1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основании
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру,
-примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс» (М.: Просвещение, 2014), методических рекомендаций к учебнику «Окружающий мир. 1 класс» (авторы: А. А. Плешаков, М. А. Ионова, О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева (М.: Просвещение, 2014)).
Описание места в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2019-2020 уч. г. на изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов годовых (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Внесённые изменения.
В примерную учебную программу внесенных изменений и дополнений нет.
2. Содержание учебного предмета.
Введение. (1 ч)
Знакомство с учебником и учебным пособием (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце и его форма. Облака и их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет и красота). Гранит, кремень, известняк.
Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различия по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Что это за листья? Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его назначение и части. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правило перехода улицы. Что вокруг нас может быть опасным?
Планета Земля её форма. Глобус-модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомства с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство со строением пера птицы.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода. И куда уходит? Пресная и солёная вода. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мёд и др. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Презентация проекта «Моя семья»
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; рассматривание морской соли; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями; изготовление кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»
Перелётные птицы. Где они зимуют и как учёные узнали об этом. Когда придёт суббота. Когда наступит лето?
Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные прошлого.
Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где живут птицы? Когда появилась одежда?
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир будущего. Зависит ли это от тебя. Проверим себя и оценим свои достижения.
Практические работы: определение места расположения Северного Ледовитого океана и Антарктиды; определение на глобусе экватора и жарких стран Земли.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо.
Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мой домашний питомец». Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины.
Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нам нужен телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь.
Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железные дороги. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судов. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос.
Искусственные спутники Земли, их назначение.
Проверим себя и оценим свои достижения.
Практическая работа: исследование возникновения и распространения звуков; простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытьё рук и др.).
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Используемые организационные формы обучения | Количество часов |
проверочные работы | практические работы | экскурсии | проекты |
I. | Введение | - | - | - | | 1 |
II. | Что и кто? | 1 | 8 | - | 1 | 20 |
III. | Как, откуда и куда? | 1 | 9 | - | 1 | 12 |
IV. | Где и когда? | 1 | 2 | - | 1 | 11 |
V. | Почему и зачем? | 1 | 3 | - | 1 | 22 |
Итого | 4 | 22 | 0 | 4 | 66 |
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
по плану | фактически |
Вводный урок (1 час) |
1. | Задавайте вопросы! (с. 3-8, р.т. с. 3) Тест с. 3 | 1 | Обучающиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы; - вступать в учебный диалог; - пользоваться условными обозначениями учебника; - различать способы и средства познания окружающего мира; - оценивать результаты своей работы на уроке. | | |
Раздел «Что и кто?» (20 ч) |
2. | Что такое Родина? (с. 10-11, р.т. с. 4) | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; - сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; | | |
3. | Что мы знаем о народах России? (с. 12-13, р.т. с. 5-6) Тест с. 4 | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; - работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках. | | |
4 | Что мы знаем о Москве? (с. 14-15, р.т. с. 7) Тест с. 5 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; - узнавать достопримечательности столицы; | | |
5. | Проект «Моя малая Родина» (с. 16-17, р.т. с. 8-9) | 1 | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | | |
6. | Что у нас над головой? (с. 18-19, р.т. с. 10) Тест с. 6 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - моделировать форму Солнца; - работать в паре: моделировать форму созвездий; - работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
7 | Что у нас под ногами? (с. 20-21, р.т. с. 10-11) Практическая работа №1 «Определение видов камней» Тест с. 7 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; - практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; - различать гранит, кремень, известняк; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. | | |
8. | Что общего у разных растений? (с. 22-23, р.т. с. 12-13) Практическая работа №2 «Определение частей растений» Тест с. 8 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть. | | |
9. | Что растёт на подоконнике? (с. 24-25, р.т. с. 13-14) Практическая работа №3 «Определение комнатных растений» Тест с. 9 | 1 | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; - практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; - различать изученные растения; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку; - приводить примеры комнатных растений; - рассказывать об особенностях любимого растения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
10. | Что растёт на клумбе? (с. 26-27, р.т. с. 15-16) Практическая работа № 4 «Определение растений цветника» Тест с. 10 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; - практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; - оценивать свои достижения на уроке. | | |
11. | Что это за листья? (с. 28-29, р.т. с. 16-18) Практическая работа №5 «Определение видов деревьев по листьям». Тест с. 11 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; - узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; - сравнивать и группировать листья по различным признакам; - практическая работа в группе: определять деревья по листьям; - описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
12. | Что такое хвоинки? (с. 30-31) р.т. с. 19-21) Практическая работа № 6 «Определение деревьев по листьям» Тест с. 12 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - различать лиственные и хвойные деревья; - практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; - сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
