ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЙКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
____________ О.С.Шишкина
«____» __________ 20__ г.
РАССМОТРЕНО
методической комиссией
Протокол №____________
«____ » __________ 20__г.
Председатель ___________
Лысечко Н.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
предметная область
«Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности»
по специальности среднего профессионального образования
технического профиля
09.01.03 мастер по цифровой обработке
2015г.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций.
Составитель:
преподаватель ОГБПОУ ТМК __________________ О.Н.Хворостухина
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Общая характеристика учебной дисциплины | 5 |
3. | Место учебной дисциплины в учебном плане | 5 |
4. | Результаты освоения учебной дисциплины - личностные, метапредметные и предметные | 6 |
5. | Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины | 7 |
6. | Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий | 10 |
7. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины | 11 |
8. | Рекомендуемая литература: для обучающихся, преподавателей, интернет-ресурсы | 11 |
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
Программа учебной дисциплины «Экология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов сред-него звена (ППКРС, ППССЗ).
Общая характеристика учебной дисциплины
Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы и, в частности, человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнонаучной дисциплины и превращает её в комплексную социальную дисциплину.
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации в любой будущей профессиональной деятельности.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие системы «природа» с системой «общество», прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественнонаучные и гуманитарные аспекты.
В ОГБПОУ ТМК учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем, изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемой специальности СПО 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся не только целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО ППКРС по профессии 09.01.03 мастер по цифровой обработке
с получением среднего общего образования.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане ППКРС по профессии 09.01.03 мастер по цифровой обработке
место учебной дисциплины «Экология» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО ППКРС по профессии 09.01.03 мастер по цифровой обработке
технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 54 часа, из них аудиторная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – 18 часов.
Результаты освоения учебной дисциплины - личностные, метапредметные и предметные
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
5. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельные работы, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | | |
Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 1 | |
Раздел 1 Экология как научная дисциплина | | |
Общая экология | Содержание учебного материала | 6+5 | |
Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. | 1 | |
Социальная экология | Содержание учебного материала | | |
Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды». | 1 | |
Прикладная экология | Содержание учебного материала | | |
Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. | 2 | |
Демонстрации: Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. | | |
Практическое занятие Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: рефераты :Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. составление таблицы: Возобновимые и невозобновимые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. презентации: Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов. | 5 | |
Раздел 2 Среда обитания человека и экологическая безопасность | 8+5 | |
Среда обитания человека | Содержание учебного материала | | |
Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. | 1 | |
Городская среда | Содержание учебного материала | | |
Городская квартира и требования к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства. | 2 | |
Сельская среда | Содержание учебного материала | | |
Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | 2 | |
Демонстрация Схема агроэкосистемы | 1 | |
Практическое занятие Описание жилища человека как искусственной экосистемы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся рефераты: Основные экологические приоритеты современного мира. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем. составление сводной таблицы: Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну проблему. | 5 | |
Раздел 3 Концепция устойчивого развития | 9+5 | |
Возникновение концепции устойчивого развития | Содержание учебного материала | | |
Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | 2 | |
«Устойчивость и развитие» | Содержание учебного материала | | |
Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экологические след и индекс человеческого развития. | 2 | |
Демонстрации: Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след. | 2 | |
Практические занятия: Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | 3 | |
Самостоятельная работа обучающегося: рефераты: Популяция как экологическая единица. Причины возникновения экологических проблем в городе. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. презентации: Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России). Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России. Система контроля экологической безопасности в России. Система контроля экологической безопасности в России. | 5 | |
Раздел 4 Охрана природы | 10+3 | |
Природоохранная деятельность | Содержание учебного материала | | |
Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. | 2 | |
Природные ресурсы и их охрана | Содержание учебного материала | | |
Природнотерриториальные аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов). | 2 | |
Демонстрации: Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России. | 2 | |
Практические занятия: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Среда обитания и среды жизни: сходства и различия. Структура экологической системы. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития. Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости. | 3 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне
учебных действий
| Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Познакомиться с объектом изучения экологии. Определить роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Показать значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. |
ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА |
Общая экология | Уметь выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получить представления о популяции, экосистеме, биосфере. |
Социальная экология | Познакомиться с предметом изучения социальной экологии. Уметь выделять основные черты среды, окружающей человека. |
Прикладная экология | Уметь выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. |
СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ |
Среда обитания человека | Овладеть знаниями об особенностях среды обитания человека и её основных компонентов. Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорта» среды обитания человека, получаемых из разных источников, включая рекламу Знать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. |
Городская среда | Познакомиться с характеристиками городской квартиры как основного экотипа современного человека. Уметь определять экологические параметры современного человеческого жилища Знать экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и не-жилых помещений, автомобильных дорог в условиях города. | |
Сельская среда | Знать основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности. |
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ |
Возникновение концепции устойчивого развития | Знать основные положения концепции устойчивого развития и причины её возникновения. Уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие» |
Устойчивость и развитие | Знать основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Уметь различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Уметь вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде. |
ОХРАНА ПРИРОДЫ |
Природоохранная деятельность | Знать историю охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране природы. Уметь определять состояние экологической ситуации своей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. |
Природные ресурсы и их охрана | Уметь пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением для оценки состояния окружающей среды и потребности её в охране. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в ОГБПОУ ТМК, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитар-но-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видео-материалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
информационно-коммуникационные средства;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты и др.)
Рекомендуемая литература: для обучающихся, преподавателей,
интернет-ресурсы
Для студентов
Валова В.Д. Экология. – М.: 2012
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: 2012
Основы экологического мониторинга. – Краснодар, 2012
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М.: 2013
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д, 2010
Экология Москвы и устойчивое развитие / Под ред Г.А. Ягодина. – М.: 2011
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 16
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: 2011
Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: 2011
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. – М.: 2012
Интернет-ресурсы
http://ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов
http://www.ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения
http://www.ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России