СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основании

-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру,

-примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс» (М.: Просвещение, 2014), методических рекомендаций к учебнику «Окружающий мир. 1 класс» (авторы: А. А. Плешаков, М. А. Ионова, О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева (М.: Просвещение, 2014)).


Описание места в учебном плане.


В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2019-2020 уч. г. на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов годовых (2 часа в неделю, 33 учебные недели).


Внесённые изменения.



В примерную учебную программу внесенных изменений и дополнений нет.





































2. Содержание учебного предмета.

  1. Введение. (1 ч)


Знакомство с учебником и учебным пособием (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.

  1. Что и кто? (20 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце и его форма. Облака и их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет и красота). Гранит, кремень, известняк.

Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различия по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Что это за листья? Что такое хвоинки?

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его назначение и части. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правило перехода улицы. Что вокруг нас может быть опасным?

Планета Земля её форма. Глобус-модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомства с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство со строением пера птицы.

  1. Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода. И куда уходит? Пресная и солёная вода. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мёд и др. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Презентация проекта «Моя семья»

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; рассматривание морской соли; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями; изготовление кормушки для птиц.


  1. Где и когда? (11 ч)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

Перелётные птицы. Где они зимуют и как учёные узнали об этом. Когда придёт суббота. Когда наступит лето?

Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные прошлого.

Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где живут птицы? Когда появилась одежда?

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир будущего. Зависит ли это от тебя. Проверим себя и оценим свои достижения.

Практические работы: определение места расположения Северного Ледовитого океана и Антарктиды; определение на глобусе экватора и жарких стран Земли.

  1. Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо.

Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мой домашний питомец». Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины.

Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нам нужен телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь.

Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железные дороги. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судов. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос.

Искусственные спутники Земли, их назначение.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Практическая работа: исследование возникновения и распространения звуков; простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытьё рук и др.).








3. Тематическое планирование.



п/п


Наименование разделов и тем

Используемые организационные формы обучения



Количество часов

проверочные работы

практические работы

экскурсии

проекты

I.

Введение

-

-

-


1

II.

Что и кто?

1

8

-

1

20

III.

Как, откуда и куда?

1

9

-

1

12

IV.

Где и когда?

1

2

-

1

11

V.

Почему и зачем?

1

3

-

1

22

Итого


4

22

0

4

66










4. Календарно-тематическое планирование.





п/п



Наименование разделов, тем

Количество часов



Характеристика деятельности обучающихся

Дата

по плану

фактически

Вводный урок (1 час)

1.

Задавайте вопросы!

(с. 3-8, р.т. с. 3)

Тест с. 3

1

Обучающиеся осваивают первоначальные умения:

- задавать вопросы;

- вступать в учебный диалог;

- пользоваться условными обозначениями

учебника;

- различать способы и средства познания

окружающего мира;

- оценивать результаты своей работы на уроке.



Раздел «Что и кто?» (20 ч)

2.

Что такое Родина?

(с. 10-11, р.т. с. 4)


1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;



3.

Что мы знаем о народах России?

(с. 12-13, р.т. с. 5-6)

Тест с. 4


1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

- работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках.



4

Что мы знаем о Москве?

(с. 14-15, р.т. с. 7)

Тест с. 5

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

- узнавать достопримечательности столицы;



5.

Проект «Моя малая Родина»

(с. 16-17, р.т. с. 8-9)


1

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

- фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.



6.

Что у нас над головой?

(с. 18-19, р.т. с. 10)

Тест с. 6

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- моделировать форму Солнца;

- работать в паре: моделировать форму созвездий;

- работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



7

Что у нас под ногами?

(с. 20-21, р.т. с. 10-11)

Практическая работа №1 «Определение видов камней»

Тест с. 7

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

- практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

- различать гранит, кремень, известняк;

- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.



8.

Что общего у разных растений?

(с. 22-23, р.т. с. 12-13)

Практическая работа №2 «Определение частей растений»

Тест с. 8

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть.



9.

Что растёт на подоконнике?

(с. 24-25, р.т. с. 13-14)

Практическая работа №3 «Определение комнатных растений»

Тест с. 9

1

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

- практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

- различать изученные растения;

- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры комнатных растений;

- рассказывать об особенностях любимого растения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



10.

Что растёт на клумбе?

(с. 26-27, р.т. с. 15-16)

Практическая работа № 4 «Определение растений цветника»

Тест с. 10

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

- практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

- оценивать свои достижения на уроке.



11.

Что это за листья?

(с. 28-29, р.т. с. 16-18)

Практическая работа №5 «Определение видов деревьев по листьям».

Тест с. 11

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

- узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

- сравнивать и группировать листья по различным признакам;

- практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

- описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



12.

Что такое хвоинки?