13. | Кто такие насекомые? (с. 32-33, р.т. с. 22-23) Тест с. 13 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; - работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых. | | |
14. | Кто такие рыбы? (с. 34-35, р.т. с. 24) Тест с. 14 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; - работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку. | | |
15. | Кто такие птицы? (с. 36-37, р.т. с. 25-26) Практическая работа № 7 «Изучение строения пера» Тест с. 15 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - практическая работа: исследовать строение пера птицы; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
16. | Кто такие звери? (с. 38-39, р.т. с. 27-28) Тест с. 16 Практическая работа № 8 «Изучение строения шерсти животных» | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; - работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; - устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
17. | Что окружает нас дома? (с.42-43, р.т. с. 29-30). Тест с. 17 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать назначение бытовых предметов; - находить на рисунке предметы определённых групп; - работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; - приводить примеры предметов разных групп; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
18. | Что умеет компьютер? (с.44-45, р.т. с. 31) Тест с. 18 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять составные части компьютера; - характеризовать назначение частей компьютера; - сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; - работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; - моделировать устройство компьютера; - соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
19. | Что вокруг нас может быть опасным? (с.46-47, р.т. с. 32-33) Тест с. 19 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; - характеризовать опасность бытовых предметов; - работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; - моделировать устройство светофора. | | |
20. | На что похожа наша планета? (с.48-49, р.т. с. 33).Тест с. 20 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; - работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; - моделировать форму Земли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». (с.50-54, р.т. с.34) | 1 | - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления обучающихся; - оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. | | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) |
22. | Как живёт семья? Проект «Моя семья». (с.56-59, р.т. с. 35-37) Тест с. 21 | 1 | - Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; - называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; - рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; - оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; - интервьюировать членов семьи; - оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; - составлять экспозицию выставки; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | | |
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (с.60-61, р.т. с. 38-40) Практическая работа № 9 «Очистка загрязнённой воды» Тест с. 22 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды; - обсуждать необходимость экономии воды; - выяснять опасность употребления загрязнённой воды; - практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? (с.62-63, р.т. с. 40-41) Практическая работа № 10 «Сборка электрической цепи» Тест с. 23 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; - запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; - анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; - практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
25. | Как путешествует письмо? (с.64-65, р.т. с.42-43) Тест с. 24 | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; - работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; - различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
26. | Куда текут реки? (с.66-67, р.т. с. 43-45) Практическая работа № 11 «Рассматривание морской соли» Тест с. 25 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; - сравнивать реку и море; - различать пресную и морскую воду; - практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
27. | Откуда берутся снег и лёд? (с.68-69, р.т. с. 45-47) Практическая работа № 12 «Изучение свойства снега и льда» Тест с. 26 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; - наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
28. | Как живут растения? (с.70-71, р.т. с. 48-49) Практическая работа № 13 «Уход за комнатными растениями» Тест с. 27 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; - прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; - формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
29. | Как живут животные? (с.72-73, р.т. с. 50-51). Тест с. 28 Практическая работа № 14 «Уход за животными» | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке. | | |
30. | Как зимой помочь птицам? (с.74-75, р.т. с. 52-54) Практическая работа № 15 «Изготовление кормушки для птиц». Тест с. 29 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? (с.78-79, р.т. с. 54-55) Практическая работа № 16 «Сортировка мусора» Тест с. 30 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
32. | Откуда в снежках грязь? (с.80-81, р.т. с. 56-57) Практическая работа № 17 «Исследование снега и снеговой воды» Тест с. 31 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». (с.82-87, р.т. с. 58) | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. | | |
Раздел «Где и когда?» (11 ч) |
34. | Когда учиться интересно? (с.4-5, р.т. с. 3) Тест с. 32 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; - работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; - рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
35. | Проект «Мой класс и моя школа» (с.6-7, р.т. с. 4-5) | 1 | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | | |
36. | Когда придёт суббота? (с. 8-9, р.т. с. 6-8) Тест с. 33 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
37. | Когда наступит лето? (с.10-11, р.т. с. 9-10) Тест с. 34 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; - называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; - оценивать свои достижения на уроке. | | |
38. | Где живут белые медведи? (с.12-13, р.т. с. 11-12) Практическая работа № 18 «Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды» Тест с. 35 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
39. | Где живут слоны? (с.14-15, р.т. с. 12-13) Практическая работа № 19 «Определение экватора» Тест с. 36 | 1 | - Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; - работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; - приводить примеры животных жарких районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
40. | Где зимуют птицы? (с.16-17, р.т. с. 14-15) Тест с. 37 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек. | | |
41. | Когда появилась одежда? (с.20-21, р.т. с. 15-16) Тест с. 38 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; - отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; - работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; - работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
42. | Когда изобрели велосипед? (с.22-23, р.т. с. 17-18) Тест с. 39 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать старинные и современные велосипеды; - работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; - обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; - запомнить правила безопасной езды на велосипеде; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
43. | Когда мы станем взрослыми? (с.24-25, р.т. с. 18-19) Тест с. 40 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; - определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; | | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» (с.26-30, р.т. с. 20) | 1 | - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. | | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) |
45. | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? (с.32-33, р.т. с. 21-22) Тест с. 41 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; - использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; - работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
46. | Почему Луна бывает разной? (с.34-35, р.т. с.22-23) Тест с. 42 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделировать из пластилина форму Луны; - рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; - работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
47. | Почему идёт дождь и дует ветер? (с.36-37, р.т. с.23-24) Тест с. 43 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за дождями и ветром; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
48. | Почему звенит звонок? (с.38-39, р.т. с. 25-26) Практическая работа № 20 «Исследование возникновения и распространения звука» Тест с. 44 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; - практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; - обсуждать, почему и как следует беречь уши; - высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
49. | Почему радуга разноцветная? (с.40-41, р.т. с.26-27) Тест с. 45 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку. | | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? (с.42-43, р.т. с.27) Практическая работа № 21 «Рассматривание предметов ухода за кошкой и собакой» Тест с. 46 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); - обсуждать наше отношение к домашним питомцам; - рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; - практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; - участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
51. | Проект «Мои домашние питомцы» (с.44-45, р.т. с.28-29) | 1 | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий. | | |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (с.46-47, р.т. с.30-33) Тест с. 47 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; - рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (с.48-49, р.т. с.34) Тест с. 48 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; - объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; - работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; - оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; - формулировать правила поведения в природе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
54. | Зачем мы спим ночью? (с.52-53, р.т. с.35) Тест с. 49 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; - работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки. | | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? (с.54-55, р.т. с.36-38) Тест с. 50 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; - работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок. | | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (с.56-57, р.т. с.38-39) Практическая работа № 22 «Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук» Тест с. 51 | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; - отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; - рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; - практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; - запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; - формулировать основные правила гигиены; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? (с. 58-59, р.т. с.39-40) Тест с. 52 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать средства связи и средства массовой информации; - рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; - объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; - работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); - обсуждать назначение Интернета. | | |
58. | Зачем нужны автомобили? (с.60-61, р.т. с.41) Тест с. 53 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; - использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | | |
59. | Зачем нужны поезда? (с.62-63, р.т. с.42-43) Тест с. 54 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения | | |
60. | Зачем строят корабли? (с.64-65, р.т. с.44-45) Тест с. 55 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать корабли в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | | |
61. | Зачем строят самолёты? (с.66-67, р.т. с. 46) Тест с. 56 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, | | |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (с.68-69, р.т. с.47) Тест с. 57 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обобщать сведения о транспорте;- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае. | | |
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (с.70-71, р.т. с.48-49) Тест с. 58 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | | |
64. | Зачем люди осваивают космос? (с.72-73, р.т. с.50-51) Тест с. 59 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; - работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; - моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; - отвечать на итоговые вопросы. | | |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? (с.74-75, р.т. с.52-53) Тест с. 60 | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить в тексте учебника ответы на вопросы; - приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; - участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; - отвечать на итоговые вопросы. | | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» (с.76-83, р.т. с.54) | 1 | - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. | | |
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам / неуспехам.
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной после последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами.