СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"КОРОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "

С.КОРОДА ГУНИБСКОГО РАЙОНА РД








УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Кородинская СОШ »

___________ М.М.Ашаханов

Приказ № 1

от « 28 » августа 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по черчению для 8 класса основного общего образования

(предмет, класс, уровень образования)


Ашаханов Мурад Магомедовичя

(Ф.И.О. учителя)


2019/2020 учебный год, срок реализации - 1 год








СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Зам. директора по на заседании методического объединения

образовательному процессу протокол № _1_ от

__________ П.Г.Магомедалиева «28» августа 2019 г.








2019 г.










I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. – М.: Просвещение, 2004).

Данная программа ориентирована на УМК под ред. А.Д. Ботвинниковая

Основные разделы базовой (государственной) программы 8 класса сохранены и включены в разделы рабочей программы.

Рабочая программа учебного курса черчения предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Цель программы:

научить школьников читать и выпол­нять чертежи деталей, а также применять гра­фические знания при решении задач с творческим содержанием.

Задачи программы:

  1. сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямо­угольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

  2. ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  3. обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

  4. развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

  5. обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочны­ми материалами;

  6. привить учащимся культуру графического труда.

Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств.

Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  1. Основой курса черчения является обучение школьников мето­дам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроиз­ведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.

  2. Графическая деятельность школьников неотделима от разви­тия их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разнопла­новые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Сред­ствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных пред­ставлений учащихся.

  3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные еди­ницы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обуче­нием, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

  4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.

  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отво­дится основная часть учебного времени.

На уроках применяются следующие технологии: развивающего обучения, личностно-ориентированного и проблемного обучения. С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития их информационно-коммуникационных компетенций активно используются мультмимедийные и интерактивные технологии: презентации к урокам с использованием программ Power Point, доски Smart Board. Формы работы на уроке групповые и индивидуальные в зависимости от изучаемого материала, типа урока и т.п.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические и графические работы. Все виды практических и графических работ в программе направлены на освоение знаний по чтению чертежей и выполнение различных графических построений.

II. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК

Курс программы соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по черчению и примерной программы для общеобразовательной школы. В УМК уделяется особое внимание компетенциям, обеспечивающим содержание стандарта. В процессе обучения черчению реализуется одна из главных задач: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью, созданием надежного и эффективного механизма социально-экономического развития.

Отличительные особенности данной программы по сравнению с примерной в том, что особое внимание уделено таким темам как «Способы проецирования» и «Чтение и выполнение чертежей деталей». На изучение тем уделено больше часов за счет повторения.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Правила оформления чертежей (6 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выпол­нения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чер­тежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая — основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размер­ная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чер­тежах.

Способы проецирования (9 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях про­екций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изо­метрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксоно­метрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее .построения.

Чтение и выполнение чертежей деталей (19 ч.)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометри­ческих тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические те­ла (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхно­стей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Ис­пользование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чер­тежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопря­жений.

Чтение чертежей.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.

Обобщение знаний (1 ч.)


Обязательный минимум графических и практических работ

№ п/п

Содержание работы

Примечание

1

Линии чертежа


2

Чертеж «плоской» детали


3

Моделирование по чертежу

Из проволоки и картона

4

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр.

5

Построение третьей проекции по двум данным


6

Чертеж детали

С использованием геометрических построений (в том числе и сопряжений)

7

Устное чтение чертежей


8

Чертеж предмета в трех видах

С преобразованием формы предмета

9

Эскиз и технический рисунок детали


10

Эскизы деталей с включением элементов конструирования

С преобразованием формы предмета

11

Чертеж предмета (контрольная работа)

По аксонометрической проекции или с натуры


Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.





IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема раздела, урока

Дата

проведения

Материал учебника

На дом

класс

дата

Правила оформления чертежей (6 ч.)

1

Краткие сведения об истории развития чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Рациональные приемы работы с инструментами. Организация рабочего места.

