.

18.12




45

Инструктаж по ТБ на уроках борьбы. Обучение падению на бок и перекаты; захватам и освобождение от захватов.

19.12




46

Обучение задней подножке, передней подножке, броску через бедро.

23.12




47

Совершенствование задней подножки, передней подножки, броску через бедро.

25.12




48

Совершенствование борьбы по заданию.

26.12





Раздел «Лыжная подготовка» -(12часов), раздел «Баскетбол»- (6часов)

49

Вводный инструктаж. Инструктаж по ТБ на уроках лыжной подготовки. Совершенствование попеременного двухшажного хода.

09.01




50

Совершенствование одновременного двухшажного хода.

13.01




51

Инструктаж по ТБ на уроках баскетбола. Учебная игра в баскетбол.

15.01




52

Совершенствование одновременного одношажного хода. Башкирская игра «Стрелок».

16.01




53

Совершенствование одновременного бесшажного хода.

20.01




54

Учебная игра в баскетбол. Правила соревнования. Индивидуальная подготовка к соревнованиям.

22.01




55

Совершенствование перехода с одновременных ходов на попеременный ход.

23.01




56

Совершенствование техники перехода с хода на ход. Русская игра «Слалом с воротами».

27.01




57

Учебная игра в баскетбол. Правила соревнования.

29.01




58

Сдача контрольного норматива: техника перехода с одновременных на попеременный ход.

30.01




59

Сдача контрольного норматива: лыжные гонки 2 км, 3 км. Подготовка к тестам ГТО.

03.02




60

Учебная игра в баскетбол. Правила соревнования.

05.02




61

Обучение преодолению впадин, подъёмов и препятствий.

06.02




62

Совершенствование преодоления впадин, подъёмов и препятствий.

10.02




63

Учебная игра в баскетбол.

12.02




64

Совершенствование преодоления впадин, подъёмов и препятствий. Упражнение для развития выносливости.

13.02




65

Сдача контрольного норматива: лыжные гонки 3 км, 5 км.

24.02




66

Учебная игра в баскетбол.

26.02





Раздел «Волейбол»- (12часов), раздел «Баскетбол»- (9часов)

67

Инструктаж по ТБ на уроках волейбола. Совершенствование передачи мяча сверху двумя в парах и над собой.

27.02




68

Совершенствование передачи мяча сверху двумя в парах и над собой. Игра волейбол.

02.03




69

Учебная игра в волейбол.

04.03




70

Совершенствование передачи мяча двумя руками в парах и над собой через сетку. Игра волейбол.

05.03




71

Совершенствование передачи мяча двумя руками в парах и над собой через сетку. Игра волейбол.

09.03




72

Учебная игра в волейбол. Упражнение для развития координации.

11.03




73

Совершенствование передачи и приема мяча сверху и снизу двумя руками в парах и над собой. Игра волейбол.

12.03




74

Совершенствование передачи и приема мяча сверху и снизу двумя руками в парах и над собой. Игра волейбол.

16.03




75

Учебная игра в волейбол. Упражнение для развития координации.

18.03




76

Совершенствование верхней прямой подачи и приема мяча снизу двумя руками. Игра волейбол.

19.03




77

Совершенствование верхней прямой подачи и приема мяча снизу двумя руками. Игра волейбол.

23.03




78

Учебная игра в волейбол.

25.03




79

Инструктаж по ТБ на уроках баскетбола. Совершенствование сочетания приемов ведения, передачи, бросков с сопротивлением. Учебная игра баскетбол.

26.03




80

Совершенствование сочетания приемов ведения, передачи, бросков с сопротивлением. Учебная игра баскетбол.

30.03




81

Совершенствование сочетания приемов ведения, передачи, бросков с сопротивлением. Учебная игра баскетбол.

01.04




82

Совершенствование штрафного броска. Учебная игра баскетбол.

02.04




83

Совершенствование штрафного броска. Учебная игра баскетбол.

13.04




84

Совершенствование штрафного броска. Учебная игра баскетбол.

15.04




85

Сдача контрольного норматива: штрафной бросок.

16.04




86

Учебная игра в баскетбол.

20.04




87

Учебная игра в баскетбол.

22.04





Раздел “Легка атлетика” – (10часов), раздел “мини-футбол” – (5часов)

88

Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Совершенствование прыжка в высоту «перешагиванием»

23.04




89

Совершенствование прыжка в высоту «перешагиванием».

27.04




90

Учебная игра в мини-футбол.

29.04




91

Сдача контрольного норматива: прыжок в высоту «перешагиванием»

30.04




92

Совершенствование спринтерского бега. Русская игра «Городки».

04.05




93

Учебная игра в мини-футбол.

06.05




94

Совершенствование спринтерского бега. Подготовка к тестам ГТО.

07.05




95

Сдача контрольного норматива: бег 100 м. Игра «Лапта».

11.05




96

Учебная игра в мини-футбол.

13.05




97

Совершенствование метания гранаты.

14.05




98

Сдача контрольного норматива: метание гранаты. Подготовка к тестам ГТО.

18.05




99

Учебная игра в мини-футбол.

20.05




100

Совершенствование бега на длинные дистанции. Упражнение для развития выносливости.

21.05




101

Сдача контрольного норматива: бег 2000м и 3000м. Подготовка к тестам ГТО

25.05




102

Учебная игра в мини-футбол.

27.05





11