(с. 30-31) р.т. с. 19-21)

Практическая работа № 6 «Определение деревьев по листьям»

Тест с. 12

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- различать лиственные и хвойные деревья;

- практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

- сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



13.

Кто такие насекомые?

(с. 32-33, р.т. с. 22-23)

Тест с. 13


1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

- работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых.



14.

Кто такие рыбы?

(с. 34-35, р.т. с. 24)

Тест с. 14

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

- работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку.




15.

Кто такие птицы?

(с. 36-37, р.т. с. 25-26)

Практическая работа № 7 «Изучение строения пера»

Тест с. 15


1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- практическая работа: исследовать строение пера птицы;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



16.

Кто такие звери?

(с. 38-39, р.т. с. 27-28)

Тест с. 16

Практическая работа № 8 «Изучение строения шерсти животных»


1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

- работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

- устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



17.

Что окружает нас дома?

(с.42-43, р.т. с. 29-30).

Тест с. 17

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- характеризовать назначение бытовых предметов;

- находить на рисунке предметы определённых групп;

- работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

- приводить примеры предметов разных групп;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



18.

Что умеет компьютер?

(с.44-45, р.т. с. 31)

Тест с. 18


1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- определять составные части компьютера;

- характеризовать назначение частей компьютера;

- сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

- работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

- моделировать устройство компьютера;

- соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



19.

Что вокруг нас может быть опасным?

(с.46-47, р.т. с. 32-33)

Тест с. 19


1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

- характеризовать опасность бытовых предметов;

- работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

- моделировать устройство светофора.



20.

На что похожа наша планета?

(с.48-49, р.т. с. 33).Тест с. 20

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

- работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

- моделировать форму Земли;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



21.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».

(с.50-54, р.т. с.34)

1

- Выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления обучающихся;

- оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.



Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22.

Как живёт семья?

Проект «Моя семья».

(с.56-59, р.т. с. 35-37)

Тест с. 21


1

- Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

- рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

- оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

- интервьюировать членов семьи;

- оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

- составлять экспозицию выставки;

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.



23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

(с.60-61, р.т. с. 38-40)

Практическая работа № 9 «Очистка загрязнённой воды»

Тест с. 22

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

- обсуждать необходимость экономии воды;

- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

- практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

(с.62-63, р.т. с. 40-41)

Практическая работа № 10 «Сборка электрической цепи»

Тест с. 23

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

- запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

- анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

- практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



25.

Как путешествует письмо?

(с.64-65, р.т. с.42-43)

Тест с. 24

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

- работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

- различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



26.

Куда текут реки?

(с.66-67, р.т. с. 43-45)

Практическая работа № 11 «Рассматривание морской соли» Тест с. 25

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

- сравнивать реку и море;

- различать пресную и морскую воду;

- практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



27.

Откуда берутся снег и лёд?

(с.68-69, р.т. с. 45-47)

Практическая работа № 12 «Изучение свойства снега и льда»

Тест с. 26

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

- наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



28.

Как живут растения?

(с.70-71, р.т. с. 48-49)

Практическая работа № 13 «Уход за комнатными растениями»

Тест с. 27

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

- прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

- формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

- практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



29.

Как живут животные?

(с.72-73, р.т. с. 50-51).

Тест с. 28

Практическая работа № 14 «Уход за животными»

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

- работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку;

- практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

- оценивать свои достижения на уроке.



30.

Как зимой помочь птицам?

(с.74-75, р.т. с. 52-54)

Практическая работа № 15 «Изготовление кормушки для птиц».

Тест с. 29

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

- практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло­женного подходящий для птиц корм;

- запомнить правила подкормки птиц;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



31.

Откуда берётся и куда девается мусор?

(с.78-79, р.т. с. 54-55)

Практическая работа № 16 «Сортировка мусора»

Тест с. 30


1

- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

- обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

- практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



32.

Откуда в снежках грязь?

(с.80-81, р.т. с. 56-57)

Практическая работа № 17 «Исследование снега и снеговой воды»

Тест с. 31

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

- обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

- формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

- сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Презентация проекта «Моя семья».

(с.82-87, р.т. с. 58)

1

Выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.







Раздел «Где и когда?» (11 ч)

34.

Когда учиться интересно?

(с.4-5, р.т. с. 3)

Тест с. 32

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

- работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

- рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



35.

Проект «Мой класс и моя школа»

(с.6-7, р.т. с. 4-5)


1

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

- фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

- коллективно составлять рассказ о школе и классе;

- презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

- оформлять фотовыставку;

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.



36.

Когда придёт суббота?

(с. 8-9, р.т. с. 6-8)

Тест с. 33

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

- работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

- называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



37.

Когда наступит лето?

(с.10-11, р.т. с. 9-10)

Тест с. 34


1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

- называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

- оценивать свои достижения на уроке.