А

Б

01.09

03.09

Введение,

с. 3-9;

§ 1, с. 10-15.

Упр. 1

2

Понятие о государственных стандартах. Форматы, рамка и основная надпись чертежа.

Линии чертежа.

А

Б



08.09

10.09

§§ 2.1, 2.2, 2.3; с. 15-20.

Упр. 2

3

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

А

Б

15.09

17.09

§ 2.4; с. 22-25.

Упр. 3, 4.

4

Графическая работа №1.

Линии чертежа.

А

Б

22.09

24.09

§ 2; с. 20-21.


5

Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба.

А

Б

29.09

01.10

§ 2.5-2.6,

с. 26-29.

Упр. 5, 6.

6

Графическая работа №2. Чертеж «плоской» детали.

А

Б

06.10

08.10

§2, с. 29-30.


Способы проецирования (9 ч.)

7



Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. Косоугольное и прямоугольное проецирование.

А

Б

13.10

15.10

§ 3; с. 31-35.

Рис. 37, 40-42.

8

Прямоугольное проецирование. Проецирование предмета на одну плоскость проекций. Проецирование на несколько плоскостей проекций.

А

Б

20.10

22.10

§ 4; с. 35-40.

Упр. 7

9

Расположение видов на чертеже.

А

Б

27.10

29.10

§ 5.1; с. 40-41.

Упр. 8

10

Закрепление знаний о расположении видов. Понятие о местных видах, расположенных в проекционной связи.

А

Б

10.11

12.11

§ 5.2; с. 41-44.

Упр. 9

11

Практическая работа №3. Моделирование по чертежу.

А

Б

17.11

19.11

§ 5; с. 44-45.


12

Аксонометрические проекции: косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая. Аксонометрические проекции плоских фигур.

А

Б

24.11

26.11

§§ 6, 7.1, 7.2;

с. 46-50.

Упр. 10

13

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Рациональное построение в аксонометрии.

А

Б

01.12

03.12

§ 7.3; с. 51-52.

Упр. 11

14

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Фронтальные диметрические и изометрические проекции окружностей.

А

Б

08.12

10.12

§ 8; с. 53-57.

Упр.12, 13.

Упр. 14, 15.

15

Технический рисунок. Приемы работы от руки и на глаз.

А

Б

15.12

17.12

§ 9; с. 57-58.

Упр. 16.

Упр.

17, 18.

Чтение и выполнение чертежей деталей (19 ч.)

16

Анализ геометрической формы предмета.

А

Б

22.12

24.12

§ 10; с. 59-62.

Упр. 19


17

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

А

Б

29.12

14.01

§ 11; с. 62-69.


Упр. 20

18

Чертежи разверток геометрических тел.

А

Б

12.01

21.01

§16; с. 108-111.

Рис. 139-142.

19

Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение проекций точек на поверхности предмета.

А

Б

19.01

28.01

§ 12; с. 69-74. Упр. 21, 22, 23.

Упр. 24, 25.

20

Графическая работа №4. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

А

Б

26.01

04.02


§ 12; с. 79-80.


21

Порядок построения изображений на чертежах. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали.

А

Б

02.02

11.02

§§ 13.1, 13.2;

с. 80-84.

Упр. 30

22

Построение вырезов на геометрических телах.

А

Б

09.02

18.02

§ 13.3; с. 84-86.

Упр. 31, 32.

23

Построение третьего вида по двум данным видам.

А

Б

16.02

25.02

§ 13.4; с. 86-92.

Упр.33, 34.

Упр. 35

24

Графическая работа №5. Построение третьего вида по двум данным.

А

Б

01.03

03.03

§ 13; с. 91.



25

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

А

Б

15.03

10.03

§ 14; с. 92-98.

Упр. 35, 36.

Упр. 38, 39.

26

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Анализ графического состава изображений. Деление отрезка, угла и окружности на равные части.

А

Б

22.03

17.03

§§ 15.1, 15.2;

с. 98-103.

Упр. 40

27

Геометрические построения: сопряжения.

А

Б

29.03

24.03

§ 15.3; с. 103-107.

Упр. 41

28

Графическая работа №6. Чертеж детали с использованием геометрических построений (в том числе и сопряжений).

А

Б

12.04

31.03

§ 15; с. 107.


29

Порядок чтения чертежей деталей.

А

Б

19.0414.04

§ 17; с. 111-115.

Упр. 42

30

Практическая работа №7. Устное чтение чертежей.

А

Б

26.04

21.04

§ 17; с. 115.


31

Графическая работа №8. Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы

А

Б

03.05

28.04

С. 117.


32

Графическая работа №9. Выполнение эскиза и технического рисунка детали.

А

Б

10.05

05.05

§ 18,

с. 119-123.



33

Графическая работа № 10. Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования.

А

Б

17.05

12.05

§ 18; с. 123-124.


34

Графическая работа №11. Выполнение чертежа предмета (контрольная).

А

Б

23.05

19.05

С. 125.


35

Обобщение знаний

А

Б

30.05

26.05




V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


1) Тест;

2) зачет (рубежный и итоговый контроль);

3) опрос в устной и письменной форме;

4) графическая работа.


Критерии оценивания знаний и умений учащихся


I. При устной проверке знаний

оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изучен­ные правила и условности изображения и обозначения;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнима­тельности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя;

оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями, вследствие еще недостаточно развитого пространственного представления, знает правила изоб­ражения и условные обозначения;

б) дает правильный ответ в определенной логической по­следовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление ко­торых осуществляет с некоторой помощью учителя;

оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но боль­шинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявив­ший общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответы строит несвязно, допускает существенные ошиб­ки, которые не исправляет с помощью учителя;

оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание и непонимание учебного материала.


II. При выполнении графических и практических работ

оценка «5» ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно вы­полняет графические и практические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными мате­риалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незна­чительные неточности и описки;

оценка «4» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с не­большими затруднениями и сравнительно аккуратно ведет ра­бочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допуска­ет ошибки второстепенного характера, которые исправляет пос­ле замечаний учителя и устраняет самостоятельно без допол­нительных пояснений;

оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, по основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, преду­смотренные программой, выполняет несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя;

оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки;

оценка «1» ставится, если ученик совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, преду­смотренными программой.


VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

  • изученные правила выполнения чертежей и приемы построе­ния основных сопряжений.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;

  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображе­ния несложных предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

  • осуществлять несложные преобразования формы и простран­ственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при реше­нии задач с творческим содержанием.

Владеть компетенциями:

- учебно - исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);

- информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, работать в команде и т.д.);

- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения и т.д.);

- эмоционально-ценностными (умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями).


VII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Оборудование и наглядные пособия:

  1. чертежные инструменты;

  2. образцы деталей и сборочных единиц;

  3. модели геометрических тел;

  4. учебные таблицы;

  5. компьютер.

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:

  1. готовальня школьная;

  2. чертежные угольники с углами: 90°, 45°, 45°; 90°, 30°, 60°;

  3. масштабная линейка;

  4. транспортир;

  5. трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

  6. карандаши «Т», «ТМ» и «М»;

  7. ластик для карандаша (мягкий);

  8. бумага: чертежная, миллиметровая; тетрадь в клетку; калька; кнопки;

  9. инструмент для заточки карандаша.







Учебно-методический комплект для учащихся:

Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Ботвинников А.Д. и др. – 4-е изд., дораб. - Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 221, (3) с.: ил.


Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Ботвинников А. Д. и др. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7 – 8 классы» – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

  2. Ройтман. И.А. Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

  3. Черчение. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Д. Ботвинникова и др. / Сост. М.В. Цыганов, Ю.М. Цыганова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112 с.


VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балягин С.Н. Черчение: Справочное пособие/С.Н. Балягин. 4-е изд., доп. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 424 с.

  2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Дружинин Н.С., Цылбов П.П. Курс черчения. – М.: «Машиностроение», 1964. – 492 с.





























9