1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основании:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии,
-примерной программы начального общего образования по музыке,
- авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, - М.: Просвещение, 2018г.
Описание места в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2020-2021уч. г. на изучение музыки во 2 классе отводится 34 часов годовых (1 час в неделю).
Внесённые изменения.
В авторскую программу изменения и дополнения не внесены.
3. Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование раздела и темы | Всего часов |
1 | Россия-Родина моя. Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. | 3 |
2. | День, полный событий. Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы. Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Обобщающий урок | 6 |
3. | «О России петь – что стремиться в храм». Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. Обобщающий урок | 7 |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. | 4 |
5. | В музыкальном театре. Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Обобщающий урок | 6 |
6. | В концертном зале. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. | 3 |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Природа и музыка. «Печаль моя светла». Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий урок Заключительный урок – концерт. | 5 |
| Итого: | 34 |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема раздела: «Россия – Родина моя» 3 ч
Мелодия.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Гимн России.
Тема раздела: «День, полный событий» 6 ч
Музыкальные инструменты (фортепиано).
Природа и музыка. Прогулка.
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши. Звучащие картины.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» 5 ч
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Святые земли русской. Князь Александр Невский.
Сергий Радонежский.
Молитва.
С Рождеством Христовым!
Музыка на Новогоднем празднике.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Проводы зимы. Встреча весны.
Тема раздела: «В музыкальном театре» 5 ч
Сказка будет впереди.
Детский музыкальный театр. Опера. Балет.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал.
Тема раздела: «В концертном зале » 5 ч.
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 6 ч.
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Все в движении. Попутная песня.
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда
Природа и музыка. «Печаль моя светла».
Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев).
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока (раздел) | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
План. | Факт. |
Раздел 1:Россия – Родина моя (3ч) |
1 | | | Мелодия. | | Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
2 | | | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Бояркин Н.И. Вечкемамастор (Родные просторы) | |
3 | | | Гимн России. Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии | |
| | | | |
Раздел 2: День, полный событий (6ч) |
4 | | | Музыкальные инструменты (фортепиано) | | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьныхпраздниках. |
5 | | | Природа и музыка. Прогулка. | |
6 | | | Танцы, танцы, танцы… Путушкин А. Мордовский танец | |
7 | | | Эти разные марши. Звучащие картины. | |
8 | | | Расскажи сказку. Г.Г. Сураев-Королев – детям. | |
9 | | | Колыбельные. Мама. Обобщение. | |
Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (5ч) |
10 | | | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлятьсредства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабочей тетради/ |
11 | | | Святые земли русской. Князь Александр Невский. | |
12 | | | Сергий Радонежский | |
13 | | | Жанр молитвы. | |
14 | | | С Рождеством Христовым! Обобщение. Бояркин Н.И. Роштувакудоньтейтерть (Девушки рождественского дома) | |
Раздел 4:«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч) |
15 | | | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | | Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических.пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.Выявлятьособенности традиционных праздников народов России.Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.Создаватьмузыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образное отечественного музыкального фольклора.Использоватьполученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.Интонационно осмысленно исполнятьрусские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. |
16 | | | Разыграй песню. | |
17 | | | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Умарина (Яблонька). Исп. М.Антонова | |
18 | | | Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны. Вдовин Г.Г. Весна в Мордовии, (м) Ай, каляда, каляда! | |
Раздел 5: В музыкальном театре (5ч) |
19 | | | Сказка будет впереди. | | Эмоционально откликаться и выражатьсвое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лип опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказыватьсюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. |
20 | | | Детский музыкальный театр: опера, балет.Кошелева Н.В. Стиренькштимат. Хоровод подружек. Киштемат – морсемат | |
21 | | | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | |
22 | | | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | |
23 | | | «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. | |
Раздел 6: В концертном зале (5ч) |
24 | | | Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк») | | Узнаватьтембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Пониматьсмысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлятьвыразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотноситьхарактер звучащей музыки с ее нотной записью. Передаватьсвои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради. |
25 | | | Симфоническая сказка (обобщение). | |
26 | | | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | |
4 четверть(8 часов). |
27 | | | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40 | |
28 | | | Увертюра. | |
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6ч) |
29 | | | Волшебный цветик – семицветик. И все это – Бах! | | Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками. |
30 | | | Все в движении. Попутная песня. | |
31 | | | Музыка учит людей понимать друг друга. | |
32 | | | «Два лада». Природа и музыка. | |
33 | | | Первый международный конкурс П.И.Чайковского | |
34 | | | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? (обобщение) Муз и ст. Терханова С. Про кошечку Мурку и зарядку | |
5. Планируемые результаты
У учащихся 2 класса будут сформированы:
• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• эмоционально ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• эмоционально ценностного отношения к Государственному гимну России;
• понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;
• положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;
• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
• эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
Учащиеся 2 класса научатся:
• называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);
• различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);
• определять куплетную форму и вариации;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
• исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосные вокальные произведения с сопровождением;
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);
• узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;
• слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• самостоятельно выполнять упражнения арт-терапии;
• сочинять небольшие мелодии;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
Учащиеся 2 класса научатся:
• понимать цель выполняемых действий;
• понимать важность планирования работы;
• выполнять музыкально творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную музыкально творческую деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую,сочинительскую);
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально творческих проектов.
Учащиеся 2 класса научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно образном содержании музыки;
• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
• группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря;
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);
• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского Корсакова;
• читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.
Учащиеся 2 класса научатся:
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;
• выражать эмоционально ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
Учащиеся получат возможность научиться:
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально выразительным средствам;
• слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
• выражать эмоционально ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.