38.

Где живут белые медведи?

(с.12-13, р.т. с. 11-12)

Практическая работа № 18 «Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды»

Тест с. 35

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

- приводить примеры животных холодных районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



39.

Где живут слоны?

(с.14-15, р.т. с. 12-13)

Практическая работа № 19 «Определение экватора»

Тест с. 36

1

- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

- работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

- приводить примеры животных жарких районов;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



40.

Где зимуют птицы?

(с.16-17, р.т. с. 14-15)

Тест с. 37

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек.




41.

Когда появилась одежда?

(с.20-21, р.т. с. 15-16)

Тест с. 38


1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

- работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

- работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



42.

Когда изобрели велосипед?

(с.22-23, р.т. с. 17-18)

Тест с. 39

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать старинные и современные велосипеды;

- работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

- запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



43.

Когда мы станем взрослыми?

(с.24-25, р.т. с. 18-19)

Тест с. 40



1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

- определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;



44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

(с.26-30, р.т. с. 20)

1

- Выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.



Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

(с.32-33, р.т. с. 21-22)

Тест с. 41

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

- работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



46.

Почему Луна бывает разной?

(с.34-35, р.т. с.22-23)

Тест с. 42

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

- моделировать из пластилина форму Луны;

- рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку;

- работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



47.

Почему идёт дождь и дует ветер?

(с.36-37, р.т. с.23-24)

Тест с. 43

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать за дождями и ветром;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



48.

Почему звенит звонок?

(с.38-39, р.т. с. 25-26)

Практическая работа № 20 «Исследование возникновения и распространения звука»

Тест с. 44

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

- практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

- обсуждать, почему и как следует беречь уши;

- высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



49.

Почему радуга разноцветная?

(с.40-41, р.т. с.26-27)

Тест с. 45

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

- высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.



50.

Почему мы любим кошек и собак?

(с.42-43, р.т. с.27)

Практическая работа № 21 «Рассматривание предметов ухода за кошкой и собакой»

Тест с. 46

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

- рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

- практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



51.

Проект «Мои домашние питомцы»

(с.44-45, р.т. с.28-29)


1

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

- наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

- фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

- составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

- презентовать свой проект с демонстрацией фотографий.




52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

(с.46-47, р.т. с.30-33)

Тест с. 47

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

- рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



53.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

(с.48-49, р.т. с.34)

Тест с. 48

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

- объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

- работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

- оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушива­ния) рассказов из книги «Великан на поляне»;

- формулировать правила поведения в природе;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




54.

Зачем мы спим ночью?

(с.52-53, р.т. с.35)

Тест с. 49

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;

- работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки.



55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

(с.54-55, р.т. с.36-38)

Тест с. 50

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;

- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок.



56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

(с.56-57, р.т. с.38-39)

Практическая работа № 22 «Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук»

Тест с. 51

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук;

- отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

- рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

- практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

- запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

- формулировать основные правила гигиены;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



57.

Зачем нам телефон и телевизор?

(с. 58-59, р.т. с.39-40)

Тест с. 52

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать средства связи и средства массовой информации;

- рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

- объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

- работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);

- обсуждать назначение Интернета.



58.

Зачем нужны автомобили?

(с.60-61, р.т. с.41)

Тест с. 53

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

- использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



59.

Зачем нужны поезда?

(с.62-63, р.т. с.42-43)

Тест с. 54

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

- работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

- использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения



60.

Зачем строят корабли?

(с.64-65, р.т. с.44-45)

Тест с. 55

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

- рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



61.

Зачем строят самолёты?

(с.66-67, р.т. с. 46)

Тест с. 56

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

- рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта,



62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

(с.68-69, р.т. с.47)

Тест с. 57

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обобщать сведения о транспорте;- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае.



63.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

(с.70-71, р.т. с.48-49)

Тест с. 58

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



64.

Зачем люди осваивают космос?

(с.72-73, р.т. с.50-51)

Тест с. 59

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

- работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;

- моделировать экипировку космонавта;

- участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

- отвечать на итоговые вопросы.



65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

(с.74-75, р.т. с.52-53)

Тест с. 60

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить в тексте учебника ответы на вопросы;

- приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; - отвечать на итоговые вопросы.



66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

(с.76-83, р.т. с.54)

1

- Выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.





5. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

У обучающегося будут сформированы:

• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);

• положительное отношение к школе и учебной деятельности;

• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные знания и умения;

• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам / неуспехам.

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Обучающийся научится:

• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

• различать флаг и герб России;

• узнавать некоторые достопримечательности столицы;

• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

• различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

• находить на глобусе холодные и жаркие районы;

• различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной после последовательности;

• соотносить времена года и месяцы;

• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами.