СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 имени кавалера ордена красной звезды сергея николаевича малика и кавалера ордена мужества андрея николаевича ливеровского г. Славянска-на-Кубани

Муниципального образования Славянский район




УТВЕРЖДЕНО


решение педсовета протокол № 1

30 августа 2019 года

Председатель педсовета

______________ Шутенко И.В.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективному курсу по обществознанию

Избирательное право



Класс: 9


Количество часов:

по рабочей программе –0,5час (17 часов в год,)


Уровень: базовый


Учитель: Половцева А.Н..


Программа разработана на основе сборника элективных курсов основного общего образования по обществознанию (Сборник программы элективного курса «Основы избирательного права: 9-11 классы» / авторы Е.А. Михайлевская, А.В. Косенко)







Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы избирательного права» для 9 класса
создана на основе программы элективного курса «Основы избирательного права: 9-11 классы» / авторы Е.А. Михайлевская, А.В. Косенко (ipkps.bsu.edu.ru / source / metod_sluzvahistory / izbir2_elek_2013.pdf)

Общая характеристика учебного предмета
Право как учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.

Цели обучения
Изучение избирательного права в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале,
эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения
обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий
с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной
реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Место предмета «Основы избирательного права» в базисном учебном
плане
Элективный курс «Основы избирательного права» в IX классе в соответствии с учебным планом рассчитан на 17 учебных часов (0,5 часа в неделю). В 9 классе курс «Избирательное право» рассчитан на 17 часов (0,5 часа)
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета « Избирательное право» на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: личностные

У обучающихся будет сформированы:

-гражданская позиция ученика как активного и ответственного члена общества; освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности правам и Демократическим ценностям, закрепленным в конституции рф;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия; мировоззрение соответствующее современному уровню науки и общественной практики, понимание важности разнообразия собственной деятельности

Достижения собственного личностного роста;

- осознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- освоение основ саморазвития, готовности и способности к деятельности (самостоятельной, творческой, проектной - исследовательской ,коммуникативной);

- умений применять правоведческие знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном пространстве;

-осмысления сознательного отношения к непрерывному образованию;

Формирование правовой культуры в современном информационном пространстве

Предметные

Обучающиеся научатся:

-владеть базовым понятийным аппаратом правоведческих наук;

- анализировать источники права, работать с документами

-использовать компьютерные технологии для передачи информации, презентации

Результатов познавательной и практической деятельности;

Обучающиеся получат возможности научиться

- раскрывать смысл понятий и конкретизировать их примерами:

- работать с письменными, источниками, нормативно правовыми документами, понимать и интерпретировать материал

-представлять результаты своей учебной деятельности в различных формах (эссе, развернутых планах, таблицах);

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- сознательно организовывать и регулировать свою учебную и познавательную деятельность;

-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план исследовательских действий;

-осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания:

-вносить необходимые коррективы в способ действия как в конце действия, так и по способу реализации;

- знать в чем состоит преимущество нормативного акта ,чем определяется юридическая сила нормативного акта

Обучающиеся получат возможность научиться;

- планировать и организовывать свою учебную деятельность в соответствии с задачами изучения права;

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы;

- владеть навыками познавательной рефлексии;

-оценивать свою работу на уроке собственные возможности и результаты;

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и ресурсов сети Интернет.

- проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и справочной литературе, обрабатывать информацию в соответствии с темой и познавательными заданиями

-давать характеристику основных источников права ,иерархии законов Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах ( эссе, сообщения, схемы ,таблицы презентации, проекты);

-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать ,самостоятельно выбирая основания и критерии для классификации;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения ,подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

Обучающиеся получат возможность научиться

-применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий, используя, справочные материалы электронного учебника;

- владеть языковыми средствами, ясно и логично и точно излагать свою точку зрения;

-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- работать в группе, слушать партнеров, формулировать и аргументировать свое мнение

- корректно отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству с учениками;

Тема

Авторская программа

Рабочая программа

Вводные занятия

2

2

Раздел 1. Общие вопросы избирательного права

3

3

Раздел 2. Стадии избирательного процесса

7

7

Раздел 3. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права»

3

3

Зачетные занятия

2

2



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ

Вводные занятия (2 часа)

Знакомство учащихся со структурой кружковой деятельности, литературой по теме. Определение тем опережающих творческих заданий. Основные страницы развития избирательного права в России. Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси. Зе́мский Собо́р на Руси с середины XVI до конца XVII века - собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Городская дума - распорядительный орган городского управления в России. Государственная дума как представительное учреждение введена согласно Манифесту Императора Николая Второго. Учредительное собрание - представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России в 1917 году. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» - важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. «Сталинская» Конституция 1936 года.

Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (3 часа)

Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя в России. Отраслевая принадлежность норм избирательного права. Система избирательного права. Источники избирательного права, их иерархия.

Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав - избирательный ценз.

Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Раздел 2. Стадии избирательного процесса (7 часов)

Назначение выборов. Инициатива проведения и назначение референдума. Субъекты принятия решений. Сроки принятия решений. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ. Избирательная комиссия, организующая выборы. Составление списков избирателей, участников референдума.

Образование избирательных округов, округа референдума. Требования к образованию избирательных округов. Образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий. Требования к образованию избирательных участков; органы, формирующие участковые избирательные комиссии; требования к формированию участковых избирательных комиссий (новый порядок образования избирательных округов, избирательных участков и формирования участковых избирательных комиссий на 10 и 5 лет соответственно).

Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов.

Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением.

Выдвижение федеральных списков кандидатов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Регистрация федерального списка кандидатов политической партии; основания для отказа регистрации федерального списка кандидатов политической партии.

Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Губернатора. Выборы Губернатора Белгородской области.

Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, количество подписей, необходимых для регистрации, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата на должность Президента РФ.

Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.

Голосование. Избирательный бюллетень: утверждение формы, текста и количества изготовления бюллетеней, защита от подделки, процедура передачи в нижестоящие избирательные комиссии. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Требования к помещению для голосования. Время начала и окончания голосования. Голосование в помещении для голосования. Голосование по открепительным удостоверениям. Голосование вне помещения для голосования.

Подсчет голосов избирателей (участников референдума) и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов (референдума): признание результатов выборов действительными, признание выборов (референдума) состоявшимися; признание результатов выборов недействительными; признание выборов (референдума) несостоявшимися. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов (референдума).

Раздел 3. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа)

Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.

Зачетные занятия (2 часа)

Итоговое тестирование. Организация обобщающих турниров, викторин. Подведение итогов работы учащихся в рамках кружковой деятельности за учебный год: активность на занятиях, участие в школьных, муниципальных, областных олимпиадах и конкурсах по избирательному праву, результаты итогового тестирования и др.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса «Основы избирательного права» ученик
IX класса должен
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы;
• общие правила применения права;
• содержание прав и свобод человека;
• понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты
прав человека;
• основные юридические профессии;
• закон РФ о выборах и правах избирателя;
уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства;
основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;
механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России;
принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя,
супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным
правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры,
адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского
оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданскоправовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов
различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а
также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п



ТЕМА ЗАНЯТИЯ


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ


Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Вводные занятия (2 часа)

1

Вводное занятие «Что надо знать о выборах?»

- знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением;

- распределение опережающих творческих заданий (рефератов, докладов, презентаций и т.п.)

Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценности курса

Определять социальные факторы и конкретизировать их примерами.



2

Основные страницы развития избирательного права в России.

- Вече - как элемент выборных органов власти;

- Выборные институты (Земские Соборы, Городские Думы, Избирательное Собрание, Городская Дума);

- Выборы в Учредительное Собрание (избирательные комиссии);

- «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;

-Конституция 1936 г.

Познакомиться с основными принципами развития избирательного права

Раскрывать на конкретных примерах институтытправа

Определять избирательные коммиссии конкретизировать на конституции РФ

Характеризовать и иллюстрировать декларацию. Приводить примеры межличностных отношений. Оценивать собственные отношения


Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (3 часа)

3

Понятие, система и источники избирательного права

- законы и подзаконные акты;

- отраслевая принадлежность избирательного права;

- предмет избирательного права.


Познакомиться с новыми понятиями, система и источники.

Раскрывать отраслевую принадлежность избирательного права.

Определять источники избирательного права конкретизировать их примерами конституции рф.

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные законы конституции рф


4


Принципы избирательного права

- избирательный ценз;

- всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме;

- равное избирательное право;

- прямое избирательное право;

- тайное голосование;

- обязательность и периодичность выборов;

- независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум;

- открытость и гласность;

- свободное и добровольное участие в выборах.

Характеризовать принципы избирательного права.

Приводить примеры избирательного права.

Конкретизировать примерами принципы избирательного права.

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,

5



Избирательная система

- понятие и основные типы избирательной системы

-методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ

- применение смешанной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы (проект Федерального закона)

- Выполнять составление сравнительной таблицы;

-решение практических задач.

- Приводить анализ изученых статистических данных: Определять результаты выборов в Государственную Думу

ФС РФ (последнего созыва).

Раздел 2. Стадии избирательного процесса (7часов)

6

Назначение выборов и референдума

- назначение выборов в РФ;

- инициатива проведения и назначение референдума;

- реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ;

- реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ;

- образование избирательных округов, округа референдума;

- образование избирательных участков;

- формирование участковых избирательных комиссий;

(новый порядок образования избирательных округов, избирательных участков и формирования участковых избирательных комиссий на 10 и 5 лет соответственно)

Раскрывать роль Конституции Российской Федерации в жизни общества.

Давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации.

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

7

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ

- общие положения о выдвижении кандидатов;

- выдвижение федерального списка кандидатов политической партии.

- Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права.

Различать правовые стороны социальных ситуаций.

Объяснять общие положения о выдвижении кандидатов Анализировать несложные практические ситуации,

8

Выдвижение и регистрация кандидатов

- общие положения о выдвижении кандидатов;

-сбор подписей и регистрация

-результаты последних выборов в Государственную Думу Р.Ф.

-Анализировать источники СМИ

Раскрывать общие положения о выдвижении кандидатов

Называть и результаты последних выборов в Государственную Думу Р.Ф.Объяснять как происходит выдвижение и регистрация кандидатов Гос Думу

9

Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента РФ

- самовыдвижение кандидата;

- выдвижение кандидата политической партией;

- основания для отказа регистрации кандидата;

- регистрация кандидата на пост Президента РФ.

- Анализировать источники СМИ

Раскрывать общие положения о выдвижении кандидатов в президенты

Называть и результаты последних выборов в в президенты Р.Ф.Объяснять как происходит выдвижение и регистрация кандидатов в президенты

10

Агитация

- агитационный период;

- предвыборная агитация;

- требования избирательного законодательства к предвыборной агитации.


Раскрывать - требования избирательного законодательства к предвыборной агитации.

Различать и сопоставлять - требования избирательного законодательства к предвыборной агитации.

Конкретизировать принципы правового государства

11

Голосование

- помещения для голосования;

- информационные стенды участковых избирательных комиссий;

- бюллетень для голосования;

- время начала и окончания голосования;

- голосование в помещении для голосования;

- голосование вне помещения для голосования;

- голосование по открепительным удостоверениям.

- Раскрывать - время начала и окончания голосования предвыборной агитации.

Различать и сопоставлять голосование в помещении для голосования;

- голосование вне помещения для голосования;

- голосование по открепительным удостоверениям..

Конкретизировать информационные стенды участковых избирательных комиссий

12

Подсчет голосов и установление результатов голосования

- сортировка избирательных бюллетеней;

- подсчет голосов избирателей;

- составление протокола

Об итогах голосования участковой избирательной комиссией;

- обработка итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов;

-порядок определения результатов выборов;

- обнародование результатов выборов.

Анализировать источники итоги голосования участковой избирательной комиссией;

Раскрывать порядок определения результатов выборов

Объяснять как происходит сортировка избирательных бюллетеней;

- подсчет голосов избирателей

Раздел 3 Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа)


13

Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права

- субъекты конституционно-правовой ответственности

- отмена решения о результатах выборов или референдума

Раскрывать - субъекты конституционно-правовой ответственности

Различать и сопоставлять объектов правонарушения;

- субъекты правонарушений;

- виды административных правонарушений...

Конкретизировать преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов;

- состав преступления

14

Административная ответственность за нарушение норм избирательного права

- классификация объектов правонарушения;

- субъекты правонарушений;

- виды административных правонарушений.

15

Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права

- преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов;

- состав преступления.



Зачетные занятия (2 часа)

16




Итоговое тестирование

анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов
различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а
также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью

17

Организация олимпиады по основам избирательного законодательства.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учащихся
Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» /
А.В. Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. – 64с.
Основы избирательного права РФ: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Ершов.– М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 192с.
Литература для учителя
Конституция РФ (12.12.1993)
Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 21 июня 2001 года «О политических партиях» (в действующей
редакции).
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан Российской Федерации» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (в действующей редакции).
Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ «Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в действующей редакции).
Федеральный конституционный закон от 2 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме
Российской Федерации» (в действующей редакции).
Интернет – ресурсы
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП): Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru
- Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
- Единое окно доступа к ОР window.edu.ru
Техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение кабинетов:
- персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет; проектор; экран; акустические колонки; принтер.
2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной программой по обществознанию.

3. Список используемой учебно-методической литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993

2. Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в РФ»от28.08.1995

3. ФЗРФ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»от9.06.99

4.Баглай М.В. Конституционное право РФ Изд. Норма-Инфра-М, М.,1998

5. Методическое пособие для учителя по элективному курсу «Избирательному праву»для учащихся 10-11 классов

6. Материалы для учащихся 10-11 классов, изучающих элективный курс « Избирательное право»




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

учителей истории и обществознания

от 29.08.2019№ 1

________________ Ковалева Н.И.


Согласовано

Замдиректора по УВР


Куликов Р.В.

30августа 2019 года